Дивия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дивия
Мифология славянская
Пол женский
Упоминания Беседа Григория Богослова об испытании града (градом)
Отождествления Мокошь

Дивия (Дива, Дева, Диана) — согласно древнерусским поучениям против язычества — богиня, почитаемая язычниками. Её образ сложен из эклектических представлений средневекового книжника о «язычестве», в которых смешивались античные и славянские божества.[источник не указан 931 день]

Упомянута в той части переводной «Беседе Григория Богослова об испытании града (градом)», которая признаётся вставкой русского книжника XI века. Здесь, после перечисления пережитков язычества, сказано «Овъ Дыю жъреть, а другый — Дивии…». Судя по всему, Дивия здесь — это женское соответствие Дыю, то есть греческому Зевсу из церковных текстов.

Б. А. Рыбаков видит в Дивии Великую Богиню-мать и соотносит её с Ма-Дивией крито-микенского периода. По его мнению, слова «Беседы Григория Богослова» свидетельствуют о поклонении этой богине спустя столетие после крещения Руси[1].

В «Слове святого Григория, изобретено в толцех» богиня Дива упомянута после Мокоши. Не исключено, что Дива в данном случае — не имя богини, а эпитет Мокоши: Мокошь-дева[2].

Близкая Дионе богиня Дивия выступала в роли супруги Зевса в микенском пантеоне Пилоса[3].

Примечания

  1. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Истоки славянской мифологии. Рождение богинь и богов Архивная копия от 23 марта 2008 на Wayback Machine
  2. Зубов Н. И. Научные фантомы славянского Олимпа Архивная копия от 23 мая 2011 на Wayback Machine // Живая старина. М., 1995. № 3 (7). С. 46-48.
  3. Примечания А. И. Зайцева в кн. Гомер. Илиада. — Л.: Наука, 1990. — С. 458. — ISBN 5-02-027982-X.