Федеративное устройство России
Федеративное устройство России — форма государственного устройства России. Федеративное устройство было провозглашено в начале XX века. Составная часть государства в России называется субъектом Российской Федерации или сокращённо субъектом Федерации. Согласно Конституции, принятой в 1993 году, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Право выхода из федерации не предусмотрено.
24 республики | 9 краёв | 48 областей | ||||||
3 города федерального значения | 1 автономная область | 4 автономных округа |
История
История российского федерализма насчитывает чуть более ста лет.
Учредительное собрание
Впервые попытка провозглашения федеративного устройства России была осуществлена Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года:
Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное Собрание постановляет:
Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные.
Это произошло вскоре после провозглашения Директорией 1(14) сентября 1917 года республики в значении республиканской формы правления. Федеративное устройство сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. Учредительное собрание в тот же день было распущено, принятые им решения не приобрели практического значения[1], но оцениваются вместе с выборами депутатов Собрания[2], как имеющие большое политическое значение в масштабе всей мировой истории.
Советская федерация
Позднее Россия сохранила федеративное устройство, будучи союзной республикой в составе СССР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР).
По принятой в советском и российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», проект которой был написан Лениным и принят ВЦИК 3 (16) января 1918 года. Она была одобрена, а 18 (31) января 1918 окончательно утверждена III съездом Советов.
Декларация провозгласила, что:
Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.
Декларация стала составной частью Конституции РСФСР 1918 года, закрепившей преобразование России в федерацию. Федеративный строй РСФСР во многих чертах носил декларативный характер: Верховный совет РСФСР до 1989 года оставался однопалатным (что типично для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т. д.
30 декабря 1922 года I-й Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, по которому РСФСР объединялась с УССР, БССР и Закавказской федерацией в новую федерацию — Советский Союз.
Как до, так и после вхождения в состав СССР границы РСФСР неоднократно менялись (преимущественно в пользу соседних союзных республик). В общей сложности территория РСФСР за время существования Советского Союза уменьшилась примерно на треть.
Российская Федерация
Россия сохранила федеративное устройство и после провозглашения суверенитета, распада СССР и принятия новой Конституции в 1993 году. Состав субъектов федерации, однако, существенно расширился: если субъектами РСФСР являлись только автономные советские социалистические республики — АССР (которые являлись субъектами Союза ССР, как и союзные республики), многие из которых провозгласили суверенитет в 1991 году и стали именоваться ССР, то после подписания 31 марта 1992 года Федеративного договора о разграничении полномочий субъектами Российской Федерации формально стали также края, области и города федерального значения[3]. Помимо этого, подписантами договора стали также автономная область и автономные округа, но субъектами федерации они в договоре не называются, а соответствующие полномочия федеральный центр делегировал только автономной области и отдельным автономным округам (таким статусом на момент подписания договора не обладал ни один из автономных округов, а первым и единственным из них, получившим такой статус, стал Чукотский АО, выведенный из состава Магаданской области 17 июня 1992 года).
Несмотря на подписание Федеративного договора, формально статья 70 Конституции в своей последней редакции 1992 года по-прежнему гласила, что в федерации состоят именно республики, а все остальные административные образования верхнего уровня в составе России лишь имеются, что повторяло изначальную советскую формулировку. В новой конституции 1993 года все субъекты федерации были прямо названы, к ним были отнесены в том числе и автономные округа, входящие в состав краёв и областей. Таким образом, в конце 1993 года в Российской Федерации насчитывалось 89 субъектов.
В результате объединения регионов в 2003—2008 годах количество субъектов уменьшилось до 83.
18 марта 2014 года в результате воссоединения Крыма с Россией на полуострове были образованы два новых субъекта федерации: Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Общее количество субъектов возросло до 85.
30 сентября 2022 года были подписаны договоры о вхождении в состав России четырёх государственных образований, также ставших субъектами федерации: Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей. Число субъектов вновь возросло до 89.
В 2005—2011 годы выборы глав субъектов Российской Федерации были заменены процедурой наделения полномочиями.
Права и полномочия субъектов
Федерация устанавливает общие принципы осуществления прав и полномочий субъектов (например, общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов и т. д.), призванные не допустить произвола в осуществлении полномочий и прав.
Субъекты федерации имеют собственные органы исполнительной и законодательной власти и, отчасти, судебной. Мировые судьи назначаются (утверждаются) органами законодательной власти субъекта федерации, кроме того, субъекты федерации вправе учреждать органы конституционного судебного контроля — конституционные (уставные) суды субъектов федерации. Также, субъекты федерации обладают широкими полномочиями по вопросам регулирования деятельности органов местного самоуправления (определение наименования органов представительной власти муниципального образования, вопросы выборов в муниципалитетах, делегирование муниципальным образованиям отдельных полномочий и т. п.)
Субъекты федерации имеют собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами.
Субъекты имеют по два представителя в Совете Федерации — верхней палате Федерального Собрания Российской Федерации от органов законодательной и исполнительной власти соответственно.
Равноправие субъектов
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. После вступления в силу Конституции 1993 года Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России[4]. Конституция республики, в отличие от уставов иных субъектов федерации, может приниматься на референдуме. В 1992—1993 годах компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов различалась (см. главы 8, 9, 91 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 годах, субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
Выход из состава Российской Федерации
Действующей Конституцией РФ право одностороннего выхода из состава федерации не предусмотрено[5][6].
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории
— Конституция Российской Федерации, ст.4 п.3
В 1990-е годы, до федеративной реформы, возможность выхода из состава РФ упоминалась в конституциях некоторых республик — например, Тувы[6]. В 1991 году, в период парада суверенитетов, Чечня провозгласила свою независимость в одностороннем порядке[6].
Одни правоведы полагают, что при отсутствии положения в конституции субъекта федерации вопрос о выходе могут ставить только те субъекты, которые представляют форму самоопределения наций, народов[7]. Другие (профессор кафедры конституционного права ВШЭ Илья Шаблинский), что законодательные основы отделения региона от России на практике имеют второстепенное значение, сила в этом вопросе важнее[6].
Литература
- Маргиев Алан Владимирович. О праве выхода республик из состава Российской федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2005. — Вып. 2. — ISSN 2074-1065.
См. также
Примечания
- ↑ Саликов М. Национальный федерализм России. . www.prof.msu.ru. Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано 1 мая 2017 года.
- ↑ Избирательный закон 1917 г. и выборы Всероссийского Учредительного собрания . www.rcoit.ru. Дата обращения: 15 марта 2021. Архивировано 6 августа 2020 года.
- ↑ Протокол к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации. Москва, 31 марта 1992 г.
- ↑ ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО — Конституция России принята 12.12.1993 \ Консультант Плюс . Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано 28 мая 2012 года.
- ↑ Калинский, И. В. Сецессия // Конституционное право России: энциклопедический словарь / под общей ред. В. И. Червонюка. — М. : Юрид. лит., 2002.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Ведомости. Без права выхода . www.vedomosti.ru (26 марта 2014). Дата обращения: 22 августа 2019. Архивировано 22 августа 2019 года.
- ↑ А. В. Маргиев. О праве выхода республик из состава Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. № 2 / 2005 (текст статьи Архивная копия от 24 апреля 2016 на Wayback Machine)