Pratt & Whitney J52
Pratt & Whitney J52 | |
---|---|
Тип | Турбореактивный двигатель |
Страна | США |
Использование | |
Годы эксплуатации | с 1955 года |
Применение |
Douglas A-4 Skyhawk Grumman A-6 Intruder Grumman EA-6B Prowler |
Создан на основе | Pratt & Whitney J57 |
Развитие | Pratt & Whitney JT8D |
Производство | |
Производитель | Pratt & Whitney |
Обозначение | JT8A |
Годы производства | 1966-1990 |
Всего выпущено | 4567 ед. |
Варианты |
J52-P-3 J52-P-6 J52-P6A J52-P-8A/B J52-P-408 J52-P-409 PW1216 JT8A JT8B-1 |
Массогабаритные характеристики | |
Сухая масса | 1052 кг |
Длина | 3000 мм |
Диаметр | 814 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга взлётная | 5100 кгс |
Компрессор | осевой, 5-ступенчатый низкого давления и 7-ступенчатый высокого давления |
Турбина | 1-ступенчатая низкого и высокого давления |
Степень повышения давления | 14,6:1 |
Топливо | авиационный керосин, JP-4 |
Степень двухконтурности | 4,83: 1 |
Pratt & Whitney J52 (заводское название JT8A) — турбореактивный двигатель, разработанный для ВМС США. Эти двигатели использовались на штурмовиках A-6 Intruder, ими оснащали крылатые ракеты AGM-28 Hound Dog. Двигатель послужил базой для популярного гражданского турбовентиляторного двигателя низкой степени двухконтурности Pratt & Whitney JT8D.
История
J52 был разработан в середине 1950-х годов для ВМС США, основой послужил двигатель J57/JT3A. Изначально был предназначен для установки на A4D-3 Skyhawk, серийное производство которого так и не началось. После этого, J52 стали устанавливать на крылатые ракеты AGM-28 Hound Dog. Данные ракеты с 1958 года носил борт A-6 Intruder.
Применяется двигатель на: AGM-28 Hound Dog, Dassault Super Mystere, Douglas A-4 Skyhawk, Grumman A-6 Intruder, Lockheed Martin A-4AR Fightinghawk, Grumman EA-6B Prowler, LIMRV[1].
Варианты
- J52-P-3
- Использовался на AGM-28 Hound Dog. Этот вариант выдаёт 3365 кгс (33 кН) тяги. На варианте Р-3 для повышения эффективности двигателя при полётах крылатых ракет на различных высотах был разработан переменный впускной канал.[2]
- J52-P-6
- Использовался на A-6A. Этот вариант выдаёт 3875 кгс (38 кН) тяги, существует возможность поворота сопла на 23 градуса вниз.
- J52-P6A
- Использовался на A-4E, TA-4J, EA-6B (несколько ранних). Этот вариант выдает 3875 кгс (38 кН) тяги.
- J52-P-8A/B
- Использовался на A-4F/G/H/K, TA-4E/F/G/H, A-6E, EA-6B. Этот вариант выдаёт 4181 кгс (41 кН) тяги.
- J52-P-408
- Использовался на A-4M/N, TA-4KU, EA-6B. Этот вариант выдаёт 5100 кгс (50 кН) тяги.[3] До сих пор эксплуатируется в Израиле, Аргентине, Бразилии и Индонезии.
- J52-P-409
- Так же известный как PW1212. Двигатель тягой 5405 кгс (53 кН) был версией J52-P-408 с улучшенной турбиной низкого давления и более быстрым разгоном. Предназначенный для EA-6B, так же устанавливался на A-4. Кроме того, J52-P-409 устанавливали на замену в A-6E, в качестве альтернативы A-6 Intruder II.[4] Двигатель Р-409 было также предложено для использования в EA-6B ADV CAP[5], но после испытаний прототипа серийного производства так и не началось. P-409 мог быть доступен в качестве нового двигателя или комплекта модернизации для P-408 двигателей, но никогда не заказывался в значительных количествах.[6][7]
- PW1216
- Является производной концепцией двигателя J52-P-409 для проекта Grumman Sabre II (проект впоследствии превратился в JF-17 Thunder). Форсажная тяга, замеренная в Китае, увеличилась до 7240 кгс (71 кН).[8]
- JT8A
- Заводское название начальных версий J52
- JT8B-1
- (J52-P-6)
Галерея
-
J52 в разрезе
-
Ядерная крылатая ракета AGM-28 Hound Dog, с реактивным двигателем J52-P-3
-
Один из восьми прототипов Grumman YA2F-1 Intruder, показаны опущенные вниз сопла
-
Райан Содерман, осматривающий двигатель ЕА-6В Prowler J52 на борту авианосца USS Nimitz (CVN-68)
См. также
- Список авиационных двигателей
- Pratt & Whitney J57
- Pratt & Whitney J75
- Pratt & Whitney JT3D
- Volvo Aero RM8
- Armstrong Siddeley Sapphire
- Rolls-Royce Avon
Примечания
- ↑ LIMRV — высокоскоросной поезд, 14 августа 1974 года с двигателем J52 был поставлен мировой рекорд скорости 411,5 км/ч.
- ↑ Griswold, W.S., «Mightiest Bomber Fires 1,000 Mile Missile» (1958). Popular Science. Sept. 1958, p.90-91.
- ↑ A-4 Skyhawk technical information — skyhawk.org Архивировано 14 августа 2014 года. Retrieved: 29 July 2009
- ↑ Greeley, B.M. Jr., «Congressional Clash Threatens A-6F, A-6E Compromise Effort» (1988). Aviation Week & Space Technology, Jan. 11, 1988. p.18.
- ↑ Polmar, N. «EA-6B Prowler» (2001). The Naval Institute Guide to Ships and Aircraft of the U.S. Fleet, 17th Ed. 2001. p416-417.
- ↑ «P&W provides more EA-6 power» (1987). Flight International, Sept. 19, 1987. p.15.
- ↑ «Uprated A-4 Marketed» (1988). Flight International, Feb. 13, 1988. p.16.
- ↑ «Pratt & Whitney’s PW1216 turbojet Архивная копия от 29 декабря 2018 на Wayback Machine» (1987). Flight International. September 26, 1987. Page 62.
Ссылки
- J52 Engine (англ.) (недоступная ссылка). Pratt & Whitney. Дата обращения: 7 января 2016. Архивировано 4 марта 2015 года.