Перейти к содержанию

Английская готика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Lincoln Cathedral Presbytery, Lincolnshire, UK - Diliff.jpg
Линкольнский собор
Кентерберийский собор
Капелла Королевского колледжа в Кембридже

Английская готикаархитектурный стиль, распространённый в Англии в позднем Средневековье и раннем Новом времени. Наиболее широко использовался при строительстве церквей. Определяющими готический стиль чертами является применение в конструкции стрельчатых арок, рёберных сводов и аркбутанов, а также широкое использование витражей, что совокупно позволяло строить здания дотоле невозможной высоты и ширины, ярко освещённые сквозь огромные витражные окна. Среди значительнейших образцов английской готики сохранившиеся Вестминстерское аббатство, Кентерберийский, Солсберийский, Йоркский соборы, а также утраченный старый Сен-Пол в Лондоне. Готический период в архитектуре продлился в Англии до начала XVI века, дольше, чем в континентальной Европе.

Готический стиль родился во Франции, где впервые его отдельные элементы сложились в характерный комплекс хора аббатства Сен-Дени под Парижем, законченного в 1144 году[1]. Многие черты готической архитектуры получились закономерным развитием романского стиля (в Англии часто называемого норманнским), другие были завезены из Иль-де Франс, где в 1135—64 годах был воздвигнут первый готический Санский собор (англ. Sens Cathedral) (не монастырская церковь, как Сен-Дени)[2]. Одним из примеров переходного периода можно назвать Даремский собор, где в целом типично норманнское здание было дополнено первым в стране нервюрным сводом. Первой церковью в Англии, целиком и с самого начала выстроенной в готическом стиле, стал Уэлский собор, начатый в 1175 году[3]. После того, как в 1174 пожар уничтожил норманнские хоры Кентерберийского собора, для восстановления его был приглашён француз Гийом из Санса, который выстроил хоры в новой манере также в 1175—1180 годах. Наряду с культовыми сооружениями, готический стиль применялся и в университетских постройках, дворцах, госпиталях, гильдейских залах и др.

Стиль разделяется на три периода: Раннеанглийская готика (конец XII—конец XII вв.), Декоративная, или Украшенная готика (конец XIII—начало XIV вв.) и Перпендикулярная готика (XIV—XVII вв.).[4][5] Архитектор и историк искусства Томас Рикман (англ. Thomas Rickman) в 1812 году в книге «Попытка разбора стилей архитектуры Англии» (англ. Attempt to Discriminate the Style of Architecture in England) разделил постройки от времён Вильгельма Завоевателя до Генриха VIII на следующие стили: от Вильгельма Завоевателя (1066) до Генриха II (1189) — Норманский, от Ричарда Львиное Сердце (1189) до Эдуарда I (1307) — Раннеанглийский, в правление Эдуарда II и Эдуарда III (1307—1377) — Украшенный, и от Ричарда II (1377) до Генриха VIII (1547) — Перпендикулярный[6]. Стиль готики XV века, при династии Тюдоров, называют Тюдоровским, на смену которому в эпоху Елизаветы I приходят Елизаветинский и Ренессансный стили[7]. Рикман исключает из рассмотрения постройки после Генриха VIII, называя «стиль этих пристроек и перестроек» конца XVI—начала XVII веков «часто заметно испорченным» (англ. often much debased)[6]. Архитектор и историк искусства Эдмунд Шарп (англ. Edmund Sharpe) в работе 1851 года «Семь периодов английской архитектуры» (англ. The Seven Periods of English Architecture) после Норманского выделяет Переходный период (1145-90) в котором характерно совместное использование стрельчатой и полуциркульной арок[8]. Основываясь на форме окон, Шарп переназвал Раннеанглийский период Ланцетным стилем (1190—1245), разделил Украшенный стиль на Геометрический (1245—1315) и Криволинейный (1315—1360), а третий период назвал Вертикальным (1360—1550).[8]

За исключением Солсберийского собора, памятники английской готики обычно представляют собой комбинацию стилей вследствие того, что даты их строительства, дополнений и перестроек часто занимают диапазон до 400 лет.

Раннеанглийская готика

Период раннеанглийской готики занимает время с конца XII по конец XIII веков[9][10][11] и следует за норманским периодом, в течение которого были построены первые крупные полностью каменные (вместо перекрытых деревянными конструкциями) соборы и аббатства. В норманской архитектуре характерно использование декора трёх классических ордеров и толстых сплошных стен с примкнутыми небольшими контрфорсами, больше похожими на пилястры. Переходный период от норманского стиля к готическому занимает 1145—1190 годы, правление Стефана и Ричарда I Львиное сердце[12]

Раннеанглийская готика является плодом трансформации на островной почве «французского стиля»[источник не указан 1603 дня], завезённого из Кана, откуда прибывали мастера и нередко завозились уже обработанные стройматериалы. Также прослеживается влияние архитектуры Иль-де-Франс, где в Сансе поднялся первый полностью готический собор и откуда прибыл, в частности, строитель хора в Кентербери Гийом Санский[13].

Раннеанглийская готика ещё сохраняет достаточно мощные стены, на которые опираются каменные своды, призванные уберечь внутренность церкви от сущего бича средневековых храмов: пожара на деревянной кровле. Вес сводов воспринимается нервюрами, преобразуясь в вертикальную составляющую и силу горизонтального распора. Первый нервюрный свод построен в романском соборе в Дареме[14].

Концентрация сил при помощи нервюр вызывает необходимость уравновесить эти теперь сосредоточенные силы не сплошной массивной стеной, а развитыми контрфорсами, то есть пристроенными к стене снаружи сравнительно узкими, всё сильнее выступающими к основанию выступами, а необходимость передать силы распора свода центрального нефа над пролётом боковых вызвала к жизни аркбутан в виде ползучей арки. Контрфорс для устойчивости дополнительно нагружается сверху тяжёлым пинаклем, и статическая система готики на этом принципиально завершена. Контрфорсы впервые появляются в капитулярной зале Личфилдского собора[12].

Характерным элементом раннеанглийского стиля является ланцетовидное окно, высокое и узкое, завершённое стрельчатой аркой, что гармонирует со стрельчатыми аркадами и нервюрами сводов. Такие окна обычно располагаются группами под общей широкой аркой, в переплётах используются мотивы наконечника копья (лат. lance).

Особенности

  • В вертикальном разрезе неф церкви в раннеанглийском стиле делится на три яруса: окна, сквозь которые под своды проникает солнечный свет, глухой трифорий и нижняя аркада.
  • Наиболее характерный элемент раннеанглийской готики — стрельчатая, она же ланцетовидная, арка в конструкции нервюрных сводов. Постепенно она проникает и в другие аркады, включая завершения окон, придавая нефу законченное стилистическое единство. Первым нефом с исключительно стрельчатыми арками был Уэлский собор (1175—1260), и это нововведение быстро распространялось[15].
  • Ранние нервюрные своды обычно четырёхчастные, то есть состоящие из четырёх распалубок на шести арках, четырёх щековых и двух диагональных, причём соседние секции свода делят одну щековую арку. Арки-нервюры передают вес через трифорий на столбы нижней аркады[16].
  • Узкие и высокие ланцетовидные окна дали раннеанглийскому стилю второе название «ланцетный», они часто группируются попарно или по три, разделяются на три яруса, отвечающие ярусам нефа. В торцевой стене северного трансепта Йоркского собора находятся знаменитые «Пять Сестёр» — группа из пяти ланцетовидных окон высотой более 16 метров каждое, в которых сохраняются оригинальные гризайлевые витражи XIII века.
  • Витражи начинают применяться в окнах верхнего яруса нефа, трансета и особенно западного фасада. Окна обычно расчленяют каменным переплётом на прихотливый узор, какой можно видеть, например, в Линкольнском соборе (1220).
  • Окна-розы для Англии нехарактерны, но в Линкольнском соборе имеется два примечательных образца, один из которых — Окно (или Око) Настоятеля в северном трансепте (1220—1235). Орнамент его состоит из вписанных друг в друга окружностей. Основная тема этой розы — второе пришествие и страшный суд, отдельные витражи изображают похороны святого Хью[англ.], основателя собора, и успение богородицы[17].
  • Скульптура. В отличие от суровой наготы Норманских церквей, готика развивает скульптурное убранство, орнаменты и профилировку. Аркады и трифорий украшаются «собачьим зубом», каспами, кругами, трилистниками, четырёхлистниками и другими растительными мотивами. Характерны растительные орнаменты на капителях, антрвольтах, замковых камнях сводов[10].
  • Готический устой, в отличие от массивного романского, расчленяется на пучок сравнительно тонких колонок, которые являются как бы продолжением нервюр сводов, и окружают центральное ядро устоя. Часто колонки делались из полированного тёмного пурбекского мрамора. Для английской готики характерно весьма глубокое расчленение устоя и глубокая его профилировка, обилие канавок и валиков, орнамент «собачий зуб» и круглые абаки на капителях колонок[10].

Образцы ранней готики

Украшенная готика

Украшенным или декоративным второй период английской готики (конец XIII—конец XIV веков) называют потому, что количество орнамента и декоративных элементов в нём лавинообразно нарастает, поверхностью для украшения становится каждый квадратный метр интерьера и фасада. Отчасти это объясняется влиянием французского лучистого стиля, отчасти — растущим богатством заказчиков.

Иногда этот период разделяют на два меньших, по основному мотиву орнаментов: геометрический стиль (от 1245—50 до 1315—1360), чьи орнаменты состоят из отрезков прямых и дуг окружности, и криволинейный (от 1290—1315 до 1350—1360)[18].

Добавления в декоративном стиле встречаются в более ранних постройках, один из самых ярких примеров в соборе Уэлса: архитектор Томас Уитни (англ. Thomas Witney) построил башню над средокрестием в 1315—1322 годах в украшенном стиле, а вскоре Уильям Джой (William Joy), прибавил к ней новые арки для укрепления конструкции и присоединил капеллу Девы Марии к хорам. В 1329—45 годах он же воздвиг уникальную двойную арку в украшенном стиле[19][неавторитетный источник?].

Особенности

  • Своды с лиернами. Раннеанглийская готика довольствовалась немногими нервюрами в своде, каждая из которых продолжалась своей колонкой в устое, и выполняла присущую ей конструктивную роль в восприятии нагрузок. Декоративная готика добавляет к ним дополнительные профилировки чисто декоративного значения, создавая на сводах сложные геометрические узоры. среди достойных внимания лиерновых сводов — Или и Глостерский собор[16].
  • Контрфорсы получают дальнейшее развитие, а стены, наоборот, облегчаются, окна увеличиваются в размерах. Контрфорсы нагружают пинаклями.
  • Веерные своды. Являются особенностью позднего декоративного стиля. в отличие от сводов с лиернами, не имеют уже ни одной настоящей нервюры, все профилировки на потолке ложные, носят исключительно декоративный характер. Потолок образуется половинами конусов. Самый ранний образец, датируемый 1373 годом, в клуатрах Глостерского собора, стал известен благодаря фильмам о Гарри Поттере[16].
  • Оконные переплёты с прихотливым узором являются важной характеристикой декоративной готики. Обычно окна разбиваются частоколом вертикальных колонок, доходящих до уровня пят завершающей окно арки, где колонки разветвляются и переплетаются в орнаменте из трилистников и четырёхлистников. Вначале этот орнамент был геометричным, затем составлялся изогнутыми линиями. Криволинейный период начался в первой четверти XIV века и продлился около полувека[20]. Важными образцами криволинейного стиля являются Восточное окно Карлайлского собора (около 1350) и Западное окно Йоркского (1338—39)[21].
  • Скульптура декоративного периода стала также более изысканной. Боллфлауэры и четырёхлистники заменяют «собачий зуб» ранней готики. Листья на капителях выполняются менее строго. Новым видом отделки стен становится мозаичная кладка геометрических паттернов из каменных блоков или кирпичей разного цвета[20].

Образцы

Перпендикулярная готика

Перпендикулярная готика — третий и последний период развития английского готического зодчества (конец XIII—середина XVI веков), основной чертой которого является пристрастие к вертикальным линиям. Также называется вертикальным стилем[22][23]. Первый образец перпендикулярной готики — капитулярная зала старого лондонского Сен-Пола, выстроенный королевским архитектором Уильямом де Рамси (англ. William de Ramsey) в 1332 году[24]. Другой королевский архитектор, Джон Спонли (англ. John Sponlee), также разрабатывал ранний перпендикулярный стиль, а полного развития он достиг в работах Генри Евеле (англ. Henry Yevele) и Уильяма Уинфорда (англ. William Wynford).

Влияние на стиль оказала общая историческая ситуация того времени, в частности, Чёрная смерть, которая за полтора года от июня 1348 до декабря 1349 унесла треть населения Англии, а, возвратившись в 1361—2 годах взяла ещё пятую часть остатка. Эти трагические события оказали влияние на искусство, обернув его к более серьёзным или мрачным темам[25].

Постройки стали значительно выше, витражи заняли практически всё площадь стен, от которых остались лишь опорные столбы. Извилистые линии декоративного периода уступают место более сухим геометрическим построениям[26]. Для поддержки вертикальных членений огромных окон вводятся горизонтальные перемычки, и переплёт начинает напоминать прямоугольную решётку[27]. Хорошим примером витражных стен перпендикулярного периода является капелла Королевского Колледжа в Кембридже[28].

Церкви увенчиваются высокими башнями, как, например, соборы в Йорке, Глостере, Вустере, и церкви св. Ботольфа в Бостоне[англ.], св. Эгидия в Рексеме[англ.], св. Марии Магдалины в Тонтоне[англ.].

Интерьеры перпендикулярного стиля отличаются изысканной столярной работой, например, мизерикордиями (откидными сиденьями) с гротескной резьбой, «poppy heads» (от фр. poupée — кукла) или пучками резных листьев на скамьях, разноцветными цветочными узорами на деревянных панелях[27].

Перпендикулярный период стал самым долгим периодом развития готики, он продолжался ещё век после того, как готика закончилась на континенте, уступив место архитектуре ренессанса, и к концу его ренессансные мотивы входят в английскую готику. Ренессансная преграда, например, построена в капелле Королевского колледжа Кембриджского университета. В елизаветинский период (1558—1603) появляются и пять классических ордеров, и орнаменты итальянского Возрождения, к примеру, на гробнице Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Стрельчатая арка уступает место римской полуциркульной, каменную кладку заменяет кирпич, и самобытная готика заменяется имитациями греческой и римской архитектуры[27].

Особенности

  • Башни играют важную роль в перпендикулярный период, хотя шпилями они увенчиваются реже, чем раньше. Широко известны башни соборов в Йорке, Глостереи Вустере, меньше — башни других небольших церквей. Башни часто украшают декоративными крепостными зубцами.
  • Окна становятся очень большими, с более тонкими столбиками, отчего появляется дополнительный простор для витражей. Столбики и перекладины образуют прямоугольную решётку.
  • Пониженная четырёхцентровая стрельчатая арка — т. н. арка Тюдоров — является характерной особенностью исключительно английской готики перпендикулярного стиля. Также используется арка профиля «гусёк».
  • Контрфорсы и поверхности стен делятся на вертикальные панели[26].
  • Двери часто перекрываются прямой перемычкой поверх архивольтов, антрвольты заполняются четырёхлистниками или другим орнаментом[26].
  • Трифорий пропадает из интерьера нефа либо заменяется филёнками, наибольший акцент делается на поясе окон. Профилировка в перпендикулярной готике становится не такой острой, характерно использование крупных эллиптических выемок[26].
  • Кремень используется как декоративный камень в архитектуре Южной Англии и в деревянных церквях восточной Англии.

Образцы

Кровли

Высокие деревянные кровли — отличительная черта как церковной, так и светской английской готики. Задачи их двоякие, как противостоять снежной, дождливой и ветреной английской погоде, так и дополнительно скреплять здание. В нормандской архитектуре обычно уклон кровли составляет 45°, то есть прямой угол в коньке, что гармонирует с полуциркульными арками на фронтоне. Рёберный свод со стрельчатыми арками вызывает к жизни кровли с уклоном 60°, то есть в сечении — равносторонние треугольники. Поздний перпендикулярный стиль в связи с применением пониженной тюдоровской арки уменьшает наклон кровли до 20° и менее. Покрытие обычно черепичное или из свинцовых листов[32].

Простые готические крыши держатся на длинных стропильных ногах, которые опираются на деревянную балку, заделанную в стене. Позднее стали использоваться т. н. фермы короля и фермы королевы, в которых стропила дополнительно опираются через стойки на горизонтальную балку, которая связывает их нижние концы. Ферма короля содержит одну стойку, опускающуюся из конька крыши, и диагональные подпорки. В ферме королевы используются две подпорки и дополнительная затяжка между стропильными ногами, и такая ферма способна перекрыть пролёт до 12 метров. Оба типа ферм придают крыше большую устойчивость и жёсткость, и вес её распределяется непосредственно на стены[32].

Тем не менее, готические архитекторы недолюбливали обычные фермы, потому что многочисленные горизонтальные затяжки скрадывают высоту помещения. Чтобы этого избежать, они изобрели уникальное решение — Hammerbeam-систему. В ней стропильные ноги не связаны затяжкой понизу. От высоко расположенной верхней затяжки спускаются выгнутые в стрельчатую арку балки, которые передают вес и распор кровли на стены и контрфорсы. Старейший образец такой системы сохраняется в Винчестерском соборе, а самый известный — кровля Вестминстер-холла (1395), королевского зала для пиршеств и церемоний, самая большая деревянная кровля своей эпохи. Также можно отметить крыши Крайст-Чёрч, Оксфорд, Тринити-колледж, Кембридж, и Кросби-холл (англ. Crosby Hall, Liverpool) близ Ливерпуля. Похожая система с аркообразными балками построена в Уэксемском соборе (англ. Wexham Cathedral)[32].


Университетская готика

Из-за тесной связи первых английских университетов с церковью, ими была воспринята церковная архитектура вообще и готический стиль в частности. Старейший сохранившийся образец университетской готики — постройки вокруг квадратного двора Mob Quad[англ.] Мертон-колледжа в Оксфорде (1288—1378)[33] Бэллиол-колледж в Оксфорде располагает готическими постройками с 1431 года, среди них можно отметить «новую библиотеку» в средневековом зале по западной стороне и «старую библиотеку» на первом этаже по северной стороне. Архитектура Бэллиола происходит скорее от замковой, чем от церковной, имитируя укрепления. Капелла Королевского колледжа в Кембридже располагает образчиком четырёхцентровой арки перпендикулярного стиля.

Возрождение готики в XIX и XX вв

Перпендикулярная неоготика встречается редко, преимущественно за образец брали декоративный стиль. Основные постройки неоготики — новое здание Вестминстерского дворца (где располагается британский парламент), Мемориал Уиллса в Бристольском университете (1915—25) и собор св. Андрея в Сиднее.

Источники

Примечания

  1. Honour, Hugh. A World History of Art / Hugh Honour, John Fleming. — 7th. — London : Laurence King Publishing, 2009. — P. 376. — ISBN 9781856695848.
  2. Mignon, Olivier. Architecture des Cathédrales Gothiques. — 2015. — P. 10–11.
  3. Harvey, John Hooper. English Mediaeval Architects: A Biographical Dictionary Down to 1550: including master masons, carpenters, carvers, building contractors and others responsible for design. — Revised. — Gloucester : Sutton, 1987. — P. 19. — ISBN 0-86299-452-7.
  4. Schurr, Marc Carel (2010), Bork, Robert E., ed., art and architecture: Gothic, Oxford University Press, ISBN 978-0-19-866262-4, doi:10.1093/acref/9780198662624.001.0001, <https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780198662624.001.0001/acref-9780198662624-e-0540>. Проверено 9 апреля 2020.  Архивная копия от 10 апреля 2020 на Wayback Machine
  5. Curl, James Stevens & Wilson, Susan, eds. (2015), Gothic (3rd ed.), Oxford University Press, ISBN 978-0-19-967498-5, doi:10.1093/acref/9780199674985.001.0001, <https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199674985.001.0001/acref-9780199674985-e-2072>. Проверено 9 апреля 2020.  Архивная копия от 12 января 2021 на Wayback Machine
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 Rickman, Thomas. An Attempt to Discriminate the Styles of Architecture in England: From the Conquest to the Reformation : [англ.]. — 5th. — London : J. H. Parker, 1848. — P. lxiii.
  7. Curl, James Stevens & Wilson, Susan, eds. (2015), Tudor (3rd ed.), Oxford University Press, ISBN 978-0-19-967498-5, doi:10.1093/acref/9780199674985.001.0001/acref-9780199674985-e-4821, <https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199674985.001.0001/acref-9780199674985-e-4821>. Проверено 9 апреля 2020.  Архивная копия от 5 июля 2021 на Wayback Machine
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 Sharpe, Edmund. The Seven Periods of English Architecture Defined and Illustrated : [англ.]. — London : E. & F. N. Spon, 1871. — P. 8.
  9. Согласно Томасу Рикману, автору этого термина,1189—1307.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 10,2 Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи «Early English Period» (ред. — Chisholm, Hugh) Vol. Volume 8 (11th ed.) p. 798 из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии», перешедшего в общественное достояние.
  11. По некоторым источникам, 1189—1272. Smith, 1922, pp. 35–45
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 Smith, 1922, pp. 35–45.
  13. Encylopaedia Britannica онлайн, William of Sens (19 апреля 2020)
  14. Durham World Heritage Site. UN. Дата обращения: 29 октября 2019. Архивировано 3 августа 2019 года.
  15. Bechmann, 2017, p. 295.
  16. Перейти обратно: 16,0 16,1 16,2 Smith, 1922, pp. 71–73.
  17. Home. Lincoln Cathedral. Дата обращения: 26 сентября 2020. Архивировано 28 сентября 2020 года.
  18. Smith, 1922, pp. 45–47.
  19. Harvey, 1987, p. 163.
  20. Перейти обратно: 20,0 20,1 20,2 Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи «Decorated Period» (ред. — Chisholm, Hugh) Vol. 7 (11th ed.) p. 915 из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии», перешедшего в общественное достояние.
  21. Work Minster Fact Sheets: The Five Sisters Window (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 августа 2020. Архивировано 15 ноября 2017 года.
  22. Sharpe, Edmund. The Seven Periods of English Architecture Defined and Illustrated. — 1871.
  23. Frankl, Paul. Gothic Architecture. — Yale : Yale University Press, 2000. — P. 193.
  24. Harvey (1978) полагает первым образчиком сформировавшегося перпендикулярного стиля капитулярную залу старого Сен-Пола в Лондоне (1332)
  25. Доля эта в настоящее время оценивается ближе к 20 %. Philip Daileader, The Late Middle Ages, audio/video course produced by The Teaching Company, (2007) ISBN 978-1-59803-345-8.
  26. Перейти обратно: 26,0 26,1 26,2 26,3 Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи «Perpendicular Period» (ред. — Chisholm, Hugh) Vol. 21 (11th ed.) из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии», перешедшего в общественное достояние.
  27. Перейти обратно: 27,0 27,1 27,2 Smith, 1922, pp. 53–62.
  28. Harvey, John. The Perpendicular Style. — Batsford, 1978.
  29. Chapel | King's College, Cambridge. web.archive.org (30 ноября 2012).
  30. Our History | Eton College. www.etoncollege.com. Дата обращения: 26 сентября 2020. Архивировано 26 июля 2019 года.
  31. TATTERSHALL - The Collegiate Holy Trinity Church, Tattershall, Lincolnshire - HTTF Trust. web.archive.org (15 апреля 2012).
  32. Перейти обратно: 32,0 32,1 32,2 Smith, 1922, pp. 63–71.
  33. Martin, 1997.

Литература

Ссылки

Шаблон:Готическая архитектура по странам