Saab 9-3

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Saab 9-3
Общие данные
Производитель Saab
Годы производства 19982014
Класс Средний
Дизайн
Компоновка переднемоторная, переднеприводная
переднемоторная, полноприводная (2 поколение)
Колёсная формула 4 × 2
4 × 4
На рынке
Похожие модели Hyundai Sonata, Lexus IS, Audi A4, Cadillac ATS
Сегмент D-сегмент
Предшественник
Saab 900

Saab 9-3 — среднеразмерный автомобиль Saab, производившийся с 1998 по 2014 год. Отличительная особенность автомобилей Saab — использование турбированных двигателей в большинстве серийных авто и позиционирование в премиум-сегменте по сравнению с «донором» платформы.

Название

Автомобиль маркируется числом «93». Saab, однако, постоянно рекламировал его как «9-3»: название произносится «девять три». «9-3» был произведён в 1998 году, а следующая усовершенствованная модель 9-3 вышла в 2002 году. Исторически, модель Saab 93 (произносится «девяносто три») выпускалась с 1955 по 1960 гг.

Первое поколение

Saab 9-3
Общие данные
Производитель Saab
Годы производства 19982003
Сборка Флаг Швеции Trollhättan Assembly (Тролльхеттан, Швеция)
Флаг Финляндии Saab-Valmet (Уусикаупунки, Финляндия)
Дизайн
Тип кузова 3‑дв. хетчбэк (5‑мест.)
5‑дв. хетчбэк (5‑мест.)
2‑дв. кабриолет (4‑мест.)
Платформа GM2900
Двигатель
Saab B204
Общие данные
Производитель Saab
Тип бензиновый
Макс. скорость 190
Ресурс до капремонта — 350 тыс. км.
Производительность
Максимальная мощность 96 кВт (131 л. с.), при 6100 об/мин
Максимальный крутящий момент 177 Н·м, при 4300 об/мин
Камера сгорания
Объём 1985 см3
Цилиндров 4
Клапанов 16
Диаметр цилиндра 90 мм
Ход поршня 78 мм
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Материал блока цилиндров чугун
Степень сжатия 10,1
Питание
Рекомендованное топливо бензин АИ-95
Охлаждение жидкостное
Система питания распределённый впрыск
Экологические нормы Евро-3
Расход топлива при смешанном цикле 9,6
Расход топлива при городском цикле 13,9
Расход топлива на трассе 7,2
Saab B204
Общие данные
Производитель Saab
Тип бензиновый, турбированный
Макс. скорость 205
Ресурс до капремонта — 350 тыс. км.
Производительность
Максимальная мощность 110 кВт (150 л. с.), при 5500 об/мин
Максимальный крутящий момент 240 Н·м, при 1800 об/мин
Камера сгорания
Объём 1985 см3
Цилиндров 4
Клапанов 16
Диаметр цилиндра 90 мм
Ход поршня 78 мм
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Материал блока цилиндров чугун
Степень сжатия 9,3
Питание
Рекомендованное топливо бензин АИ-95
Охлаждение жидкостное
Система питания распределённый впрыск
Экологические нормы Евро-3
Расход топлива при смешанном цикле 10,6
Расход топлива при городском цикле 15,6
Расход топлива на трассе 7,7
Saab B204
Общие данные
Производитель Saab
Тип бензиновый, турбированный
Макс. скорость 235
Ресурс до капремонта — 350 тыс. км.
Производительность
Максимальная мощность 147 кВт (200 л. с.), при 5500 об/мин
Максимальный крутящий момент 280 Н·м, при 2200 об/мин
Камера сгорания
Объём 1985 см3
Цилиндров 4
Клапанов 16
Диаметр цилиндра 90 мм
Ход поршня 78 мм
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Материал блока цилиндров чугун
Степень сжатия 9,2
Питание
Рекомендованное топливо бензин АИ-95
Охлаждение жидкостное
Система питания распределённый впрыск
Экологические нормы Евро-3
Расход топлива при смешанном цикле 9,4
Расход топлива при городском цикле 13,5
Расход топлива на трассе 6,9
Saab B235R
Общие данные
Производитель Saab
Тип бензиновый, турбированный
Макс. скорость 250
Производительность
Максимальная мощность 165 кВт (225 л. с.), при 5500 об/мин
Максимальный крутящий момент 342 Н·м, при 1950 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Объём 2290 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 84 мм
Ход поршня 98 мм
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Степень сжатия 9,3
Питание
Рекомендованное топливо бензин АИ-95
Расход топлива при смешанном цикле 9,6
Расход топлива при городском цикле 13,7
Расход топлива на трассе 7,2
Saab D223L
Общие данные
Производитель Saab
Тип турбодизельный
Макс. скорость 200
Производительность
Максимальная мощность 85 кВт (115 л. с.), при 4300 об/мин
Максимальный крутящий момент 260 Н·м, при 1900 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Объём 2172 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 84 мм
Ход поршня 98 мм
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Степень сжатия 19,5
Питание
Рекомендованное топливо дизельное
Расход топлива при смешанном цикле 7,0
Расход топлива при городском цикле 8,9
Расход топлива на трассе 4,6
Трансмиссия
4-ступ. АКПП
5-ступ. МКПП
Массово-габаритные характеристики
Длина 1999–2000: 4628 мм
2001–2002: 4630 мм
Ширина 1712 мм
Высота Хетчбэк: 1427 мм
Кабриолет: 1422 мм
Колёсная база 2605 мм
На рынке
Связанные Opel Vectra
Saab 9-5
Saturn L-Series
Другая информация
Дизайнер Эйнар Харейде

В основе лежит платформа автомобиля Opel Vectra A. Модельный ряд бензиновых двигателей 2.0 литра и мощностью 131 л. с. (без турбонаддува), 150 л. с., 185 л. с., 205 л.с (Aero), 225 л. с. (Viggen 1999—2000 г.в.), 230 л. с. (Viggen 2001—2002 г.в.), а также дизельным двигателем Opel 2.2 литра.

В модельном ряду были трёхдверный и пятидверный хэтчбеки, а также двухдверный кабриолет со складывающимся тканевым верхом.

Saab 9-3 отличался от одноклассников высокой степенью оснащения: в базовой комплектации был доступен гидроусилитель руля, кондиционер, подушка безопасности водителя и ABS. Существовал фирменный «ночной» режим подсветки панели приборов, при котором затухала подсветка показания со всех датчиков, кроме подсветки спидометра[1].

Из-за большого числа кнопок и регулировок на панели приборов, у многих водителей возникали сложности с освоением работы всех систем автомобиля.

Безопасность

Euro NCAP[2]
Рейтинги    Пассажир 26
Пешеход 4
Протестированная модель:
Saab 9-3 2.0 L (2000)

При разработке 9-3 были заложены зоны запрограммированной деформации, имевшиеся в передней и задней частях кузова. При этом силовая «клетка» салона была снабжена многочисленными рёбрами жёсткости. Передние сидения на 9-3 оснащались фирменными активными подголовниками SAHR (англ. Saab Active Head Restrains) и подушками безопасности водителя и переднего пассажира.

Saab 9-3 Viggen

В 1999 году появилась лимитированная спортивная версия 9-3 Viggen. Названием «Viggen» автомобиль ассоциировали с одноимённым истребителем. Над аэродинамикой работали специалисты фирмы Tom Walkinshaw Racing (TWR), которым удалось снизить коэффициент аэродинамического сопротивления и увеличить прижимную силу на высоких скоростях.

Автомобиль производился с 1999 по 2002 год с турбированным двигателем (применялся турбокомпрессор большого диаметра от Mitsubishi) объёмом 2,3 литра и мощностью 225 л.с. Управление двигателем осуществлялось при помощи электронного блока «Trionic T7». Из-за столь высокой мощности автомобиль получил усиленные вентилируемые тормоза, более жёсткую подвеску и улучшенное рулевое управление[3].

Второе поколение

Saab 9-3
Общие данные
Производитель Saab
Годы производства 20032014
Сборка Швеция Нючёпинг, Швеция (кабриолет 2012)
Швеция Тролльхеттан, Швеция (седан, универсал и кабриолет 2010-2011)
Австрия Грац, Австрия (кабриолет 2003-2009)
Дизайн
Тип кузова 4‑дв. седан (5‑мест.)
5‑дв. универсал (5‑мест.)
2‑дв. кабриолет (4‑мест.)
Платформа GM Epsilon
Двигатель
Бензиновые 1.8, 2.0 и 2.8 л
Дизельные 1.9 и 2.2 л
Трансмиссия
5-скор АКПП
6-скор АКПП
5-скор МКПП
6-скор МКПП
Массово-габаритные характеристики
Длина Седан 2003-2007: 4635 мм
Седан 2008-2014: 4646 мм
Кабриолет 2003-07: 4633 мм
Кабриолет 2008–2009: 4646 мм
Универсал 2003-09: 4653 мм
Универсал 2010-2014: 4671 и 4689 мм
Ширина Седан 2008-2009: 1753 мм
Кабриолет 2008-2009: 1760 мм
Кабриолет 2010-2014: 1781 мм
Универсал: 1763 мм
2010-2014: 1801 мм
Высота Седан 2003-2007: 1443 мм
Седан 2008-2014: 1450 мм
Кабриолет 2003-2007: 1433 мм
Кабриолет 2008-2014: 1438 мм
Универсал 2003-2007: 1540 мм
Универсал 2008-2014: 1496 мм
Универсал 2010-2014: 1529 мм
Колёсная база 2675 мм
На рынке
Связанные Fiat Croma
Cadillac BLS
Chevrolet Malibu
Opel Signum
Opel Vectra
Saturn Aura

Кабриолет в этой серии производился в Австрии на заводе Magna Steyr (входит в Magna International). Модель 9-3 делит платформу с Opel Vectra и Cadillac BLS, и собирается на одной сборочной линии в Швеции. Модель 9-3 является самой простой в линейке автомобилей Saab, за исключением 2005—2006 гг., когда производилась модель начального класса Saab 9-2X на базе Subaru Impreza.

Рестайлинг

В модель 2008 года, представленную 10 июня 2007 года на фестивале Saab в Trollhättan, Швеция, были включены новые фронтальные укладки, воодушевлённые успехом концепта Saab Aero-X, новые дверные панели, грейферный капот, и прозрачные задние фонари. Незначительные изменения внешности имеются и в ограниченной серии 280-сильной версии XWD 9-3 Turbo X, представленной на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2007 года. Модель Turbo X дебютировала в Северной Америке на автошоу в Новой Англии в конце ноября 2007 года. В марте 2008 года Saab выпустил полноприводную версию Aero с системой «XWD».

Из-за банкротства Saab производство было остановлено в 2012 году, однако, из последнего машинокомплекта на деньги энтузиастов из сообщества любителей Saab был собран последний 9-3 и отправлен в музей марки в Тролльхеттане.

Период NEVS

После приобретения Saab National Electric Vehicle Sweden было запущено мелкосерийное производство. По причине отсутствия ряда комплектующих в связи с банкротством части поставщиков комплектующих, NEVS были сделаны попытки связаться с иными поставщиками. В результате, в автомобиле поменялся минимум деталей, самые заметные из них — новая эмблема Saab, уже без грифона, да иные сиденья, аналогичные которым ставились на Volvo XC90. Предложенные новым Саабом машины давали потребителю довольно скудный выбор: единственный мотор от Opel 2.0 turbo ecotec мощностью 220 сил, 2 коробки передач на выбор — классический автомат или мкпп, два цвета кузова — серебристый или черный, 2 варианта легкосплавных дисков. Модель производилась до весны 2014 года, некоторое количество машин нашло своих потребителей. Производство пришлось остановить по экономическим причинам.

Параллельно шла подготовка электрического 9-3, изготовлены несколько образцов и представлены публике.

Безопасность

Euro NCAP[4]
Рейтинги    Пассажир 33
Пешеход 7
Протестированная модель:
Saab 9-3 2.0 L (2002)
Euro NCAP[5]
Рейтинги    Пассажир 33
Ребёнок 31
Пешеход 7
Протестированная модель:
Saab 9-3 2.0t Convertible (2004)

Производство и продажи

Статистика продаж Saab 9-3 на различных рынках
Рынок 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Швеция 9,326* 11,701 10,961 9,680 9,773 11,595 10,610 9,379 11,130 14,185 12,623 4,430 6,232 2,751 576
Финляндия н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 135 240 25
Германия н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 4070 3489 3330 1057 577 344 0
США н/д н/д н/д н/д 20499 34075 27322 24108 24134 22979 15167 5428 4533 3847 н/д
Норвегия н/д 1,830 1,616 н/д н/д н/д н/д н/д 1,319 2,142 н/д н/д н/д 4
Великобритания н/д н/д н/д н/д н/д н/д 15,029 22,150 22,744 20,453 13,501 9,190 4,940 3,526 201
Франция 2,703* 2,555 н/д н/д н/д 2,201 2,579 2,284 2,602 2,987 2,909 1,435 434 256 29
Нидерланды 1,875* 3,045 3,079 3,002 2,605 2,784 3,041 2,190 2,692 2,459 1,666 424 343 400 35
Россия н/д н/д н/д н/д н/д 110** 208 171 254 602 1109 328 192 н/д 0
Испания н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 3351 н/д н/д н/д н/д
Италия 2,530 н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 1811 520 н/д н/д
Греция 87 220 260 220 240 603 1,071 1,167 887 1,004 816 738 227 90
Канада н/д н/д н/д н/д н/д н/д 1308 1150 1168 1575 1254 627 2 115 н/д
Европа н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 21,385 14,929 10,152 1,107
  •  — вместе с SAAB 900
    •  — за первые 9 месяцев

Примечания

  1. Представляем модель недели - Saab 9-3. SPBAuto.org (19 января 2015). Дата обращения: 15 апреля 2022. Архивировано 12 мая 2021 года.
  2. Результаты Euro NCAP теста (2000) (англ.)
  3. СААБ9-3 ВИГГЕН // За рулём : журнал. — 1999. — Сентябрь (№ 9). — С. 58. Архивировано 15 января 2022 года.
  4. Результаты Euro NCAP теста (2002) (англ.)
  5. Результаты Euro NCAP теста (2004) (англ.)