Принц Госплана

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Принц Госплана
Жанр повесть
Автор Виктор Пелевин
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1991

«Принц Госплана» — повесть Виктора Пелевина 1991 года.

Сюжет

Снимок экрана игры Prince of Persia
Иллюстрация к повести «Принц Госплана». Художник — Е. Мацкевич

Александр Лапин — программист одного из госучреждений позднесоветской эпохи, увлекающийся компьютерной игрой Prince of Persia и отождествляющий себя с её безымянным персонажем. Мир игры становится для него второй реальностью, наполненной опасностями и врагами, цель которой — достичь прекрасной и таинственной принцессы. При этом его реальность сосуществует с другими — сослуживцы также играют в компьютерные игры. Одновременно пребывая в реальном мире, он соприкасается с мирами F-16 Combat Pilot, M1 Tank Platoon, Starglider. Главного героя мучает вопрос — какова цель его жизни, реальна ли она, или всё, что он видит — видит через экран монитора?

Особенности

Эпиграфом к игре является команда В > MS DOS: в системе MS DOS надпись В > предваряла любую текстовую команду. Далее вместо заголовка пролога следует надпись «Loading», что означает загрузку компьютерной игры. Таким образом текст настраивает читателя на погружение в мир компьютерных игр. В книжном варианте повести, в частности, в издании 1998 года, надпись В > оформлена в виде символов рунического алфавита друидов, что создаёт впечатление сакральности виртуального пространства[1].

Саша Лапин, отправляясь по поручению в Госплан, видит себя принцем, который должен спасти принцессу из замка. Названия глав повести, так же как и пролог, оформлены в стиле компьютерных игр: «Level 1», «Level 2», … В главе «Level 4» герой погибает, и следующая глава называется «Autoexec. bat — level 4», то есть автоматическая загрузка уровня сначала. И начинается эта глава точно так же, как и предыдущая. В главе «Level 8» Саша использует секретный код, позволяющий перескакивать уровни, и следующая глава уже носит название «Level 12». Когда герою необходимо на время выйти из здания Госплана, глава приобретает название «Game paused». Пройдя все уровни, Саша начинает проходить игру заново, и в конце опять следует «Level 1»[1].

Персонажи повести как будто существуют одновременно в двух мирах: реальном и виртуальном. Эти миры переплетаются между собой, и чёткой границы между ними не существует. И если Саша, погибая в реальном мире, возрождается вновь, то Кузьма Ульянович, будучи расстрелянным виртуальными персонажами, умирает в реальности, но не от ранений, а от сердечного приступа. Как отмечал литературовед и литературный критик Марк Липовецкий, «„Принц Госплана“ наполнял плоскую и фиктивную рамку игры самим собой и тем самым превращал симуляцию в свою, свободную реальность»[1].

Автор настолько подробно описывает игру Prince of Persia, что повесть «Принц Госплана» можно использовать как прохождение[2].

Игры

В повести присутствуют упоминания об играх, которые в тот период были популярны среди российских пользователей IBM PC:[источник не указан 1407 дней]

Награды

В 1991 году повесть стала лауреатом премии «Великое Кольцо»[3].

В 1993 году повесть стала лауреатом премии «Интерпресскон» в номинации «Малая Форма»[4].

Литература

Примечания

Ссылки