Groupe PSA

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «PSA Peugeot Citroën»)
Groupe PSA
Тип Публичная компания
Листинг на бирже Euronext: UG
Основание 1976; 48 лет назад (1976)
Упразднена 16 января 2021
Причина упразднения слияние с Fiat Chrysler Automobiles
Преемник Stellantis
Прежние названия PSA Peugeot Citroën (1991—2016)
Основатели Peugeot, Citroën
Расположение  Франция: Рюэй-Мальмезон
Ключевые фигуры Карлос Таварес (CEO)
Отрасль Автомобильная промышленность
Продукция Легковые и коммерческие автомобили
Собственный капитал 21,801 млрд (2019)[1]
Оборот €74,731 млрд (2019)[1]
Операционная прибыль €4,668 млрд (2019)[1]
Чистая прибыль €3,584 млрд (2019)[1]
Активы €69,766 млрд (2019)[1]
Число сотрудников 208 780 (2019)[1]
Дочерние компании Faurecia, Citroën, Peugeot, Opel, Vauxhall, DS Automobiles
Аудитор Ernst & Young
Mazars

Groupe PSA (Peugeot Société Anonyme) (Акционерное общество «Пежо») — французская автомобилестроительная компания, второй по величине производитель автомобилей в Европе. Штаб-квартира — в Рюэй-Мальмезон, Иль-де-Франс, Франция. Владелец таких брендов, как Citroën, Peugeot, Opel, Vauxhall и DS Automobiles. 16 января 2021 года объединилась с Fiat Chrysler Automobiles N.V. (FCA), образовав корпорацию Stellantis с годовым выпуском около 8,7 млн автомобилей под четырнадцатью брендами.

История

В декабре 1974 года компания Peugeot S.A. приобрела 38,2 % акций Citroën, а в апреле 1976 года поглотила обанкротившуюся к тому времени Citroën, в результате чего появилась PSA Peugeot Citroën, позже переименованная в Groupe PSA (PSA — аббревиатура от Peugeot Société Anonyme, акционерное общество «Пежо»). Поскольку у Citroën на тот момент времени уже были на рынке две новые успешные модели (GS и CX), а Peugeot имела устойчивое финансовое положение, слияние было коммерчески успешным.

В конце 1978 года PSA приобрела переживающий не лучшие времена европейское подразделение Chrysler (купленные американским концерном ранее компани Rootes и Simca) за символический доллар США за акцию с принятием на себя кредиторской задолженности. Потребовались дополнительные инвестиции, так как PSA приняла решение о создании нового бренда для купленного подразделения, а точнее возрождении бренда Talbot, который использовался до 1950-х годов. С этого времени весь ряд Chrysler/Simca стал продаваться под маркой Talbot до прекращения производства легковых автомобилей бренда Talbot в 1987 году и малотоннажных автомобилей в 1992 году.

Следствием инвестиций стали серьёзные финансовые трудности для всей группы PSA, с 1980 по 1985 год PSA несла убытки. В 1987 году компания отказалась от марки Talbot для легковых автомобилей, прекратив производство моделей Horizon на базе Simca; производство автомобилей Samba и Alpine/Solara прекратилось годом ранее. Планируемый к выпуску Talbot Arizona был переименован в Peugeot 309, а бывший завод Rootes в Райтоне и завод Simca в Пуасси с октября 1985 года были переведены на сборку Peugeot. Компания PSA впервые начала производить автомобили Peugeot в Великобритании, это стало для неё важным этапом развития (в настоящее время этот завод закрыт: сборка автомобилей в Райтоне прекратилась в 2006 году). Название Talbot ещё некоторое время (до 1992 года) использовалось для малотоннажных автомобилей, затем производство автомобилей под этой маркой прекратилось. С 1987 по 1995 год завод в Райтоне также производил седан Peugeot 405.

29 февраля 2012 года компания PSA объявила о заключении крупной сделки с General Motors (GM), в рамках которой компания GM стала вторым крупным владельцем PSA после семьи Пежо с долей участия 7 %. В связи с этим PSA провела сокращение рабочих мест во Франции на 10 % (8000-10 000) 24 октября компания PSA сообщила о намерении заключить соглашение с банками-кредиторами о рефинансировании в размере 11,5 млрд евро и о получении государственных гарантий на сумму 7 млрд евро для стабилизации Banque PSA Finance. 12 декабря 2013 компания General Motors объявила о продаже своей доли индийской компании Padmapriya Automobile Investment Group.

В 2014 году Dongfeng Motor Group — китайский партнер, осуществляющий производство автомобилей PSA в КНР, — и французское правительство приобрели по 13 % акций в PSA в рамках финансового оздоровления, в результате чего доля участия семьи Пежо сократилась с 25 до 14 %.

После приобретения компанией Dongfeng и французским правительством долей участия в Groupe PSA различные меры, принятые в целях сокращения затрат, радикально изменили ситуацию в компании и позволили постепенно снизить долг PSA, после чего компания начала в 2015 году получать прибыль. Был назначен новый исполнительный директор Карлос Таварес, который продолжил работать над сокращением затрат, а также над расширением модельного ряда всех трех основных брендов и созданием нового бренда DS Automobiles.

10 февраля 2017 года PSA объявила о приобретении брендов Hindustan Motors[en] и Ambassador, которые будут использоваться при продажах автомобилей Peugeot, Citröen и DS в Индии, начиная с 2018 года.

В августе 2017 года у General Motors были куплены бренды Opel и Vauxhall. Для американской компании эти две дочерние структуры в период с 2000 по 2016 год принесли 15 млрд долларов убытка. PSA планирует использовать эти бренды для развития направления электромобилей, таких как модель Opel Ampera-e (англ.).

28 января 2018 года компания PSA приобрела контрольный пакет (56 %) акций в Aixam. PSA также надеется стать основным инвестором в Aixam и в скором времени в компании W Motors.

В декабре 2019 года было достигнуто соглашение о слиянии PSA с Fiat Chrysler Automobiles. В январе 2021 года два автопроизводителя объединились под названием Stellantis[2][3][4].

Собственники и руководство

На 2014 год PSA Peugeot Citroën имел двухуровневую систему управления (правление и наблюдательный совет), неизменную с 1972 года, и доставшуюся концерну по наследству от компании Peugeot S.A.[1].

Правление отвечает за стратегический и операционный менеджмент[5]. Состав правления на 2019 год:

  • Карлос Таварес, председатель правления, руководство марками.
  • Жан-Батист Шатийон, финансовый директор.
  • Максим Пика, директор по производству в Европе.
  • Жан-Кристоф Кемар, директор по Среднему Востоку и Африке.

Председатели правления

Наблюдательный совет осуществляет контроль над деятельностью правления; в него в 2019 году входили[1]:

  • Председатель — Луи Галлуа.
  • Вице-председатели: Жиль Шнепп, Мари-Элен Пежо.
  • Члены комитета с правом голоса: 9 человек (в основном — семья Пежо).
  • Консультанты без права голоса: Ролан Пежо, Франсуа Мишлен.

Крупнейшие акционеры компании на конец 2008 года: семья Пежо — 30,30 % (45,13 % голосующих акций), казначейские акции — 3,07 % (0 %), топ-менеджмент — 2,76 % (3,80 %), свободное обращение — 60,52 % (47,59 %), прочее — 3,35 % (3,51 %)[6].

Крупнейшие акционеры компании на конец 2011 года: семья Пежо — 30,96 % (48,30 % голосующих акций), казначейские акции — 7,34 % (0 %), топ-менеджмент — 3,26 % (4,54 %), свободное обращение — 58,44 % (47,16 %)[7].[8]

На 2019 год акционерами компании были[1]:

  • Семья Пежо — 12,23 %;
  • Dongfeng Motor Corporation — 12,23 %;
  • Bpifrance[en] — 12,23 %;
  • Французские институциональные инвесторы — 7,29 %;
  • Иностранные институциональные инвесторы — 47,30 %;
  • Сотрудники — 1,93 %;
  • Частные лица — 5,70 %;
  • Казначейские акции — 1,10 %.

Штаб-квартира

Здание № 75 по проспекту де ля Гранд Арме (фр.), которое с 1964 года занимала компания Peugeot, а с 1976 года — группа PSA, в 2012 году продано за 245 миллионов евро. Позднее PSA объявила о переезде в Рюэй-Мальмезон, запланированном на 1 сентября 2017 года. В здании площадью 15 000 м2, спроектированном архитектором Жан-Мишелем Вильмоттом (фр.), должны были разместиться 800 работников. Первый камень был заложен в январе 2016 года Карлосом Таваресом. 600 работников приняла площадка в Рюэй, а оставшиеся 1300 работников отправились на площадку в Пуасси. В здании размещается руководство PSA и руководство марок группы, а также финансовое руководство, отдел кадров и отдел связей с общественностью.

Деятельность

Citroen C-Crosser
Страны, в которых расположены заводы PSA Peugeot Citroën

PSA Peugeot Citroën выпускала автомобили под марками «Пежо» и «Ситроен». C 2015 года из последнего выделили самостоятельную премиум-марку DS. Два бренда, принадлежащие компании, имели независимые структуры продвижения на рынке и сети розничных продаж; однако разработка и производство моделей осуществлялась общими подразделениями. В 2017 году компания приобрела немецкую компанию Opel (в том числе шесть сборочных заводов, пять предприятий по выпуску автокомпонентов и инжиниринговый центр в Рюссельсхайме, на которых работает около 40 тысяч человек) и её британское подразделение Vauxhall, заплатив американскому концерну General Motors 2,2 млрд евро[9][10]. Это позволило группе увеличить свою долю на европейском рынке до 17 %[11].

В 2007 году общий объём продаж компании составил 3,23 млн машин (в 2006 — 3,36 млн), выручка составила 60,6 млрд евро (56,5 млрд евро), чистая прибыль — 885 млн евро (176 млн евро)[12][13].

В 2019 году продажи составили 3,48 млн автомобилей (в 2018 году — 3,88 млн). Выручка составила 74,7 млрд евро[1].

Регионы деятельности[1]:

  • Европа — продажи 3,02 млн автомобилей.
  • Ближний Восток и Африка — продажи 164 тыс. автомобилей.
  • Китай и ASEAN — продажи 117 тыс. автомобилей.
  • Латинская Америка — продажи 136 тыс. автомобилей.
  • Индия и Тихоокеанский регион — продажи 27 тыс. автомобилей.
  • Евразия — продажи 16 тыс. автомобилей.

Основными брендами были Peugeot (1,45 млн), Citroën (990 тыс.), Opel/Vauxhall (973 тыс.), DS (62 тыс.)[1].

Заводы компании находились во Франции, Испании, Португалии, Германии, Великобритании, Словакии, Польше, Аргентине, Бразилии и Марокко[1].

Помимо автомобильного подразделения в состав группы входила Faurecia Group, производившая сидения, элементы оформления салона и автомобильную электронику. Кроме этого, группе принадлежал свой банк Banque PSA Finance, который вёл деятельность в 17 странах[1].

Автомобиль «Пежо-307»

Совместные предприятия и партнерства

«Пежо Ситроен Мицубиси Автомобили Рус»

Завод в Калуге построен зарегистрированным в РФ совместным предприятием PSA Peugeot Citroën (70 %) и Mitsubishi Motors (30 %), созданным в 2009 году. Перейти к разделу «#«ПСМА Рус»» На площадке совместного предприятия производятся автомобили Peugeot 4007, Citroën C-Crosser, Mitsubishi Outlander, Peugeot 408, Citroën C4. В 2018—2019 годах локализованы Peugeot Expert, Citroen Jumpy, Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller.[14] До конца 2019 года планируется запустить Opel Zafira Life и Opel Vivaro. в 2021 году запущено производство Citroen Berlingo, Peugeot Partner и Opel Combo.

Sevel SpA

Компания Sevеl (Société Européenne de Véhicules Légers SA и Società Europea Veicoli Leggeri-Sevel S.p.A.) была основана в Италии в 1978 году с равными долями участия PSA Group (Peugeot Citroën DS) и Fiat. В результате было построено два завода по сборке трех модельных рядов автомобилей — Sevel Nord и Sevel Sud. Деятельность Peugeot и Fiat в Аргентине также была совместной в рамках предприятия Sevel Argentina S.A. (англ.) (Sociedad Europea de Vehículos para Latinoamérica). Компания Fiat вышла из совместного предприятия в 1995 году. В настоящее время Sevel выпускает Fiat Ducato, Peugeot Boxer и Citroën Jumper.

Dongfeng Peugeot Citroën Automobile

Совместное предприятие с китайской компанией Dongfeng Motor Corporation (Dongfeng Peugeot-Citroën[en]), созданное в 1992 году, производит автомобили Citroën C-Triomphe (англ.), 207, 307 и 408 на заводах в Ухане и Сянъяне.

Toyota Peugeot Citroën Automobile

В 2002 году было заключено соглашение с Toyota Motor Corporation о совместной деятельности по разработке и производству серии городских автомобилей на новом заводе в Чехии. Совместное предприятие получило название TPCA (Toyota Peugeot Citroën Automobile Czech). Предприятие выпускает автомобили Citroën C1, Peugeot 108 и Toyota Aygo.

Changan PSA Automobile

Changan PSA — совместное предприятие на паритетных началах с китайской компанией Chang’an Automobile Group, находящейся в Шэньчжэне, с начальной годовой производительностью 200 000 автомобилей и двигателей. Предприятие выпускает автомобили под маркой DS Automobiles.

IKAP (Iran Khodro Automobiles Peugeot)

Совместное предприятие с компанией Iran Khodro создано в 2016 году и производит некоторые модели Peugeot, а также импортирует другие модели в собранном виде для иранского рынка. IKAP — совместное предприятие с компанией Iran Khodro, которая базируется в Тегеране, с равными долями участия.

GEFCO

Gefco около Берлина

Gefco — крупная международная логистическая компания,[15] основанная в 1949 году компанией Peugeot. Полное название — фр. Groupages Express de Franche-Comté. В ноябре 2012 года PSA продала 75 % акций Российским железным дорогам за 800 млн евро[16], но продолжило работать с GEFCO как с основным перевозчиком[17].

Guangzhou Peugeot Automobile Company

Компания Guangzhou Peugeot Automobile Company[en] (GPAC) осуществляла свою деятельность с 1985 по 1997 год и производила автомобили Peugeot 504 и 505.

Кооперация с BMW

Сотрудничество по бензиновым моторам с 2006 года. Сотрудничество по гибридным технологиям с 2011 года. На начало 2012 года — более чем 2,3 миллиона совместно произведённых моторов.

  • 2002 — подписано соглашение о сотрудничестве в деле разработки и производства нового семейства моторов 1,4 и 1,6 литра для машин рыночного сегмента B, C, D.
  • 2006 — начало продаж автомобилей с мотором 1.6THP первого поколения.
  • 2007 — начало продаж автомобилей с моторами 1.4VTi и 1.6VTi.
  • 2010 — начало продаж автомобилей с мотором 1.6THP второго поколения.
  • 2010 — подписано новое соглашение о сотрудничестве в деле разработки моторов 1.6 третьего поколения под экологические стандарты Euro-VI.
  • 2011 — создание нового европейского совместного предприятия, состоящего из BPC Electrification GmbH (Германия), BPC Electrification SAS (Франция), BPC Electrification BV (Нидерланды), и ориентированного на разработку и внедрение гибридных технологий, включая аккумуляторы, генераторы, электронные приборы и зарядные устройства, а также программное обеспечение для гибридных систем. Предприятие было ликвидировано в конце 2012 года в связи с началом сотрудничества между PSA Peugeot Citroën и General Motors.

Кооперация с FIAT

Сотрудничество в разработке и производстве минивэнов и лёгких коммерческих автомобилей с 1978 года. На начало 2012 года — более чем 7,2 миллионов совместно произведённых автомобилей.

Кооперация с Ford

Сотрудничество по дизельным моторам с 1982 года. На начало 2012 года — более 23,2 миллиона совместно произведённых моторов.

  • 1982 — начало выпуска новой модели Ford Sierra, которая оснащалась двигателем PSA XD2 (YTR и YTT, по маркировке FORD)
  • 1998 — подписано соглашение о сотрудничестве в деле разработки и производства различных дизельных моторов для легковых машин любых рыночных сегментов.
  • 2001 — начало продаж автомобилей с дизелем 1.4HDi первого поколения.
  • 2003 — начало продаж автомобилей с дизелями 1.6HDi и 2.0HDi второго поколения. Также запущен в производство первый шестицилиндровый 2.7HDi.
  • 2005 — начало продаж автомобилей с дизелем 2.2HDi первого поколения для легковых и лёгких коммерческих автомобилей.
  • 2006 — совместное производство стало мировым лидером по производству дизельных моторов.
  • 2009 — запуск в производство очередных новых поколений дизельных моторов 1.4HDi-II, 1.6HDi-III, 2.0HDi-III, 2.2HDi-II, 3.0HDi-I, под экологические стандарты Euro-V.
  • 2010 — принято решение о продолжении сотрудничества и разработку к 2013 году очередного нового поколения моторов под экологические стандарты Euro-VI.

PSA Peugeot Citroën в России

В 2005 году в России был продан 9251 автомобиль «Пежо» и 5996 — «Ситроен».

«ПСМА Рус»

Весной 2006 года компания начала переговоры с Минэкономразвития России о возможном строительстве завода PSA Peugeot Citroën в Российской Федерации. В мае 2008 года было объявлено о том, что PSA Peugeot Citroen договорилась с японской компанией Mitsubishi Motors о совместном строительстве автозавода мощностью 160 тыс. автомобилей в год близ Калуги. В январе 2009 года было образовано ПСМА Рус, совместное предприятие PSA Peugeot Citroën (70 %) и Mitsubishi Motors Corporation (30 %).

Завод «ПСМА Рус» открылся в Калужской области.[18] Производство автомобилей методом крупноузловой сборки на заводе начато в апреле 2010 года. С 2012 года начата сварка и окраска кузовов.

На площадке совместного предприятия производятся автомобили Peugeot 4007, Citroën C-Crosser, Peugeot 308, Citroën C4, Peugeot 408, Mitsubishi Outlander и Mitsubishi Pajero Sport.[19] В 2018—2019 годах локализованы Peugeot Expert, Citroen Jumpy, Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller.[14] До конца 2019 года планируется запустить Opel Zafira Life и Opel Vivaro.[20]. Мощность завода в 2018 году составила 125 тыс. машин в год.[19]

Возвращение бренда Opel на российский рынок

В 2019-ом году президент Группы PSA официально объявил о том, что бренд Opel готов снова выйти на российский рынок; с 16 декабря 2019 года модели Zafira Life и Grandland X поступили в салоны официальных дилеров в России[21].

Глобальное расширение экспортных рынков становится частью стратегического плана «PACE!» по развитию бренда Opel, который поможет компании стать устойчиво прибыльной. Решение о возвращении на российский рынок является частью этой стратегии, направленной на развитие бренда как в Европе, так и на мировых рынках.

Завод PSA Peugeot Citroën

В 2005 году в России был продан 9251 автомобиль Peugeot и 5996 — Citroën.

Весной 2006 года компания начала переговоры с Минэкономразвития России о возможном строительстве завода PSA Peugeot Citroën в Российской Федерации.

В мае 2008 года было объявлено о том, что PSA Peugeot Citroen договорилась с японской компанией Mitsubishi Motors о совместном строительстве автозавода мощностью 160 тыс. автомобилей в год близ Калуги.

В январе 2009 года было образовано «ПСМА Рус», совместное предприятие PSA Peugeot Citroën (70 %) и Mitsubishi Motors Corporation (30 %), сумма инвестиций в который составила 500 млн.евро.

Завод «ПСМА Рус» открылся в апреле 2010 года. Завод расположен в Калужской области, в 180 км от Москвы в индустриальном парке «Росва», в 3 км до трассы М3 «Москва-Киев». Территория завода составляет 145 гектар. Численность персонала в настоящее время составляет около 1400 человек. На заводе собираются кроссоверы трёх марок — Mitsubishi, Peugeot и Citroën, а также автомобили гольф-класса Citroën C4 и Peugeot 308. В настоящее время на заводе производится сборка моделей:

  • Peugeot408 (июль 2012 г.).
  • Mitsubishi Outlander (декабрь 2012 г.).
  • CitroenC4 Sedan (апрель 2013 г.).
  • Mitsubishi Pajero Sport (июль 2013 г.).
  • Новый Mitsubishi Outlander (ноябрь 2015 г.).
  • Новый Citroen C4 Sedan (октябрь 2016 г.).
  • Новый Peugeot 408 (июль 2017 г.).
  • Новый Mitsubishi Pajero Sport (декабрь 2017 г.).
  • Citroen Jumpy/Peugeot Expert (март 2018 г.).
  • Citroen Spacetourer/Peugeot Traveller (апрель 2018 г.).

С апреля 2010 по август 2012 г. на заводе производилась крупноузловая сборка (SKD): за указанный период собрано более 99 000 автомобилей (легковые автомобили класса С и внедорожники). С июля 2012 г. до момента ликвидации — производство полного цикла (CKD). Проектная мощность завода — 125 000 автомобилей в год. Стоимость проекта составила не менее 470 млн евро.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Universal Registration Document 2019 (англ.). Groupe PSA. Дата обращения: 13 октября 2022.
  2. Fiat Chrysler and Peugeot shareholders vote to merge, creating world's fourth-largest car maker (англ.). NBC News. Дата обращения: 21 января 2021. Архивировано 24 января 2021 года.
  3. Noble, Breana Stellantis merger to close on Jan. 16 after PSA, FCA shareholders approve (англ.). The Detroit News. Дата обращения: 21 января 2021. Архивировано 20 января 2021 года.
  4. The merger of FCA and Groupe PSA has been completed (англ.). Дата обращения: 21 января 2021. Архивировано 16 января 2021 года.
  5. «PSA Peugeot Citroën Memento 2011». Отчёт о деятельности концерна за 2011 год. Стр. 8.
  6. «PSA Peugeot Citroën Memento 2008». Отчёт о деятельности концерна за 2008 год. Стр. 7.
  7. «PSA Peugeot Citroën Memento 2011». Отчёт о деятельности концерна за 2011 год. Стр. 9.
  8. Peugeot и Citroen готовы ударить по рукам с китайцами. quto.ru. Дата обращения: 1 апреля 2020. Архивировано 25 октября 2020 года.
  9. Группа PSA Peugeot Citroen приобрела немецкую марку Opel. www.allcarz.ru. Дата обращения: 22 июня 2017. Архивировано 29 июня 2017 года.
  10. Peugeot-Citroen объявила о покупке Opel и Vauxhall. РБК. Дата обращения: 1 апреля 2020. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  11. Концерн Peugeot-Citroen приобрел компании Opel и Vauxhall | News Today (недоступная ссылка). newsworld17.ru. Дата обращения: 22 июня 2017. Архивировано 8 марта 2017 года.
  12. Глеб Столяров. Калужские партнеры Архивировано 16 июня 2008 года. // Ведомости, № 90 (2112), 20 мая 2008
  13. Ольга Морозова, Глеб Столяров. Peugeot Citroen выбирает (недоступная ссылка) // Ведомости, № 144 (1918), 6 августа 2007
  14. 14,0 14,1 Минпромторг может подписать СПИК с Группой PSA минимум через три месяца. www.autostat.ru. Дата обращения: 1 апреля 2020. Архивировано 22 июня 2019 года.
  15. Official website. Gefco. Дата обращения: 6 января 2012. Архивировано 28 января 2021 года.
  16. Russian Railways to keep "most" Gefco staff after sale approval. Just Auto (19 November 2012). Дата обращения: 4 марта 2013. Архивировано 8 марта 2020 года.
  17. Christopher Ludwig. Groupe PSA report part 4: Engineering logistics partnerships. Automotive Logistics (31 March 2017). — «last year, rail represented about 15% of global finished vehicle transport volume, while sea was 21%. the number of vehicles transported by train to around 700,000 units (almost all of them in Europe)». Дата обращения: 6 апреля 2017. Архивировано 9 июня 2017 года.
  18. «ПСМА Рус». Инвестиционный портал Калужской области. Дата обращения: 1 апреля 2020. Архивировано 19 августа 2019 года.
  19. 19,0 19,1 Калужский завод «ПСМА Рус» уходит на летние каникулы. Рамблер/авто. Дата обращения: 1 апреля 2020. Архивировано 22 июня 2019 года.
  20. OPEL ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОССИЮ | Мультимедиа Corporate Россия. ru-media.groupe-psa.com. Дата обращения: 26 февраля 2019. Архивировано 5 мая 2019 года.
  21. Opel снова начал продажи в России. Газета.Ru. Дата обращения: 16 декабря 2019. Архивировано 16 декабря 2019 года.

Ссылки