Lorraine-Dietrich
Lorraine-Dietrich | |
---|---|
Тип | Акционерное общество |
Основание | 1896 |
Упразднена | 1935 |
Прежние названия | Societé Lorraine des Anciens Ets de Dietrich & Cie |
Основатели | Жан де Дитрих |
Расположение | Франция: Нидербронн-ле-Бен, Люневиль |
Отрасль | Автомобильная промышленность |
Продукция | Автомобили, Авиационные двигатели |
Лорен-Дитрих (фр. Lorraine-Dietrich) — французская компания, специализировавшаяся на выпуске автомобилей и авиационных двигателей с 1896 по 1935 год. Была создана на базе компании по производству железнодорожных локомотивов Société Lorraine des Anciens Etablissements de Dietrich and Cie, более известной как «Дитрих и Ко.» фр. De Dietrich et Cie, основанной в 1884 году Жаном де Дитрихом, перепрофилированное на более прибыльное производство автомобилей.
История
В 1896 году директор завода в Люневиле, барон Адриен Фердинанд де Туркхейм (фр.), купил права на производство автомобилей конструкции Amédée Bollée (фр.). Модель имела горизонтальный сдвоенный двигатель со скользящими (слайдовыми) передачами и ременным приводом, откидной верх, три ацетиленовых фары и лобовое стекло для защиты от ветра, что было очень необычно для того времени. Некоторое время компания использовала двигатели от Bollée, но изготовлением всего автомобиля De Dietrich занималась самостоятельно.
В 1898 году De Dietrich дебютировал на международном соревновании Париж — Амстердам с автомобилем Torpilleur (Торпедо), имевшим четырёхцилиндровый двигатель и независимую переднюю подвеску. Автомобиль был поврежден в пути, но все же занял третье место. Приз был не малым, более одного миллиона золотых франков. В 1899 году Torpilleur был менее успешным, несмотря на подвесное шасси и четырёхцилиндровый моноблок со сдвоенным карбюратором, плохая подготовка не оставила шансов закончить гонку Тур де Франс.
Разработки Bollée были вытеснены в Нидербронн-ле-Бене (фр.) аналогичными от бельгийской компании Vivinus (фр.) (модели voiturette, фр.), а в Люневиле — от марсельской компании Turcat-Méry, что помогло в 1901 году выйти из тяжелого финансового положения.
В 1902 году De Dietrich нанял 21-летнего Этторе Бугатти, разрабатывавшего автомобили, которые занимали призовые места в 1899 и 1901 годах, и четырёхцилиндрового двигателя с верхним расположением клапанов на 24 л.с. (18 кВт) и четырёхступенчатой трансмиссией, пришедшего на смену Vivinus. Он также создал 30/35 в 1903 году, перед тем как перешёл к Mathis в 1904 году.
В том же году руководство в Нидербронне отказалось от производства автомобилей, в результате чего оно полностью переместилось к Люневиль, вместе с тем с рынком Эльзаса продается компания Turcat-Méry, продукция которой выходила под маркой «Дитрих». Во избежание выпуска продукции с одним и тем же логотипом руководство Люневиль добавило на решетку радиатора крест Лотарингии. Однако, кроме этого знака, автомобили мало чем отличались вплоть до 1911 года. Тем не менее, Lorraine-Dietrich была престижной маркой, наряду с Crossley Motors и Itala, руководство даже пыталось занять позицию в классе «супер-люкс», выпустив на рынок в 1905 и 1908 годах мелкосерийные шестиколесные лимузины (limousines de voyage) стоимостью ₤ 4000 (20 000 долларов США).
Так же, как и Napiers (англ.) и Mercedes, репутация Lorraine-Dietrich была построена на участии в гонках, прежде всего пилота Чарльза Джаротта (англ.), занявшего третье место в 1903 году на ралли Париж — Мадрид и 1-2-3 места в 1906 году на ралли Circuit des Ardennes (фр.), победителем которого стал Артур Дюре (фр.).
В 1907 году De Dietrich купила фирму Isotta-Fraschini, выпустив две модели с двигателем с одним распределительным валом и клапанами в головке конструкции Isotta-Fraschini, в том числе двигатель на 10 л.с. (7,5 кВт), который, как утверждают, был разработан Бугатти. В том же году Lorraine-Dietrich поглощает Ariel Mors Limited в Бирмингеме, с единственной британской моделью двигателя, мощностью 20 л.с. (15 кВт), выставленной на Olympia Motor Show в 1908 году, предложенной для открытого шасси кабриолетов Salmons & Sons (англ.) и Mulliner (англ.). Британское отделение не имело успеха, существовало около года.
На 1908 год De Dietrich представляет линию класса «touring» с цепным приводом на четырёхцилиндровых 18/28 л.с., 28/38 л.с., 40/45 л.с., а 60/80 л.с., по цене от ₤ 550 до ₤ 960 и шестицилиндровых 70/80 л.с. по ₤ 1040. Британская версия отличалась наличием карданного вала. В том же году название автомобильных и авиационных двигателей было изменено на Lorraine-Dietrich.
К 1914 году все De Dietrich уже были с приводом от карданного вала, от моделей 12/16, 18/20, 20/30 класса «touring» и до спортивного четырёхцилиндрового 40/75 (по образу Mercer (англ.) или Stutz (англ.)), все были собраны в Аржантёе, под Парижем, который стал штаб-квартирой компании в послевоенный период.
После Первой мировой войны
После Первой мировой войны, с восстановлением Лорен во Франции, компания возобновила производство автомобилей и авиационных двигателей. Их 12-цилиндровые авиационные двигатели были использованы в том числе фирмами Breguet, IAR и Aero.
В 1919 году новый технический директор Marius Barbarou (преемник Делоне-Бельвиль) представил новую модель с двумя вариантами колесной базы (короткая и удлиненная), A1-6 и B2-6, к которым три года спустя присоединилась B3-6. Был использован тот же 15 CV (11 кВт) 3445 см³ с шестью цилиндрами и верхним расположением клапанов, полусферической головкой блока цилиндров, алюминиевыми поршнями, и четырьмя подшипниками коленчатого вала.
Нацеленность на то, чтобы «показать лучший результат», привела к созданию в 1924 году 15 Спорт, с двумя системами смесеобразования, увеличенными клапанами, и Dewandre-Reprusseau сервоприводом тормозной системы на все четыре колеса (это в то время, когда тормоза любой конструкции на все четыре колеса были редкостью), который был сопоставим с 3-литровым Bentley, причём 15 Спорт обошёл его в 1925 году, выиграв Ле-Ман, а в 1926 году Роберт Блох и Андре Россиньоль (фр.) выиграли, показав среднюю скорость 106 км/ч (66 миль/ч). Lorraine-Dietrich, таким образом, стала первой маркой, выигравшей Ле-Ман дважды, и первой, победившей в течение двух лет подряд.
Это способствовало популярности универсала 15s.
К 15 CV до временем добавились 2297 см³ 12 CV (10 кВт) четырёх- (до 1929) и 6107 см³ 30 CV (20 кВт) шестицилиндровые (до 1927), в то время как 15 CV сохранился вплоть до 1932 года; 15 CV Спорт уступил первенство в 1930 году и провёл свою последнюю гонку в 1931 году Ралли Монте-Карло, когда Donald Healey на Invicta обошёл шедшего нос в нос Жан-Пьера Wimille на одну десятую секунды.
Смена имени
Семья De Dietrich в 1928 году продала свою долю в компании, ставшей после этого просто Lorraine.
Окончание производства автомобилей
15 CV пришёл на смену 4086 см³ 20 CV (15 кВт), который был выпущен в количестве лишь нескольких сотен. Производство автомобилей стало невыгодно, и после провала модели 20 CV концерн прекратил производство автомобилей в 1935 году.
В 1930 году De Dietrich был поглощен авиационной Societe Generale, и завод в Аржантей был преобразован в создание авиационных двигателей и шестиколёсных грузовиков по лицензии Tatra. К 1935 году Lorraine-Dietrich ушёл из автомобильной промышленности. Во время Второй мировой войны Lorraine сосредоточилась на производстве военных транспортных средств, таких, как бронетранспортёры Lorraine 37L.
Завод Lunéville вернулся к производству железнодорожных локомотивов. По состоянию на 2007 год он по-прежнему работает под маркой De Dietrich Ferroviaire.
Победы Lorraine-Dietrich в соревнованиях
Adrien de Turckheim занимал призовые места между 1896 и 1905 годами на многих гонках в Европе. Например, его победа в 1900 в Страсбурге.
" Lorraine" участвовала в нескольких автогонках и выиграла несколько трофеев, среди которых:
- 1903 — Париж — Мадрид: победа Fernand Gabriel.
- 1907 — Москва — Санкт-Петербург: победа Duray. Француз А. Дюре выиграл на «Лорен-Дитрихе» с 13-литровым 60-сильным мотором.
- 1912 — Grand Prix de Dieppe: победа Hémery и установлены рекорды 3 и 6 часов 152,593 и 138,984 км/ч.
- 1924 — 24 часа Ле-Мана: экипаж Henri Stoffel-Édouard Brisson — 2-е место, экипаж Gérard de Courcelles-André Rossignol — 3-е место.
- 1925 — 24 часа Ле-Мана: экипаж Gérard de Courcelles-André Rossignol выигрывает гонку, а экипаж de Stalter-Édouard Brisson — 3-е место.
- 1926 — 24 часа Ле-Мана: Lorraine-Dietrich B3-6 — 3 первых места и рекорд 106,350 км/ч.
Авиадвигатели
Будучи втянутым в финансовую аферу с компанией SGA, Лорен-Дитрих объявила о банкротстве и в 1934 году выставила на торги завод в Аржантёе. Его некоторое время пытались выкупить Анри Поте и Марсель Блох, но безуспешно. Именно нестабильность компании привела к тому, что в ходе проводимой Народным фронтом политики укрупнения авиапредприятий, завод был национализирован; другие же моторостроительные фабрики остались в частных руках.
Под названием SNCM (Société Nationale de Construction de moteurs) он проработал до 1940 года, управляемый инженером Клодом Бонье; руководителем КБ стал пришедший из автомобильной компании Delage Альбер Лори. В 1938 году компания вошла в состав Гном-Рон, в июне 1940 года завод реквизирован и, вплоть до освобождения выпускает авиадвигатели для Германии. После освобождения передан компании SNECMA, вынужденной продать некоторые свои предприятия, в том числе и это, фирмам Potez и Dassault.
- Lorraine AM-6 Type Aviation Militaire
- Lorraine 8B 1917;
- Lorraine 9N Algol 1927;
- Lorraine 12D
- Lorraine 12E Courlis 1927;
- Lorraine-Dietrich 12Eb и Ebr выпущено более 6000 и около 2000 по лицензии
- Lorraine 12H Pétrel (1932);
- Lorraine 14A
- Lorraine P5
- Lorraine Mizar (звездообразный, 7-цилиндровый, 230 л.с.), 1928;
- Lorraine-Latécoère 8B
- Lorraine Sirius
- Lorraine Eider 1930;
- Lorraine Sterna 1936;
В художественной литературе
- Адам Козлевич в известном романе Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» называет свой автомобиль «Лорен-Дитрихом», хотя упомянутые в романе технические детали заставляют в этом сомневаться[1].
Ссылки
- Веб-сайт, посвящённый автомобилям «Лорен-Дитрих»
- Le constructeur automobile (фр.)
- Étude détaillée sur les moteurs d’avion de la Lorraine (фр.)
Примечания
- ↑ Долматовский Ю. А. Знакомые и незнакомые. Рассказы об автомобилях. — М.: Детская литература, 1976. — С. 25—27.