Шапсуги

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шапсуги
адыгэ, шапсыгъ
Современное самоназвание Адыгэ
Численность и ареал
Всего: 3 900

 Россия:
1 914 (2021 г.)[1]; 3 882 (2010 г.)[2];

 Турция:
в составе черкесской (адыгской) диаспоры      
Описание
Археологическая культура майкопская культура, дольменная культура, меотская культура
Язык шапсугский диалект адыгейского языка
Религия Ислам (суннитского толка)
Входит в адыги
Родственные народы адыгейцы, кабардинцы, черкесы, убыхи
Этнические группы хакучи
Происхождение зихи, меоты, касоги, каски
Шапсугское военное знамя XIX века.

Шапсу́ги (муж. род ед. ч. шапсуг, жен. род ед. ч. шапсуженка; самоназвание: адыгэ, шапсыгъ) — субэтнос адыгов, в прошлом — одно из крупнейших адыгских племён. Проживают в Адыгее и в Краснодарском крае (район Туапсе и Сочи). Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка[4].

Общие сведения

Шапсуги проживают в Российской Федерации, а также широко представлены в странах, где проживают представители адыгской диаспоры — в Турции, Сирии, Иордании, Израиле и т. д.

В России живут на территории исторической Шапсугии — в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае, а также в Адыгее. Многие во время переписей продолжают записываться черкесами или адыгейцами.

«Численность коренного населения Кубанской области (1879 г.)» — 5,0 тыс. чел.

В советский период переписями шапсуги не учитывались и по косвенным данным в 1926 году их насчитывалось около 4 тыс. человек.

По переписи 2002 года в России проживает 3,2 тысяч шапсугов; по переписи 2010 года — 3,9 тысяч. Однако, реальная численность шапсугов намного больше, так как шапсугов проживающих на территории республики Адыгея, продолжают записывать адыгейцами. А многие причерноморские шапсуги продолжают записываться черкесами или адыгейцами.

Шапсу́ги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, относящемся к абхазо-адыгской семье языков.

По российскому законодательству официально являются малым народом[5].

Численность адыгов в причерноморских населённых пунктах, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года[6]

Краснодарский край:

Также причерноморские адыги составляют большинство в внутригородских микрорайонах Сочи — Ахинтам, Хатлапе, Шахе и Шхафит.

История

О древнейшей истории адыгов, в том числе и шапсугов, нам рассказывают артефакты следующих археологических культур — майкопская, дольменная, меотская и др., которые составляют драгоценный фонд многих исторических музеев, как в Адыгее, в России, так и за рубежом.

Шапсуги составляли одну из самых крупных групп не только причерноморских адыгов, но и всего адыгского (черкесского) этнического массива. Насчитывали несколько сотен тысяч человек. Они населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Вулан, Шебш и др. (Большой Шапсуг). В течение долгого времени отстаивали свою независимость в борьбе с Крымским ханством.

Современные исследования подтвердили (Максидов А. А., Чирг А. Ю.) — Древняя Шапсугия успешно осуществляла внешнюю торговлю и особенно активно с Анатолией[7].[8]

Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства, хотя известный историк Кавказской войны В.А. Потто утверждает, что уже в русских летописях рассказывается о походах князя Святослава на чепсугов (шапсугов)[9]. В 1724 году на реке Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 год, имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859 года[10]. В конце 1860 года был учреждён меджлис, объединивший шапсугов, абадзехов, убыхов и натухайцев. "Русские, очень хорошо знавшие, - писал участник событий, - что у черкесов не было артиллерии, совершенно безопасно продвигались всё более и более в горы"[11]. В сентябре 1860 года на землях шапсугов было воздвигнуто укрепление Григорьевское[12]. В 1864 подавляющее большинство шапсугов вместе с другими адыгами была выселена в Турцию, где была частично ассимилирована[13]. На Кавказе осталось около 5 тысяч шапсугов, их земли стали заселяться славянскими, армянскими и греческими колонистами. Чрезвычайно ценные и живые подробности последней фазы Кавказской войны и переселения шапсугов содержатся в воспоминаниях Льва Тихомирова.[14]

В 1924 году был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе, затем в селах Красноалександровское и Лазаревское, в 1945 году преобразованный в Лазаревский район Краснодарского края (с 1961 года — Лазаревский район города Сочи). На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 году была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района. 12 июня 1992 года года Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального района.

Среди шапсугов в языковом отношении выделяются хакучи.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в конце XIX века сообщал :

Шапсуги — сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной — между реками Пшадой и Шахе.

Исторически у шапсугов не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Общественный строй, по сути, был аристократическим. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества — псухо и общины — хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. Дворяне (вуорки) издавна господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освобождался от их власти и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий, свободы от притязаний дворян на продукты труда и имущество земледельцев.

Побудительным мотивом послужило произошедшее в 1790-х годах возмущение из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества. Народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действиями его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество. Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой социальной борьбе.

Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бжедухам и в 1793 году отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 году бжедухи, получив подмогу от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над шапсугами решительную победу на берегах р. Бзиюкозауо (см.Бзиюкская битва. Но борьба продолжалась после этого еще долго, лилась кровь и истреблялось имущество шапсугов и бжедухов. Наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенско-черкесский аул.

В итоге многолетней войны шапсуги добились своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые привилегии, они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина уплачивалось 30 голов скота, а за земледельца-торлокотля — 28. За кражу лошади, помимо возвращения украденного, дворянину полагалось еще 2 лошади, а торлокотлю — одна. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго.

В конечном итоге, многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие — к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натухайцев и абадзехов в течение двух поколений. Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела.

Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ.

Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой — зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Шапсуги был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.

Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1864 года, когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию. Большинство из них предпочли последнее, хотя многие также были выселены насильно. Южные приморские Шапсуги были покорены генералом Гейманом в 1864 году и тоже выселились в Турцию.[15]

Этнология

Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо. Действительный член Кавказского отдела Русского Географического Общества Леонтий Яковлевич Люлье пишет, что шапсуги давали у себя прибежище всем недовольным из соседних племён, и от этого народонаселение их быстро увеличивалось, и что "во время нахождения моего в горах я был свидетелем многих подобных переходов". [16] В.А. Потто считал, что разрушение общественного устройства в результате социальных потрясений привело шапсугов к потере самобытности и анархии: "беглецов из одной только Кабарды здесь водворились тысячи".[17]

Однако, разбирая правовые обычаи шапсугов, Люлье замечал, что "у шапсугов из всех преступлений менее всего было терпимо и строже всего наказывалось нарушение общественных обязательств". [18] "Положение этого народа заставляет его заботиться не о частных фамильных интересах, а направить все стремления к общей пользе", и, хотя драматический финал Кавказской войны не позволил завершиться внутреннему процессу образования государства, пути социальной эволюции, по мнению М.М. Блиева и В.В. Дегоева, были уже отчётливо различимы[19].

В целом, как русские, так и иностранные путешественники и учёные, сталкивавшиеся с шапсугами, рисуют типичное общество военной демократии в период своего разложения.

"Суммируя добродетели черкесов, - писал англичанин Эдмонд Спенсер, посетивший Шапсугию в 1830 году, - мы не должны забывать об их милосердии; бедный человек никогда не плачет у двери богатого напрасно"[20]. Подтверждал это и Л.Я. Люлье: "У горцев нет нищих, просящих милостыню, но нет также и людей богатых и зажиточных в полном смысле этого слова"[21].

Особенное место в верованиях шапсугов занимала гора Себеркуасха (на картах Собер-баш), находящаяся в верховьях реки Убин.

Современные шапсугские аулы

Современные аулы с преобладающим шапсугским населением

В ауле Лыготх находится музей «Усадьба причерноморского шапсуга».

В посёлке Лазаревское c 1991 года издаётся газета «Шапсугия».

Лазаревский этнографический музей

В музее можно увидеть исторические реликвии, возраст которых достигает 4-5 тысяч лет[22], кроме того имеется экспозиция старинного черкесского оружия, снаряжение воина, конской упряжи, красивейшие образцы праздничной адыгской женской одежды (из темного бархата и парчи, украшенной золотой вышивкой, серебряной тесьмой и позолоченными застежками). Шапсугские женщины были искусными мастерицами.

Известные шапсуги

См. также

Примечания

  1. Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи населения 2021 года. Дата обращения: 5 января 2023. Архивировано 30 декабря 2022 года.
  2. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  3. Население по национальности и владению русским языком по муниципальным образованиям Краснодарского края (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 февраля 2014. Архивировано 5 марта 2016 года.
  4. Шапсуги — статья из Большой советской энциклопедии
  5. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255) (с изменениями от 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г.)
  6. База микроданных Всероссийской переписи населения 2010 года. (недоступная ссылка)
  7. [1]Максидов, Анатолий Ахмедович.Исторические и генеалогические связи адыгов с народами Причерноморья
  8. Гесихий Александрийский. Лексикон // ВДИ. 1948. — № 4. — С. 269
  9. Потто В.А. Кавказская война: В 5 т.; Т.2: Ермоловское время. — Ставрополь: Кавказский край, 1994. — С. с.323. — ISBN 5-86722-109-1.
  10. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. — Москва: Росет. — С. с.490-513.
  11. Фонвилль А. Последний год войны Черкессии за независимость. 1863-1864 (Из записок участника-иностранца). — Северо-Кавказский филиал М.Ц.Т.К. "Возрождение", 1990. — С. 23.
  12. История Апшеронского полка. Том 2 / составил Богуславский Л.. — Дагестанская республика: издательство И.Г Атаева, 1993. — С. 330.
  13. Абрамов Я. Кавказские горцы. — Северо-Кавказский филиал традиционной культцры М.Ц.Т.К. "Возрождение", 1990. — С. с.1-15.
  14. Тихомиров Л.А. Тени прошлого. Воспоминания. — Москва, 2000. — С. 19-151. — ISBN 5-89097-034-8.
  15. Шапсуги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  16. Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. — Северо-Кавказский филиал традиционной культуры "Возрождение", 1990. — С. 18-19.
  17. Потто В.А. Кавказская война: В 5 т.: Т.1: С древнейших времён до Ермолова. — Ставрополь: Кавказский край, 1994. — С. 553. — ISBN 5-86722-108-3.
  18. Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. — Северо-Кавказский филиал традиционной культуры М.Ц.Т.К "Возрождение", 1990. — С. 41.
  19. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. — Москва: Росет, 1994. — С. 580.
  20. Спенсер, Эдмонд. Путешествия в Черкессию / предисловие. перевод и комментарии Наимы Нефляшевой. — Майкоп: РИПО "Адыгея", 1994. — С. 117.
  21. Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. — Северо-Кавказский филиал традиционной культуры М.Ц.Т.К. "Возрождение", 1990. — С. 20.
  22. Лазаревский этнографический музей

Литература

  • Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. — М.: Наука, 1974. — С. 28—30.
  • Адыгская (Черкесская) энциклопедия. Москва, 2006
  • Шапсуги // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические очерки. Северо-Кавказский филиал традиционной культуры М.Ц.Т.К "Возрождение", 1990.

Ссылки