Некромент
Некромент | |
---|---|
Жанр | рассказ |
Автор | Виктор Пелевин |
Язык оригинала | русский |
Дата первой публикации | 2008 |
Издательство | Эксмо |
«Некромент» — сатирический рассказ современного российского писателя Виктора Пелевина. Появился в печати в 2008 году в составе сборника «П5: прощальные песни политических пигмеев пиндостана».
Содержание
Рассказ построен как журналистское расследование. При этом разговорные формы и жаргонизмы материала позволяют отнести его к публикации «жёлтой прессы»[1].
Главный герой рассказа,генерал Крушин, изначально служит обычным московским регулировшиком. По случайному стечению обстоятельств он попадается на глаза политтехнологам, которые делают из него политического «клоуна». Вскоре он становится генералом и замначальником московского ГАИ. Крушин идентифицирует себя как русский националист. Он периодически появляется в СМИ, где выступает с антиамериканскими и антисемитскими заявлениями, принимает участие в политических ток-шоу. Опросы общественного мнения показывают уверенный рост политического рейтинга Крушина[2].
За пиар генерала Крушина, как и за его политические высказывания, отвечают политтехнолог Макар Гетман и «многоцелевой мыслитель» Гойда Орестович Пушистый. Однако главным духовным ментором Крушина является философ Дупин[3].
Крушин становится приверженцем учения Дупина. Согласно этому учению, «человек умирает не весь, и некоторые его тонкие тела … сохраняются после смерти». В частности, сохраняется так называемое «тело костей», о котором можно рассуждать как о «легчайшем воздушном шарике, соединённом невидимой нитью со скелетом-якорем». И чтобы сохранить для потомков духовную энергию умершего человека, необходимо, чтобы «тело костей» находилось в определённой точке. В случаях, когда сохранить скелет не представлялось возможным, человека следовало кремировать по специальной процедуре: «Проще всего это достигалось, возлагая великого человека на костер живым, но были и другие методы…»[4].
Крушин обзаводится шикарным особняком на Рублёвке. Через подставных лиц он оформляет на себя ЗАО «Дорожный Сервис», занимающееся изготовлением «лежачих полицейских». По настоянию Крушина в лежачие полицейские начинают подмешивать некий порошок под видом экологической добавки. Затем Крушин берёт под контроль процесс установки этих искусственных неровностей, он размещает их на улицах по специальному топографическому плану[2].
В ГАИ распространяется слух о нетрадиционной сексуальной ориентации Крушина, а также о том, что лишь один раз приехав в его особняк на свидание, можно получить перевод в Сочи и служебную квартиру. И, как следовало из приказов, таким образом в Сочи и его окрестности было переведено 180 человек[2]. Якобы уехавших в Сочи гаишников с тех пор никто не видел и вскоре началось расследование. Не дожидаясь его окончания, Крушин стреляется перед камерой[1].
В финале выясняется, что Крушин усыплял в своём особняке приехавших на свидание инспекторов ГАИ, а затем заживо кремировал их в приобретённом у военных передвижном блоке для сжигания трупов животных. Прах своих жертв Крушин добавлял в лежачих полицейских. «Вроде бы он собирался продублировать с помощью некромодулей одно руническое предсказание про будущее Гардарики… Придумали специальную схему, как выкладывать модули с помощью расположенных на соседних улицах и переулках „лежачих полицейских“. Работали по GPS и „Гугл-мэпс“»[2][1].
Особенности
В рассказе высмеиваются российские политические пиарщики. В частности там под слегка изменёнными именами фигурируют Глеб Павловский, Александр Дугин и Марат Гельман[5].
«Некромент» перекликается с ранним рассказом Пелевина «Мардонги». В обоих произведениях центральной темой является культ смерти, который исповедуют главные герои: Крушин в «Некроменте» и Антонов в «Мардонгах». Схожими являются и финалы произведений: главные герои умирают, лежачий полицейский с прахом Крушина устанавливают на неизвестной дороге, а мардонг Антонова (замурованный труп) — на 39 километре Можайского шоссе. Одной из особенностей рассказа «Некромент» является соединение реальности и абсурда. Безумные вещи подаются почти обыденным журналистским тоном, мистическая философия соседствует с обыденными бытовыми деталями. Схожий приём был использован в «Мардонгах», где о безумных идеях Антонова рассказывается сухим научным текстом[1].
В то же время между «Некроментом» и «Мардонгами» имеется ряд существенных различий. Если рассказ «Некромент» относится скорее к коммерческой литературе, то «Мардонги» ближе к литературе элитарной. Герои рассказов имели ряд различий. Антонов являлся главой секты, а Крушин — лишь последователем Дупина. Антонов критически относился к убийству и самоубийству, а Крушин убивал людей и покончил жизнь самоубийством. Антонов являлся теоретиком учения, а Крушин стал воплощать философию смерти на практике. «Некромент», в отличие от «Мардонгов», привязан к конкретному времени и месту[1].
Критика
По мнению журналиста Андрея Быстрицкого, идея о современном Жиле де Ре, убивающем гаишников и делающим из них «лежачих полицейских», топорна и удручающе проста. И чтобы рассказ не казался пустышкой, Пелевин вынужден был ввести в него узнаваемых персонажей из современной российской действительности. «А без них что? Ничто. Натянутая история из жизни сумасшедших.»[3].
По мнению писателя Дмитрия Быкова, рассказ «Некромент» нельзя воспринимать всерьёз, при его прочтении возникает чувство неловкости[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Биякаева А. В. Рассказы В. Пелевина «мардонги» и «некромент»: идейные и формальные особенности метатекстового объединения // Вестник Инновационного Евразийского университета. — Павлодар, 2011.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Гедройц С. Некромент, или Смертельное танго Архивная копия от 21 октября 2020 на Wayback Machine // Дело. — 22 декабря 2008. — № 537.
- ↑ 3,0 3,1 Быстрицкий А. Г. Книжные покупки Андрея Быстрицкого Архивная копия от 3 марта 2021 на Wayback Machine // Пушкин. — 2009. — № 1. — С. 167—171.
- ↑ Пелевин В. О. Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана. — М.: Эксмо, 2008. — 287 с.
- ↑ Володихин Д. М. Река в луна-парке // Москва. — 2009. — № 1.
- ↑ Дмитрий Быков. Быков о Пелевине. Путь вниз. Лекция первая. 2016.