Украинская православная церковь

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «УПЦ»)
Украинская православная церковь
церк.-слав. Ѹ҆краи́нскаѧ правосла́внаѧ цр҃ковь
укр. Українська православна церква
Logo of the UOC (Moscow Patriarchate).png
Киево-Печерская лавра — резиденция митрополита Киевского и местонахождение кафедрального собораКиево-Печерская лавра — резиденция митрополита Киевского и местонахождение кафедрального собора
Общие сведения
Основатели Апостол Андрей (согласно церковному преданию)
решение Архиерейского собора 25—27 октября 1990 года
Церковь-мать Русская православная церковь
Автономия Самоуправление с правами широкой автономии — 27 октября 1990 года[1]
Признание автономии признана всеми поместными православными церквами
Руководство
Предстоятель митрополит Онуфрий (Березовский)
Центр Киев
Резиденция предстоятеля Киево-Печерская лавра
Территории
Юрисдикция (территория)  Украина
Богослужение
Богослужебный язык церковнославянский (различные изводы)
Календарь юлианский
Статистика
Епископов 105 (47 правящих, 50 викарных, 8 на покое)
Епархий 53[2]
Учебных заведений 18[3]
Монастырей 215[3]
Приходов 12 069[3]
Священников 10 510[3]
Монахов и монахинь 4 681[3]
Членов ~14% жителей Украины (2020 год)
Сайт https://church.ua

Украи́нская правосла́вная це́рковь (укр. Українська православна церква), УПЦ, также Украинская православная церковь Московского патриархата (укр. Українська православна церква (Московського патріархату)), УПЦ (МП) — православная церковь на Украине. Является единственной каноничной православной церковью Украины[4]. Согласно действующему Уставу Русской православной церкви, УПЦ в составе Московского патриархата — «самоуправляемая церковь с правами широкой автономии», статус которой детально оговорён в Главе X «Украинская Православная Церковь» Устава РПЦ[5].

Действует на территории Украины[6] (ранее также действовала в российской Республике Крым, но в июне 2022 года Священный синод Русской православной церкви подчинил епархии в Крыму непосредственно Синоду РПЦ).

По состоянию на 2016 год в её церковно-канонической юрисдикции находилось наибольшее число культовых сооружений на Украине: 11 296 сооружений и мест для молитвы из всех 28 841 существовавших в стране (больше всего сооружений находилось в Хмельницкой (926) и Винницкой (908) областях, меньше всего — во Львовской (28), Ивано-Франковской (30) областях и Киеве (91)).

История

Позднесоветский период

К концу 1970-х годов значительно изменился национальный состав епископата РПЦ: в нём появилось довольно много украинцев. Например, в 1977 году среди 75 представителей епископата был 21 уроженец Украины (из них 13 — с Западной Украины), в конце 1980-х годов с Украины происходили 25 из 77 епископов (в том числе 14 — с Западной Украины)[7].

С осени 1989 года вследствие прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР и в связи со стремлением Украинской ССР к независимости, церковно-политическая ситуация в республике резко обострилась. Среди части духовенства и мирян Украинского экзархата обнаружились тенденции к обособлению от Московского патриархата.

На имя патриарха Московского и всея Руси Пимена и митрополита Киевского, патриаршего экзарха Украины Филарета поступали послания от клириков из западноукраинских епархий с призывами даровать автокефалию экзархату. Архиерейский собор Русской православной церкви 30—31 января 1990 года принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло последним в СССР (Украинскому и Белорусскому экзархатам) бо́льшие права в самоуправлении, а также право именоваться Украинской и Белорусской православными церквами[8].

10 июля 1990 года Синод Украинской православной церкви направил патриарху Алексию II обращение, в котором содержалась просьба расширить права Украинской церкви. Священный синод Русской православной церкви 20 июля 1990 года (журнал № 112) ознакомился с этим обращением и постановил рассмотреть его на внеочередном Архиерейском соборе, для чего была образована комиссия под председательством митрополита Ювеналия (Пояркова). Материалы и предложения по этому вопросу были направлены всем епископам Русской православной церкви и вынесены на обсуждение и утверждение Архиерейского собора[9].

25—27 октября 1990 года под председательством патриарха Алексия в синодальной резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор в составе 91 иерарха РПЦ. По рассмотрении обращения Архиерейский собор определил:

  1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в её управлении.
  2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» — упраздняется.
  3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
  4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».
  5. Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви, усвояется титул «Блаженнейший».
  6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время Богослужения.
  7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.
  8. Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель Украинской Православной Церкви является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
  9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви со внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви[10][9].

Вплоть до января 2009 года Поместный собор не собирался, оставляя новый статус УПЦ неутверждённым; был утверждён в числе прочих деяний всех Архиерейских соборов в период между Поместными соборами на Поместном соборе РПЦ в Москве в конце января 2009 года.

УПЦ при митрополите Филарете

Первым предстоятелем «независимой и самостоятельной в своём управлении» УПЦ[11] стал митрополит Филарет (Денисенко), получивший Благословенную грамоту патриарха Московского Алексия II о даровании Украинской церкви независимости и самостоятельности в её управлении 28 октября 1990 года в историческом кафедральном соборе киевских митрополитов — соборе Святой Софии.

22—23 ноября 1990 года в Киеве проходил первый Собор Украинской православной церкви, созванный решением Синода УПЦ. На Соборе присутствовали правящие архиереи всех двадцати епархий республики, представители духовных школ, мужских и женских монастырей, Киево-Печерской и Почаевской лавр, клирики и миряне[12].

24 августа 1991 года, после провала августовского путча, Верховный совет Украины провозгласил Акт о государственной независимости. 1—3 ноября 1991 года в храме Преподобных Антония и Феодосия в Киево-Печерской лавре митрополит Филарет собрал Собор Украинской православной церкви, на котором присутствовал весь украинский епископат, делегаты от 22 епархий в лице клириков и мирян, избранных на епархиальных собраниях, представители 32 монастырей, представители духовных школ. Собор вынес Определение о полной самостоятельности Украинской православной церкви, просившее патриарха Алексия II и епископат Русской православной церкви даровать Украинской православной церкви полную каноническую самостоятельность[13]. Вскоре три архиерея — епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) — отозвали свои подписи под Обращением. На следующий день, 23 января, решением Синода УПЦ они были смещены со своих кафедр.

Священный синод РПЦ, состоявшийся 18—19 февраля 1992 года, принял обращение к митрополиту Филарету и епископату Украинской православной церкви с требованием «незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви».

31 марта 1992 года в Даниловом монастыре в Москве открылся Архиерейский собор РПЦ, заседания которого продолжались до 5 апреля. В его деяниях участвовали 97 архиереев. С 1 по 4 апреля Архиерейский собор обсуждал ходатайство епископата УПЦ о предоставлении Украинской православной церкви автокефального статуса. В докладе на Соборе митрополит Филарет обосновывал необходимость предоставления Украинской православной церкви автокефалии политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого Украинского государства. После доклада митрополита Филарета началась дискуссия, в которой участвовали большинство архиереев. Епископ Ульяновский и Мелекесский Прокл (Хазов) говорил в выступлении, что автокефалия не спасёт Православие Украины, если не будет избран новый предстоятель УПЦ.

Поворотным моментом в полемике явилось предложение епископа Магаданского Аркадия (Афонина) сменить предстоятеля УПЦ, так как, по его мнению, владыка Филарет не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине[14]. Предложение было поддержано митрополитом Винницким Агафангелом, епископом Уральским Антонием (Москаленко), другими архиереями. В связи с замечанием митрополита Филарета, что он подчиняется только Собору украинских епископов, архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин) возразил: «Украинская Православная Церковь пока не автокефальная, у неё нет своих закрытых внутренних вопросов, которые не были бы доступны компетенции Архиерейского Собора Русской Православной Церкви».

После выступления патриарха Алексия II, предложившего Филарету уйти со своего поста, на уходе митрополита Филарета со своего поста настаивали митрополиты Крутицкий Ювеналий (Поярков), Псковский Владимир (Котляров), Оренбургский Леонтий (Бондарь), архиепископ Смоленский Кирилл (Гундяев). Митрополит Филарет упорствовал и отказывался это сделать. Его нежелание повлекло более резкие выступления епископов. Митрополит Владимир (Котляров) внёс предложение о голосовании по вопросу снятия митрополита Филарета с занимаемого им поста[15].

2 апреля 1992 года Архиерейский собор принял определение об автокефалии УПЦ[16].

В принятом 4 апреля послании Собор говорил об «искреннем желании», чтобы «полнота церковная вынесла решение» о автокефалии УПЦ на очередном Поместном соборе РПЦ[16].

Раскол

7 апреля 1992 года, в праздник Благовещения, за богослужением во Владимирском кафедральном соборе митрополит Филарет объявил об отказе уйти с поста предстоятеля Украинской православной церкви, что он, «взвесив сложную обстановку в Церкви и просьбы паствы и епископата УПЦ, решил остаться».

30 апреля в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян. Из архиереев на нём присутствовали митрополит Винницкий Агафангел, архиепископ Житомирский Иов (Тывонюк), епископ Кировоградский Василий (Васильцев), епископ Черновицкий Онуфрий (Березовский), епископ Тернопольский Сергий (Генсицкий), епископ Донецкий Алипий (Погребняк). Собрание выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его обманом Архиерейского собора, которому он дал обещание перед Крестом и Евангелием покинуть пост предстоятеля УПЦ добровольно. Его отказ исполнить это обещание участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского собора УПЦ, на котором должна быть удовлетворена отставка митрополита Филарета с поста предстоятеля УПЦ.

Митрополит Филарет проигнорировал решения Синода. В сложившейся ситуации 21 мая Синод вынес решение временно передать функции предстоятеля Украинской православной церкви старейшему по хиротонии архипастырю на территории Украины — митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму. Ему было поручено до праздника Святой Троицы созвать Архиерейский собор, чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового предстоятеля Украинской церкви. Митрополит Филарет почёл решение Синода неправомочным.

Харьковский собор

Исполняя определение Священного синода от 21 мая 1992 года, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим 27 мая собрал и возглавил Собор Украинской православной церкви, который по месту своего проведения вошёл в историю УПЦ как Харьковский.

14 мая митрополит Никодим послал Филарету письмо, в котором просил его выполнить своё обещание и собрать Архиерейский собор «ради мира в нашей Церкви». Но ответа не последовало. На Архиерейское совещание прибыли 17 архипастырей. Собор внёс некоторые изменения и дополнения к Уставу УПЦ, касающиеся порядка избрания и статуса предстоятеля УПЦ; был расширен также состав Синода УПЦ до семи человек, четверо из которых — постоянные. Изменялось наименование государства, в пределах которого осуществляет свою миссию УПЦ. В своих действиях, внося изменения и дополнения в Устав об управлении Украинской православной церкви, Архиерейский собор руководствовался разделом XIV, п. 2 действовавшего ранее устава, гласившего: «Право внесений исправлений к этому Уставу имеет Собор епископов с последующим утверждением Собором Украинской Православной Церкви». Основным деянием Харьковского собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с киевской кафедры, с поста предстоятеля Украинской православной церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста предстоятеля Украинской церкви, данного им на Архиерейском соборе РПЦ 31 марта — 5 апреля 1992 года. Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский собор УПЦ и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского собора РПЦ.

После этого на основании раздела V, п. 12, 13 устава состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре голосования митрополит Владимир получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и предстоятелем Украинской православной церкви.

При митрополите Владимире

26 июня 1992 года в Киево-Печерской лавре начал свою работу первый Собор Украинской православной церкви под председательством блаженнейшего Владимира. В работе Собора приняли участие весь епископат УПЦ, представители духовенства, мирян всех епархий, монастырей и духовных школ. Как высший законодательный орган в Церкви Собор постановил: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27—28 мая 1992 года каноничным и утвердить все его деяния и постановления, которые считать законными». Собор единогласно утвердил все поправки, внесённые на харьковском Архиерейском соборе в текст Устава по управлению УПЦ, и засвидетельствовал своё неизменное единство и верность Вселенскому православию. Участники Собора единодушно осудили деятельность низложенного митрополита Филарета и подтвердили постановление об освобождении его с поста предстоятеля УПЦ и извержение его из священного сана. Собор обратился с просьбой к президенту Украины Леониду Кравчуку, призвав его «помогать [митрополиту Владимиру] во всех служебных делах по наведению порядка и мира в Церкви». Собор сделал заявление по поводу состоявшегося накануне «Всеукраинского Православного собора», отмежевавшись от его решений как незаконных.

В 1993 году патриарх Константинопольский Варфоломей принял в свою юрисдикцию УПЦ в США и УАПЦ в диаспоре. В 1995 году была принята УПЦ в Канаде.

В 1997 году напряжение между Константинополем и Москвой, вызванное «Эстонским вопросом», спало. На состоявшейся в сентябре встрече патриархов в Одессе патриарх Варфоломей подтвердил, что раскол на Украине является внутрицерковным вопросом Московского патриархата.

Прошедший 13—16 августа 2000 года Юбилейный Архиерейский собор РПЦ, на котором присутствовали все правящие архиереи Украинской православной церкви, активно участвовавшие в обсуждении вопроса о положении УПЦ (высказывались различные предложения по вопросу: от восстановления прежнего статуса экзархата до предоставления полной автономии), принял особое определение, в частности, гласившее: «Подтвердить статус независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году»[17].

Состоявшийся в Москве 27—28 января 2009 года Поместный собор РПЦ принятым 28 января Определением «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»[18] одобрил деяния Архиерейских соборов РПЦ, состоявшихся в период между Поместными соборами (то есть с 1990 года). Принятым в тот же день определением «Об Уставе Русской Православной Церкви»[19] Собор утвердил исправленный и дополненный Устав Русской православной церкви, принятый Юбилейным Архиерейским собором 16 августа 2000 года. Поместный собор не рассматривал статус УПЦ отдельным вопросом в повестке.

С декабря 2011 года до 8 мая 2012 года[20] созывал и председательствовал в заседаниях Священного синода УПЦ, в связи с болезнью предстоятеля УПЦ митрополита Владимира, митрополит Агафангел — как старейший по хиротонии постоянный член Синода УПЦ, в соответствии с пунктами 16-м и 17-м раздела IV Устава об управлении Украинской православной церкви[21][22][23][24].

При митрополите Онуфрии

2014—2021 годы

Государственный переворот 2014 года и последовавшие за ним события сильно повлияли на положение УПЦ. Против церкви началась информационная кампания: в украинских СМИ стали распространяться провокационные сообщения о её деятельности[25]. Активизировались раскольнические структуры. Начались поджоги и захваты православных храмов[26]. Перейти к разделу «# Захваты храмов»

В тяжёлом положении оказались священники. Часть из них столкнулась с давлением со стороны силовиков: некоторых принуждали выступать в поддержку новой власти, с осуждением митингов сторонников православного русского мира. Также священников призывали доносить в СБУ о «сепаратистских настроениях» среди прихожан[27] . Нескольким священнослужителям пришлось покинуть Украину, в их числе был известный публицист протоиерей Андрей Ткачёв[28] .

В особенно тяжёлом положении оказались священники Донбасса. Несколько священников погибли из-за обстрелов украинских силовиков (протоиерей Павел Жученко в Дружковке, протоиерей Владимир Креслянский в Луганске, иерей Георгий Никишов в Первомайске)[29][30]. Несколько священников подверглись нападениям и получили ранения[31]. Также некоторые священники подвергались избиениям и издевательствам со стороны ВСУ[32].

Разрушенный Свято-Иверский женский монастырь в Донецке

Из-за боевых действий сильно пострадали храмы: к концу 2014 года на Донбассе было уничтожено девять храмов, ещё 77 получили повреждения[33]. Среди сгоревших и разрушенных храмов страны значатся Благовещенский храм в городе Горловка, церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление» города Луганска, Воскресенская церковь в Славянске и другие[34]. Сильно пострадал Свято-Иверский женский монастырь в Донецке: вначале скит подвергся обстрелам украинских силовиков[35], а затем был ограблен боевиками Нацгвардии[36].

11 ноября 2021 года Комитет ООН по правам человека выразил обеспокоенность сообщениями о нарушениях прав верующих Украинской православной церкви. Этот документ предписывал властям Украины гарантировать осуществление свободы религии в стране и обеспечить расследование всех случаев насилия в отношении верующих[37].

5 июля 2014 года скончался митрополит Владимир (Сабодан). 13 августа новым предстоятелем был избран митрополит Онуфрий (Березовский), бывший с 24 февраля 2014 года местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры. 17 августа 2014 года новоизбранный митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий вступил в должность предстоятеля УПЦ — возле Успенского собора Киево-Печерской лавры прошла его интронизация.

2022 год

27 мая 2022 года в Киеве состоялся Собор УПЦ[38] (в тот же день в Москве проходило заседание Священного синода РПЦ, постоянным членом которого, согласно Уставу РПЦ, является митрополит Онуфрий[39]). Первоначально планировалось провести собрание епископов, духовенства, монахов и мирян, которое уже после начала неединогласно было преобразовано в Собор, то есть высший орган власти в УПЦ (сайт Киевской митрополии извещал о проведении 27 мая в киевском Пантелеимоновом монастыре под председательством митрополита Онуфрия «собрания епископов, духовенства, монахов и мирян»[40]). В опубликованном на официальном сайте УПЦ постановлении говорилось, что Собор УПЦ выразил «несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно войны в Украине», принял изменения к Уставу, «которые подтверждают полную самостоятельность и независимость Украинской православной церкви», а также «имел суждение о возобновлении мироварения в Украинской Православной Церкви». На период военного положения на Украине Собор предоставил епархиальным архиереям право самостоятельно принимать решения по вопросам епархиальной жизни[41].

Донецкая епархия сразу же сообщила, что решения Собора по поводу изменений в устав не изменят церковную жизнь их епархии. Через несколько часов сообщение для СМИ опубликовала Симферопольская епархия, к которой присоединилась Феодосийская епархия: «Делегация Симферопольской и Крымской епархии единогласно проголосовала против принятия предложенных поправок к уставу УПЦ. Симферопольская и Крымская епархия остаётся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси»[42][43].

Комментируя решения Собора, священник Андрей Пинчук (УПЦ) заявил: «Всё, что связывает УПЦ с МП [Московским патриархатом], удалено из устава». Аналогично высказался заместитель главы отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич[44]. При этом председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря) заявил российскому информационному агентству РБК, что статус церкви не поменялся по сравнению с тем, что существовал с 1990 года, и Украинская православная церковь не разрывает отношения с Русской православной церковью[45]. Чуть позже в интервью Би-би-си митрополит Климент подтвердил изъятие из устава упоминаний об РПЦ и указание в нём Киева как руководящего центра УПЦ.

На литургии в Киево-Печерской лавре 29 мая митрополит Онуфрий совершил поминовение патриарха Московского Кирилла по диптиху (то есть в числе прочих предстоятелей, на 3-м месте после патриархов Антиохийского и Иерусалимского — в соответствии с ранее принятыми решениями о разрыве общения с Вселенской патриархией и иными поместными церквями, признавшими автокефалию «ПЦУ»), — согласно практике поминовения, принятой для предстоятелей автокефальных церквей[46]. В тот же день Московская патриархия опубликовала журнал Священного синода от 29 мая 2022 года, принятый на внеочередном заседании Священного синода РПЦ в Москве, имевшем «суждение о состоявшемся Соборе Украинской Православной Церкви», в котором, среди прочего, говорилось: «<…> 3. Констатировать, что статус Украинской Православной Церкви определён Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года. 4. Отметить, что принятые Собором Украинской Православной Церкви дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви нуждаются в изучении в установленном порядке на предмет их соответствия упомянутой Грамоте и Уставу Русской Православной Церкви, согласно которому таковые дополнения и изменения должны быть представлены на одобрение Патриарху Московскому и всея Руси. <…> 6. Выразить сожаление в связи с тем, что в ряде епархий Украинской Православной Церкви прекращается поминовение Патриарха Московского и всея Руси, что уже привело к разделениям внутри Украинской Православной Церкви и что противоречит 15 правилу Двукратного Собора»[47].

7 июня Священный синод РПЦ, ссылаясь на предоставленное Собором УПЦ временное право епархиальным архиереям самостоятельно принимать решения по вопросам епархиальной жизни, по просьбе последних учредил Крымскую митрополию, в которую были включены три епархии: Симферопольская, Джанкойская, Феодосийская[48]. В постановлении Синода РПЦ говорилось, что означенные епархии принимаются «в непосредственное каноническое и административное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви»[48].

Современное состояние и устройство

Устав

Согласно действующему Уставу РПЦ, «Украинская православная церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии»[прим. 1]. Согласно Уставу об управлении УПЦ (до внесения поправок в мае 2022 года): «1. Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своём управлении и устройстве. 2. Высшими органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви является Собор Украинской Православной Церкви, Собор епископов Украинской Православной Церкви и Священный Синод Украинской Православной Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины. 3. Украинская Православная Церковь соединена с Поместными Православными Церквями через Русскую Православную Церковь. <…> 5. Украинская Православная Церковь <…> является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви.»[49][50].

Как и прочие религиозные объединения Украины, УПЦ, в соответствии со статьёй 7 Закона Украины от 23 апреля 1991 года № 987-XII «О свободе совести и религиозных организациях», не зарегистрирована в органах государственной власти как централизованная организация, но имеет официальную регистрацию своих структур и органов управления как самостоятельных юридических лиц (п. 6 гл. I Устава о управлении УПЦ)[51].

Архиереи Украинской православной церкви, слева направо: Никодим (Горенко), Антоний (Паканич), Августин (Маркевич), Нифонт (Солодуха), Митрофан (Юрчук), Симеон (Шостацкий), Феодор (Мамасуев), 2010 год

Статус и руководство

УПЦ считает себя правопреемницей древней Киевской митрополии (в пределах Украины) и бывшего Украинского экзархата Русской православной церкви.

УПЦ обладает правами, приближающими её к статусу автономной Церкви в православии. Тем не менее, вопрос о формальном статусе автономии для УПЦ неоднократно поднимался, но ввиду неурегулированности вопроса о предоставлении автономии в православном мире, а также в связи с необходимостью наличия единодушия в этом вопросе священства и паствы УПЦ, отклонялся священноначалием как РПЦ[52], так и УПЦ[53][54].

Архиерейский собор РПЦ 2000 года признал необходимым «содействовать достижению общеправославного согласия по вопросу провозглашения и признания автономии Украинской Православной Церкви, каковое должно иметь место в связи с реальными достижениями в деле преодоления раскола»[55].

Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется патриархом Московским и всея Руси[56]. Предстоятель УПЦ является членом Священного синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных соборах РПЦ, в выборах патриарха Московского и всея Руси.

Предстоятель УПЦ с 2014 года — митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский); резиденция — Киево-Печерская лавра. Примечательное отличие Устава УПЦ в редакции от 21 декабря 2007 года — удаление слов «из числа украинских архиереев» прежней его версии из пункта о порядке избрания предстоятеля УПЦ — «Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно украинским епископатом из числа украинских архиереев» (Глава V, п. 2 Устава УПЦ)[57][58]; была снята также оговорка, что титул «Блаженнейший» митрополит Киевский и всея Украины имеет в пределах Украины (гл. V, п. 3 Устава УПЦ).

Во время богослужения предстоятель Украинской православной церкви поминается как «Господин и Отец наш»[59].

Согласно Уставу УПЦ, высшими органами церковной власти и управления УПЦ являются: Собор УПЦ, Собор епископов УПЦ (Архиерейский собор) и Священный синод УПЦ под председательством митрополита Киевского и всея Украины.

По данным, приведённым 25 июня 2008 года на Архиерейском соборе РПЦ митрополитом Владимиром[60][61], «Украинская Церковь состоит из 43 епархий, которые управляются 54 архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10 900 реальных общин. В Украинской Православной Церкви несёт послушание 8962 священнослужителя (из них 8517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3850 воскресных школ. 4650 монашествующих подвизается в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских».

Крупнейшие монастыри: Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра, Святогорская лавра (Горловская епархия), Одесский Успенский патриарший монастырь (Одесская епархия).

За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.

После начала Специальной военной операции России на Украине в 2022 году ряд священников УПЦ осудили действия России. Некоторые приходы в разных областях решили присоединиться к «ПЦУ»[62][63]. Ряд архиереев УПЦ благословили своих клириков прекратить поминовение патриарха Кирилла за богослужением. Иерархи считают, что это необходимый шаг для сохранения спокойствия и единства верующих в сложившихся условиях[64].

Статистика Церкви

Дата Епархий Приходов Монастырей Монахов Миссий Братств Духовных учебных заведений Слушателей в них Священнослужителей Воскресных школ Периодических изданий
01.01.2007 36 11 085 167 4399 8 37 17 3627 9327 4133 105
01.01.2008 40 11 334 173 4485 10 34 18 3970 9217 4112 106
01.01.2009 44 11 539 177 4562 12 34 19 4211 9275 4158 106
01.01.2010 45 11790 179 4626 13 34 20 4234 9518 4256 108
01.01.2011 45 12 043 186 4576 13 34 20 4568 9680 4344 112
12.2017[65] 53 12 069 251 4412 н/д н/д 17 1333 (дневная форма) 12 283 н/д н/д
12.2018[65] 53 12 092 258 4501 н/д н/д 17 1415 (дневная форма) 12 409 н/д н/д
12.2019[66] 53 12 338 254 4609 н/д н/д 17 1372 (дневная форма) 12 411 н/д н/д
12.2020[2] 53 12 374 255 4548 н/д н/д 18 1531 (дневная форма) 12 456 н/д н/д
12.2021[67] 53 12 381 260 4630 н/д н/д 18 1228 (дневная форма) 12 513 н/д н/д

По данным на июль 2007 года, в ведении УПЦ было: 36 епархий, в которых действовали 10 972 прихода (9327 священников); 167 монастырей (4399 монахов и черниц), 17 духовных учебных заведений (3527 слушателей), 105 периодических изданий, 4133 воскресных школы и 37 братств[68]. В начале февраля 2008 года было официально заявлено, что УПЦ «насчитывает 42 епархии и 57 архиереев, 13 из которых были рукоположены́ только за последний год».

В ноябре 2016 года, согласно опросу, проведённому Ukrainian Sociology Service, 39,4 % православных на Украине являлись прихожанами Украинской православной церкви («УПЦ КП» — 25,3 %, УГКЦ — 21,3 %, УАПЦ — 4,6 %)[69].

Дискуссия вокруг вопроса о канонической автокефалии и границах автономии

В конце 2007 года стали высказываться предположения, что священноначалие УПЦ стремится к получению автокефалии[70]. Главным идеологом получения «канонической автокефалии» УПЦ от Московской патриархии считали епископа Переяслав-Хмельницкого Александра (Драбинко), викария Киевской епархии; сам он отвергает такие подозрения[71]. 4 февраля 2008 года в московской газете «Московский комсомолец» было опубликовано интервью епископа Александра (Драбинко), в котором он, в частности, сказал: «Мнения по этому поводу среди верующих Украинской православной церкви различные. <…> Что касается Архиерейских Соборов УПЦ, то они высказались по этому поводу давно. Сегодня этот вопрос на повестке дня не стоит»[72].

Открытым публичным сторонником предоставления УПЦ полной независимости выступал митрополит Черкасский Софроний (Дмитрук)[73]; лидером противной стороны СМИ называли митрополита Одесского Агафангела (Саввина)[73]. В конце марта 2012 года ряд церковно-общественных деятелей Украины выступили в поддержку решений, принятых Священным синодом УПЦ под председательством митрополита Агафангела (удаление с ключевых должностей архиепископа Александра (Драбинко)), и обвинили проходящего лечение предстоятеля УПЦ митрополита Владимира (Сабодана) в том, что он «возглавляет автокефальное лобби в УПЦ МП лично»[74][75].

Принятие 21 декабря 2007 года Архиерейским собором УПЦ[76] изменений в Уставе УПЦ[51][77] (были зарегистрированы Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий 2 июня 2008 года[78]) вызвало протесты церковной общественности, от которой к священноначалию УПЦ 15 апреля 2008 года был обращён призыв привести Устав УПЦ в соответствие с Уставом РПЦ, принятым в 2000 году при участии всех архиереев УПЦ[79]. Новая редакция Устава[80], среди прочего, провозгласила Собор епископов УПЦ «церковным судом высшей инстанции» (Глава III, п. 8), что находилось в прямом противоречии с Уставом РПЦ 2000 года (Глава VII, п. 4, в) Устава РПЦ)[81]. 16 июля 2008 года, в преддверии Архиерейского собора РПЦ в Москве, Священный синод УПЦ направил обращение к патриарху Алексию ІІ с просьбой внести в Устав РПЦ уточнения, обусловленные правами расширенной автономии Украинской православной церкви: «Просим Вас внести в пункт 5 раздела VII („Церковный суд“) норму, по которой право налагать такие канонические прещения, как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана и отлучение от Церкви в пределах Украинской Православной Церкви было бы передано Предстоятелю и Священному Синоду Украинской Православной Церкви»[82].

В связи с утверждением Устава РПЦ Поместным собором РПЦ в январе 2009 года, 18-й пункт главы VIII которого гласит, что «в своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается её Предстоятелем и принимается Патриархом Московским и всея Руси», украинская газета «Сегодня» писала, что таковой статус УПЦ «выделяет её из перечня других самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, которые не имеют расширенных прав»[83].

По окончании Поместного собора РПЦ митрополит Владимир (Сабодан) так ответил на вопрос журналиста «И всё-таки вам нужен автокефальный статус или нет?»: «Этот статус должен венчать все наши усилия. Но сначала нужно достигнуть единства. Статус можно утвердить любой, приемлемый или неприемлемый. <…>»[84]

В ноябре 2017 года по просьбе митрополита Онуфрия Архиерейский собор Русской православной церкви внёс в Устав Русской православной церкви изменения, в частности, была добавлена отдельная глава, посвящённая УПЦ МП, в которой сообщалось:

  • Украинская православная церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии, ей предоставлена независимость и самостоятельность в управлении в соответствии с определением Архиерейского собора Русской православной церкви 25—27 октября 1990 года «Об Украинской православной церкви», которым она должна руководствоваться (а также грамотой патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской православной церкви).
  • Устав Украинской православной церкви утверждается её предстоятелем и одобряется патриархом Московским и всея Руси.
  • Органами церковной власти и управления Украинской православной церкви являются её Собор и Синод, возглавляемые её предстоятелем, носящим титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». Центр управления Украинской церкви находится в городе Киеве.
  • Предстоятель Украинской православной церкви избирается её епископатом и благословляется патриархом Московским и всея Руси.
  • Имя предстоятеля Украинской православной церкви поминается во всех её храмах после имени патриарха Московского и всея Руси.
  • Архиереи Украинской православной церкви избираются её Синодом.
  • Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую православную церковь, и об определении их территориальных границ принимаются её Синодом с последующим утверждением Архиерейским собором РПЦ.
  • Архиереи Украинской православной церкви являются членами Поместного и Архиерейских соборов РПЦ и участвуют в их работе и в заседаниях Священного синода.
  • Решения Поместного и Архиерейского соборов РПЦ являются обязательными для Украинской православной церкви. Решения Священного синода действуют в Украинской православной церкви с учётом особенностей, определяемых самостоятельным характером её управления.
  • В Украинской православной церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. При этом суд Архиерейского собора РПЦ является церковном судом высшей инстанции для Украинской православной церкви. В пределах Украинской православной церкви пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви налагаются епархиальным архиереем с последующим утверждением митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской православной церкви.
  • Украинская православная церковь получает святое миро от патриарха Московского и всея Руси[85].

Весной — осенью 2018 года после инициирования процедуры дарования автокефалии Вселенским патриархатом идею создания единой автокефальной церкви на Украине в индивидуальном порядке поддержал ряд клириков УПЦ: митрополиты Александр (Драбинко), Софроний (Дмитрук), архиепископ Филарет (Кучеров), архимандрит Кирилл (Говорун), протоиерей Георгий Коваленко[86][87].

Председатель ОВЦС Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) в мае 2019 года отметил: «Это не „Российская церковь“ <…> Её члены — граждане Украины, родившиеся и выросшие в своей стране, имеющие украинский паспорт и любящие свою родину. Её административный центр находится не в Москве, а в Киеве. <…> Самоуправляемая Украинская Православная Церковь обладает всей полнотой прав, позволяющих ей быть национальной Церковью своей страны. С Московским Патриархатом её связывает духовное и историческое единство, восходящее ко временам Киевской Руси, но ни административной, ни финансовой, ни какой-либо иной зависимости от Москвы она не имеет»[88].

Отношения с государственной властью Украины и другими православными церквями

Во время проведения Харьковского собора в мае 1992 года администрация президента Кравчука поддерживала раскольнические действия митрополита Филарета (Денисенко) и, по свидетельству митрополита Никодима, оказывала на него прямое давление.

После победы на президентских выборах в 2004 году Виктора Ющенко патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказывал опасения по поводу положения верующих на территории Украины[89]. УПЦ отрицательно относилась к ставшим популярным при Викторе Ющенко совместным молитвам представителей разных юрисдикций. Состоявшийся в конце января 2007 года Архиерейский собор УПЦ выразил недоумение относительно предложения президента Украины Ющенко «сесть за стол переговоров со лжепастырями»[90].

УПЦ находится в конфликтных отношениях с неканоническими православными церквями: «УПЦ (КП)» и «УАПЦ»[91][92], действовавшими до декабря 2018 года, и «ПЦУ», которая объединила обе раскольнические церкви[93].

После того, как 11 октября 2018 года Синод Константинопольского Патриархата признал каноничными «УПЦ (КП)» и «УАПЦ», Собор епископов Украинской православной церкви Московского патриархата принял решение разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. В заявлении синода УПЦ МП отмечалось, что решение Константинополя является недействительным и не имеющим никакой канонической силы. По мнению УПЦ, Константинополь, приняв «такие антиканонические решения», сам встал на путь раскола[94].

15 декабря 2018 года на «Объединительном соборе» в Киеве, принявшем решение о создании «Православной церкви Украины», от УПЦ не участвовал ни один архиерей. Митрополит Александр (Драбинко) и митрополит Симеон (Шостацкий) на тот момент были уже клириками Константинопольской церкви. Председатель синодального информационно-просветительского отдела УПЦ архиепископ Климент (Вечеря) указал, что оба митрополита не имеют никакого отношения к УПЦ[95]. Синод низложил митрополита Винницкого Симеона и епископа киевской митрополии Александра, а новым главой Винницкой и Барской епархии стал архиепископ Бородянский Варсонофий (Столяр), новым епископом Переяслав-Хмельницким и викарием Киевской митрополии стал архимандрит Дионисий (Пилипчук)[96].

Гонения на Украинскую православную церковь

Притеснения Украинской православной церкови приняли на Украине характер последовательной политики, которая осуществляется не только с помощью рычагов государственного управления, но и руками военизированных формирований радикальных националистов, а также — посредством таких непризнанных конфессиональных объединений, как Украинская православная церковь Киевского патриархата, которая имеет признаки скорее политической партии, чем религиозной организации[97]. В ходе реализации этой политики фиксируются многочисленные случаи противозаконного захвата церковных объектов, инциденты с насилием против прихожан и священнослужителей Украинской православной церкви, а также — целый ряд других преступлений, совершаемых при попустительстве украинских органов охраны правопорядка[98].

Украинская православная церковь и Крым

18 августа 2014 года пресс-секретарь УПЦ протоиерей Георгий Коваленко (в 2019 году перешёл в «ПЦУ» и был запрещён в служении) заявил, что Украинская православная церковь рассматривает Крым, воссоединённый с Российской Федерацией, как территорию Украины и выступает за возвращение полуострова под контроль Киева; при этом священнослужители рады, что епархии УПЦ остаются в Крыму и подчиняются Киевской митрополии[99].

В марте 2014 года глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал украинцев не протестовать по поводу потери полуострова и выразил надежду, что миссия российских воинов по защите свободы и самобытности этих людей и самой их жизни не встретит ожесточённого сопротивления. Патриарх Кирилл не присутствовал в Георгиевском зале Кремлёвского дворца, где 18 марта президент Российской Федерации Владимир Путин зачитывал своё обращение о воссоединении Крыма с Россией[99], высказав совместно со Священным синодом Русской православной церкви 19 марта 2014 года позицию: для мира среди верующих Церковь находится вне политических взаимоотношений.

Епархии

С 2000-х годов количество епархий и правящих епархиальных архиереев УПЦ возросло. Это привело к тому, что иногда архиереям приходится возглавлять епархии с центром в небольших провинциальных городах, как то имело место с епископом Серафимом (Зализницким) в 2007 году[100] или архиепископом Ионафаном (Елецких) в 2006 году.

В то же время небольшие размеры епархий облегчают решение задач по управлению церковной жизнью и делают архиереев ближе к своей пастве.

Учебные заведения

УПЦ имеет разветвлённую систему духовного образования — академии, семинарии, институт, училище, лицей, курсы и воскресные школы. По состоянию на 1 августа 2011 года насчитывалось десять высших духовных учебных заведений: Киевские духовные академия и семинария, Ужгородская богословская академия имени святых Кирилла и Мефодия, Волынская духовная семинария, Одесская духовная семинария, Полтавская духовная семинария, Почаевская духовная семинария, Таврическая духовная семинария в Симферополе, Харьковская духовная семинария, Черновицкий православный богословский институт и Луганский богословский университет в честь Архистратига Михаила.

Действуют также регентские курсы при Одесской семинарии и регентское отделение Почаевской духовной семинарии в Кременце, Алчевское духовное училище, Владимир-Волынское регентское духовное училище, Городоцкое духовное училище регентов-псаломников, Киевское духовное училище, Луганское духовное училище, Мукачевское духовное училище, Корецкое регентско-катехизаторское духовное училище, Свердловское духовное училище, Сумское пастырско-богословское духовное училище, Черниговское духовное училище, Луганская православная классическая гимназия имени святой великомученицы Татьяны и высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы.

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Гл. X Устава РПЦ: «1. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. 2. Украинской Православной Церкви предоставлена независимость и самостоятельность в её управлении в соответствии с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25—27 октября 1990 года „Об Украинской Православной Церкви“. 3. В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года „Об Украинской Православной Церкви“, Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается её Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.»

Источники

  1. Определение об Украинской Православной Церкви
  2. 2,0 2,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок Отчёт 2020 не указан текст
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Статистичні матеріали. ДЕСС.
  4. Святейший Патриарх Кирилл: Все мы духовно связаны с украинской землей. Официальный сайт Московского Патриархата (23.12.2014).
  5. Глава X. Украинская Православная Церковь
  6. Донецкая Народная Республика. Закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях
  7. Молодов О. Б. Украинизация клира Архангельской епархии в 1950-е — 1980-е гг. // Вестник Екатерининского института. — 2014. — № 2 (26). — С. 123.
  8. Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 5. — С. 4—12.
  9. 9,0 9,1 Определение об Украинской Православной Церкви. bogoslov.ru
  10. Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, Свято-Данилов монастырь, 25—27 октября 1990 года. Определение об Украинской Православной Церкви // ЖМП. — 1991. — № 2. — С. 2.
  11. К 20-летию Благословенной Грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о даровании Украинской Православной Церкви самостоятельности в управлении
  12. ЖМП. — 1991. — № 4. — С. 8.
  13. Определения Собора Украинской Православной Церкви по вопросу полной самостоятельности Украинской Православной Церкви 1—3 ноября 1991 г.
  14. Святая Успенская Киево-Печерская лавра
  15. Русская Православная Церковь XX век 1 апреля. Православие. Ru
  16. 16,0 16,1 Официальная хроника // ЖМП. — 1992. — № 6. — С. XI—XII.
  17. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви. // ЖМП. — 2000. — № 10. — С. 19.
  18. Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»
  19. Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (Москва, 27-28 января 2009 года) «Об Уставе Русской Православной Церкви»
  20. В Киеве проходит очередное заседание Синода Украинской Православной Церкви. Патриархия.Ru, 8.5.2012.
  21. Митрополит Владимир отменил заседание Синода УПЦ, назначенное митрополитом Агафангелом (обновлено). РИСУ, 20.02.2012.
  22. Журналы заседания Св. Синода УПЦ МП от 21 февраля 2012 года.
  23. В Киеве состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Патриархия.Ru, 27.1.2012.
  24. В Киеве состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Патриархия.Ru, 21.2.2012.
  25. УПЦ заявляет, что против нее на Украине ведется информационная война. РИА Новости (30.05.2014).
  26. Митрополит Онуфрий попросил Порошенко пресечь нападения на храмы. ТАСС (26.06.2014).
  27. Православные священники заявляют о давлении на юго-востоке Украины. РИА Новости (15.04.2014).
  28. Известный церковный миссионер и священник уезжает из Украины в Россию. РИА Новости (04.06.2014).
  29. УПЦ: за время войны на Украине было разрушено 9 храмов, повреждено 77. РИА Новости (03.02.2016).
  30. Священники продолжают гибнуть в результате боевых действий на Украине. РИА Новости (05.08.2014).
  31. Еще один храм поврежден на востоке Украины, несмотря на перемирие. РИА Новости (10.09.2014).
  32. Митрополит Онуфрий пожаловался Порошенко на военных, притесняющих священников в Донбассе. Интерфакс-Россия (01.08.2014).
  33. УПЦ: почти 90 храмов разрушены или повреждены из-за войны в Донбассе. РИА Новости (23.12.2014).
  34. Еще один храм поврежден на востоке Украины, несмотря на перемирие. РИА Новости (10.09.2014).
  35. Украинские силовики обстреляли в районе Донецка Иверский монастырь. РИА Новости (18.09.2014).
  36. УПЦ просит Порошенко расследовать грабеж монастыря бойцами Нацгвардии. РИА Новости (19.12.2014).
  37. UN Human Rights Committee: Concluding observations on the eighth periodic report of Ukraine (англ.). United Nations. Дата обращения: 4 января 2022.
  38. Собор УПЦ принял решение о полной самостоятельности и независимости. ТАСС (27 мая 2022).
  39. Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Патриархия.ru (27 мая 2022).
  40. Відбулося зібрання єпископів, священиків, монахів та мирян Української Православної Церкви (укр.). Киевская митрополия (27 мая 2022).
  41. Постановление Собора Украинской Православной Церкви от 27 мая 2022 года
  42. Крымская епархия останется под омофором патриарха Московского. РИА Новости (28 мая 2022).
  43. Феодосийская епархия остаётся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. ТАСС (30 мая 2022).
  44. Собор Украинской Православной Церкви принял решение о её самостоятельности и независимости. Решения Собора и комментарии представителей Церкви.
  45. В УПЦ заявили о сохранении отношений с Русской православной церковью
  46. Глава УПЦ помянул в литургии патриарха Кирилла способом, принятым в автокефальной церкви. ТАСС (29 мая 2022).
  47. Журнал Священного Синода от 29 мая 2022 года. Патриархия.ru (29 мая 2022).
  48. 48,0 48,1 Журнал 59 // Журналы Священного Синода от 7 июня 2022 года. Patriarchia.ru.
  49. Устав Украинской Православной Церкви // I. Общие положения Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine. patriarch.ua
  50. Статут про управління Української Православної Церкви Архивная копия от 21 сентября 2015 на Wayback Machine. orthodox.org.ua (укр.)
  51. 51,0 51,1 Статут про управління Української Православної Церкви. Архивная копия от 21 сентября 2015 на Wayback Machine На официальном сайте УПЦ (укр.)
  52. Интервью патриарха Алексия II 19.12.2001
  53. Промова Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Володимира до учасників зібрання делегатів Української Православної Церкви На Помісний Собор РПЦ (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 августа 2009. Архивировано 11 октября 2011 года.
  54. Интервью митрополита Владимира 27.02.2007
  55. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского собора Русской православной церкви об Украинской православной церкви. Москва, храм Христа Спасителя, 13—16 августа 2000 года.
  56. V. ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 сентября 2018. Архивировано 28 сентября 2018 года.
  57. Украинский статут и Устав Московского Патриархата // Церковный вестник. — № 1—2 (374—375). — 2008.
  58. Сравнение нового Устава УПЦ от 21.12.2007 г. с действующим Уставом РПЦ. Мнение юристов. Аналитика. Цитаты. Архивная копия от 24 июля 2008 на Wayback Machine На сайте otechestvo.org.ua 14.02.2008.
  59. Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 31 травня 2007 року (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 июля 2008. Архивировано 6 апреля 2010 года.
  60. Доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (Москва, июнь 2008 года) Архивная копия от 8 сентября 2008 на Wayback Machine На официальном сайте УПЦ.
  61. «Украинское Православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития». Видео на официальном сайте МП 25 июня 2008 г.
  62. К ПЦУ продолжают присоединяться общины МП. Религиозно-информационная служба Украины. Дата обращения: 31 марта 2022.
  63. Десятки православных приходов и монастырей перешли в ПЦУ. Newssky.com.ua (26 марта 2022).
  64. Ряд епархий УПЦ прекращают поминовение Патриарха Кирилла. spzh.news. Дата обращения: 31 марта 2022.
  65. 65,0 65,1 Звіт Керуючого справами Української Православної Церкви за 2018 рік (укр.). Українська Православна Церква (10 декабря 2018).
  66. Отчёт Управляющего делами Украинской Православной Церкви за 2019 год. Украинская Православная Церковь, 09.12.2019 (укр.)
  67. Звіт Керуючого справами УПЦ за 2021 рік (укр.). Українська Православна Церква (27 декабря 2021).
  68. Опубликована статистика украинских старообрядцев. blagovest-info.ru, 19.07.2007.
  69. Большинство верующих Украины принадлежат к УПЦ Московского патриархата. Интерфакс-Религия, 23.11.2016.
  70. Звернення Священного Синоду УПЦ від 22 листопада 2006 року Архивная копия от 9 ноября 2007 на Wayback Machine Обращение Священного Синода УПЦ к Президенту Украины, главе Верховной Рады и премьер-министру от 22 ноября 2006 года
  71. Даёт Бог праздник, а «ЕДИОТы» работу… Заявление епископа Переяслав-Хмельницкий Александра (Драбинко), секретаря Предстоятеля УПЦ, главного редактора официального сайта УПЦ от 6 января 2008 года
  72. Вопрос об автокефалии Украинской православной церкви не стоит на повестке дня, заявляет викарий её первоиерарха. Интерфакс, 4.02.2008.
  73. 73,0 73,1 Митрополит Софроній: новим предстоятелем УПЦ МП буде українець. Тиждень, 26.01.2012.
  74. Всеукраинское собрание внутрицерковной оппозиции УПЦ (МП) осудило курс митрополита Владимира и поддержало направление митрополита Агафангела
  75. Владимирский спор Архивная копия от 30 марта 2012 на Wayback Machine // Коммерсантъ Украина. — 29.03.2012.
  76. Состоялось заседание Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви. Архивная копия от 29 августа 2008 на Wayback Machine На официальном сайте УПЦ
  77. Украинский Статут и Устав Московского Патриархата. На сайте bogoslov.ru
  78. Изменения к Уставу об управлении Украинской Православной Церкви зарегистрированы государством. На официальном сайте МП 10 июня 2008 г.
  79. Православная общественность обеспокоена несоответствием Уставов Украинской православной церкви и Московского патриархата. Интерфакс, 15.04.2008.
  80. Протокол № 2 засідання Собору єпископів Української Православної Церкви (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 июля 2008. Архивировано 20 октября 2011 года.
  81. Глава VII Устава РПЦ
  82. Журнал заседаний Священного Синода УПЦ от 16 июля 2008 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июля 2008. Архивировано 6 апреля 2010 года.
  83. УПЦ сохранила широкую автономию
  84. Митрополит Владимир: «Неужели церковь должна молчать?». Русский Newsweek (2.02.2009). — В интервью митрополит Владимир объяснил, что автокефалия будет, но только после воссоединения всей православной Украины. Архивировано 22 августа 2011 года.
  85. Устав Русской Православной Церкви. Глава X. Украинская Православная Церковь. Официальный сайт Русской православной церкви.
  86. Протоієрей Георгій Коваленко. Автокефалія як шанс. Православіє в Україні, 15 травня 2018.
  87. Львівський архієпископ УПЦ схвалює автокефалію і закликає до церковної єдності. Релігія в Україні, 20.09.2018
  88. Двуглавая гидра украинского раскола и мировое Православие. Патриархия.ru
  89. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ВЫРАЗИЛ ОЗАБОЧЕННОСТЬ ПОЛОЖЕНИЕМ ВЕРУЮЩИХ КАНОНИЧЕСКОЙ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ФИЛАРЕТ ПОЗДРАВИЛ ЮЩЕНКО С ПОБЕДОЙ НА ВЫБОРАХ. 30.12.04
  90. Відбувся Архієрейський Собор Української Православної Церкви Архивная копия от 27 октября 2007 на Wayback Machine. Официальный сайт УПЦ, 25.1.2007.
  91. На западе Украины предпринята очередная попытка захватить православный храм.
  92. Сторонники «Киевского патриархата» попытались захватить храм в Сумской области Украины
  93. На Украине объявили название новой церкви и титул предстоятеля. РБК (15.12.2018).
  94. УПЦ разорвала евхаристическое общение с Константинополем. РБК (13.11.2018).
  95. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок rbc15122018 не указан текст
  96. Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 17 декабря 2018 года. Украинская православная церковь. Синодальный информационно-просветительский отдел (17.12.2018.). Дата обращения: 22 декабря 2018.
  97. Рогатин, 2017, Введение, с. 8.
  98. История притеснений Украинской православной церкви. ТАСС (2 декабря 2022). Дата обращения: 26 марта 2023.
  99. 99,0 99,1 Украинская церковь московского патриархата потребовала вернуть Крым Архивная копия от 20 августа 2014 на Wayback Machine. Росбизнесконсалтинг, 18.8.2014.
  100. Серафим, епископ. На официальном сайте МП

Литература

Ссылки