Абазины

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ашхаруа»)
Абазины
Современное самоназвание аба́за
Численность и ареал
Всего: ~ от 300.000 до 1.300.000 чел. (вместе с абхазами)[4]
Описание
Археологическая культура майкопская, дольменная, цебельдинская
Язык абазинский
Религия ислам суннитского толка
Входит в северо-кавказская семья,
абхазо-адыгская группа
Родственные народы абхазы, адыги (черкесы), убыхи
Этнические группы тапанта, ашхаруа
Происхождение абазги, апсилы
Флаг абазин

Абазины (абаз. аба́за) — один из древнейших и автохтонных народов Кавказа. Преимущественно проживают в Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае. Принадлежат к понтийскому подтипу европеоидной расы.

По одной версии абазины появились как самостоятельная народность только после переселения на Северный Кавказ, по другой версии абазины начали уже формироваться в X в. Абазины и абхазы ныне считаются одним народом с общей историей.[7]

Общие сведения

Наименование (этноним) абаза (абазги) и племена, входившие в состав этой этнической группы, встречается в сочинениях античных авторов начиная с V в. до н. э. Например, древнегреческий историк Геродот (V в. до. н. э.) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, называет племя абасгов.

Исследователь абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: «Термин абаза очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившиеся общностью языка и культуры…».

Историческая древняя родина абазин — это территория от реки Сочи (Краснодарский край, РФ) до реки Ингур (территория Абхазии[8])

Абхазы и абазины говорят на абхазском и абазинском языках, эти языки входят в абхазо- адыгскую группу Кавказской языковой семьи.

Абхазо-абазинский язык считается одним из самых древних и сложных языков во всем мире.

Абхазы и абазины используют похожую символику. Изображение современного абхазо-абазинского флага раскрытой ладони зафиксировано еще на генуэзских морских картах VIII—XIV вв.

В Российской Федерации действует Международное объединение по развитию абазино-абхазского этноса «Алашара» с центральным офисом в Санкт-Петербурге и обособленными подразделениями в Черкесске и Сухуме. Президент организации — Экзеков, Мусса Хабалевич — предприниматель, меценат, общественный деятель.

Численность

Доля абазин по районам на 2010 год по переписи:

Доля по районам и городам Карачаево-Черкесии
Муниципальный район / городской округ % абазин
Абазинский район 86,8 %
Адыге-Хабльский район 29,8 %
Черкесский городской округ 8,2 %
Малокарачаевский район 7,8 %
Усть-Джегутинский район 4,5 %
Ногайский район 1,7 %
Хабезский район 1,2 %

Численность абазин в населённых пунктах по данным Всероссийской переписи 2010 года[2][9]:

Карачаево-Черкесская Республика
Ставропольский край
Москва

Диаспора

Основная часть абазинской диаспоры представлена в Турции, Египте и странах Ближнего Востока, в Сирии, Иордании, Ливане. Точная численность диаспоры неизвестна, но, по лояльным оценкам, составляет до 100 тысяч человек. Хотя, по весьма неполным данным правительственной статистики, с 1858 по 1864 в Турцию переселилось около 50 тыс. абазин, а общее число покинувших родину, в процессе мухаджирства, было около 100—150 тыс. человек[10], но большая часть их потомков позднее полностью ассимилировались, не только среди турецкого и арабского населения, но и в среде других мухаджиров из числа адыгов и абхазов.

Язык

Абазины говорят на абазинском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи, который имеет два диалекта — тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Письменность на основе кириллицы. Большинство абазин России знает также кабардино-черкесский (адыгский) и русский языки[11].

Лингвистически абазины делятся на две большие группы: тапанта (ашуа) и ашхаруа (шкаруа), которые пользуются своими диалектами с одноимёнными названиями.

История

Апостол Андрей

В I веке н. э. — по церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зикхов.

Абазгия и Абазгское царство

Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) — Абазгия. В VIII веке н. э. история зафиксировала государство — Абазгское царство, более известной как «Абхазское царство». В связи с нехваткой земли для сельскохозяйственной обработки, абазы тремя волнами, в разные периоды истории мигрировали на северные склоны Кавказского хребта.

К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Малой Лабы и Теберды.

Абхазское царство основали абазинские князья. Леон I и Леон II происходили из рода крупнейших абазинских феодалов Лау (Лоовых). Абхазы и абазины в древности и в эпоху средневековья занимали территорию современной Абхазии и восточное побережье Черного моря примерно до Туапсе. Как пишет Лавров Позднее территорию к северо-западу от р. Бзыбь до р. Шахе населяли абазины (садзы-джикеты) и убыхи. У джигетов были ветви «псху» и «ахчипсоу», а северная часть убыхов называлась «вардане» (уардан). Псху, Ахчипсоу, Вордане, Адлер и Сочи, и территория Абхазии до реки Бзыбь, согласно преданиям, являются исходными пунктами переселения абазин. Историк Алексеева пишет: таким образом, есть основания полагать, что образование самостоятельной древнеабазинской народности, отличной от абхазской, падает на конец I тыс. н. э., когда у всех племен, из которых образовалась абазинская народность, уже сложились феодальные отношения и когда абазины, уже обособившиеся от абхазов, занимали определенную территорию между Бзыбью и Туапсе (Авазгия Константина Багрянородного).

Первым письменным доказательством нахождения абазин на северном склоне Кавказского хребта является сообщение персидского летописца начала XV в. Низами ад-Дина-Шами о том, что Темур-ленг (Тимур), пройдя в конце XV в. по Верхней Кубани, достиг местности «Абаса».

Среди абазин в международном плане особенно известен внук Дударуко. Он был крещён в Москве и получил имя Василий Черкесский. В русских документах XVI в. на Северном Кавказе упоминается мурза Тутарык Езболуев (Дударуко) и Алклыч Езбозлуков. Первый из них, очевидно, принадлежит к дударуковцам, второй, возможно — родоначальник клычевцев.

Русские документы 1634 и 1643 гг. — дают более конкретные сведения о северокавказских абазинах согласно этим источникам, в XVII в. на Северном Кавказе, в частности в верховьях Кубани и Зеленчуков, а также в Пятигорье (в том числе, в окрестностях современного Кисловодска, у Боргустанской крепости — Рим-Гора) жили абазины-тапантовцы: дударуковцы, бибердовцы, лоовцы, джантемировцы. Из шкарауовцев есть упоминания о баговцах (русский документ 1643 г.). Карачаевские предания говорят о кизилбековцах. В документе 1643 г. говорится о бабуковцах, которые принадлежали к числу абазинских, вероятно, тапантовских «колен», но в группу основных тапантовских подразделений не входили.

В источниках XVIII в. в числе абазинских племен, населявших северные склоны Кавказского хребта, упоминается абазинская аристократия: тапантовцы (лоовцы, бибердовцы, дударуковцы, клычевцы и джантемировцы) и все шесть шкарауовских подразделений (там, кизилбек, баг, чегрей, баракай и мысылбай-башилбай)

XVI век

Согласно русской летописи (автор неизвестен), в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном Грозным, для заключения военно-политического союза против крымского хана, прибыло первое посольство черкесов, среди которых был абазинский князь Иван Езбозлуков[12].

XVIII век

1762 год — Французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель писал (про абхазов):

Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкесией и Грузией. Они разделяются, как черкесы, на несколько племён, управляемых своими беями. Между племенами ведётся постоянная война. Религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее народ признаёт себя благочестивыми христианами. Порта назначает в эту страну своего бея, называемого беем абазинцев, который, однако, пользуется только титулом начальника без всякой власти. Резиденция бея находится в Сухуме. Главное начальство в этой местности принадлежит паше Черноморского побережья, но абазинцы не повинуются ни ему, ни турецкому бею, и лишь одна сила может привести их к покорности и повиновению. Кубанский сераскир делает иногда на них набеги, отбирая у них мелкий скот, лошадей и рабов. В этой стране имеется два главных порта — Сухум и Кодош.

XIX век

В XIX веке абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.

Фрагмент. 1836 год, 8 февраля. Джеймс Хадсон[13] — генерал-лейтенанту Герберту Тэйлору. … «О … нападении абазин на Ставрополь»

В конце того же ноября месяца черкесы-абазины сосредоточили свои силы, чтобы нанести ответный удар черноморским казакам и русским регулярным частям, совершавшим вторжения на их территорию. Абазины ворвались в Ставрополь, столицу так называемого «правительства Кавказа», и увели с собой 1700 пленных, 8000 голов скота и пр. 300 из захваченных пленных — люди, занимавшие в Ставрополе высокое положение: офицеры, купцы, банкиры. Был среди них и русский военный высокого ранга, генерал, как говорят; его взяли в плен вместе с его штабом. Это уже второй налёт на Ставрополь, совершённый за последний год. В первый раз они захватили до 800 пленных. Это второе нападение, о котором я только что сообщил, тоже завершилось полным успехом черкесов, хотя русские и готовились встретить их.

Кроме прибрежных абазинских обществ, активно с Россией воевали и абазины проживающие в центральной части Северного Кавказа.

Из записок генерала Ермолова: «… В течение лета войска наши за Кубанью имели повсюду весьма счастливые успехи. Командующий оными артиллерии полковник Коцарев преследовал укрывавшихся там беглых кабардинцев (современные черкесы). Абазины, принявшие их и с ними участвовавшие в разбоях, наиболее за то потерпели: селения их разорены, лошади и скот захвачены во множестве, в людях они имели урон необыкновенный. Страх распространен между соседними народами. Более, нежели в двадцать раз отмщено злодеям за нападение на селение Круглолесское…».

То есть по донесениям генерала Ермолова, абазины приняли на своих землях беглых кабардинцев нынешних черкесов проживающих в КЧР. Когда абазинские общества объединялись на непродолжительное время, то могли проводить удачные наступательные операции, а именно: абазины смогли два раза штурмом взять столицу правительства Кавказа — город Ставрополь.

Из письма Джеймса Хадсона — генерал-лейтенанту Герберту Тэйлору в Константинополь, "...8 февраля 1836 г. мы видим следующее в конце того же ноября, месяца абазины сосредоточили свои силы, чтобы нанести ответный удар черноморским казакам и русским регулярным частям, совершавшим вторжения на их территорию. Абазины ворвались в Ставрополь, столицу так называемого «правительства Кавказа», и увели с собой 1700 пленных, 8000 голов скота и пр. 300 из захваченных пленных — люди, занимавшие в Ставрополе высокое положение: офицеры, купцы, банкиры. Был среди них и русский военный высокого ранга, генерал, как говорят; его взяли в плен вместе с его штабом. Это уже второй налет на Ставрополь, совершенный за последний год. В первый раз они захватили до 800 пленных. Это второе нападение, о котором я только что сообщил, тоже завершилось полным успехом черкесов, хотя русские и готовились встретить их."

Из этого письма видно, что абазин, также как и абхазов иностранцы часто называли черкесами.

131 абазинского селения, были уничтожены во время Русско-Кавказской войны. Список селений, это лишь малая часть того, что можно было восстановить из архивный источников, и он далеко не полный. Общая численность абазин в начале прошлого века точному определению не поддается. История абазинского народа до XX в., -пишет Л. И. Лавров, — представляет собой повесть о непрерывном уменьшении некогда большого и сильного кавказского народа".

Собственно, весной 1864 г., Кавказскую войну можно было считать оконченною; только горные абазинские племена Псху, Ахчипсоу, Аибга, Садзы-Джигеты, занимавшие ущелья по верховьям рек Мзымты и Бзыби, не хотели расставаться со своей свободой и оказывали сопротивление. Для того чтобы совершенно очистить край, уничтожить остатки враждебных горцев и уже завершить наконец завоевание Кавказа было решено все действовавшие на южных склонах гор войска разбить на четыре отряда. В первой половине апреля 1864 г. один из них двинулся из Гагры в долину р. Псху, второй — от бывшего укрепления св. Духа вверх по Мзымте, третий — от верховий Шахе параллельно Большому Кавказскому хребту через земли горных убыхов и четвертый — из верховьев Малой Лабы в местность Кбаада (совр. Красная Поляна), где все отряды должны были соединиться. При движении по левому берегу Мзымты 2-й отряд встретил упорное сопротивление абазинской общины Аибга из ближнего ущелья р. Псоу, усиленного соседними общинами. Столкновения между войсками и горцами продолжались 10-11 мая. Этот поход решил участь не одних только аибговцев. Вскоре некоторые абазинские племена начали покидать свои селения и выходить к морю для ухода в Турцию.

21 мая 1864 г. Россия завершила Русско-Кавказскую войну победным парадом войск на Красной поляне (известная сегодня как престижный горнолыжный курорт), в верховьях р. Мзымта. Последнее сопротивление и последний бой царским войскам на Кавказе оказали абазинские племена Псху, Ахчпсоу, Аибга, после чего более чем столетняя Русско-Кавказская война была закончена.

Уменьшение количества абазинского народа вызвана не только итогами Кавказской войны, дело в том, что огромное количество абазин было ассимилировано в адыгский этнический массив. Еще до войны постепенно началась ассимиляция абазинских и убыхских племен в адыгский этнический массив, абазины и убыхи которые граничили с адыгами все чаще переходили на их более простой и родственный язык, а так как разница в культуре была минимальная, то этот процесс происходил для абазин и убыхов практически незаметно и естественно. Так например одним из доказательств того, что абазины раньше легко были подвержены ассимиляции со стороны родственных адыгских племен является то, что около 15-ти абазинских аулов в Кабардино-Балкарии были практически полностью ассимилированы, также как в Адыгее и Карачаево-Черкессии. После установления Советской власти в Кабардино-Балкарии абазинские населенные пункты были переименованы. Вместо старых они получили новые названия. 1. Кармово — Каменномостское.2. Бабуково- Сармаково.3. Ашабово — Малка.4. Лафишево — Псыхурей. 5. Муртазово -Дейское и.т.д. В Адыгее это аул Уляп, в Карачаево-Черкессии это аулы Абазакт бывший Егибоковский и аул Псаучедахе бывшией Клычевский. Однако в настоящее время процесс ассимиляции абазин в адыгской среде практически полностью прекращен, идет обратный, положительный процесс развития абазинского национального самосознания. Одновременно с этим у абазин на Северном Кавказе во время возникновения СССР ситуация была следующая, на территории Карачаево-Черкессии и в Адыгеи и в Кабардино-Балкарии абазинским детям в абазинских селах преподавали адыгский язык, вследствие чего через поколение в КБР и Адыгее абазины были почти полностью ассимилированы адыгами, и скорее всего также произошло бы и в Карачаево-Черкессии если бы здесь не было знаменитых абазинских просветителей Мекерова и его ученика Табулова, которые создали абазинский алфавит и первые книги, и благодаря письму Сталину от товарища Дзыба, смогли отстоять право абазин изучать свой родной язык и культуру.

Потомки абазин-мухаджиров живут за рубежом, где их вместе с адыгами именуют «черкесами». Многие из них перешли на турецкий и арабский языки, потеряв свой язык, часть утратила абазинские имена и фамилии, смешалась с турками и арабами, при этом память о своём принадлежности к определённым родам сохраняется до настоящего времени.

Традиции и обычаи

Главные занятия — скотоводство, в том числе отгонное. Разводили овец горской породы, крупнорогатый скот и лошадей. Коневодство было сосредоточенно в руках знати в среде которой была выведена знаменитая порода Трамовских лошадей.

Также развитым видом занятия было земледелие. К пахоте готовили прежде всего, ближайшие к дому участки земли, куда легче всего было доставить сельскохозяйственный инвентарь. Эта работа начиналась с зимы: участки очищали от камней и выкорчёвывали деревья. Земли в горах были неудобны для обработки. Важным занятием абазин было и садоводство. Расчищая участки леса под пашню, дикорастущие плодовые деревья и кусты оставляли в неприкосновенности. Главным образом это были дикие яблони, груши, кизил, барбарис, фундук. Дома и хозяйственные постройки всегда утопали во фруктовых деревьях.

Значительную роль играло пчеловодство — одно из древнейших занятий абазин. Из мёда они готовили сладкий напиток, который «обладал опьяняющим, одурманивающим, отравляющим свойствами».

Промыслы — кузнечное дело, обработка шерсти и кожи. У абазин издавна были развиты домашние промыслы, в которых существовало внутрисемейное разделение труда. Так, обработка шерсти и шкур была обязанностью женщин, а обработка дерева, металла, камня — мужским делом. Из шерсти изготавливали бурки, тонкое сукно и более грубое для повседневной одежды, войлочные ноговицы, шляпы, пояса, обувь, кошмы, попоны, а также различные вязаные изделия. Были развиты скорняжный и кожевенный промыслы. Из шкур шили шубы и шапки, из кожи делали обувь, бурдюки, сёдла, сумки, конскую сбрую. Овчина — главный предмет скорняжного промысла. В почёте были кузнецы. Они изготавливали и чинили косы, серпы, вилы, железные лопаты, мотыги, подковы, металлические части конской сбруи, цепи, ножи, ножницы и т. д. Многие кузнецы были также и оружейниками. Оружие (ружья и кинжалы с ножами) украшали серебром, золотом, гравировкой с чернью. Такие оружейники, в свою очередь, становились ювелирами.

Производство оружия у абазин имеет глубокие традиции, уходящие в далёкое прошлое. Мастера делали стрелы (хрихыц). Наряду с производством оружия, абазинские оружейники занимались изготовлением пуль разного калибра.

Ювелирное дело принадлежало к одному их старейших ремёсел абазин. Мастера с изготавливали различного вида изделия: женские и мужские пояса, нагрудные украшения, перстни и кольца, серьги и височные подвески. Все украшения, предназначенные для ношения женщинами, было богато орнаментированы.

В 1073 году Абазинские иконописцы и ювелирных дел мастера участвовали в росписи Собора Киево-Печерской лавры[14].

Традиционная социальная организация — сельские общины, большие и малые семьи, патронимии. Аулы делились на патронимические кварталы, на равнине — скученные, в горах — гнездового типа. Древнейшее жилище — круглое, плетёное, распространены были также прямоугольные однокамерные и многокамерные дома из плетня; в конце XIX века у абазин стал применяться саман, появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей — кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек.

Абазинская кухня базируется на использовании традиционных продуктов земледелия и скотоводства, употребление большого количества животных жиров, в особенности сливочного и топлёного масла, а также сливок, сметаны, кислого молока. Абазины с древних времён занимались земледелием, скотоводством, птицеводством и это отражается на составе и особенностях народных блюд, среди которых занимают главное место — баранина, говядина и птица, а также изделия молочные и растительные. Много у абазин блюд из мяса домашней птицы. Из куриного или мяса индюка готовят национальное блюдо — квтӏужьдзырдза (дословно: «курятина с подливкой»).

Касаемо специфических приправ, абазины, как и многие кавказские народы, употребляют в основном молотый красный перец, толчёный чеснок с солью и смесь сухих пряных трав — главным образом укропа и чабреца. Из острых подлив абазины употребляют соус из кислого молока, сметаны, красного перца, толчёного чеснока с солью. Распространён слабоалкогольный напиток бахсыма (буза).

Среди музыкальных инструментов выделялись: род балалайки (мышӏкъвабыз), двухструнная скрипка (апхьарца), дудка из оружейного ствола (кӏыжкӏыж), деревянные трещотки (пхьарчӏакь). Самыми древними инструментами у абазин были дудка и свирель.

Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен. Богат созданный в разное время песенный и танцевально-инструментальный фольклор. В зависимости от особенностей содержания и формы народных песен различают: трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические (повествовательные), лирические, шуточные, историко-героические песни-плачи, лирические песни-плачи, а также разнохарактерные детские песни и инструментальные произведения.

Традиционная одежда

В первой половине XIX в. почти вся одежда абазин изготовлялась домашним способом из самодельной пряжи и ткани: более грубого (шарбал) и более тонкого (чухӀа) домашнего сукна. Лишь богатые люди могли себе позволить одежду из покупной ткани. Вообще, материал, из которого изготовлялась одежда, был одним из показателей зажиточности и сословной принадлежности. Тот или иной цвет одежды также был социомаркирующим признаком. Яркие цвета считались цветами знати. Трудовое население носило тёмную одежду из грубой ткани.

Мужская одежда

Мужской костюм состоял из нательного белья (цӀахьцӀацӀа), верхней одежды, куда входили рубаха (асы) и верхние штаны (айква), бешмет (къапталь) и черкеска (кӀвымжвы).

Материалом для нижнего белья служило домотканое полотно. По покрою нижняя, нательная рубаха была туникообразной формы с разрезом на груди и воротником-стойкой. Застёжка находилась посередине груди или справа. Воротник застёгивался рядом мелких пуговиц из самодельной тесьмы в тон рубахи. Подол рубахи заправляли в штаны. Нижние штаны шились из двух штанин прямого покроя, суживающихся книзу.

Поверх нижней рубахи надевался бешмет. Бешмет имел стоячий простёганный воротник и застёгивался посередине груди до пояса. На груди и по бокам на бёдрах пришивались карманы. Рукава делались длинными, зауживающимися у кисти и без пуговиц. Мужчины знатных фамилий носили бешметы из цветного или белого покупного сукна, крестьяне — из чёрного или коричневого домотканого.

Костюм завершался черкеской. Длина черкески и материал, из которого она делалась, зависел от её назначения, а также от сословной принадлежности и имущественного достатка владельца. Например, представители высшего сословия в качестве праздничной одежды носили черкески из покупного сукна длиной на 15-20 см ниже колен. Для повседневного ношения, а также для верховой езды и охоты черкески носили гораздо короче. Черкеска имела цельнокроеную спинку и две передние полочки, до талии в обтяжку, расклёшивалась. Рукава черкески делались прямыми и расширяющимися книзу, длиной намного ниже кисти руки. Нижнюю часть рукавов на подкладке всегда отворачивали. У ворота черкеска снабжалась треугольным вырезом. Обе передние полочки черкески от середины груди до пояса застёгивались на мелкие пуговицы из плетёной тесьмы.

На груди черкески по обе стороны нашивались карманы восемью — десятью рядами продольных строчек, образовавших своего рода отдельные гнёзда (хӀазыртара). В них вставлялись газыри. Колпачки газырей украшались резьбой, серебром, позолотой и т. д. — в зависимости от достатка владельца. Все звенья газырей были соединены свободно свисавшей серебряной цепочкой. Черкеска подпоясывалась кожаным ремнём (мъа) с набором чернёных серебряных пластинок. Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) абазинских мужчин было холодное оружие. Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля. Абазины носили кинжалы типа кама либо бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.

Из сабель, в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась сабля мамлюкского типа, либо килич (турецкая сабля), либо гаддарэ (иранская сабля). Элементом одежды всадника считался даже лук с колчаном для стрел.

Абазины всегда при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не являлся элементом одежды.

К дорожной мужской одежде относились также бурка (уапӀа) и башлык (башлыкъ). Бурки были чёрные, серные и белые, гладкие и с начёсом. Белые бурки носили только представители княжеских фамилий, крестьяне же — чёрные и серые, гораздо более короткие. Мужскими головными уборами были чёрная или коричневая папаха с суконным верхом (чӀвашвахъылпа).

Наиболее распространённый вид мужской обуви — ноговицы из войлока или сафьяна.

Женский костюм

Комплект женской одежды состоял из нательного белья (цӀахьцӀацӀа), платья (ъахвтан) и верхнего распашного по всей длине платья (шарбал\\бурса ъахвтан). Аналогичное длинное платье у абхазов называлось «абырса цкы».

Нательное бельё отличалось от мужского длиной рубахи, доходившей до щиколоток. Шили его обычно из ситца.

С определённого возраста (9-12лет) девочке, как и у соседних адыгов, шили корсет (дуфакь, кванчыюа, айшыс). Корсет вырабатывал у девушки красивую осанку и препятствовал развитию груди. Абазины, как и соседние народы Кавказа — осетины и др., считали, что женская красота непременно предполагает наличие тонкого стана, маленьких грудей и длинных кос. Шили корсет из грубого полотна в два слоя или из тонкого сафьяна на подкладке. Для жёсткости в него вставлялись тонкие пластинки из дерева, железа или кости (рога). Носили корсет до замужества.

Поверх нательной рубахи надевали платье. Платье имело воротник-стойку, длинные узкие рукава. Рукава праздничного платья делались гораздо длиннее и расширяющимися к запястьям. Таким образом, помимо того, что в абазинском женском костюме характерный многослойный рукав, где в полутонах тканей угадывались текстурные переходы, платье было декорировано аксессуарами. Завершающим штрихом образа были платки разной текстуры и техники исполнения.

Поверх этого платья могли надевать, особенно в прохладную погоду, ещё одно, укороченное платье — наподобие мужского бешмета. Женский бешмет, в отличи от мужского, по подолу украшали вышивкой или золотой канители.

На праздники поверх платья надевали длинное, до щиколоток, распашное платье (бурса ъахвтан) из бархата (диба ъахвтан) или шёлка (чыльа ъхватан). По покрою это платье было сходно с мужской черкеской. Не было карманов, и отличались рукава: для менее торжественных случаев шили платья с обычным рукавом, из-под которого выступали края рукавов нижнего платья; для более торжественных — с рукавом, обшлаг которого заканчивался чуть выше запястья и обшивался узким галуном или же вышивался канителью либо шёлковыми нитками. К концам рукавов пристёгивались длинные округлые нарукавники (напӏквпса). На груди, по всей длине, и по подолу платье богато украшалось вышивкой. Очень часто со сношенного богатого платья срезали вышитые и перешивали их на новое платье — таким образом, они передавались из поколения в поколение.

Отделка женского костюма изобиловала аксессуарами в значительной степени больше, чем в черкесском костюме. В результате этого костюм становился тяжелее за счёт серебряных украшений — пояс был шире, в большинстве случаев прямой и половинчатый, в форме полумесяца. Ряд нагрудников тянулся до линии талии и по бокам нагрудников, в обязательном порядке, подвешивали позвякивающие «жёлуди» (от сглаза).

Ювелирные изделия абазин делались в основном из серебра. Золото использовалось лишь для позолоты отдельных деталей. Набор украшений строго соответствовал возрастному и семейному положению.

По причёске и головному убору абазинки можно было с уверенностью определить её возраст, социальное происхождение и семейное положение. Девочкам волосы заплетали в две косы и покрывали голову шёлковым платочком (чылькӀас). По достижении совершеннолетия ей надевали на голову шапку (хьхъылпа — золотая шапка или разныхъылпа — серебряная шапка). Шапки эти известны трёх форм. Первая — цилиндрическая с конусообразным верхом. Вторая — цилиндрическая с закруглённым верхом. Третья — в форме усечённого конуса. Одну шапку никогда не носили: её покрывали сверху платком или шарфом, концы которых забрасывались назад за плечи.

Девичью шапку носили до рождения первого ребёнка, после чего женщина надевала на голову треугольный платок (хъарпхьа) так, чтобы не было видно волосы.

Женской обувью были ноговицы и чувяки. Их шили из сафьяна и украшали цветными вставками или аппликацией на подъёме и по бокам.

Традиционная абазинская одежда, особенно будничная, устойчиво сохранялась довольно долго. Праздничная же одежда стала подвергаться изменениям уже с начала XX в. Изменения эти поначалу касались только отдельных частей одежды и обуви.

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 состав населения городов и районов КЧР в разрезе наиболее многочисленных национальностей (недоступная ссылка)
  3. Ethnologue.com Abaza
  4. 4,0 4,1 Turkish Abkhazians enjoying independence of their far away country
  5. Население Абхазии Архивная копия от 10 февраля 2018 на Wayback Machine: Перепись 2011 г.
  6. [http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/nationality_population/nationality_popul1/select_51/?botton=cens_db&box=5.1W&k_t=00&p=75&rz=1_1&rz_b=2_1%20%20&n_page=4 Всеукраинская перепись населения 2001 года]
  7. Е.П.Алексеев. О происхождении абазин и расселении их в средние века.
  8. Тхайцухов Михаил Семёнович. Абазины на Северном Кавказе и в Турции (XVIII - XX вв.). — Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук. — Москва: МГУ, 2005.
  9. База микроданных Всероссийской переписи населения 2010 года. (недоступная ссылка)
  10. Абазины / историко-этнографический очерк. Черкесск 1989. — стр. 63, ISBN 5-7644-0269-7, 5000 экз.
  11. Кунижева Л. З., Смирнова Я. С. Абазины // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков, Редкол.: О. Ю. Артёмова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский и др.. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. — С. 19. — 928 с. — ISBN 5-85270-155-6.
  12. К 450-летию заключения военно-политического союза России и Черкесии (недоступная ссылка)
  13. О захвате черкесами военного корабля, нападении абазин на Ставрополь
  14. История христианства на Северном Кавказе

Литература

Ссылки