Царское Село (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Царское Село
Витебское направление
Октябрьская железная дорога
Железнодорожный вокзал станции Царское СелоЖелезнодорожный вокзал станции Царское Село
59°43′22″ с. ш. 30°25′46″ в. д.HGЯO
ДЦС 2
Регион ж. д. Витебский
Дата открытия 30 октября (11 ноября1837 года
Прежние названия Детское Село[1]
(1918—2013)
Характер работы пассажирская
Количество платформ 2
Тип платформ островная и боковая
Форма платформ прямая
Длина платформ, м 800 м.
Электрифицирована 1953 [2]
Ток постоянный =3кВ
Архитекторы Е. А. Левинсон
Инженеры-конструкторы А. А. Грушке
Выход к пл. Привокзальная
Расположение Россия, Пушкин
Расстояние до Санкт-Петербурга 23 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Великих Лук 427 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 032707
Код в «Экспресс-3» 2004182
Герб Объект культурного наследия РФ
Перейти к шаблону «Санкт-Петербург — Езерище» 
Санкт-Петербург — Езерище
Витебское направление
 Пушкинская (станция метро, Санкт-Петербург) Звенигородская
00,0
Санкт-Петербург-Витеб.
1,6
Боровая
Кресты
Контейнерная площадка
3,2
Воздухоплавательный парк
3,4
Витебская-Товарная
8,0
Проспект Славы
10,4
Купчино Купчино (станция метро)
Молодёжная
13,1
Шушары рзд. Юный
15,5
Паровозный Музей
Шушары-Экспорт
19
Пост 19-й километр
Царскосельская
20,9
Детскосельская Депо МОЖД
22,6
Царское Село
Новодеревенская улица
Тярлево
Парковая улица
Павловск I
26,1
Павловск
р. Тызва
Ул. Александра Матросова
Санкт-Петербург
Лен. обл. (Гатчинский р-н)
32,5
Антропшино
ул. Промзона
38,9
Кобралово
41,0
41 км
р. Чёрная
44,3
Семрино
ПМС-83
Хвойная ул.
46,0
46 км
3-я линия
49,9
Сусанино
54,3
Красницы
руч. Чёртов
56,9
Михайловка
Сызранская ул
58,8
00,0
Вырица
Сиверское ш. 41А-003
на Посёлок
 
Земская ул.
1,2
платф. № 1
пр. Ленина
3,7
платф. № 2
5,1
платф. № 3
ул. Полины Осипенко
6,0
платф. № 4
Ленинградский пр.
6,8
Посёлок
ул. Калинина
63,0
63 км
70,9
Слудицы
77,0
77 км
80,0
80 км
84,4
Новинка
90,0
90 км
92,0
92 км
96,3
Чаща
99,4
100 км
100,8
101 км
Гатчинский район
Лужский район
102,0
102 км
104,0
104 км
109,9
Чолово
117,0
117 км
121,6
Тарковичи
124,9
125 км
128,6
Оредеж
133,0
133 км
Лен. обл. (Лужский р-н)
Новгород. обл. (Батецкий р-н)
137,6
Заклинье
р. Чёрная
143,0
143 км
144,0
144 км
На Лугу
147,4
35,8
Батецкая
Новгородская ул.
р. Удрайка
152,0
152 км
156,5
Бахарево
164,,0
164 км
166,7
Передольская
172,0
172 км
Батецкий район
Шимский район
177,7
Кчеры
181,0
181 км
р. Лонненка
188,5
Уторгош
Пионерская ул.49К-03
Шимский район
Солецкий район
195,9
Низы
205,6
Сольцы
р. Крутец
209,5
210 км
р. Боровёнка
213,0
213 км
215,0
Куклино
р. Колешовка
218,0
218 км
225,1
Леменка
Солецкий район
Дновский район
230,1
230 км
231,7
232 км
234,4
Гачки
237,5
238 км
быв. обход Дна
240,2
241 км
242,0
242 км
554,0
244,0
245,2
555,1
Дно
Крестьянская ул. 58К-132
быв. обход Дна
251,4
Белошкино
р. Полонка
255,7
Вязье
257,8
258 км
р. Дубенка
263,2
264 км
266,8
Бакач
270,0
270 км
272,0
272 км
274,0
274 км
276,4
Дедовичи
ул. Бундзена
286,5
Судома
Дедовичский район
Бежаницкий район
296,8
Плотовец
301,0
301 км
р. Ильзна
308,1
Чихачёво
р. Древка
314,0
314 км
р. Уда
318,4
Ашево
р. Ревка
326,0
Шилово (326 км)
328,4
Лозовицы
331,0
331 км
334,0
334 км
Сущевская кан.
340,0
Сущево
349,3
Загоскино
356,6
Тигощи
Бежаницкий район
Локнянский район
Комсомольская ул.
365,3
Локня
371,0
371 км
374,7
Стримовичи
379,0
379 км
382,0
382 км
385,3
Самолуково
р. Пузна
388,0
388 км
Локнянский район
Новосокольнический район
р. Смердель
394,3
Насва
397,0
397 км
399,0
399 км
402,6
Киселевичи
407,0
407 км
412,5
417,0
417 км
421,3
506,2
Новосокольники
Парк В
432,5
Власье
439,0
439 км
Новосокольнический район
Невельский район
444,1
Изоча
447,0
447 км
450,2
451 км
453,0
453 км
454,0
454 км
р. Шершенка
456,2
Каратай
460,8
Горушки-Невельские
ул. Урицкого 58К-195
ул. Войкова
465,7
Невель II
р. Зубаревка
475,4
Завережье
484,0
о.п. Лобок
486,0
487,0
ОКТ ЖД
БЧ
 Россия (Псковская о.)
 Белоруссия (Витеб. о.)
487,1
Езерище

Ца́рское Село́ — станция Октябрьской железной дороги в городе Пушкин.

История

Железнодорожный транспорт в Российской империи открыт в 1837 г. указом императора Николая Павловича. Станция Царское Село до столицы империи — Санкт-Петербурга была открыта в составе первой в России Царскосельской железной дороги, до 22 мая 1838 года являлась конечной станцией.

Первое здание станции было построено на границе города в 1837 году по проекту архитектора Г. Фоссати (итал. Gaspare Fossati) в стиле английской готики. Он представлял собой двухэтажное кирпичное здание с четырёхугольной башней-шпицем и двумя боковыми одноэтажными деревянными крыльями. К одноэтажным корпусам были пристроены навесы, опирающиеся на чугунные столбы и кованые фигурные кронштейны.

Со 2 января 1900 года она перешла в введение Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги".

В 19021904 годах на месте старого здания Обществом было построено новое по проекту группы архитекторов под руководством С. А. Бржозовского. Симметричное в плане здание было возведено в формах западноевропейской средневековой архитектуры, характерных для периода поздней эклектики. Слева от вокзала был возведен Великокняжеский павильон[3]. Обе постройки были разрушены в войне 1941—1945 годов.

После революции, в 1918 году станция была переименована вместе с городом в «Детское Село»[4] и сохранила это название после того, как город в 1937 году получил имя Пушкин в год векового юбилею гибели поэта на дуэли на Чёрной речке.

В 1921 году Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога была расформирована и Петроградская сеть перешла в введение Северо-Западных железных дорог, станция перешла в введение данной дороги[5].

В 1929 году Октябрьская железная дорога и Северо-Западные железные дороги были слиты в одно управление,-Октябрьские железные дороги, станция вошла в состав данной дороги.[6]

В 1932 году была по приказу Совнаркома построена[7] и до середины 1960-х гг. существовала однопутная железнодорожная линия, соединявшая станцию Детское Село со станцией Колпино Московского направления ОЖД. Основное назначение — доставка рабочих из Пушкина на Ижорские заводы и обратно. По линии 5 раз в сутки в обе стороны ходил поезд из 10 вагонов. Посередине в деревне Московская Славянка располагалась станция Красная Славянка с разъездом. В войну линию разбирали, затем восстановили. Линия пересекала Московское шоссе под путепроводом, который сохранялся до 2013 года. Пассажирское движение по линии прекратилось с 1 июня 1966 года[8]. От линии остался действующий участок в виде подъездных путей от вокзала к промзоне «Восточная» в черте города[9].

С 1940 года по 1942 год станция в введении Ленинградской железной дороги.[10]

С 1942 года по 1947 год в введении Октябрьской железной дороги.[11]

С 1947 года по 1953 год в составе Ленинградской железной дороги.[12]

С 1953 года станция в составе Октябрьской железной дороги.

Современное здание

Современное здание железнодорожного вокзала построено в 19461950 годах по проекту ленинградского архитектора Е. А. Левинсона и инженера А. А. Грушке. Проект был отмечен Сталинской премией третьей степени. Комплекс вокзала включает главный двухэтажный корпус и поставленные с ним в одну линию три павильона. Все сооружения связаны широкими арками — проходами на перрон и двориком с фонтаном и пропилеями. В павильонах находятся спуски в тоннели — переходы под железнодорожными путями. Общая композиция плана, строгие классические формы типичны для Царского Села. Авторы стремились придать зданию вокзала черты, близкие к сооружениям дворцово-парковых ансамблей, созданным во второй половине XVIII века. В оформлении фасадов и интерьеров отражена связь города с А. С. Пушкиным. Фасад главного корпуса декорирован медальонами и барельефными портретами учителей и друзей поэта Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, П. Я. Чаадаева, В. К. Кюхельбекера. В зале ожидания, разделённом двумя рядами колонн на три нефа, в конце среднего из них, в нише, установлена бронзовая статуя А. С. Пушкина работы скульптора М. Г. Манизера. Плафон зала декорирован скульптурными панно, изображающими сооружения царскосельских парков. Кассовый зал перекрыт лучковым сводом с росписью в виде деревьев с широко раскинутыми ветвями. В тимпанах на торцевых стенах помещены барельефы с профильным портретом А. С. Пушкина. Скульптурные десюдепорты и люстры из кованого железа, белого матового и синего стекла дополняют убранство зала.

В 1953 году была осуществлена электрификация станции постоянным током, напряжением 1500 в. в составе участка Ленинград-Витебский — Павловск. В 1962 году контактная сеть была переведена на напряжение 3,3 кВ постоянного тока.

В 1971 году присвоен код ЕСР № 0510.[13]

В 1975 году присвоен новый код ЕСР № 05100.[14]

В 1982 году станции присвоен код Экспресс-2 № 34182.

В 1985 году станция получила новый код АСУЖТ (ЕСР) № 032707.[15]

В 1994 году получила новый код Экспресс-3 № 2004182.[16]

30 октября 2007 года на станции начала работу автоматизированная система контроля оплаты проезда.

Вопрос о возвращении станции исторического наименования был поднят в преддверии празднования 300-летия города в 2010 году[17]. Однако этого не произошло, несмотря на одобрение руководства ОАО «Российские железные дороги». В октябре 2011 года администрация Пушкинского района выступила с новым предложением: назвать станцию Царское Село — Город Пушкин, обосновывая это тем, что название Детское Село «дезориентирует» гостей города[18]. В декабре 2011 года станции вновь планировалось вернуть её первоначальное название[19], что произошло в 2013 году. Постановление о переименовании станции в Царское Село 6 августа подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев[20]. Название станции было изменено в соответствии с федеральным законом «О наименованиях географических объектов»[21].

В 2014 года был начат ремонт тоннелей, ведущих на 2 платформу. I путь был разобран. Пригородные поезда в сторону Павловска отправлялись от 2 платформы, а на Санкт-Петербург — от временной деревянной 3 платформы, вход на которую осуществляется с железнодорожного переезда в южной горловине станции. К августу 2017 года I путь был восстановлен, поезда в сторону Павловска отправлялись уже от 1 платформы, и был начат ремонт 2 платформы. В 2018 году все ремонтные работы были завершены, восстановлено привычное движение поездов.

Царский павильон Императорской ветки

В 1895 году для приёма императорских поездов, прибывавших в Царское Село через станцию Александровская, был построен Царский павильон у Фермского парка. Он находится за несколько километров от станции Царское Село. С 1903 года он стал принимать поезда, следовавшие по так называемой Императорской ветке. В 1912 году на месте сгоревшего был возведён новый Императорский павильон. Станция перестала действовать к середине XX века, вокзал сильно пострадал в период Великой Отечественной войны, но до настоящего времени не восстановлен.

Пассажирское движение

Через станцию курсируют поезда дальнего следования и пригородные электропоезда Октябрьской железной дороги. В Царском Селе имеет остановку пассажирский поезд, сообщением Санкт-Петербург — Великие Луки и большинство пригородных электропоездов новгородского, лужского и невельского направлений.

Перевозчики, направления и расписания

Перевозчик Дистанция Направления и расписание
Российские железные дороги Дальнее следование Яндекс
Северо-Западная пригородная пассажирская компания Межрегиональное и пригородное сообщение tutu.ru

Примечания

  1. Архангельский, Архангельский, 1981.
  2. История электрификации железных дорог СССР, 1953.
  3. Альбом гражданских сооружений Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. — Санкт-Петербург : Типография Градоначальства, 1909-01-09.
  4. «Декрет о переименовании Царского Села». Ноябрь 1918 г. ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 2. Д. 137. Л. 9, 9 об.
  5. Сборник тарифных расстояний 1922г
  6. Алфавитный список станций 1929г стр 51
  7. Колпино и Пушкин: соприкосновение исторических судеб. kolpino.ru. Дата обращения: 5 января 2020.
  8. Газета «Ижорец» от 25 мая 1966.
  9. «Канонер» подсчитал заброшенные железные дороги Петербурга — Городские новости Санкт-Петербурга — Канонер. kanoner.com. Дата обращения: 5 января 2020.
  10. Указатель путей сообщения 3-34 1940г стр 108
  11. Список станций 1945г стр 68
  12. Указатель путей сообщения 3-37 1947-48г стр 160
  13. Список станций 1970г стр 72
  14. Тарифное руководство № 4 кн 2-1 1975г стр 222
  15. Тарифное руководство № 4 кн 2-1 1985г стр 213
  16. Служебные расписания поездов 1994г стр 74
  17. Станции Детское Село вернут историческое название — Царское Село, 2009.
  18. Станцию Детское Село чиновники хотят назвать Царское Село — Пушкин, 2011.
  19. Розанова, 2011.
  20. Постановление № 671 "О переименовании географического объекта в городе федерального значения Санкт-Петербурге". Правительство России. Правительство РФ (6 августа 2013). Дата обращения: 11 августа 2013. Архивировано 19 августа 2013 года.
  21. Железнодорожную станцию в Пушкине переименовали в Царское село, 2013.

Литература

  • Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 1. — 368 с. — 100 000 экз.
  • Иванова Т. И. „Поедем в Царское Село...“. История и архитектура Царскосельской железной дороги / Т. И. Иванова, В. Б. Мартиров. — СПб.: ПГУПС, 2013. — 46 с. — ISBN 978-5-7641-0440-9.
  • Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов. — 2-е., доп. и перераб.. — СПб.: Тип. "Правда", 2000. — 340 с. — ISBN 5-85991-043-6.
  • Царскосельская железная дорога. Журнал общего собрания [акционеров] Царскосельской железной дороги (10-го мая 1838 года). — СПб.: О-во Царскосел. ж. д., 1838-1880. — 28 с.

Статьи и публикации

Ссылки

Внешние медиафайлы