Бальзак, Оноре де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Бальзак»)
Оноре де Бальзак
фр. Honoré de Balzac
Ж.-А. Жерар-Сеген[fr]. Портрет Оноре де Бальзака. 1842. Пастель Музей изящных искусств[fr], ТурЖ.-А. Жерар-Сеген[fr]. Портрет Оноре де Бальзака. 1842. Пастель
Музей изящных искусств[fr], Тур
Место рождения Тур, Франция
Место смерти Париж, Франция
Гражданство (подданство)  Франция
Род деятельности прозаик
Направление реализм
Награды Кавалер ордена Почётного легиона (1845)

Оноре́ де Бальза́к (фр. Honoré de Balzac [ɔnɔʁe də balˈzak]; 20 мая 1799, Тур, Первая Французская республика — 18 августа 1850, Париж, Вторая французская республика) — французский писатель: романист, драматург, литературный и художественный критик, эссеист, журналист и издатель; один из основоположников реализма в европейской литературе.

Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателя французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на творчество таких крупных писателей, как Чарльз Диккенс, Фёдор Достоевский, Эмиль Золя, Уильям Фолкнер и других.

Биография

Оноре де Бальзак с дагерротипа Louis-Auguste Bisson, 1842 год

Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746—19.06.1829[1]). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597—1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778—1853) была значительно моложе своего супруга и даже на четыре года пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном[2].

У Оноре было две младших сестры - Лора и Лоранс, с которыми у него были тёплые дружеские отношения. Лоранс умерла в возрасте 20 с небольшим лет после крайне неудачного замужества. Дружба с Лорой (в замужестве Сюрвиль) сохранилась до последних дней. Затем в семью был принят внебрачный сын матери Анри, отношения с которым не сложились ни у кого. [3]

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 18071813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 18161819 — в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский колледж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства колледжа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо, Монтескьё, Гольбаха, Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других.[4]

В возрасте 22 лет Бальзак сошёлся с 45-летней Лаурой де Берни, матерью 9-ти детей. Возникший обоюдный интерес перешёл в стойкую любовь. Их отношения длились до смерти госпожи де Берни летом 1836 года. Она поддерживала Оноре деньгами, советами, своими связями, помогала править рукописи и корректуры.

Когда её не стало, Бальзак писал о ней: «Она была мне матерью, подругой, семьей, спутницей и советчицей. Она сделала меня писателем, она утешила меня в юности, она пробудила во мне вкус, она плакала и смеялась со мной, как сестра, она всегда приходила ко мне благодетельной дремой, которая утешает боль... Без нее я бы попросту умер...»[3]

После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 18251828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

Господин де Бальзак был одним из первых среди великих, одним из лучших среди избранных... Все его произведения составляют одну книгу, книгу живую, блистательную и глубокую, где живёт, движется и действует страшная, жуткая и вместе с тем реальная наша современность... Сам того не зная, хотел ли он того, или нет, согласился бы он с этим или нет, - автор этого огромного и причудливого творения был из могучей породы писателей-революционеров.[5].

— Надгробная речь Виктора Гюго на похоронах Бальзака, 21 августа 1850 года.

В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга — исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Élixir de longue vie, 1830—1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 18321837) — ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.

Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг — результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал напряжённо трудиться, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя от 3 до 6 книг. В периоды творческого подъёма он месяцами выделял на сон всего несколько часов с шести вечера до полуночи, когда просил разбудить его, и вновь писал до вечера, одновременно работая над несколькими произведениями. В письме матери он отмечал, что 40 дней такого распорядка дали ему 5 томов[3].

В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы — купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты — семья, государство, армия.

В 1845 году писатель был награждён орденом Почётного легиона.

Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти — гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, — предположительно, артериита.

Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез. «Хоронить его вышли все писатели Франции». От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были Александр Дюма и Виктор Гюго[6].

Бальзак и Эвелина Ганская

В 1832 году Бальзак заочно познакомился с Эвелиной Ганской, которая вступила с писателем в переписку, не открывая своего имени. Бальзак встретился с Эвелиной в Невшателе, куда она приехала со своим мужем, владельцем обширных поместий на Российской Империи, Вацлавом Ганским. В 1842 году Ганский умер, однако его вдова, несмотря на многолетний роман с Бальзаком, не выходила за него замуж, так как хотела передать наследство мужа своей единственной дочери (вступив в брак с иностранцем, Ганская лишилась бы своего состояния). Кроме того, её тревожили неоправданно высокие траты Бальзака на внешнюю роскошь, а также опрометчивые финансовые вложения, где он терпел одни неудачи.

В 1846 году Эвелина забеременела. Бальзак мечтал о сыне, и даже придумал ему имя Виктор-Оноре. Однако из-за переездов и болезни у Эвелины случились преждевременные роды, и ребёнок, а это была девочка, умерла в тот же день.

В 1847—1850 годах Бальзак гостил в поместье Ганской Верховняодноимённой деревне Ружинского района Житомирской области, Российская Империя). Бальзак обвенчался с Эвелиной Ганской 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары, после свадьбы супруги уехали в Париж. Сразу же по приезде домой писатель заболел, и Эвелина ухаживала за мужем до последних его дней. Как она писала сестре Бальзака Лоре, с которой они подружились, ещё до свадьбы она понимала, что станет не столько женой, сколько сиделкой[3].

В неоконченном «Письме о Киеве» и частных письмах Бальзак оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец и др. Киев входивших в состав Российской Империи посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.

Творчество

Состав «Человеческой комедии»

Иллюстрация к роману «Евгения Гранде». ПСС, 1855, т.5

В 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение — «картину нравов» его времени — огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака, «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции — как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни; он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей:

  • «Этюды о нравах»,
  • «Философские этюды»,
  • «Аналитические этюды».

Наиболее обширна первая часть — «Этюды о нравах», в которую вошли:

«Сцены частной жизни»
и пр.
«Сцены провинциальной жизни»
и пр.
«Сцены парижской жизни»
и пр.
«Сцены политической жизни»
  • «Случай из времён террора» (1842)
и др.
«Сцены военной жизни»
  • «Шуаны» (1829),
  • «Страсть в пустыне» (1837)
«Сцены деревенской жизни»
«Лилия долины» (1836)
и др.

В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon, 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette, 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Pons, 1847), а также, по-своему подытоживающим цикл, романом «Изнанка современной истории» (L’envers de l’histoire contemporaine, 1848).

«Философские этюды»

Представляют собой размышления о закономерностях жизни.

и пр.
«Аналитические этюды»

Циклу присуща наибольшая «философичность». В некоторых произведениях — например, в повести «Луи Ламбер», объём философских выкладок и размышлений многократно превышает объём сюжетного повествования.

Новаторство Бальзака

Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).

Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии.

«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив — победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.

В Российской империи

Портрет графини Ганской, художник Фердинанд Георг Вальдмюллер (1835)

Творчество Бальзака нашло своё признание в России ещё при жизни писателя. Многое печаталось отдельными изданиями, а также в московских и петербургских журналах, почти сразу после парижских публикаций — в течение 1830-х годов[7]. Однако, некоторые произведения были под запретом.

По просьбе начальника Третьего отделения, генерала А. Ф. Орлова, Николай I разрешил писателю въезд в Россию, но со строгим надзором[8].

В 1832, 1843, 1847 и 18481850 гг. Бальзак посещал Россию. С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в Санкт-Петербурге, в доме Титова на Миллионной улице, 16. В том году посещение столь известным французским писателем российской столицы вызвало у местной молодёжи новую волну интереса к его романам. Одним из молодых людей, проявившим такой интерес, был 22-летний инженер-подпоручик Петербургской инженерной команды Фёдор Достоевский. Достоевский был так восхищён творчеством Бальзака, что решил тут же, безотлагательно, перевести на русский язык один из его романов. Это был роман «Евгения Гранде» — первый русский перевод, опубликованный в журнале «Пантеон» в январе 1844, и первая печатная публикация Достоевского (хотя при публикации переводчик указан не был)[9].

Память

Художественная литература

Бальзак стал одним из центральных персонажей «Повести о смерти» Марка Алданова (1952—1953 годы).

Кинематограф

О жизни и творчестве Бальзака сняты художественные кинофильмы и телесериалы, в том числе:

Музеи

Существует несколько музеев, посвященных творчеству писателя, в том числе в России. Во Франции работают:

Филателия и нумизматика
Улицы

Улицы названные в честь Бальзака: см. Улица Бальзака.

Другое

В честь Оноре де Бальзака был назван соционический тип интуитивно-логический интроверт, хотя отношения к писателю этот тип не имел вообще.

Библиография

Романы
Повести и рассказы
  • Дом кошки, играющей в мяч (1829)
  • Брачный контракт (1830)
  • Гобсек (1830)
  • Вендетта (1830)
  • Прощай! (1830)
  • Загородный бал (1830)
  • Супружеское согласие (1830)
  • Сарразин (1830)
  • Красная гостиница (1831)
  • Неведомый шедевр (1831)
  • Полковник Шабер (1832)
  • Покинутая женщина (1832)
  • Красавица Империи (1834)
  • Невольный грех (1834)
  • Наследник дьявола (1834)
  • Жена коннетабля (1834)
  • Спасительный возглас (1834)
  • Ведьма (1834)
  • Настойчивость любви (1834)
  • Раскаяние Берты (1834)
  • Наивность (1834)
  • Замужество красавицы Империи (1834)
  • Прощённый мельмот (1835)
  • Обедня безбожника (1836)
  • Фачино Кане (1836)
  • Тайны княгини де Кадиньян (1839)
  • Пьер Грассу (1840)
  • Мнимая любовница (1841)

Издания

Собрания сочинений

на русском языке
  • Собрание сочинений в 20 томах. — СПб., 1896—1899
  • Собрание сочинений в 15 т. — М., 1951—1955
  • Собрание сочинений в 24 томах. — М.: Правда, 1960 (Библиотека «Огонёк»)
  • Собрание сочинений в 10 т. — М.: Художественная литература, 1982—1987, 300 000 экз.
  • Собрание сочинений в 28 т. — М.: Голос, 1992—1998
  • Собрание сочинений в 8 т. — М: Книжный клуб «Книговек», 2012.
на французском языке
  • Oeuvres complètes, 24 vv. — Paris, 18691876, Correspondence, 2 vv., P., 1876
  • Lettres à l’Étrangère, 2 vv.; P., 18991906

Экранизации

  • Любовница в маске (Чехословакия, 1941, реж. Отакар Варва). По одноимённому роману.
  • Блеск и нищета куртизанок (Франция; 1975; 9 серий): режиссёр М. Казнёв. По одноимённому роману.
  • Гобсек (1987) По одноимённой повести
  • Тайны семьи де Граншан (Россия—Латвия, 1992). Телефильм по мотивам пьесы «Мачеха».
  • Брошенная женщина (фр. La Femme abandonnée; Франция; 1992): реж. Эдуар Молинаро, в ролях: Шарлотта Рэмплинг, Нильс Ареструп и др. По рассказу «Покинутая женщина».
  • Полковник Шабер (фр. Le Colonel Chabert, 1994, Франция). По одноимённой повести.
  • Страсть в пустыне (англ. Passion in the Desert ,США ,1997, реж. Лавиния Куррье) . По одноимённому рассказу.
  • Не стоит трогать топор (Франция—Италия, 2007). По мотивам повести «Герцогиня де Ланже».
  • Шагреневая кожа (фр. La peau de chagrin, 2010, Франция). По одноимённому роману.

См. также

Примечания

  1. Бальзак. Дата обращения: 11 октября 2011. Архивировано 5 июня 2016 года.
  2. Александр Гербстман. Оноре Бальзак. Биография писателя. — Ленинград: Просвещение. Ленинградское отделение, 1972. — С. 6. — 120 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Андре Моруа «Прометей, или Жизнь Бальзака»
  4. Александр Гербстман. Оноре Бальзак. Биография писателя. — Ленинград: Просвещение. Ленинградское отделение, 1972. — С. 6—7. — 120 с.
  5. Оноре Бальзак. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 15, с. 695. М., Гослитиздат. 1955
  6. Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. — М., 1967
  7. Бальзак, Оноре // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Александр Гербстман. Оноре Бальзак. Биография писателя. — Ленинград: Просвещение. Ленинградское отделение, 1972. — С. 108. — 120 с.
  9. Оноре де Бальзак. Бальзак в переводе Достоевского : Приложение / Гроссман Л. П. // Евгения Гранде = Eugénie Grandet / Пер. с фр. Достоевский Ф. М. — М., 2012. — 272 с. — ISBN 978-5-389-03515-7
  10. Музей Оноре де Бальзака в замке Саше. Дата обращения: 20 мая 2016. Архивировано 25 апреля 2016 года.
  11. Франция, 10 евро (Центр. Оноре де Бальзак) Архивная копия от 17 июля 2012 на Wayback Machine | Euro-Coins.News

Литература

на русском языке
на других языках
  • Andréoli M. Le système balzacien. P., 1984. Vol. 1–2.
  • Barbéris P. Mythes balzaciens. P., 1972;
  • Bardèche М. Balzac romancier. — P., 1943.
  • Diaz J.-L., Tournier I. Penser avec Balzac. P., 2003;
  • Mo­zet N. Balzac au pluriel. P., 1990; Balzac dans l’Empire russe: de la Russie à l’Ukraine. P., 1993;
  • Pierrot R. Balzac. P., 1994;
  • Sa­tiat N. Balzac, ou, la fureur d’écrire. P., 1999;

Ссылки