Северокавказские языки
Северокавказские языки | |
---|---|
Таксон | надсемья |
Прародина | Передняя Азия[1] |
Ареал | Северный Кавказ |
Классификация | |
Категория | Языки Евразии |
Сино-кавказская макросемья (гипотеза) | |
Состав | |
абхазо-адыгские, нахско-дагестанские | |
Коды языковой группы | |
ISO 639-2 | — |
ISO 639-5 | ccn |
Северокавка́зская семья́ (также «севернокавказская») — гипотетическая языковая семья, предложенная Н. С. Трубецким в 1920-х годах[2]. Под этим названием объединяются две языковых семьи: абхазо-адыгская и нахско-дагестанская.
Языки данной гипотетической семьи распространены на Северном Кавказе, а также в многочисленной диаспоре в остальных странах Европы[3] и на Ближнем Востоке[3]. В неё входят более 40 живых, один недавно вымерший (убыхский) и один древний письменный агванский языки.
Ранее предполагалось, что северокавказская семья вместе с картвельскими языками образует так называемую «иберийско-кавказскую» общность, однако ныне эта точка зрения отвергнута практически всеми лингвистами. Наличие ряда общих черт между указанными семьями языков сейчас принято объяснять длительным тесным контактом, что позволяет говорить о кавказском языковом союзе.
Противники и сторонники гипотезы
Некоторые совпадения между языками на уровне лексики были отмечены давно, но лишь в конце XX века появились первые попытки научно это обосновать, в частности С. А. Старостиным[4]. Возглавляемая им группа лингвистов предложила следующую датировку[5]:
- распад сино-кавказской макросемьи произошёл в 8-м тысячелетии до н. э.;
- распад северокавказской семьи на нахско-дагестанские и абхазо-адыгские языки произошёл примерно в середине 6-го или начале 5-го тысячелетия до н. э.
С. А. Старостин полагал, что абхазо-адыгские языки родственны мёртвому хаттскому языку, а нахско-дагестанские языки — тирренским (в том числе этрусскому) и хуррито-урартским языкам, в то время как один из основателей Московской школы компаративистики А. Б. Долгопольский определял этрусский как ностратический.
По мнению В. А. Дыбо, на языках северокавказской языковой семьи говорили носители следующих археологических культур[5]: культура Старчево-Криш, культура Кёрёш, культура Караново, культура линейно-ленточной керамики, железовская культура (Восточная Австрия), культура Альфёльд (от Мароша и вдоль Тисы достигает Восточной Словакии), культура Бюкка (буковогорская, вдоль Верхней Тисы в горах Бюкка в Северной Венгрии и в Восточной Словакии), культура Тисы (бассейн Тисы), культура накольчато-ленточной керамики, трипольская культура, культура Боян, буго-днестровская культура.
Северокавказская семья, в свою очередь, включается в гипотетическую сино-кавказскую макросемью.
Гипотеза не является общепринятой и отвергается различными языковедами и кавказоведами, в том числе занимающимися / занимавшимися сравнительно-историческим языкознанием.
Многие лингвисты по-прежнему рассматривают абхазо-адыгские языки и нахско-дагестанские языки как независимые семьи. При этом они выдвигают следующие аргументы:
1) совпадения лексики наблюдаются в основном для относительно позднего пласта и могут быть заимствованиями, тогда как на уровне древнейшего пласта, в том числе списка Сводеша, родства не наблюдается[источник не указан 1461 день].
2) принципиально различная фонетика[источник не указан 1461 день]
3) наиболее древние из письменных языков, которые гипотетически относятся к данным семьям (хаттский и хуррито-урартские) уже обнаруживают существенные различия на уровне лексики и грамматики; лексические совпадения между ними, в отличие от современных кавказских языков, практически отсутствуют (что лишний раз свидетельствует о том, что современные лексические совпадения, скорее всего, возникли в результате заимствований)[источник не указан 1461 день].
Г. А. Климов считал необоснованной идею Н. С. Трубецкого о родстве северокавказских языков, выступая с критикой работ С. А. Старостина по северокавказской реконструкции. В частности, в 1983, будучи зав. отделом кавказских языков ИЯз АН СССР, Г. А. Климов резко отрицательно оценил рукопись С. А. Старостина и М. Е. Алексеева «Сравнительно-историческая грамматика лезгинских языков», в особенности фонетическую реконструкцию С. А. Старостина, которая, по мнению ряда других специалистов, представляла собой на то время очевидный прорыв в сравнительно-историческом изучении нахско-дагестанских языков. См. подробнее: Я. Г. Тестелец — Воспоминания о Сергее Старостине Архивная копия от 11 октября 2006 на Wayback Machine.
Лингвист, историк, этнограф А. Ю. Акулов, использующий для установления языкового родства не лексические, а грамматические критерии, признаёт абхазо-адыгские и нахско-дагестанские родственными, а также само сино-кавказское объединение, со следующими оговорками:
- в тирренских и хуррито-урартских префиксы не используются, следовательно, эти языки не являются родственными северокавказским и в принципе не относятся к сино-кавказским;
- в то же время в качестве ближайше родственных северокавказским рассматриваются шумерский и минойский (второй черезь связь с хаттским[6].
Примечания
- ↑ Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье: учебное пособие. Дмитрий Раевский, Владимир Петрухин. Россия, Litres, 2017. С. 59
- ↑ В.А. Чирикба "Вклад Н.С. Трубецкого в северокавказскую филологию" // Scripta antiqua: Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры : альманах. Т. 7. Москва : Собрание, 2011 . Дата обращения: 10 марта 2021. Архивировано 21 января 2022 года.
- ↑ 3,0 3,1 Горская эмиграция в Европе. Часть 1 . etokavkaz.ru. Дата обращения: 5 января 2022. Архивировано 5 января 2022 года.
- ↑ Nikolaev, Starostin 1994
- ↑ 5,0 5,1 В. А. Дыбо. ЯЗЫК-ЭТНОС-АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА . Дата обращения: 9 июня 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.
- ↑ из других идей, предложенных к рассмотрению, но не относящихся непосредственно к северо-кавказским: принадлежность к сино-кавказским айнского, северных андаманских, а также языка людей Большой Воды на побережье Литоринового моря и Ладожского озера
Литература
- Алексеев М. Е., Тестелец Я. Г. «Севернокавказский этимологический словарь» и перспективы кавказской компаративистики // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. — М.: Наука, 1996. — Т. 55. № 5. — С. 3—18.
- Diakonov I.M., Starostin S.A. Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Languages. Münchener Studien zur Sprachwissenschaft, R. Kitzinger, München 1986.
- Дьяконов И. М., Старостин С. А., Хуррито-урартские и восточнокавказские языки// Сб. «Древний Восток. Этнокультурные связи», стр. 164—208. Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1988.
- Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М. 1963.
- Дьяконов И. М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) // Сб. Алародии: этногенетические исследования. Махачкала, 1995.
- Старостин С. А., Николаев С. Л. Севернокавказские языки и их место среди других языковых семей Передней Азии//Сб. Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1984.
- Chirikba V.A. From North to North West: How North-West Caucasian Evolved from North Caucasian // MOTHER TONGUE. Journal of the Association for the Study of Language in Prehistory • Issue XXI • 2016, p. 1-27.
- Трубецкой Н. С. Латеральные согласные в севернокавказских языках // Избранные труды по филологии . — Москва: Прогресс, 1987. — С. 233-246.
- Трубецкой Н. С. Исследования в области сравнительной фонетики севернокавказских языков // Избранные труды по филологии . — Москва: Прогресс, 1987. — С. 247-270.
- Трубецкой Н. С. Севернокавказские словарные сопоставления // Избранные труды по филологии . — Москва: Прогресс, 1987. — С. 271-282.
- Schulze W. Review: A North Caucasian Etymological Dictionary. Von Sergej L. Nikolajev & Sergej A. Starostin // Diachronica, Volume 14, Issue 1, Jan 1997, p. 149-161.
Ссылки
- S. L. Nikolayev, S. A. Starostin. 1994. A North Caucasian Etymological Dictionary