Федеративное устройство России

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Россия

Статья из серии
Политическая система
России

Конституция Российской Федерации

Всенародное голосование о принятии Конституции (1993)
Внесение поправок:
2008февраль 2014июль 20142020 (общероссийское голосование)

Президент Российской Федерации

Владимир Путин

Администрация президента

Государственный совет

Совет безопасности

Правительство

Состав правительства
Председатель правительства
Михаил Мишустин

Федеральное собрание

Совет Федерации
Сенаторы
Председатель СФ
Валентина Матвиенко
Государственная дума
Депутаты Госдумы
Председатель Госдумы
Вячеслав Володин

Судебная система

Конституционный суд
Верховный суд

Прокуратура


Федеративное устройство

Субъекты федерации
РеспубликиКраяОбласти
Города федерального значения
Автономные области
Автономные округа
Главы субъектов федерации

Федеральные территории

Выборы

Парламентские: 201120162021
Президентские: 201220182024
Референдумы: 19911993
Политические партии
Центральная избирательная комиссия

Внешняя политика
Внутренняя политика
Гражданство России
Участие в международных организациях

Федеративное устройство России — форма государственного устройства России. Федеративное устройство было провозглашено в начале XX века. Составная часть государства в России называется субъектом Российской Федерации или сокращённо субъектом Федерации. Согласно Конституции, принятой в 1993 году, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Право выхода из федерации не предусмотрено.

24 республики
9 краёв
48 областей
3 города федерального значения
1 автономная область
4 автономных округа

История

История российского федерализма насчитывает чуть более ста лет.

Учредительное собрание

Впервые попытка провозглашения федеративного устройства России была осуществлена Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года:

Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное Собрание постановляет:

Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные.

Это произошло вскоре после провозглашения Директорией 1(14) сентября 1917 года республики в значении республиканской формы правления. Федеративное устройство сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. Учредительное собрание в тот же день было распущено, принятые им решения не приобрели практического значения[1], но оцениваются вместе с выборами депутатов Собрания[2], как имеющие большое политическое значение в масштабе всей мировой истории.

Советская федерация

Позднее Россия сохранила федеративное устройство, будучи союзной республикой в составе СССР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР).

По принятой в советском и российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», проект которой был написан Лениным и принят ВЦИК 3 (16) января 1918 года. Она была одобрена, а 18 (31) января 1918 окончательно утверждена III съездом Советов.

Декларация провозгласила, что:

Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Декларация стала составной частью Конституции РСФСР 1918 года, закрепившей преобразование России в федерацию. Федеративный строй РСФСР во многих чертах носил декларативный характер: Верховный совет РСФСР до 1989 года оставался однопалатным (что типично для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т. д.

30 декабря 1922 года I-й Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, по которому РСФСР объединялась с УССР, БССР и Закавказской федерацией в новую федерацию — Советский Союз.

Как до, так и после вхождения в состав СССР границы РСФСР неоднократно менялись (преимущественно в пользу соседних союзных республик). В общей сложности территория РСФСР за время существования Советского Союза уменьшилась примерно на треть.

Российская Федерация

Россия сохранила федеративное устройство и после провозглашения суверенитета, распада СССР и принятия новой Конституции в 1993 году. Состав субъектов федерации, однако, существенно расширился: если субъектами РСФСР являлись только автономные советские социалистические республики — АССР (которые являлись субъектами Союза ССР, как и союзные республики), многие из которых провозгласили суверенитет в 1991 году и стали именоваться ССР, то после подписания 31 марта 1992 года Федеративного договора о разграничении полномочий субъектами Российской Федерации формально стали также края, области и города федерального значения[3]. Помимо этого, подписантами договора стали также автономная область и автономные округа, но субъектами федерации они в договоре не называются, а соответствующие полномочия федеральный центр делегировал только автономной области и отдельным автономным округам (таким статусом на момент подписания договора не обладал ни один из автономных округов, а первым и единственным из них, получившим такой статус, стал Чукотский АО, выведенный из состава Магаданской области 17 июня 1992 года).

Несмотря на подписание Федеративного договора, формально статья 70 Конституции в своей последней редакции 1992 года по-прежнему гласила, что в федерации состоят именно республики, а все остальные административные образования верхнего уровня в составе России лишь имеются, что повторяло изначальную советскую формулировку. В новой конституции 1993 года все субъекты федерации были прямо названы, к ним были отнесены в том числе и автономные округа, входящие в состав краёв и областей. Таким образом, в конце 1993 года в Российской Федерации насчитывалось 89 субъектов.

В результате объединения регионов в 2003—2008 годах количество субъектов уменьшилось до 83.

18 марта 2014 года в результате воссоединения Крыма с Россией на полуострове были образованы два новых субъекта федерации: Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Общее количество субъектов возросло до 85.

30 сентября 2022 года были подписаны договоры о вхождении в состав России четырёх государственных образований, также ставших субъектами федерации: Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей. Число субъектов вновь возросло до 89.

В 2005—2011 годы выборы глав субъектов Российской Федерации были заменены процедурой наделения полномочиями.

Права и полномочия субъектов

Федерация устанавливает общие принципы осуществления прав и полномочий субъектов (например, общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов и т. д.), призванные не допустить произвола в осуществлении полномочий и прав.

Субъекты федерации имеют собственные органы исполнительной и законодательной власти и, отчасти, судебной. Мировые судьи назначаются (утверждаются) органами законодательной власти субъекта федерации, кроме того, субъекты федерации вправе учреждать органы конституционного судебного контроля — конституционные (уставные) суды субъектов федерации. Также, субъекты федерации обладают широкими полномочиями по вопросам регулирования деятельности органов местного самоуправления (определение наименования органов представительной власти муниципального образования, вопросы выборов в муниципалитетах, делегирование муниципальным образованиям отдельных полномочий и т. п.)

Субъекты федерации имеют собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами.

Субъекты имеют по два представителя в Совете Федерации — верхней палате Федерального Собрания Российской Федерации от органов законодательной и исполнительной власти соответственно.

Равноправие субъектов

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. После вступления в силу Конституции 1993 года Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России[4]. Конституция республики, в отличие от уставов иных субъектов федерации, может приниматься на референдуме. В 1992—1993 годах компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов различалась (см. главы 8, 9, 91 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 годах, субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).

Выход из состава Российской Федерации

Действующей Конституцией РФ право одностороннего выхода из состава федерации не предусмотрено[5][6].

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории

Конституция Российской Федерации, ст.4 п.3

В 1990-е годы, до федеративной реформы, возможность выхода из состава РФ упоминалась в конституциях некоторых республик — например, Тувы[6]. В 1991 году, в период парада суверенитетов, Чечня провозгласила свою независимость в одностороннем порядке[6].

Одни правоведы полагают, что при отсутствии положения в конституции субъекта федерации вопрос о выходе могут ставить только те субъекты, которые представляют форму самоопределения наций, народов[7]. Другие (профессор кафедры конституционного права ВШЭ Илья Шаблинский), что законодательные основы отделения региона от России на практике имеют второстепенное значение, сила в этом вопросе важнее[6].

Литература

См. также

Примечания

  1. Саликов М. Национальный федерализм России.. www.prof.msu.ru. Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано 1 мая 2017 года.
  2. Избирательный закон 1917 г. и выборы Всероссийского Учредительного собрания. www.rcoit.ru. Дата обращения: 15 марта 2021. Архивировано 6 августа 2020 года.
  3. Протокол к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации. Москва, 31 марта 1992 г.
  4. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО — Конституция России принята 12.12.1993 \ Консультант Плюс. Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано 28 мая 2012 года.
  5. Калинский, И. В. Сецессия // Конституционное право России: энциклопедический словарь / под общей ред. В. И. Червонюка. — М. : Юрид. лит., 2002.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Ведомости. Без права выхода. www.vedomosti.ru (26 марта 2014). Дата обращения: 22 августа 2019. Архивировано 22 августа 2019 года.
  7. А. В. Маргиев. О праве выхода республик из состава Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. № 2 / 2005 (текст статьи Архивная копия от 24 апреля 2016 на Wayback Machine)