Шапсуги
Шапсуги адыгэ, шапсыгъ | |
---|---|
Современное самоназвание | Адыгэ |
Численность и ареал | |
Всего: 3 900 | |
Россия:
в составе черкесской (адыгской) диаспоры |
|
Описание | |
Археологическая культура | майкопская культура, дольменная культура, меотская культура |
Язык | шапсугский диалект адыгейского языка |
Религия | Ислам (суннитского толка) |
Входит в | адыги |
Родственные народы | адыгейцы, кабардинцы, черкесы, убыхи |
Этнические группы | хакучи |
Происхождение | зихи, меоты, касоги, каски |
Шапсу́ги (муж. род ед. ч. шапсуг, жен. род ед. ч. шапсуженка; самоназвание: адыгэ, шапсыгъ) — субэтнос адыгов, в прошлом — одно из крупнейших адыгских племён. Проживают в Адыгее и в Краснодарском крае (район Туапсе и Сочи). Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка[4].
Общие сведения
Шапсуги проживают в Российской Федерации, а также широко представлены в странах, где проживают представители адыгской диаспоры — в Турции, Сирии, Иордании, Израиле и т. д.
В России живут на территории исторической Шапсугии — в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае, а также в Адыгее. Многие во время переписей продолжают записываться черкесами или адыгейцами.
«Численность коренного населения Кубанской области (1879 г.)» — 5,0 тыс. чел.
В советский период переписями шапсуги не учитывались и по косвенным данным в 1926 году их насчитывалось около 4 тыс. человек.
По переписи 2002 года в России проживает 3,2 тысяч шапсугов; по переписи 2010 года — 3,9 тысяч. Однако, реальная численность шапсугов намного больше, так как шапсугов проживающих на территории республики Адыгея, продолжают записывать адыгейцами. А многие причерноморские шапсуги продолжают записываться черкесами или адыгейцами.
Шапсу́ги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, относящемся к абхазо-адыгской семье языков.
По российскому законодательству официально являются малым народом[5].
Численность адыгов в причерноморских населённых пунктах, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года[6]
- город Сочи: 4 778 чел.
- Лазаревский район: 4 014 чел.
- Сельские округа, подчиненные администрации Лазаревского района
- Кировский сельский округ
- аул Тхагапш: 131 чел.
- Кичмайский сельский округ
- аул Большой Кичмай: 597 чел.
- аул Малый Кичмай: 185 чел.
- Лыготхский сельский округ
- Кировский сельский округ
- Туапсинский район: 4 183 чел.
- город Туапсе: 804 чел.
- Новомихайловское городское поселение: 843 чел.
- пгт Новомихайловский: 434 чел.
- аул Псебе: 368 чел.
- Вельяминовское сельское поселение:
- село Цыпка: 166 чел.
- Георгиевское сельское поселение: 544 чел.
- аул Большое Псеушхо: 111 чел.
- аул Малое Псеушхо: 223 чел.
- село Георгиевское: 145 чел.
- Небугское сельское поселение: 1 725 чел.
- аул Агуй-Шапсуг: 1 501 чел.
- село Небуг: 101 чел.
Также причерноморские адыги составляют большинство в внутригородских микрорайонах Сочи — Ахинтам, Хатлапе, Шахе и Шхафит.
История
О древнейшей истории адыгов, в том числе и шапсугов, нам рассказывают артефакты следующих археологических культур — майкопская, дольменная, меотская и др., которые составляют драгоценный фонд многих исторических музеев, как в Адыгее, в России, так и за рубежом.
Шапсуги составляли одну из самых крупных групп не только причерноморских адыгов, но и всего адыгского (черкесского) этнического массива. Насчитывали несколько сотен тысяч человек. Они населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Вулан, Шебш и др. (Большой Шапсуг). В течение долгого времени отстаивали свою независимость в борьбе с Крымским ханством.
Современные исследования подтвердили (Максидов А. А., Чирг А. Ю.) — Древняя Шапсугия успешно осуществляла внешнюю торговлю и особенно активно с Анатолией[7].[8]
Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства, хотя известный историк Кавказской войны В.А. Потто утверждает, что уже в русских летописях рассказывается о походах князя Святослава на чепсугов (шапсугов)[9]. В 1724 году на реке Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 год, имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».
Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859 года[10]. В конце 1860 года был учреждён меджлис, объединивший шапсугов, абадзехов, убыхов и натухайцев. "Русские, очень хорошо знавшие, - писал участник событий, - что у черкесов не было артиллерии, совершенно безопасно продвигались всё более и более в горы"[11]. В сентябре 1860 года на землях шапсугов было воздвигнуто укрепление Григорьевское[12]. В 1864 подавляющее большинство шапсугов вместе с другими адыгами была выселена в Турцию, где была частично ассимилирована[13]. На Кавказе осталось около 5 тысяч шапсугов, их земли стали заселяться славянскими, армянскими и греческими колонистами. Чрезвычайно ценные и живые подробности последней фазы Кавказской войны и переселения шапсугов содержатся в воспоминаниях Льва Тихомирова.[14]
В 1924 году был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе, затем в селах Красноалександровское и Лазаревское, в 1945 году преобразованный в Лазаревский район Краснодарского края (с 1961 года — Лазаревский район города Сочи). На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 году была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района. 12 июня 1992 года года Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального района.
Среди шапсугов в языковом отношении выделяются хакучи.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в конце XIX века сообщал :
Шапсуги — сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной — между реками Пшадой и Шахе.
Исторически у шапсугов не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Общественный строй, по сути, был аристократическим. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества — псухо и общины — хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. Дворяне (вуорки) издавна господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освобождался от их власти и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий, свободы от притязаний дворян на продукты труда и имущество земледельцев.
Побудительным мотивом послужило произошедшее в 1790-х годах возмущение из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества. Народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действиями его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество. Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой социальной борьбе.
Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бжедухам и в 1793 году отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 году бжедухи, получив подмогу от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над шапсугами решительную победу на берегах р. Бзиюкозауо (см.Бзиюкская битва. Но борьба продолжалась после этого еще долго, лилась кровь и истреблялось имущество шапсугов и бжедухов. Наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенско-черкесский аул.
В итоге многолетней войны шапсуги добились своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые привилегии, они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина уплачивалось 30 голов скота, а за земледельца-торлокотля — 28. За кражу лошади, помимо возвращения украденного, дворянину полагалось еще 2 лошади, а торлокотлю — одна. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго.
В конечном итоге, многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие — к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натухайцев и абадзехов в течение двух поколений. Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела.
Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ.
Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой — зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Шапсуги был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.
Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1864 года, когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию. Большинство из них предпочли последнее, хотя многие также были выселены насильно. Южные приморские Шапсуги были покорены генералом Гейманом в 1864 году и тоже выселились в Турцию.[15]
Этнология
Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо. Действительный член Кавказского отдела Русского Географического Общества Леонтий Яковлевич Люлье пишет, что шапсуги давали у себя прибежище всем недовольным из соседних племён, и от этого народонаселение их быстро увеличивалось, и что "во время нахождения моего в горах я был свидетелем многих подобных переходов". [16] В.А. Потто считал, что разрушение общественного устройства в результате социальных потрясений привело шапсугов к потере самобытности и анархии: "беглецов из одной только Кабарды здесь водворились тысячи".[17]
Однако, разбирая правовые обычаи шапсугов, Люлье замечал, что "у шапсугов из всех преступлений менее всего было терпимо и строже всего наказывалось нарушение общественных обязательств". [18] "Положение этого народа заставляет его заботиться не о частных фамильных интересах, а направить все стремления к общей пользе", и, хотя драматический финал Кавказской войны не позволил завершиться внутреннему процессу образования государства, пути социальной эволюции, по мнению М.М. Блиева и В.В. Дегоева, были уже отчётливо различимы[19].
В целом, как русские, так и иностранные путешественники и учёные, сталкивавшиеся с шапсугами, рисуют типичное общество военной демократии в период своего разложения.
"Суммируя добродетели черкесов, - писал англичанин Эдмонд Спенсер, посетивший Шапсугию в 1830 году, - мы не должны забывать об их милосердии; бедный человек никогда не плачет у двери богатого напрасно"[20]. Подтверждал это и Л.Я. Люлье: "У горцев нет нищих, просящих милостыню, но нет также и людей богатых и зажиточных в полном смысле этого слова"[21].
Особенное место в верованиях шапсугов занимала гора Себеркуасха (на картах Собер-баш), находящаяся в верховьях реки Убин.
Современные шапсугские аулы
Современные аулы с преобладающим шапсугским населением
- Туапсинский район Краснодарского края: Агуй-Шапсуг, Большое Псеушхо, Малое Псеушхо, Псебе.
- Лазаревский район города Сочи: Хаджико (ранее Красноалександровский 1-й), Калеж (ранее Красноалександровский 2-й), Лыготх (ранее Красноалександровский 3-й), Наджиго, Большой Кичмай, Малый Кичмай, Тхагапш, Шхафит.
- Тахтамукайский район Адыгеи: Афипсип, Панахес, Псейтук, Хаштук.
В ауле Лыготх находится музей «Усадьба причерноморского шапсуга».
В посёлке Лазаревское c 1991 года издаётся газета «Шапсугия».
Лазаревский этнографический музей
В музее можно увидеть исторические реликвии, возраст которых достигает 4-5 тысяч лет[22], кроме того имеется экспозиция старинного черкесского оружия, снаряжение воина, конской упряжи, красивейшие образцы праздничной адыгской женской одежды (из темного бархата и парчи, украшенной золотой вышивкой, серебряной тесьмой и позолоченными застежками). Шапсугские женщины были искусными мастерицами.
Известные шапсуги
- Тугужуко Кызбэч — один из наиболее значительных предводителей адыгов во время Кавказской войны XIX веке
- Ачмизов Айдамир Ахмедович — Герой Советского Союза (31.03.1943)
- Совмен Хазрет Меджидович — президент Республики Адыгея (2002—2007)
- Коблев Якуб Камболетович — Заслуженный тренер СССР
- Шхалахов Валентин Ибрагимович — Заслуженный тренер СССР по дзюдо
- Напсо Кушук Заидович — Заслуженный строитель России, депутат Законодательного Собрания Сочи, член Общественной Палаты города Сочи
- Чуц Абубачир Батербиевич — Герой Советского Союза (1912 — 27.03.1944)
- Тхагушев Исмаил Халалович — Герой Советского Союза (17.03.1920-15.11.1943)
- Бибрас Натхо — футболист сборной Израиля.
- Этхем-черкес — османский и турецкий военный деятель.
См. также
Примечания
- ↑ Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи населения 2021 года . Дата обращения: 5 января 2023. Архивировано 30 декабря 2022 года.
- ↑ Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
- ↑ Население по национальности и владению русским языком по муниципальным образованиям Краснодарского края (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 февраля 2014. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Шапсуги — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255) (с изменениями от 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г.)
- ↑ База микроданных Всероссийской переписи населения 2010 года . (недоступная ссылка)
- ↑ [1]Максидов, Анатолий Ахмедович.Исторические и генеалогические связи адыгов с народами Причерноморья
- ↑ Гесихий Александрийский. Лексикон // ВДИ. 1948. — № 4. — С. 269
- ↑ Потто В.А. Кавказская война: В 5 т.; Т.2: Ермоловское время. — Ставрополь: Кавказский край, 1994. — С. с.323. — ISBN 5-86722-109-1.
- ↑ Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. — Москва: Росет. — С. с.490-513.
- ↑ Фонвилль А. Последний год войны Черкессии за независимость. 1863-1864 (Из записок участника-иностранца). — Северо-Кавказский филиал М.Ц.Т.К. "Возрождение", 1990. — С. 23.
- ↑ История Апшеронского полка. Том 2 / составил Богуславский Л.. — Дагестанская республика: издательство И.Г Атаева, 1993. — С. 330.
- ↑ Абрамов Я. Кавказские горцы. — Северо-Кавказский филиал традиционной культцры М.Ц.Т.К. "Возрождение", 1990. — С. с.1-15.
- ↑ Тихомиров Л.А. Тени прошлого. Воспоминания. — Москва, 2000. — С. 19-151. — ISBN 5-89097-034-8.
- ↑ Шапсуги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. — Северо-Кавказский филиал традиционной культуры "Возрождение", 1990. — С. 18-19.
- ↑ Потто В.А. Кавказская война: В 5 т.: Т.1: С древнейших времён до Ермолова. — Ставрополь: Кавказский край, 1994. — С. 553. — ISBN 5-86722-108-3.
- ↑ Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. — Северо-Кавказский филиал традиционной культуры М.Ц.Т.К "Возрождение", 1990. — С. 41.
- ↑ Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. — Москва: Росет, 1994. — С. 580.
- ↑ Спенсер, Эдмонд. Путешествия в Черкессию / предисловие. перевод и комментарии Наимы Нефляшевой. — Майкоп: РИПО "Адыгея", 1994. — С. 117.
- ↑ Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. — Северо-Кавказский филиал традиционной культуры М.Ц.Т.К. "Возрождение", 1990. — С. 20.
- ↑ Лазаревский этнографический музей
Литература
- Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. — М.: Наука, 1974. — С. 28—30.
- Адыгская (Черкесская) энциклопедия. Москва, 2006
- Шапсуги // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
- Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические очерки. Северо-Кавказский филиал традиционной культуры М.Ц.Т.К "Возрождение", 1990.
Ссылки
- Шапсуги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Официальный сайт Адыгэ Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов
- Адыгский (черкесский) информационный портал Хэку Архивная копия от 6 июля 2007 на Wayback Machine
- Письмо М.Лохвицкого в ЦК КПСС, Пленуму по национальным вопросам. 4 мая 1989 года