Тарзанка (рассказ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тарзанка
Первое издание рассказаПервое издание рассказа
Жанр рассказ
Автор Виктор Пелевин
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1994

«Тарзанка» — рассказ российского писателя Виктора Пелевина, написанный в 1994 году[1][2].

Содержание

Пётр Петрович вместе с незнакомым собеседником идут по ночному городу в свете луны по серебристой дорожке. Пётр Петрович рассуждает о смысле жизни, о вере, о человеческой душе. Его собеседник немногословен, на нём тёмный капюшон, скрывающий лицо. В какой-то момент Пётр Петрович начинает подозревать, что незнакомец — его собственное отражение. Он видит свисающий со стены кабель и вспоминает о детском развлечении — тарзанке. Чтобы проверить, является ли собеседник отражением, Пётр Петрович повисает на кабеле и качнувшись, задевает собеседника. Оказывается собеседник не является его отражением. В ответ на просьбу Петра Петровича поведать ему истину, собеседник отвечает: «Вам что-нибудь говорит слово „лунатик“?». И тогда Пётр Петрович осознаёт, что стоит на карнизе дома в тридцати метрах над землёй. Жестяной карниз и являлся той серебристой дорожкой. Пётра Петровича охватывает ужас. Собеседник удаляется, и Пётр Петрович безуспешно пытается вспомнить, кем же он был. В итоге рассказ заканчивается для Петра Петровича благополучно: «Он повернул назад, шагнул за угол и легко соскочил на пару метров вниз, туда, где идти было удобнее… Он последний раз посмотрел по сторонам, потом кротко глянул вверх, улыбнулся и медленно побрёл по мерцающей серебристой полосе»[3].

Основные идеи рассказа — это сон и бодрствование, а также путь к неизвестной цели. Сон души в рассказе — это зло, мешающее идти вперёд. Все вокруг спят и только Пётр Петрович идёт вперёд, потому что бодрствует. И этот путь по лунной дорожке является бесконечным[4]. Этот путь трактуется как дорога истины, со всех сторон окружённая тьмой. Герой иногда сворачивает с пути, преследуя ошибочные цели, но в итоге всё равно возвращается к этой дороге[5].

Публикации

Рассказ был впервые опубликован в 1994 году в двадцатом номере журнала «Столица»[6]. Вне периодики впервые появился в 1996 году в томе «Бубен Верхнего мира» собрания сочинений Пелевина[2].

Примечания

  1. Сергей Полотовский, Роман Козак. Пелевин и поколение пустоты. — М., «Манн, Иванов и Фербер», 2012. — ISBN 978-5-91657-304-6
  2. 2,0 2,1 Сергей Некрасов Виктор Пелевин: опыт библиографии Архивная копия от 2 марта 2021 на Wayback Machine
  3. Дмитриенко И. К. Онтология романтизма в русской постмодернистской прозе: деконструкция реальности в творчестве Виктора Пелевина Архивная копия от 24 марта 2020 на Wayback Machine // Вестник Костромского государственного университета. № 5. 2012.
  4. Фокина К. И. Основные мотивы дискурса Рассказов В.О. Пелевина "Тарзанка" и "Иван Кублаханов" // Язык. Культура. Личность. Выпуск 5. Материалы межвузовской научной конференции молодых ученых. Самара, 20 декабря 2018 г.
  5. Фокина К.И. Языковые средства создания художественного пространства в рассказах В.О. Пелевина Архивная копия от 7 июля 2020 на Wayback Machine / К.И. Фокина // Язык и репрезентация культурных кодов. VIII Всероссийская с международным участием научная конференция молодых ученых. (Самара, 11 мая 2018 г.). Материалы и доклады Часть II. / М-во образования и науки Рос. Федерации; Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева (Самар. ун-т), под общ. ред.: А.А. Безруковой – Самара: изд-во «Инсома-пресс», 2018. – С. 45-47.
  6. Пелевин В. Тарзанка. // Журнал «Столица», № 20, 1994. С. 57-61.