Деметра

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Деметра
др.-греч. Δημήτηρ
ДеметраДеметра
Богиня плодородия и земледелия
Мифология древнегреческая
Сфера влияния почва, фертильность и сельское хозяйство
Пол женский
Отец Кронос
Мать Рея
Братья и сёстры Гестия, Аид, Зевс, Посейдон и Гера
Супруг Иасион (по некоторым мифам)
Дети Персефона, Плутос, Амфитей I, Каллигения, Арион, Деспина, Филомел, Эвбулей, Хризотемида, Дмия, Геката
В иных культурах Мать — сыра земля, Церера, Кибела

Деме́тра (др.-греч. Δημήτηρ, от δῆ, γῆ — «земля» и μήτηρ — «мать»[1][2]; также Δηώ, «Мать-земля») — в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия[3]. Одна из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона.

Этимология, история, мифология

Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей всё живое на земле, уходит корнями ещё в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов её называли Матерью-Землёй (греч. Δημήτηρ, слав. Мать-Сыра Земля, инд. Prthivi-Matar). Она — «Великая мать», порождающая всё живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чём она отождествлялась с великой богиней Гекатой, являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Также её называли Эринией («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»)[⇨]; её дочь — Персефона — была царицей подземного царства мёртвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию. Помощница в крестьянских трудах, наполняет амбары земледельца запасами (Hes.)[4].

Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, тёща Аида[5]. Сестра и возлюбленная Зевса, сестра Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Согласно легенде, была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его утробы. Основным в мифологии о Деметре является миф о похищении Аидом её дочери Персефоны[⇨].

В гомеровской «Одиссее» упоминается миф о Деметре и критском божестве земледелия Иасионе, согласно которому они на трижды вспаханном поле плодоносного Крита порождают Плутоса (бога богатства); взревновавший Деметру Зевс убивает Иасиона молнией[6]. По Гесиоду, в образе порождения Плутоса (богатства) сочетанием Деметры с Иасионом на троекратно вспаханной земле показано её научение людей земледелию[4].

По одной из версий мифа, от союза Деметры и Иасиона также родился Филомел. По Диодору, она была матерью Эвбулея.

У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону[7]. Зевс соблазнил её в образе змеи[8]. Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою сестру Деметру, которая получила имя Бримо[9]. Посейдон соблазнил её в образе коня[10] (см. ниже).

Получила от Аида как брачный дар Сицилию[11] (её могут также называть родившейся на Сицилии[12]).

Учредила в честь Геракла Малые мистерии для его очищения от убийства кентавров[13].

Деметра прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы (Hom.)[4].

В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы и Исиды. Иногда Деметру видели в созвездии Девы[14].

Похищение Персефоны

Похищение Персефоны
Лутрофор работы Балтиморского вазописца
Возвращение Персефоны
Фредерик Лейтон, 1891

Наиболее известен миф о том, как Аид похитил Персефону, и Деметра блуждала по всей земле в её поисках. Через девять дней, поняв, что её поиски тщетны, Деметра обратилась за помощью к Гелиосу, который назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету.

Её впервые убедил испить Геспер-Атлант, она трижды пересекала любую реку[15]. Она посетила Иду[16]. Во время блужданий громко звала дочь со скалы Анаклетра в Мегарах[17].

В Элевсине Деметра опустилась на камень (позже его назвали камнем скорби) у родника (колодца) Анфиона. Здесь её в слезах увидели дочери элевсинского царя Келея[18]. Богиня не открыла девушкам свою тайну, сказала, что она родом с Крита и была ограблена, попросила для себя работу и кров. Царевны отвели её в дом отца.

Входя в мегарон, богиня задела головой притолоку двери, от чего по дому распространилось сияние. Царица Метанира, заметившая это, поняла, что перед ней не простая смертная. Она поклонилась богине и предложила занять своё кресло. Деметра отказалась и, устроившись на простом деревянном сиденье у стола, предалась печали. Она отказывалась от вина и еды, никого вокруг не замечала. Лишь острая шутка служанки Ямбы заставила её улыбнуться[19].

Царица доверила чужестранке уход за своим сыном Демофонтом (по Гигину — Триптолемом). В течение нескольких ночей младенец повзрослел на год. Деметра, желая сделать ребёнка бессмертным, заворачивала его в пелёнки и клала в пылающую печь. Метанира однажды увидела это, подняла крик, велела отдать ребёнка. По одной из версий, ребёнок погиб. Тогда Деметра предстала перед жителями дома в своём божественном обличии и повелела построить ей храм в Элевсине, а у родника (колодца) Анфион за городской стеной — алтарь, взамен пообещав научить их секретам земледелия.

В период скитаний Деметры на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертвы богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп. Но она, сидя в чёрном одеянии в элевсинском храме, не замечала их. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону. Аид не посмел ослушаться брата, но дал ей зерна священного граната[20], чтобы в определённое время года она возвращалась к мужу[21].

Увидев Персефону, Деметра вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние и украсила свою голову венком из васильков.

Эпитеты Деметры

  • Анфея — имя богинь[22] — эпитет Деметры как матери Евбулея[23].
  • Ахея (Ахена) — «Скорбящая» — эпитет Деметры[24].
  • Геркинна — эпитет Деметры[25].
  • Гермиона — имя Деметры и Персефоны в Сиракузах[26].
  • Део («Део конеродная») — имя Деметры[27] в пророчестве Пифии аркадянам[28].
  • Деоида — Деметра либо её дочь, соблазнённая Зевсом в облике змеи[29].
  • Европа («Широкоглядящая») — эпитет Деметры[30], святилище в Лебадии. Была кормилицей Трофония[31].
  • Иул — демон снопа, почитавшийся в гимнах. Была Деметра Иуло[32].
  • Каллигения — эпитет Деметры[33].
  • Карпофора (дарительница плодов).
  • Мелена (Мелайна) — см. Деспина.
  • Просимна — эпитет Деметры[34].
  • Сито — «Хлебодарная» — эпитет Деметры, её статуя в Сицилии[35]. В микенских текстах упомянута si-to-po-ti-ni-ja (Сито Потния, «Владычица Хлеба»)[36]. См. также[6].
  • Фесмофора («Законодательница/Закононосительница», «устроительница») — эпитет Деметры[37], как научившая людей земледелию, что послужило их переходу к оседлому образу жизни и появлению с этим новых порядков[6][38]. Храм Деметры Фесмофоры и Коры в деме Галимунт[39]. Храм Деметры Фесмофоры в Мегарах[40]. Также есть божество Фесмодотейра[41].
  • Фурия (Турия) — эпитет Деметры[25].
  • Хлоя («Зеленеющая») — эпитет Деметры[42].
  • Хтония — эпитет Деметры в Гермионе, ежегодные празднества, приносят в жертву четырёх коров[43]. В Спарте её культ основан Орфеем[44].
  • Эннея — эпитет Деметры[25]. От места похищения Персефоны.
  • Эриния («Мстящая») — эпитет Деметры в Фельпусе (Аркадия). Есть рассказ, что Посейдон преследовал Деметру, она превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия, но Посейдон уподобился жеребцу и овладел ею. Деметра омылась в Ладоне, и её называют Лусия (Омывшаяся). Деметра родила дочь, чьё имя нельзя разглашать непосвящённым, и коня Ариона[45].

Культ и праздники

Деметра на древнегреческой фреске из склепа в Пантикапей

Культ Деметры, возникший из земледельческих праздников, распространился по всей территории влияния средиземноморской культуры. Его центром был город Элевсин, расположенный неподалёку от Афин[46][47].

Когда наступало время сева, древние греки устраивали в честь Деметры празднества Фесмофории, в которых участвовали главным образом женщины. Фесмофории сопровождались ритуалами, направленными на увеличение плодовитости людей, животных и плодородия природы[48]. С развитием в Древней Греции виноградарства к культу Деметры присоединился культ Диониса[47].

Возникновение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам, вероятно их зарождение произошло в микенскую эпоху в середине II тыс. до н. э.[49]. Согласно мифу, когда лишённая дочери Деметра после скитаний остановилась в Элевсине, прежде чем Зевс установил о возвращениях Персефоны к ней и они вернулись на Олимп, Деметра научила элевсинских правителей приношению священных жертв и элевсинским таинствам[6].

Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры, — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и её странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мёртвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея, — и затем входили в храм, посвящённый богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвящёнными в тайны жизни и смерти; принимать в нём участие позволяли даже рабам[50].
О Мистериях известно немного, так как посвящённым запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества, благодаря которым участники обрядов достигали изменённого состояния сознания.

На горе Афон в Греции сохранился древний жертвенник Деметре.

Почитание

В античных Афинах: 6 таргелиона приносилось жертвоприношение Деметре Хлое[51][источник не указан 2040 дней].

Когда наступало время сева (в аттическом месяце Пианопсионе)[источник не указан 2039 дней], древние греки устраивали в честь Деметры празднества Фесмофории, в которых участвовали главным образом женщины[48].

В литературе и искусстве

В искусстве древних Деметра изображалась в двух ипостасях: как благостная людям богиня в виде юной девушки в венке из колосьев, и как несчастная, скорбящая мать, разыскивающая свою похищенную Аидом дочь, — в облике зрелой женщины в покрывале[52].

Ей посвящены V и XIII гимны Гомера, VI гимн Каллимаха, XL орфический гимн. Упомянута в гомеровской «Одиссее» (V 125). Богиня стала персонажем пьес Аристия («Деметра»), СофоклаТриптолем»).

В астрономии

В честь Деметры назван астероид (402) Хлоя, открытый в 1895 году, и венец Деметры на Венере.

См. также

Примечания

  1. Henry George Liddell, Robert Scott. A Lexicon Abridged from Liddell and Scott’s Greek-English Lexicon (англ.). — Harper & brothers, 1891. — P. 157. — 844 p.
  2. Charles Rowan Beye. Ancient Greek Literature and Society (англ.). — Anchor Press, 1975. — P. 163. — 492 p. — ISBN 978-0-3850-6443-9.
  3. Деметра // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. 4,0 4,1 4,2 Тахо-Годи, 1987.
  5. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 РСКД, 1885.
  7. Орфика, фр. 58, 145 Керн
  8. Овидий. Метаморфозы VI 114; по возможно ошибочному мнению Ф. А. Петровского (Овидий. Собрание сочинений. СПб, 1994. Т. 2. С. 504), «Деоидой» Овидий называет именно Деметру, а не Персефону
  9. Арнобий. Против язычников V 20
  10. Овидий. Метаморфозы VI 119
  11. Нонн. Деяния Диониса XXX 67
  12. Арнобий. Против язычников I 36
  13. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 14, 3
  14. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 9; Гигин. Астрономия II 25, 2
  15. Каллимах. Гимны VI 8
  16. Еврипид. Елена 1322
  17. Павсаний. Описание Эллады I 43, 2
  18. Павсаний. Описание Эллады I 39, 1
  19. Гимны Гомера V 195—204; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 1
  20. Овидий. Метаморфозы V 537; Овидий. Фасты IV 608
  21. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.178
  22. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 90
  23. Орфические гимны XLI См. комм.
  24. Примечания А. А. Григорьевой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С. 541
  25. 25,0 25,1 25,2 Ликофрон. Александра 152
  26. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 119
  27. Гимны Гомера V 47
  28. Павсаний. Описание Эллады VIII 42, 6
  29. Овидий. Метаморфозы VI 114
  30. Europa // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 508.;
    Европа / А. Ф. Лосев // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 419—420.
  31. Павсаний. Описание Эллады IX 39, 4.5
  32. Аполлодор, фр.37 Мюллер // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.62
  33. Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий 299
  34. Павсаний. Описание Эллады II 37, 2
  35. Элиан. Пёстрые рассказы I 27
  36. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С. 143
  37. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 5, 2; 68, 3
  38. Боги — Ф — Мифология Греции. Иллюстрированный словарь. Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано 20 декабря 2013 года.
  39. Павсаний. Описание Эллады I 31, 1
  40. Павсаний. Описание Эллады I 42, 6
  41. Орфический гимн к Мусею, ст.25
  42. Софокл. Эдип в Колоне 1601; Аристофан. Лисистрата 835; Павсаний. Описание Эллады I 22, 3
  43. Павсаний. Описание Эллады II 35, 5
  44. Павсаний. Описание Эллады III 14, 5
  45. Павсаний. Описание Эллады IV 25, 5-7, ссылка также на Антимаха
  46. дел╗рпю. Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано 27 марта 2014 года.
  47. 47,0 47,1 Введенский Б.А. . Большая советская энциклопедия Том 13 - Большая Советская Энциклопедия Второе издание (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано 27 марта 2014 года.
  48. 48,0 48,1 Делерпю. Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
  49. Как отмечают, археологами не обнаружено никаких свидетельств культа Деметры на территории Элевсина относящихся к первой половине II тыс. до н. э. По-видимому возникновение элевсинского культа приходится на XV в. до н. э., по другой версии — относится к концу VIII в. до н. э. и примерно совпадает со временем создания гомеровского гимна Сергеева С. Н. Архивная копия от 7 октября 2018 на Wayback Machine
  50. Введенский Б.А. . Большая советская энциклопедия Том 48 - Большая Советская Энциклопедия Второе издание (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано 19 апреля 2014 года.
  51. Древнегреческий календарь
  52. Боги на монетах Боспора :: Гелиос, Деметра. Дата обращения: 22 июня 2020. Архивировано 23 сентября 2020 года.

Литература