Дый
Дый, Дий — Зевс в древнерусской литературе. Русский вариант имени «Зевс», по одной из гипотез, образованный от его основы Diw-[1].
Греческая мифология на Руси
На Руси сведения о греческой мифологии черпались из сочинений следующих авторов:
- Иоанн Малала из сирийской Антиохии (VII в.), автор всемирной хроники (Хронографа) в 18 книгах, содержащей обзор событий от «сотворения мира» до 565 г.; славянский перевод был выполнен по заказу болгарского царя Симеона не позднее 927 г.
- Константинопольский патриарх Никифор (начало IX в.). Составленная им краткая хроника от «сотворения мира» до 829 г. содержала перечни древних иудейских и персидских царей, египетских Птолемеев и римских императоров;
- Георгий Амартол (IX в.), автор краткой хроники в 4-х книгах, также от «сотворения мира» и до 867 г.; перевод, вероятно, был сделан в конце первой половины XI века на Руси, в Киеве и составителю ПВЛ это сочинение было уже знакомо;
- Иоанн Зонара (конец XI — 1-я половина XII в.), его хроника была основана на трудах Геродота, Ксенофонта, Иосифа Флавия, Плутарха и содержала обзор всемирной истории от «сотворения мира» до 1118 г. Она была переведена на сербский язык в 1344 г.;
- Константин Манасс или Манассия (1-я половина XII века); его стихотворная хроника от «сотворения мира» до 1081 г. была переведена для болгарского царя Иоанна Александра в 1-й половине XIV в.,
а затем и из отечественного Хронографа, известного как «Еллинский и Римский летописец» и существующего в двух редакциях XIII и XV веков соответственно. В основу этого хронографа легли хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола. Изложение ведется от «сотворения мира», причем в начале много места отводится библейским сказаниям, куда однако вклиниваются и греческие мифы: «О Кроне», «О Пике дыи, како отца своего Крона в тимении утопив, сам црствова», «О Пресе и о главе Горгоне», заимствованные из Малалы.
Сведения, сообщаемые в этих источниках, весьма специфичны. Например, у Амартола рассказывается, что Серух первый ввёл эллинское учение в Вавилонской земле и стал почитать подвиги и деяния древних ратников или князей; впоследствии же несведущие люди стали почитать знаменитых предков за богов: «яко богы небесныи почитаахоу, и жрехоу им, а не яко человекомь мрьтвьном бывшем». Таким образом, люди стали обоготворять людей же, сделавших какое-нибудь открытие или изобретение, — таковы, например, Посидон, изобретший кораблестроение, Гефест, ковач меди. Но эти обоготворённые герои были простыми людьми. «И древле оубо иже от творць глаголемых богов, диа и крона и аполонаа, и ироя, мнеще, человеци богы быти, прельщаахоусе чтоуще». Потом под этими именами стали обоготворяться стихии. «Диа дьжда реше быти», то есть Дий — это дождь[2].
Дый упомянут в той части переводной «Беседе Григория Богослова об испытании града (градом)», которая является вставкой русского книжника XI века. Здесь, после перечисления пережитков язычества, сказано «Овъ Дыю жъреть, а другый — Дивии…».
Мнения
По одной из гипотез, указанное выше образование русского Дий от основы Diw- «Зевс» (микен. di-we) указывает, что греческий Зевс был вариантом общеиндоевропейского бога неба; отмечают, что основа Diw- присутствует и в славянском «день»[1].
Дый в славянском неоязычестве
Представление о Дые, как о славянском боге распространено в современном неоязычестве. Он выступает как злой громовержец, бог ночного неба, иногда — как бог богатств, в инглиизме — как бог планеты Деи.[3]
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Примечания . Дата обращения: 30 марта 2014. Архивировано 3 марта 2014 года.
- ↑ Гальковский Н. М. § 4. Дий и Троян
- ↑ Бог Патер Дий | Держава Русь . derzhavarus.ru. Дата обращения: 19 декабря 2021. Архивировано 19 декабря 2021 года.
Литература
- Творогов О. В. Античные мифы в древнерусской литературе XI—XVI вв. // Труды отдела древнерусской литературы. 1979. Т. 33. С. 3-31.
- Фролов Э. Д. Русская наука об античности. Часть 1
- Дый // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.