Расшива

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Расшива мангишлакская[1]

Расши́ва — парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге, Мариинской водной системе и Каспийском море в XVIII—XIX веках.

Описание конструкции

Строились расшивы преимущественно в Астрахани из соснового и елового пиленого леса, в XIX веке цена одного судна составляла от 800 до 1000 рублей серебром, а срок службы — 7—8 лет[2].

Грузоподъёмность судов составляла от 114 до 197 тонн[комм. 1], длина — 17—23 метра[комм. 2], ширина — 3—4 метра[комм. 3], осадка — 1,2—1,5 метра[комм. 4]. Экипаж расшивы состоял из 5—8 человек[3].

Конструкция расшив была схожа с конструкцией шкоутов и бакинок, однако из парусного вооружения в отличие от них несли только кливер. На днище в трюме этих судов отсутствовали продольные брусья и брештуксы, которые заменяла внутренняя обшивка, крепившаяся непосредственно к офлотинам и достигавшая подбалочного пояса[2].

На расшивах использовались 2 якоря: большой назывался бабаем и мог весть до 573 килограммов[комм. 5], вес второго малого якоря мог достигать 246 килограммов[комм. 6]. Якорные канаты изготавливались из пеньки и их длина достигала 213 метров[комм. 7]. При расшивах обычно держали одно небольшое гребное судно[4].

Этимология

Слово Расшива происходит от слова Шить или Расшивать. В Вологодской и Астраханской губерниях существовало выражение «расшить стружок в посуду», то есть из стружка или челнока сделать грузовое речное судно[2].

Применение

Большемерные расшивы использовались по большей части на торговых путях между Мангышлаком, Астраханью и туркменскими портами. Маломерные расшивы в основном использовались для доставки хлеба и леса в порты на западном берегу Каспийского моря, для дальнейшей их транспортировки на Кавказ[3].

См. также

Примечания

Комментарии

  1. 7000—12000 пудов.
  2. 56—75 футов.
  3. 10—13 футов.
  4. 4—5 футов.
  5. 35 пудов.
  6. 15 пудов.
  7. 100 саженей.

Ссылки на источники

Литература

  • Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. — С-Пб.: Типография Морского Министерства, 1859. — 197 с.
  • Богославский П. А. Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богославским к книге о купеческом судостроении в России. — С-Пб.: Типография Морского Министерства, 1859. — 28 с.