Pz.Kpfw. IV hydrostat.

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Pz.Kpfw. IV mit hydrostatischem Antrieb
Pz.Kpfw. IV hydrostat.
Классификация средний танк
Боевая масса, т 26
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 5
История
Годы производства 1944
Количество выпущенных, шт. 1
Основные операторы Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой
Размеры
Длина корпуса, мм 5970
Ширина, мм 2860
Высота, мм 2620
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 80
Борт корпуса, мм/град. 30
Корма корпуса, мм/град. 20
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 10—12
Лоб башни, мм/град. 50
Борт башни, мм/град. 30
Корма башни, мм/град. 30
Крыша башни, мм/град. 16—25
Вооружение
Калибр и марка пушки 7,5-cm KwK 40 L/48
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 87
Углы ВН, град. −10…+20°
Пулемёты 2 × 7,92-мм MG-34
Боекомплект пулемётов 3150
Двигатель
HL 120 TRM
Общие данные
Производитель Maybach
Тип бензиновый
Производительность
Максимальная мощность 300 л. с., при 3000 об/мин
Максимальный крутящий момент 780 Н·м
Максимальные обороты 3000
Камера сгорания
Конфигурация V12
Объём 11 867[1] см3
Цилиндров 12
Диаметр цилиндра 105 мм
Ход поршня 115 мм
Тактность (число тактов) 4
Степень сжатия 6,5
Питание
Рекомендованное топливо бензин с ОЧ 74
Охлаждение жидкостное
Система питания карбюратор
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 40
Скорость по пересечённой местности, км/ч 16
Запас хода по шоссе, км 200
Запас хода по пересечённой местности, км 125
Ёмкость топливных баков, л 470
Тип подвески рессорная
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемый ров, м 2,3
Преодолеваемый брод, м 1,2

Pz.Kpfw. IV с гидростатической трансмиссией (нем. Panzerkampfwagen IV mit hydrostatischem Antrieb) — немецкий опытный средний танк периода Второй мировой войны, модификация серийного Pz.Kpfw. IV с гидростатической трансмиссией.

История создания

Прототип был выпущен в 1944 году заводом Zahnradfabrik Friedrichshafen AG. Был испытан в Германии, но о результатах этих испытаний ничего не известно. Установка новой трансмиссии имела экспериментальный характер, серийно производить танк не планировалось.

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Корпус танка представлял собой изменённый корпус Pz.Kpfw. IV. Гидростатическая трансмиссия занимала меньше места, поэтому её скомпоновали в кормовой части, переделав корпус под задние ведущие колёса. Внутри боевого отделения карданные валы вместе с коробкой передач в носовой части машины были удалены. В передней части располагались места механика-водителя и стрелка-радиста.

Башня танка не менялась, за исключением того, что электрический привод поворота был заменён гидравлическим. Внутри башни располагались командир, наводчик и заряжающий. Место командира находилось непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казённой части пушки, заряжающий — справа.

Вооружение

Основным вооружением служила танковая пушка 7,5-cm KwK 40 L/48, присущая поздним модификациям Pz.Kpfw. IV. Дополнительно в танке устанавливались два 7,92-мм пулемёта MG-34.

Двигатель и трансмиссия

В танке применялся V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM, с рабочим объёмом в 11 867 см³, развивавший мощность в 300 л. с. при 3000 об/мин. Топливом служил этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Двигатель приводил в действие два масляных насоса, питающих два гидростатических мотора, которые, в свою очередь, приводили в движение ведущие колёса. Гидростатическая трансмиссия позволяла плавно и бесступенчато изменять скорость и отказаться от коробки передач.

Ходовая часть

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, четырёх сдвоенных поддерживающих катков, ведущего колеса сзади и направляющего спереди. Опорные катки были сблокированы попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах.

Гусеницыстальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, одногребневые Kgs 61/400/120 шириной 400 мм. Одна гусеница состояла из 99 траков.

Средства наблюдения и связи

Командир танка располагал пятью широкими смотровыми щелями по периметру командирской башенки, дававшими ему круговой обзор. Смотровые щели командира, как и у всех остальных членов экипажа, снабжались защитным триплексным стеклоблоком с внутренней стороны.

Основным средством наблюдения для механика-водителя служила широкая смотровая щель в лобовой плите корпуса. С внутренней стороны щель защищалась триплексным стеклоблоком. Стрелок-радист каких-либо средств обзора лобового сектора, помимо прицела курсового пулемёта, не имел.

Итоги

В апреле 1945 года 3-я пехотная дивизия США продвигалась через южную Германию. 28 апреля был захвачен завод Zahnradfabrik, а вместе с ним и прототип танка. В течение года танк был отправлен в США, где проходил испытания, в ходе которых трансмиссия вышла из строя. Продолжать испытания было невозможно из-за отсутствия запчастей. Было отмечено, что танк вёл себя хорошо при прямолинейном движении, но управляемость в повороте была неудовлетворительной.

В данный момент экспонируется на открытой площадке Абердинского испытательного полигона в штате Мэриленд.

Примечания

  1. DishModels.ru - Сайт стендовых моделистов. Галерея, обзоры, конкурсы. Дата обращения: 1 апреля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.

Ссылки