Пенза I

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Пенза I
Вернадовка — Пенза I
Пенза I — Пенза II
Пенза I — Пенза III
Пенза I — Пенза IV
Куйбышевская железная дорога
53°12′15″ с. ш. 45°00′44″ в. д.HGЯO
Регион ж. д. Пензенский
Дата открытия 1874[1]
Прежние названия Пенза (до 1914)[1]
Тип Пассажирская
Классность 1[2]
Количество платформ 3
Количество путей 8
Электрифицирована 1964[3] (на Сызрань)
Ток постоянный, =3 кВ[3] переменный =25 кВ
Выход к Привокзальная пл.,
ул. Луначарского
Расположение г. Пенза
Расстояние до Москвы 787 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Вернадовка 218 км 
Расстояние до Пенза II 3 км 
Расстояние до Пенза III 4 км 
Расстояние до Пенза IV 4 км 
Код станции 68010[1]
Код в АСУЖТ 630105
Код в «Экспресс-3» 2024120

Пе́нза I — узловая железнодорожная станция Пензенского региона Куйбышевской железной дороги, центральный железнодорожный вокзал города Пензы, станция стыкования постоянного (со стороны Рузаевки, Сызрани) и переменного (со стороны Ртищева) токов (смена электровозов осуществляется только у пассажирских поездов, идущих с юга на север и восток, причём поезда восточного направления ещё и меняют по станции направление движения; грузовые же поезда меняют электровозы на станции Пенза III, расположенной чуть южнее). Направление на Ряжск не электрифицировано.

История станции

Изначально станция принадлежала Моршанско-Сызранской, затем Сызрано-Вяземской железной дороге.

Торжественная закладка станции состоялась 19 августа 1873 года. Работами по её сооружению руководил инженер Пётр Борейша. 1 сентября 1874 года через станцию прошёл пробный поезд, а 7 сентября прошло испытание моста через Суру. Регулярное движение по Моршанско-Сызранской дороге открылось 11 октября 1874 года[4].

В 19351937 годах в Пензе действовала городская узкоколейная железная дорога, для которой под путями станции Пенза I был сооружён тоннель, переоборудованный после закрытия узкоколейки в автомобильный, а затем в пешеходный. Ныне тоннель соединяет Привокзальную площадь с улицей Луначарского, через него осуществляется пересадка с главного вокзала Пензы на пензенский автовокзал.

История вокзала станции

Вокзал железнодорожной станции Пенза в начале XX века

По первоначальной договорённости с Пензенской городской думой вокзал должен был быть построен в конце Селиверстовской улицы (ныне улица Московская между улицами Пушкина и Железнодорожной) с тем, чтобы дать толчок развитию этой магистрали: по замыслу думы, Селиверстовская улица должна была сравняться по своему градостроительному и торговому значению с Московской. Но эта договорённость была нарушена, и вокзал был сооружён близ Ярмарочной площади[4].

В 1909 году старый деревянный вокзал был снесён, на его месте началось возведение нового кирпичного здания с отапливаемым залом ожидания и церковью. В 1923 году работы по возведению и отделке нового вокзала были полностью завершены[5].

В 1971[6] здание, построенное в 1923 году, было снесено, в 1975 году на его месте построен нынешний вокзал[7]. При новом вокзале имеется вокзальная гостиница (комнаты ожидания для транзитных пассажиров).

С 2013 по 2016 год на вокзале проводилась реконструкция, в ходе которой были обновлены фасад здания, внутренняя отделка, пешеходные тоннели и гостиница, а также заменены коммуникации[источник не указан 2588 дней].

Панно, посвященное 100-летию открытия железной дороги Моршанск-Сызрань на здании железнодорожного вокзала Пенза I

Техническая информация

Станция Пенза I по характеру работы является пассажирской станцией, по объёму выполняемой работы отнесена к первому классу. Путевое развитие состоит из 8 путей: 2 главных (№ 1, 7) и 6 приёмо-отправочных (№ 2-6, № 8). На путях есть наличие контактной сети с возможностью переключения переменного и постоянного тока. В чётной горловине станции расположено локомотивное депо ТЧ-3 Пенза. В нечётной горловине к станции примыкает путь необщего пользования ООО «ПромИнвест». На станции расположен пункт стоянки восстановительного поезда ВП-2 Пенза.

Станция находится на автономном управлении. Комплексный контроль за техническим состоянием путей на станции осуществляет Пензенская дистанция пути (ПЧ-2 Пенза). Контроль за техническим обслуживанием и ремонтом устройств автоматики и телемеханики осуществляет Пензенская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-1 Пенза). Техническое и хозяйственное обслуживание тяговых подстанций и контактной сети обеспечивает Пензенская дистанция электроснабжения (ЭЧ-1 Пенза). Устройства связи обслуживает Пензенский региональный центр связи (РЦС-1 Пенза).

Границами станции являются:

  • В нечётном направлении:

Со стороны станции Пенза II: по I главному пути — входной светофор литера «Н».
Со стороны станции Пенза IV: по I главному пути — входной светофор литера «НП4».

  • В чётном направлении:

Со стороны станции Арбеково: по I главному пути — входной светофор литера «Ч».
Со стороны станции Пенза III: по I главному пути — входной светофор литера «ЧП3».

Дальнее следование по станции

По графику 2020 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:

Круглогодичное движение поездов

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
51 «Двухэтажный» МоскваПенза 52 «Двухэтажный» ПензаМосква
75 «Таврия» Омск — Симферополь 76 «Таврия» Симферополь — Омск
93 ПензаМосква 94 МоскваПенза
101 НижневартовскПенза 102 ПензаНижневартовск
108 «Самара» СамараСанкт-Петербург 107 «Самара» Санкт-ПетербургСамара
109 «Дневной экспресс» СамараПенза 110 «Дневной экспресс» ПензаСамара
111 Орск — Кисловодск 112 Кисловодск — Орск
115 ТомскАдлер 116 АдлерТомск
117 СамараАдлер 118 АдлерСамара
121 ПензаМосква 122 МоскваПенза
123 НовосибирскБелгород 124 БелгородНовосибирск
131 ОрскМосква 132 МоскваОрск
139 Барнаул — Адлер 140 Адлер — Барнаул
309 ВоркутаАдлер 310 АдлерВоркута
311 ВоркутаНовороссийск 312 НовороссийскВоркута
317 КарагандаБарановичи 318 БарановичиКараганда
325 ПермьНовороссийск 326 НовороссийскПермь
327 КазаньМинск 328 МинскКазань
335 ЕкатеринбургНовороссийск 336 НовороссийскЕкатеринбург
339 Нижний НовгородНовороссийск 340 НовороссийскНижний Новгород

Сезонное движение поездов

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
203 ТомскАнапа 204 АнапаТомск
233 ЕкатеринбургИмеретинский курорт 234 Имеретинский курортЕкатеринбург
289 ЕкатеринбургАнапа 290 АнапаЕкатеринбург
425 ЧелябинскКалининград 426 КалининградЧелябинск
473 СамараАнапа 474 АнапаСамара
475 КазаньИмеретинский курорт 476 Имеретинский курортКазань
487 СамараСухум 488 СухумСамара
497 ИжевскАдлер 498 АдлерИжевск
501 КировАнапа 502 АнапаКиров
507 ИжевскНовороссийск 508 НовороссийскИжевск
531 КировАдлер 532 АдлерКиров
549 ТольяттиАдлер 550 АдлерТольятти
583 КазаньАнапа 584 АнапаКазань
591 ПриобьеПермьАнапа 592 АнапаПермьПриобье
595 Новый УренгойТюменьЕкатеринбургАнапа 596 АнапаЕкатеринбургТюменьНовый Уренгой

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР (Справочник, книга 2) // М.: Транспорт. — 1981. — 360 с. (С. 16, 282, 324).
  2. Перечень руководящих указаний к некоторым пунктам приложений №1 - №6 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
  3. 3,0 3,1 История электрификации железных дорог СССР. Дата обращения: 30 июля 2020. Архивировано 11 января 2020 года.
  4. 4,0 4,1 ГТРК Пенза: Вокзал станции «Пенза-I» Сызрано-Вяземской железной дороги. Дата обращения: 5 февраля 2009. Архивировано 12 декабря 2007 года.
  5. Железные дороги губернии на сайте «Пенза, которой нет»
  6. Георг Мясников. Страницы из дневника. стр 114, запись от 10 октября
  7. Авторский портал М. Полубоярова «Суслоны». Дата обращения: 5 февраля 2009. Архивировано 22 марта 2009 года.

См. также

Ссылки

Предыдущая станция Фирменные поезда Следующая станция
Рузаевка
в сторону Санкт-Петербурга
Самара Кузнецк
в сторону Самары
Предыдущая станция Фирменные поезда Следующая станция
Рузаевка
в сторону Москвы
Сура конечная