Циклопы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Циклопы
Битва Александра Македонского с циклопаим, французская миниатюра около 1420 года.
Полифем. Римская мозаика из Вилла дель-Касале близ Пьяцца-Армерина (Сицилия). IV в. н. э.
Полифем. Худ. Иоганн Тишбейн, 1802 г.
Одиссей и циклоп Полифем. Рис. Джона Флаксмана, 1810 г.

Цикло́пы[1][2] или киклопы[3][4] («круглоглазые», от др.-греч. κύκλος — «круг» и όψις  — «глаз») — в древнегреческой мифологии[5] группы персонажей, в разных версиях божественные существа (дети Геи и Урана) либо отдельный народ.

Старшие циклопы

Циклопы — три одноглазых великана[6], порождение Геи и Урана[7]: Арг (др.-греч. Ἄργης, «Сияющий»), Бронт (Βρόντης, «Громовой») и Стероп (Στερόπης, «Сверкающий»)[8].

Сразу после рождения циклопы были связаны и сброшены отцом в тартар[9]. Они были освобождены титанами после свержения Урана, но вновь закованы Кроносом[10].

Когда Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, вывел циклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Циклопы выковали Зевсу перуны (громы и молнии)[11], которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем, а Посейдону трезубец[12], научили Гефеста и Афину ремеслам[13].

После окончания титаномахии циклопы продолжали служить Зевсу — ковать оружие Громовержца. Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте Гефеста[14].

У Нонна Бронт и Стероп упоминаются среди циклопов — участников индийского похода Диониса[15]. Бронт ранит Дериадея[16]. Каллимах упоминает, что Бронт на своих коленях лелеял девочку Артемиду[17].

Согласно Гелланику, персонаж Циклоп — сын Урана[18].

Пирагмон (Пиракмон) — один из циклопов, кузнец в гроте Гефеста[19].

Гибель циклопов

Циклопов перебил Аполлон после того, как Зевс поразил перуном сына Аполлона Асклепия[20] (а этот перун выковали именно циклопы). Либо это был перун, убивший Фаэтона[21]. По Ферекиду, Аполлон убивает детей циклопов[22].

Их место в кузнице перунов занял Гефест. Согласно Овидию, они (Бронт, Акмонид и Стероп) живут на Сицилии[23]. Жертвенник циклопов был в Коринфе[24].

Народ циклопов

По одной из версий, отражённой у Гомера в Одиссее, циклопы составляли целый народ. Среди них наиболее известен свирепый сын Посейдона Полифем, которого Одиссей лишил единственного глаза.

Также одноглазым считался скифский народ аримаспов. Существует изображение семитского одноглазого демона из Арслан-Таша[25].

Происхождение мифа

Череп мальтийского карликового слона на выставке Геллабуннского зоопарка в Мюнхене, Германия.

Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил[26], что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в черепе слона могло быть принято за гигантскую глазницу. Любопытно, что встречались эти слоны именно на средиземноморских островах Кипр, Мальта (Гхар-Далам), Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.

По другой версии, прообразом циклопов могли стать полудикие племена пастухов, обитавшие на тех же островах.

Упоминания циклопов как кузнецов могут быть связаны с тем, что древние кузнецы носили повязку на один глаз в целях защиты от искр и раскалённых частиц металлов.

Так как слоны были известны древним грекам (применялись в армиях Александра Македонского, Ганнибала, Пирра), источником мифа, как вариант, могли стать находки более крупных и хуже сохранившихся черепов мамонта в древней Европе[27].

Черепа мамонтов (легенда о циклопе)

Одноглазые персонажи в других мифологиях

  • В таджикской мифологии среди великанов упоминается «Дев» (см. дивы или дэвы) или «Деви-якчишма» как одноглазый циклоп. Этот Дев живёт в горах, и спит он с открытым глазом.
  • Балор, ирландская мифологическая фигура. Мог убивать взглядом своего единственного ока. Ему было предвещано, что он будет убит своим внуком, поэтому он пытался сделать так, чтобы его внуки были убиты. Однако один из них, Луг, выжил и убил его на второй битве при Маг Tuiredh.
  • Хаген или Хёгни, Högni, бургундский воин в немецком и скандинавском фольклоре (легенде), иногда[где?] описываемый как одноглазый.
  • Hitotsume-kozō, чудища (obake) в японском фольклоре. У них был только один глаз посреди лба.
  • Цзянь (птица), птица в китайской мифологии с одним оком и одним крылом. Пара таких птиц зависела друг от друга и была неразделима.
  • Лихо — воплощение злой судьбы и неудач в славянской мифологии. Лихо одноглазое (одноглазенькое) — в русской мифологии дух зла, несчастья, персонификация горя. Лихо и похоже на человека, и заметно отличается от него. Лихо предстаёт либо как одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом[28]. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. В записанной А. Н. Афанасьевым сказке «Лихо одноглазое» — Лихо описана как одноглазая дикая женщина-людоед; она была ослеплена человеком, которого хотела съесть. Предположительно образ пришёл из мирового фольклора из мифа о циклопе Полифеме и Одиссее[29].
  • Один, Всеотец, отец богов германского пантеона, отдавший глаз великану Мимиру в обмен на доступ к водам источника всеобщей мудрости.
  • Ojáncanu, одноглазый гигант с длинной бородой и рыжими волосами в кантабрийской мифологии, который являлся воплощением зла и жесткости.
  • Псоглав, одноглазый монстр с головой собаки в сербской мифологии.
  • В тюркской, в том числе в казахской, турецкой и азербайджанской мифологии (общеогузская Книга моего деда Коркута) — и якутской (Олонхо), встречаются одноглазые существа в том числе чудовище Тепегёз из огузского эпоса Книга моего деда Коркута, и злые существа Абасы́, (также абаасы, якут. абааһы) (Олонхо) — злые духи верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии, живущие своими племенами и родами, со своим хозяйством[30].Согласно представлениям якутов, имеют облик человека ростом с лиственницу[31]. Из тюркских сказаний особенно интересен Тепегёз (азерб. Təpəgöz, тур. Tepegöz) — одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз острие, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» — «глаз»[32]. В мифе о Тепегёзе встречаются все элементы мифа об Одиссее и Полифеме[33]. Немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц предполагал, что, возможно, Гомер мог заимствовать миф о Полифеме (причем именно конкретно о Полифеме, а не весь образ Циклопов) у одного из огузских тюркских племён, услышав сказ о Депе-гёзе[34].
  • В эвенкийской мифологии фигурирует чулугды — одноглазое и одноногое человекоподобное чудовище, нередко огромного роста.

В литературе

В художественной литературе распространено использование латинизма «циклопы». Слово «циклоп» появилось в русском языке из переводов древнегреческих мифов с латинского. Например, у Пушкина есть стихотворение «Циклоп» и в школьных учебниках по литературе для 6-го класса даётся рассказ «Одиссей на острове циклопов» (в переводе с древнегреческого В. Жуковского)[35]. В специализированной и исторической литературе при описании древнегреческих мифов в основном используют непосредственный грецизм «киклопы».

В кино

Примечания

  1. несобственное произношение латинского варианта циклоп (лат. cyclōps)
  2. М. В. Белкин, О. Плахотская. Еврипид // Античные писатели. Словарь. — СПб.: Лань, 1998.
  3. Киклопы — статья из Большой советской энциклопедии
  4. Фридрих Любкер. Иллюстрированный словарь античности — М.: «Эксмо», 2005. — C. 996.
  5. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.648-649,Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.399-400
  6. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2 далее
  7. Титаномахия, фр.1 Ивлин-Уайт
  8. Гесиод. Теогония 139—140
  9. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2
  10. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
  11. Гесиод. Теогония 141
  12. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 1
  13. Орфика, фр.179 Керн = Прокл. Комментарий к «Кратилу» Платона 389b
  14. Вергилий. Энеида VIII 425
  15. Нонн. Деяния Диониса XIV 60
  16. Нонн. Деяния Диониса XXVIII 193—218
  17. Каллимах. Гимны III 75
  18. Схолии к Гесиоду. Теогония 139 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.823
  19. Вергилий. Энеида VIII 425; Валерий Флакк. Аргонавтика I 582; Стаций. Фиваида II 599; Клавдиан. Похищение Прозерпины I 241
  20. Гесиод. Перечень женщин, фр.52, 54а М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 4; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 71, 3
  21. Первый Ватиканский мифограф II 16, 6
  22. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.527
  23. Овидий. Фасты IV 288
  24. Павсаний. Описание Эллады II 2, 1
  25. Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С.219
  26. Abel’s surmise is noted by Adrienne Mayor, The First Fossil Hunters: Paleontology in Greek and Roman Times (Princeton University Press) 2000.
  27. Геннадий Гаврилович Боескоров, Марина Владимировна Щелчкова. О мамонте: от суеверий до науки // Наука и техника в Якутии. — 2019. — Вып. 1 (36). — ISSN 1728-516X.
  28. Ср. сказку Афанасьева «Лихо одноглазое».
  29. Капица Ф. С. Лихо // Тайны славянских Богов. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — С. 170—171. — 416 с. — (Ваша тайна). — ISBN 5-7905-4437-1.
  30. Левин М. Г., Потапов Л. П. Народы Сибири: этнографические очерки. — Изд-во Академии наук СССР, 1956. — С. 300.
  31. Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — Советская Энциклопедия, 1991. — Т. 1. — С. 21-22. — 671 с.
  32. Депе-Гёз, персонаж общеогузского героического эпоса «Китаби-Деде Коркут». В восьмой главе эпоса под названием «Басат убивает Тепегёза» говорится о том как, пастух Сары чобан встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе Тепегёз, из-за единственного глаза на лбу. Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше. Сары чобан отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у отца Альп Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат, сын Альп Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом. Эта глава была опубликована в 1815 году, став первой опубликованной частью эпоса. Опубликовал её немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц, который первым обнаружил её в рукописи эпоса «Китаби Деде Коркуд» XVI века, хранящейся в Дрезденской библиотеке, в Германии.
  33. C. Scott Littleton. Gods, goddesses, and mythology. — Marshall Cavendish, 2005. — Т. 1. — С. 356. — ISBN 9780761475590.

    Elements of the myth of Odysseus and Polyphemus can be found on the Norse tale of the hero Beowulf and the monster Grendel, the one-eyed monster Tapagoz from Azerbaijani myth, the northern European fairy story of Jack and the Beanstalk

  34. Heinrich Friedrich von Diez. Denkwürdigkeiten von Asien in Künsten und Wissenschaften, Sitten, Gebräuchen. — Nicolai, 1815. — С. 417. — 1079 с.

    Ich bin daher geneigt zu glauben, dass Homer auf seinen Reisen in Asien die Fabel von Depe Ghöz gehört habe, obgleich unvollständig, wie es zu geschehen pflegt, wenn man durch Dollmetscher sprechen muss, und dass er dadurch bewogen worden, die Grundzüge seinem Polyphem zu leihen. Vielleicht hat er die Sage näher in Jonien selbst angetroffen, denn wenn irgend ein Stamm der Oghuzier, wer weiss, unter welchem Namen!

  35. В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Одиссей на острове циклопов // Литература. 6 класс. Ч. 2.. — М.: Просвещение, 2012. — С. 202—216. — 288 с. — ISBN 9785090202206.

Ссылки