Peugeot 405
Peugeot 405 | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Файл:Peugeot 405.jpg | |||||||||||||
Общие данные | |||||||||||||
Производитель | Peugeot | ||||||||||||
Годы производства |
1987—1997 (Европа) 1995—2020 (Египет и Иран) 2019 — настоящее время (Азербайджан) |
||||||||||||
Сборка |
PSA Peugeot Sochaux (Сошо, Франция) Peugeot UK (Райтон, Великобритания) FSC Star (Стараховице, Польша) Sevel (Буэнос-Айрес, Аргентина) Franco Chilena (Лос-Андес, Чили) Yu-Tien (Тайвань) Gaya Motor (Джакарта, Индонезия) OASB (Малайзия) Arab American Vehicles (Каир, Египет) Iran Khodro (Тегеран, Иран) Khazar (Нефтечала, Азербайджан) Quest (Мутаре, Зимбабве) |
||||||||||||
Класс | средний | ||||||||||||
Иные обозначения |
Peugeot Pars Peugeot Khazar 406 |
||||||||||||
Дизайн | |||||||||||||
Тип кузова |
4‑дв. седан 5‑дв. универсал |
||||||||||||
Компоновка |
переднемоторная, переднеприводная переднемоторная, полноприводная |
||||||||||||
Колёсная формула | 4 × 2, 4 × 4 | ||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||
4-ступ. АКПП 5-ступ. МКПП |
|||||||||||||
На рынке | |||||||||||||
Связанные | Citroën BX, Samand | ||||||||||||
Сегмент | D-сегмент | ||||||||||||
Другая информация | |||||||||||||
Дизайнер | Pininfarina | ||||||||||||
Модификации | |||||||||||||
|
|||||||||||||
Предшественник | |||||||||||||
Peugeot 305 Peugeot 404 Talbot Alpine/Solara |
|||||||||||||
Преемник | |||||||||||||
Peugeot 406 |
Peugeot 405 — автомобиль французской компании Peugeot. Производство началось в 1987 году. В 1988 году 405-й был признан «Европейским автомобилем года». В настоящее время в Азербайджане Peugeot 405 продолжают выпускать под маркой Khazar. За время производства по всему миру было собрано 5 037 125 автомобилей[1].
Разработка
В октябре 1982 года начались работы над перспективным автомобилем Peugeot среднего класса, проект получил обозначение «D60»[2]. В те годы концерн PSA столкнулась с ещё неопределенными перспективами на будущее. Поглощение Citroën в 1974 году, а затем Chrysler Europe в 1978 году привело к ухудшению финансового положения концерна. Оптимизация многих моделей, унаследованных от этих производителей, которые зачастую конкурировали друг с другом, всё ещё не началась. Продажи в целом снижались, хотя начавшиеся успешные продажи нового Citroën BX позволили немного увеличить доход концерна.
В рамках проекта «D60» дизайн нового Peugeot 405 был разработан знаменитым итальянским ателье «Pininfarina». Автомобиль базировался на совместной с Citroën BX платформе. Peugeot 405 внешне был похож на Alfa Romeo 164, разработанный в том же году и также разработанный Pininfarina.
Peugeot 405 получил поперечно расположенный двигатель и передний привод в соответствии с тенденциями рынка того времени. Успешные продажи Audi с системой полного привода «Quattro» привел к тому, что PSA тоже запланировал выпуск полноприводных версий, которые должны появиться в продаже в процессе производства. Как и все остальные модели Peugeot в этом сегменте, Peugeot 405 стал исключительно классическим четырёхдверным седаном. Спинка задних сидений не складная, однако в области подлокотника был предусмотрен небольшой люк для перевозки длинных предметов.
Peugeot 405 в Европе
Начало продаж в Европе
В 1987 году на Парижском автосалоне компания Peugeot показала публике новую модель под индексом 405. В 1988 году появился Peugeot 405 Break — вариант с кузовом универсал[3]. В мае 1991 года была собрана специальная серия универсалов Peugeot 405 Roland Garros тиражом 400 экземпляров[2].
Изначально производство было запущено во Франции, однако вскоре сборка Peugeot 405 с правым рулём была начата в Великобритании.
Peugeot 405 первых выпусков комплектовались тремя бензиновыми двигателями в трёх основных комплектациях: 1,6 л. был доступен в трёх комплектациях GL, GR, SR; 1,9 л. в комплектации GR и SR, а также инжекторный 1.9 л. в комплектациях GRi и SRi.
Все модели оснащались 5-ступенчатой механической коробкой передач, пока в марте 1988 года на 1,6 GR не была предложена 4-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF. Также добавились два дизельных двигателя: атмосферный дизель 1,9 л. в комплектациях GLD и GRD и турбодизель 1,8 л. на GRDT и SRDT[2].
С сентября 1987 года по август 1992 года выпускалась спортивная версия под названием Peugeot 405 Mi16. Эта версия оснащалась 2,0-литровым бензиновым атмосферным двигателем (158 л.с.), с которым Mi16 разгоняется от 0 до 100 км/ч за 8 секунд[4]. Также была предусмотрена более жёсткая подвеска, а передние кресла имели усиленную боковую поддержку.
В 1989 году в продаже появляются первые Peugeot 405 с полным приводом.
-
Peugeot 405 (седан, 1987—1992)
-
Седан. Вид сзади
-
Peugeot 405 Break (1987—1992)
-
Универсал. Вид сзади
Рестайлинг 1992 года
В июле 1992 году Peugeot 405 подвергается модернизации. В салоне появились новое рулевое колесо, панель приборов и отделочные материалы. Внешне рестайлинговые Peugeot 405 отличались видоизмененными задними фонарям и новой заниженной крышкой багажника, благодаря которой стало удобнее ставить объёмные вещи. На дверях появились широкие молдинги и новые боковые зеркала.
Большой модернизации подверглась моторная гамма. Из-за введения экологического стандарта Евро-1 потребовалась обязательная установка каталитических нейтрализаторов, поэтому стали доступны лишь бензиновые инжекторные двигатели объёмам 1,4 л., 1,6 л., 1.8 л. (карбюраторные версии сняли с производства). Появился новый турбодизельный двигатель 1,9 л.
Продажи в европейских странах оказались на довольно высоком уровне: к этом времени уже было выпущено 1 500 000 единиц Peugeot 405[5].
В 1994 году седан стал доступен с бензиновыми двигателями 1,6 л., 1.8 л., 2,0 л. и дизель 1,9 л. (за доплату турбированный). Универсал был доступен лишь с бензиновыми двигателями 1.8 л. и 2,0 л., дизельный двигатель не предусматривался.
Осенью 1995 года на смену Peugeot 405 был представлен Peugeot 406, поэтому объёмы производства 405 начали постепенно снижаться, а продажи падать. В апреле 1996 года во Франции производство Peugeot 405 в кузове седан было прекращено, в ноябре того же года прекратился выпуск универсала[2]. Официальные продажи прекратились, хотя в Великобритании для внутреннего рынка Peugeot 405 собирался до 1997 года.
Peugeot 405 Turbo 16
Полноприводный спортпрототип, подготовленный к участию в соревнованиях по ралли-рейдам, одна из версий также принимала участие в гонке по подъёму на гору Пайкс-Пик. 405 Turbo 16 являлась развитием модели Peugeot 205 Turbo 16. В основе шасси — пространственная рама из стальных труб, с навешенными на неё карбоно-кевларовыми кузовными панелями. Расположенный перед задней осью турбомотор при рабочем объёме 1,9 литра выдавал около 400 л. с. в раллийной версии, и около 650 л .с. в версии для подъёма на холм. У машины было полноприводное и полноуправляемое шасси[6][7].
Экипаж финна Ари Ватанена уверенно лидировал в дебютном для Peugeot 405 Turbo 16 ралли Париж—Дакар 1988 года[англ.], но во время одной из ночёвок в Африке машину угнали и требовали за неё выкуп, после её вернули, однако с гонки экипажу пришлось сняться[8]. После этого Ватанен смог выиграть два следующих «Дакара» — 1989[англ.] и 1990[англ.] годов[9].
Также Ари Ватанен стал победителем престижной американской гонки по подъёму на холм Pikes Peak International Hill Climb в 1988 году. За рулём специальной версии модели Peugeot 405 Turbo 16 он смог установить новый рекорд прохождения трассы — 10 минут 47,22 секунды[7]. При этом, во время его заезда производились съёмки пятиминутного короткометражного фильма Climb Dance[фр.] (1990)[6], получившего вскоре после выхода четыре престижные международные кинонаграды, и высокие оценки среди телезрителей[10]. Стивен Добби, журналист Top Gear, в 2019 году прокомментировал Climb Dance такими словами[11]:
«...возможно это самая завораживающая пятиминутная съемка автомобиля в истории».
-
Спортпрототип Peugeot 405 T16 Pikes Peak
-
Ралли-рейдовый Peugeot 405 Turbo 16 в Музее Peugeot
-
Ралли-рейдовый Peugeot 405 Turbo 16, вид сзади
Производство на Ближнем Востоке
Иран
В декабре 1988 года иранский автопроизводитель Iran Khodro (IKCO) заключил с PSA соглашение, в рамках которого в Ираке начнётся крупноузловая сборка Peugeot 405. В 1990 году в Ираке началась сборка Peugeot 405 с карбюраторным двигателем 1,4 л. В таком виде автомобиль производился для иракского внутреннего рынка в течение 1990-х годов, пока в 2002 году ему на смену не пришёл рестайлинговый вариант Peugeot Pars (продававшийся в Иране как Peugeot Persia).
Передняя и задняя части нового Peugeot Pars внешне были очень схожи с Peugeot 406. Хотя силовая структура кузова оставалась той же Peugeot 405. За годы производства становится больше дополнительного оборудования (например, фронтальные подушки безопасности, ABS, USB-разъём), чтобы догнать всё более технологичных конкурентов[12].
Pars имел более полный модельный ряд: базовая модель с восьмиклапанным двигателем объемом 1,8 л. от французской рестайлинговой Peugeot 405 (101 л. с.). Более дорогая версия (известная как ELX) с шестнадцатиклапанным двигателем от модели Peugeot 406 (112 л. с.) и более спортивная версия с двигателем 1,6 л. с 16 клапанами того же 406 (110 л. с.).
С 2006 года в Иране выпускался Peugeot ROA, который был фирменной разработкой Iran Khodro. Внешне ROA является копией Peugeot 405, а его двигатель и подвеска с небольшими изменениями взяты от иранского автомобиля Paykan. Поэтому в отличие от всех других лицензионных копий Peugeot 405, ROA был единственной заднеприводной версией Peugeot 405.
Производство Pars в Иране продолжалось вплоть до лета 2020 года[13], несмотря на прекращение сотрудничества с PSA в период с 2012 по 2016 год. За это время Peugeot Pars, несмотря на морально устаревшую конструкцию, удалось прочно закрепится на рынке Ближнего Востока, а также наладить экспорт в Нигерию и Туркмению.
В 2003 году IKCO выпустил собственный четырёхдверный седан Samand, который базировался на платформе Peugeot 405.
-
Peugeot 405 иранской сборки
-
Peugeot Pars
-
Peugeot Pars сзади
Египет
19 июля 1992 года между PSA, Societe Generale, BNP Paribas и египетским предпринимателем Вагихом Абазой было подписано соглашение об инвестициях в производство Peugeot 405[14]. В период с января 1994 года по апрель 1997 года на автосборочном заводе «Arab American Vehicles» было собрано 4500 автомобилей Peugeot 405 из машинокомплектов PSA.
В 2007 года компания IKCO занимается производством модели Peugeot Pars с карбюраторным восьмиклапанным двигателем 1,6 л. (90 л. с.). Производство всё ещё продолжается по сей день.
Азербайджан
В 2018 году IKCO продал ОАО «Азермаш» лицензию и технологическую оснастку для производства Peugeot Pars. С февраля 2019 года Peugeot Pars начал собираться в Азербайджане под названием Peugeot Khazar 406 из деталей, импортируемых из Ирана, на Нефтчалинском автомобильном заводе, переоборудованном в 2018 году под производство Peugeot Pars.
Несмотря на сильную архаичность конструкции, очень быстро Peugeot Khazar 406 стал очень популярным автомобилем на азербайджанском рынке. Так, уже в 2020 году было продано 77 000 экземпляров[15].
Продажи
Рынок | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Франция | 34 497 | 138 700 | 144 977 | 131 874 | 106 392 | 104 318 | 75 243 | 60 027 | 39 341 | 13 983 | н/д |
Германия | 4365 | 16 369 | 17 141 | 18 515 | 23 100 | 19 003 | 12 516 | 9368 | 4070 | н/д | н/д |
Великобритания | н/д | н/д | 47 834 | 39 856 | 41 296 | 48 482 | 52 184 | 41 647 | 30 974 | 9782 | |
СССР/СНГ | |||||||||||
Бельгия | 8385 (6 мес.) | 10 687 | 8181 | ||||||||
Голландия | 1668 | 9491 | 12 175 | 13 411 | 12 223 | 12 274 | 8930 | 6671 | 5336 | 1063 | 0 |
Швейцария | 3668 | 2854 | |||||||||
Италия | |||||||||||
Испания | |||||||||||
Португалия | |||||||||||
Швеция | |||||||||||
Норвегия | |||||||||||
Дания | |||||||||||
Финляндия |
Примечания
- ↑ Peugeot 405 (англ.). L'Aventure. Peugeot Museum. Дата обращения: 2 декабря 2022. Архивировано 2 декабря 2020 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Historique de la 405 (фр.). peugeot405.e-monsite.com.
- ↑ Легендарный автомобиль 80-х Peugeot 405 . autoportal.pro (20 сентября 2016).
- ↑ Road test Peugeot 405 Mi16 (англ.) // Autocar : журнал. — 1988. — 29 June. — P. 44—51.
- ↑ Donn Anderson. Under the skin (англ.) // New Zealand Car : журнал. — Accent Publishing Cnr., 1993. — April (no. 7). — P. 85. — ISSN 0113-0196.
- ↑ 6,0 6,1 Anthony Peacock. Peugeot goes back to its heritage with Pikes Peak race (англ.). Autoweek (28 июня 2013). Дата обращения: 9 октября 2022.
- ↑ 7,0 7,1 Асатур Бисембин. Победитель Indianapolis 500, первый кабриолет с жёсткой крышей, седан для азартного водителя и другие интересные творения Peugeot . Motor (20 октября 2021). Дата обращения: 9 октября 2022.
- ↑ 1988: The desperate Peugeot search (28/40) (англ.). dakar.com (28 декабря 2017). Дата обращения: 9 октября 2022.
- ↑ Dakar Historic book. 1979-2019 (англ.) (PDF). A.S.O.. Дата обращения: 13 октября 2020. Архивировано 25 июня 2021 года.
- ↑ Climb Dance (англ.). Internet Movie Database. Дата обращения: 9 октября 2022.
- ↑ Stephen Dobie. Peugeot's returning to America, so let's watch Climb Dance (англ.). Top Gear (26 февраля 2019). Дата обращения: 9 октября 2022.
- ↑ Юрий Тимкин. Тест-драйв "“Персы” в России (Peugeot Pars, Samand) // Клаксон : журнал. — 2005. — № 17.
- ↑ В Иране снимают с производства «Пежо» 33-летней давности, Рамблер/авто (4 июня 2020).
- ↑ Marie-France Calle. Peugeot va assembler des 405 en Egypte (фр.), LesEchos (20 juillet 1992).
- ↑ Сергей Асланян. Где сегодня можно купить новый Peugeot 405 всего за миллион, Автовзгляд (15 июня 2021).
Ссылки
Автомобили «Peugeot» с 1980-х до наших дней
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Класс | 1980-е | 1990-е | 2000-е | 2010-е | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Особо малый | iOn | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
107 | 108 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малый | 104 | 106 | 207 | 208 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
205 | 206 | 206+ | 301 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малый III группы | 309 | 306 | 308 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
305 | 307 | 408 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средний | 504 | 405 | 406 | 407 | 508 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
505 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большой | 604 | 605 | 607 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивный автомобиль | RCZ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
LAV | Bipper | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Partner Combi | Partner | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субкомпактвэн | 1007 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компактвэн | 5008 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минивэн | 806 | 807 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мини-кроссовер | 2008 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компактный кроссовер | 3008 | 3008 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4008 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среднеразмерный кроссовер | 4007 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
LCV | Expert | Expert | Traveller |
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
- Автомобили, представленные в 1987 году
- Автомобили 1980-х годов
- Автомобили 1990-х годов
- Автомобили, представленные в 1995 году
- Автомобили 2000-х годов
- Автомобили 2010-х годов
- Автомобили, представленные в 2019 году
- Седаны
- Универсалы
- Автомобили с переднемоторной переднеприводной компоновкой
- Автомобили с переднемоторной, полноприводной компоновкой
- Колёсная формула 4×2
- Колёсная формула 4×4
- Автомобили сегмента D
- Автомобили по алфавиту
- Автомобили Peugeot
- Европейский автомобиль года