Книга пророка Амоса

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Амос.»)
Книга пророка Амоса
Раздел Невиим (Пророки)
Язык оригинала еврейский
Жанр Пророческие книги
Предыдущая (православие) Книга пророка Иоиля
Следующая Книга пророка Авдия
Текст синодального перевода

Книга пророка Амо́са — книга, входящая в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета. В еврейской Библии помещается в разделе Невиим (Пророки). Третья книга из «Двенадцати малых пророков». Написана пророком Амосом.

Время написания

Пророчества Амоса относятся ко времени правления израильского царя Иеровоама II (Иеровоама бен Иоаса) и царя Иудеи Озии, когда оба царства достигли вершины процветания. Он был старшим современником Осии. Вероятнее всего, его деятельность относится к осени 750 или 749 гг. до н. э. Предполагается, что проповедь в Вефиле (Бет-Эле) продолжалась от одного дня до нескольких дней. В это время Ассирия вела войны с сирийцами, что значительно уменьшило угрозу Северному царству со стороны Дамаска. В это время оно почти достигло границ времен Давида. Кроме того, пророчество совершалось за два года до большого землетрясения, которое вспоминали и спустя 200 лет.

Автор

Об Амосе известно из его пророчеств (1:1 и 7:10—14), где написано, что он пастух из Фекои (Текои). Фекоя — город в 16 км южнее Иерусалима, он находился на высоте 850 м над уровнем моря. Амос был призван Господом от своих стад, для того чтобы идти в соседнее государство и обратиться с пророчеством против его элиты, что он с мужеством и исполняет.

Содержание

Первая и вторая главы книги посвящены предсказанию землетрясения и Божьего наказания для всех ближневосточных народов, а затем непосредственно для Иудеи и Израиля, за моральное разложение, за преступления их правителей. Главы 3—6 посвящены непосредственно грехам Израиля.

Основные обвинения в данном отрывке — это социальная несправедливость и притеснение бедных (2:6—8, 3:10, 4:1—3), которые рассматриваются как нарушения завета с Богом, его заповедей.

В своём пророчестве (5:4, 5) Амос обращается к религиозной практике израильтян — религиозность без преданности заповедям и закону неугодна Богу. Это находит своё отражение в пророчестве Амоса (5:21—27), где Бог отвергает ритуалы и жертвоприношения, которые не сопровождаются исполнением заповедей и, прежде всего, правильного судопроизводства. В связи с этим День Господень, всеми ожидаемый с надеждой, обернется тьмой, а не светом (5:18—20). Каким образом можно избегнуть наказания, пророком объясняется там же (5:4—7, 5:14, 15): «Взыщите Господа — и будете живы»; «ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых».

Последняя часть книги Амоса (главы 7—9) зачастую называется Книгой Видений. Три видения: саранча (7:1—3), огонь (7:4—6), отвес (7:7—9) — символ возрастающей ярости Бога, отказ его миловать народ Божий, то же самое — корзина со спелыми плодами (8:1—3). Он предвещает голод слова Господня (8:11, 12).

В последней главе Амос приводит последнее видение — Господь, стоящий над жертвенником (9:1—4). В этой главе подчёркивается равенство перед Богом всех народов (9:7). Предвещается восстановление Царства Давида и проповедь слова Божьего среди всех народов.

Литература

Ссылки