Мардонги

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мардонги
Жанр рассказ
Автор Виктор Пелевин
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1991

«Мардонги» — философско-сатирическая псевдорецензия российского писателя Виктора Пелевина.

Эпиграф к рассказу: «Слух обо мне пройдет, как вонь от трупа» отсылает читателя к сборнику Бодлера «Цветы зла».

Содержание

Действие рассказа происходит в 1990-е годы, когда некто Антонов изобретает новую секту. В секте создаётся своеобразный культ смерти, вся жизнь, называемая в секте «первосмертие», рассматривается как подготовка к смерти — «утрупнению». В секте развиты духовные практики, в частности распевание мантры «Пушкин пушкински велик». Образ поэта играет большую роль в секте антоновцев. Другая практика — изучение древней русской культуры. Так, матрёшка становится якобы системой вложенных мертвецов.

После «самореализации» (в обычном языке — смерти) Антонова его «мардонг», то есть труп, превращённый в статую, становится местом паломничества сектантов.

Всё это трупопоклонение ставится под сомнение последней фразой рассказа: «С шоссе открывается удивительный вид».

Особенности

Тема смерти является центральной, организующей и в «Мардонгах»[1]. Цель для Пелевина в «Мардонгах» показать чистое отражение воззрений секты, её теоретических трудов и главного деятеля — Антонова, именем которого была она названа, атрибутов членов этого движения и т. п. Исследователи отмечают, что форма рассказа походила на форму реферата[1].

В рассказе используются антитезы, которые ткут метатекстовое единство в этих двух рассказах, является антитеза «вечное — временное». Реализуется эта антитеза через ряд образных противопоставлений: Антонов — генерал Крушин; дорога, возле которой установлен мардонг Антонова, — дороги, на которых устанавливали некромодули; мардонги —[1] некромодули, причѐм к первой части антитезы относится понятие вечности, а ко второй части антитезы — понятие конкретного времени, конкретной эпохи — и в конечном счёте — временного.

По замечанию к.фил.н. Е. Н. Вагнер в диссертации[2], анализирующей мифы и упоминания А. С. Пушкина, рассказ написан в стиле борхесовских литературно-исследовательских новелл. По мнению О. В. Богдановой[3], пелевинский постмодернизм имеет предшественником «Пушкинский дом» А. Битова. Вагнер отмечает также сходство понятия «мардонг» с культом Ленина.

Публикация

Рассказ впервые опубликован в составе первого авторского сборника Пелевина «Синий фонарь» (1991).

Ссылки

  • «Мардонги» на сайте творчества Виктора Пелевина (произведение обозначено рассказом)

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Рассказы В. Пелевина «мардонги» и «некромент»: идейные и формальные особенности метатекстового объединения. articlekz.com. Дата обращения: 10 февраля 2021. Архивировано 15 апреля 2021 года.
  2. Вагнер, Е. Н. Национальные культурные мифы в литературе русского постмодернизма. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. //Глава 3.7. Памятник Пушкину в творчестве В. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Мардонги»). Режим доступа: https://www.irlc.msu.ru/irlc_projects/library/file.php/e78bf0f790bd1cb8b259f08f4cd75ca4.pdf. — стр. 166. — Барнаул: ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет». — 2007.
  3. Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы 20 века — начало 21 века). — СПб. — 2004. — 716 с. — стр. 302.