Первая книга Маккавейская

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Первая книга Маккавейская
Язык оригинала древнееврейский
Жанр Исторические книги
Предыдущая (православие) Книга пророка Малахии
Следующая Вторая книга Маккавейская
Текст синодального перевода

Первая книга Маккавейская — в православии и католицизме ветхозаветная библейская книга, отсутствующая в еврейской Библии (Танахе) и не входящая в Ветхий Завет в протестантизме. В Русской православной церкви относится к неканоническим книгам[1], в католицизме — второканоническим, в иудаизме и протестантизме — апокрифическим[2]. В католицизме признана богодухновенной, в православии — небогодухновенной (но полезной и назидательной).

Написана на древнееврейском языке около 100 года до н. э. и описывает события в Иудее в период между 175 и 104 годом до н. э.[3][4][5]

Состоит из 16 глав, где после краткого упоминания о завоеваниях Александра Македонского и распаде его империи, рассказывается о страшном гонении Антиоха Епифана на иудеев, строго соблюдающих свою религию, что в итоге вызывает восстание. Последние события, описываемые в книге, относятся ко времени правления первосвященника Иоанна Гиркана[3].

Содержание

Маттафия

Гонениям на иудеев предшествовала победоносная война Антиоха против египетского царя Птоломея в 170 год до н. э. (1:18). Затем Антиох разграбил Второй Храм (1:22), поместил в Иерусалиме свой гарнизон и провел унификацию населения (1:41). Центром антисирийского восстания стал Модин, где произошло первое убийство «мужа царского» (2:25). Затем отряды иудейских повстанцев под руководством Маттафии отступили из города и, видимо, перешли к тактике партизанской войны, разрушая языческие жертвенники и обрезывая детей в пределах Израильских (2:46).

Иуда Маккавей

После смерти Маттафии восстание возглавил его сын Иуда Маккавей (3:11). Он разгромил ополчение самаритян, которым командовал Аполлоний (3:1). Затем повстанцы разбили сирийский карательный отряд Сирона (3:23). Антиох поручает руководство подавлением восстания Лисию, который посылает шеститысячный отряд под командованием Горгия (4:1). Но и его разгромил Иуда Маккавей. Тогда сирийский наместник Лисий собрал уже 65 тысячное войско, которое также потерпело поражение от 10-ти тысячной армии Иуды Маккавея. Тогда Лисий отступил в Антиохию (4:35), что позволило повстанцам войти в Иерусалим. Дальше повстанцы предприняли боевые действия против пособников сирийцев среди идумеев (5:3). Узнав об еврейских погромах Иуда Маккавей посылает отряды в Галилею и Галаад (5:17). Тем временем умирает сирийский царь Антиох, а регентом Сирии становится Лисий (6:17). Тогда сирийцы двинули на Иерусалим, где оставался в осаде их гарнизон, 120 тысячное войско, усиленное боевыми слонами (6:130). Лисий едва не разгромил повстанцев, однако внутриполитическое противостояние с другим сирийским наместником Филиппом заставляет его заключить перемирие и вернуться в Антиохию (6:63). В результате междоусобной войны в Сирии воцаряется Димитрий (7:1). Новый правитель Сирии продолжил колонизаторскую политику и Иуде Маккавею вновь пришлось воевать против сирийского войска Никанора, который был разбит (7:43). Однако в сражении с другим сирийским полководцем Вакхидом Иуда Маккавей был убит (9:18), а войско его рассеялось.

Ионафан

Новым уже 3-м вождем маккавейского восстания стал Ионафан (9:31). Победа над сирийским отрядом позволила Ионафану достичь на выгодных условиях перемирия (9:70). Внутриполитический конфликт в Сирии (между Александром и Димитрием) обеспечил Ионафану широкую автономию на землях Иудеи, Самарии и Галилеи (10:30). Вскоре сирийский царь Димитрий пал в междоусобице (10:50), однако усилению центральной власти в Сирии помешали претензии его сына Димитрия (10:67). Впрочем, власть нового претендента на сирийский трон упрочила египетская армия Птоломея (11:13). Новым источником сирийской нестабильности стал Трифон. Иудейские повстанцы отправили 3-х тысячный отряд в Антиохию для поддержки царя Димитрия и подавили антиправительственный мятеж горожан (11:47). Однако Трифон позже все таки взял Антиохию (11:56), заручившись поддержкой Ионафана. Тем не менее, союз этот для Ионафана был неудачным, так как он был предательски убит в Птолемаиде (12:48).

Новым иудейским вождем (этнархом) был избран Симон (13:8). Повествование заканчивается общим примечанием о заслугах сына и преемника Симона — Иоанна. Пользуется большим авторитетом как исторический источник.

Примечания

  1. [Д. Г. Добыкин. Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета. — Санкт-Петербург.: Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2012. — C. 22 — 24]
  2. The First book of Maccabees. Дата обращения: 24 апреля 2017. Архивировано 25 апреля 2017 года.
  3. 3,0 3,1 Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. Неканонические книги. Первая Маккавейская книга Архивная копия от 25 апреля 2017 на Wayback Machine
  4. I Маккавейская // Толковая Библия под. ред. А. П. Лопухина. Дата обращения: 14 мая 2018. Архивировано 28 апреля 2018 года.
  5. James D. G. Dunn, John William Rogerson Eerdmans Commentary on the Bible. — William B. Eerdmans Publishing, 2003. — P. 807. Дата обращения: 24 апреля 2017. Архивировано 25 апреля 2017 года.

Ссылки

Источники

  • Маккавейские книги — статья из Библейской энциклопедии
  • Толковая Библия. Издание преемников А. П. Лопухина, том шестой, СПб, 1909 год, репринт Стокгольм, 1990 год
  • Александр Мень, Библиологический словарь, том 2, Фонд имени А.Меня, Москва, 2002 год, ISBN 5-89831-020-7