Задача классификации

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Задача классифика́ции — задача, в которой имеется множество объектов (ситуаций), разделённых, некоторым образом, на классы. Задано конечное множество объектов, для которых известно, к каким классам они относятся. Это множество называется выборкой. Классовая принадлежность остальных объектов неизвестна. Требуется построить алгоритм, способный классифицировать (см. ниже) произвольный объект из исходного множества.

Классифици́ровать объект — значит, указать номер (или наименование) класса, к которому относится данный объект.

Классифика́ция объекта — номер или наименование класса, выдаваемый алгоритмом классификации в результате его применения к данному конкретному объекту.

В математической статистике задачи классификации называются также задачами дискриминантного анализа. В машинном обучении задача классификации решается, в частности, с помощью методов искусственных нейронных сетей при постановке эксперимента в виде обучения с учителем.

Существуют также другие способы постановки эксперимента — обучение без учителя, но они используются для решения другой задачи — кластеризации или таксономии. В этих задачах разделение объектов обучающей выборки на классы не задаётся, и требуется классифицировать объекты только на основе их сходства друг с другом. В некоторых прикладных областях, и даже в самой математической статистике, из-за близости задач часто не различают задачи кластеризации от задач классификации.

Некоторые алгоритмы для решения задач классификации комбинируют обучение с учителем с обучением без учителя, например, одна из версий нейронных сетей Кохонена — сети векторного квантования, обучаемые с учителем.

Математическая постановка задачи

Пусть [math]\displaystyle{ X }[/math] — множество описаний объектов, [math]\displaystyle{ Y }[/math] — множество номеров (или наименований) классов. Существует неизвестная целевая зависимость — отображение [math]\displaystyle{ y^{*}\colon X\to Y }[/math], значения которой известны только на объектах конечной обучающей выборки [math]\displaystyle{ X^m = \{(x_1,y_1),\dots,(x_m,y_m)\} }[/math]. Требуется построить алгоритм [math]\displaystyle{ a\colon X\to Y }[/math], способный классифицировать произвольный объект [math]\displaystyle{ x \in X }[/math].

Вероятностная постановка задачи

Более общей считается вероятностная постановка задачи. Предполагается, что множество пар «объект, класс» [math]\displaystyle{ X \times Y }[/math] является вероятностным пространством с неизвестной вероятностной мерой [math]\displaystyle{ \mathsf P }[/math]. Имеется конечная обучающая выборка наблюдений [math]\displaystyle{ X^m = \{(x_1,y_1),\dots,(x_m,y_m)\} }[/math], сгенерированная согласно вероятностной мере [math]\displaystyle{ \mathsf P }[/math]. Требуется построить алгоритм [math]\displaystyle{ a\colon X\to Y }[/math], способный классифицировать произвольный объект [math]\displaystyle{ x \in X }[/math].

Признаковое пространство

Признаком называется отображение [math]\displaystyle{ f\colon X\to D_f }[/math], где [math]\displaystyle{ D_f }[/math] — множество допустимых значений признака. Если заданы признаки [math]\displaystyle{ f_1,\dots,f_n }[/math], то вектор [math]\displaystyle{ {\mathbf x} = (f_1(x),\dots,f_n(x)) }[/math] называется признаковым описанием объекта [math]\displaystyle{ x\in X }[/math]. Признаковые описания допустимо отождествлять с самими объектами. При этом множество [math]\displaystyle{ X = D_{f_1}\times\dots\times D_{f_n} }[/math] называют признаковым пространством.

В зависимости от множества [math]\displaystyle{ D_f }[/math] признаки делятся на следующие типы:

  • бинарный признак: [math]\displaystyle{ D_f=\{0,1\} }[/math];
  • номинальный признак: [math]\displaystyle{ D_f }[/math] — конечное множество;
  • порядковый признак: [math]\displaystyle{ D_f }[/math] — конечное упорядоченное множество;
  • количественный признак: [math]\displaystyle{ D_f }[/math] — множество действительных чисел.

Часто встречаются прикладные задачи с разнотипными признаками, для их решения подходят далеко не все методы.

Типология задач классификации

Типы входных данных

Классификацию сигналов и изображений называют также распознаванием образов.

Типы классов

  • Двухклассовая классификация. Наиболее простой в техническом отношении случай, который служит основой для решения более сложных задач.
  • Многоклассовая классификация. Когда число классов достигает многих тысяч (например, при распознавании иероглифов или слитной речи), задача классификации становится существенно более трудной.
  • Непересекающиеся классы.
  • Пересекающиеся классы. Объект может относиться одновременно к нескольким классам.
  • Нечёткие классы. Требуется определять степень принадлежности объекта каждому из классов, обычно это действительное число от 0 до 1.

См. также

Ссылки

Литература

  • Айвазян С. А., Бухштабер В. М., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: классификация и снижение размерности. — М.: Финансы и статистика, 1989.
  • Вапник В. Н. Восстановление зависимостей по эмпирическим данным. — М.: Наука, 1979.
  • Журавлев Ю. И., Рязанов В. В., Сенько О. В. «Распознавание». Математические методы. Программная система. Практические применения. — М.: Фазис, 2006. ISBN 5-7036-0108-8.
  • Загоруйко Н. Г. Прикладные методы анализа данных и знаний. — Новосибирск: ИМ СО РАН, 1999. ISBN 5-86134-060-9.
  • Шлезингер М., Главач В. Десять лекций по статистическому и структурному распознаванию. — Киев: Наукова думка, 2004. ISBN 966-00-0341-2.
  • Hastie, T., Tibshirani R., Friedman J. The Elements of Statistical Learning: Data Mining, Inference, and Prediction. — 2nd ed. — Springer-Verlag, 2009. — 746 p. — ISBN 978-0-387-84857-0..
  • Mitchell T. Machine Learning. — McGraw-Hill Science/Engineering/Math, 1997. ISBN 0-07-042807-7.