Lockheed P-38 Lightning
P-38 Lightning | |
---|---|
Тип | истребитель |
Разработчик | Lockheed Martin |
Производитель |
Lockheed (Бербанк, Калифорния) Vultee (Нэшвил, Теннеси) |
Главный конструктор | Кларенс "Келли" Джонсон |
Первый полёт | 27 января 1939 |
Начало эксплуатации | 1941 |
Конец эксплуатации | 1965 (Гондурас)[1] |
Статус | снят с вооружения |
Эксплуатанты | ВВС США |
Годы производства | 1940 — 1945 |
Единиц произведено | 10 037[2] |
Стоимость единицы | US$ 97 147 в 1944[3] |
Локхид P-38 «Лайтнинг» («Молния») (англ. Lockheed P-38 Lightning) — американский тяжёлый двухмоторный истребитель. Разработан в соответствии с концепцией тяжелого высотного истребителя, выдвинутой армейской авиацией США в 1937 году. Использовался как истребитель дальнего сопровождения, штурмовик и разведывательный самолёт.
P-38 имел необычную конструкцию — самолёт реализовали по двухбалочной схеме с кабиной пилота и вооружением, расположенной в гондоле между ними. Лётчики Люфтваффе называли этот самолёт «дьявол с раздвоенным хвостом» (der Gabelschwanz-Teufel), а японцы окрестили его «два самолёта, один пилот» (2飛行機、1パイロット Ni hikōki, ippairotto). Помимо использования в качестве истребителя, P-38 использовался для решения множества других задач: бомбометания с пикирования и с горизонтального полёта, ударов по наземным целям, проведения ночных операций, фоторазведки. На тихоокеанском театре военных действий его часто использовали в качестве истребителя сопровождения большой дальности (для этого под крылья крепили дополнительные сбрасываемые баки).
Тактико-технические характеристики
Приведены характеристики модификации P-38L.
Источник данных: Francillon, 1987, p. 185; Loftin, 1985.
- Технические характеристики
- Экипаж: 1 (пилот)
- Длина: 11,53 м
- Размах крыла: 15,85 м
- Высота: 3,91 м
- Площадь крыла: 30,472 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 8,26
- Профиль крыла: NACA 23016 / NACA 4412
- Масса пустого: 5806 кг
- Нормальная взлётная масса: 9389 кг
- Максимальная взлётная масса: 9798 кг
- Объём топливных баков: 1552 л
- Силовая установка: 2 × 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения Allison V-1710-111
- Мощность двигателей: 2 × 1475 л. с.
(2 × 1085 кВт)
- Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0268
- Эквивалентная площадь сопротивления: 0,82 м²
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 666 км/ч на 7620 м
- Крейсерская скорость: 467 км/ч
- Скорость сваливания: 170 км/ч
- Практическая дальность: 725 км
- Перегоночная дальность: 4185 км (с ПТБ)
- Практический потолок: 13 410 м
- Скороподъёмность: 24,1 м/с
- Время набора высоты: 6095 м за 7 мин
- Нагрузка на крыло: 308,1 кг/м²
- Тяговооружённость: 230 Вт/кг
- Аэродинамическое качество: 13,5
- Вооружение
- Стрелково-пушечное:
- 1 × 20 мм пушка AN/M2 с 150 патр.
- 4 × 12,7 мм пулемётов Browning M2 c 500 патр.
- Неуправляемые ракеты: 10 × 127 мм ракет HVAR
- Бомбы: 2 × до 908 кг под крылом
Особенности конструкции
Первые модификации P-38 заработали противоречивую репутацию. С одной стороны самолёт был живучим и прощал многие ошибки пилотирования, с другой стороны он имел очень существенный недостаток — P-38 был крайне нестабилен на больших скоростях при отвесном пикировании. При достижении определенной скорости вывод машины из пикирования становился практически невозможным, что приводило к превышению предела прочности, и P-38 терял хвостовое оперение.
После проведения ряда исследований выяснилось, что виной всему был эффект сжимаемости воздуха[4], вызывавший смещение точки приложения подъёмной силы позади руля высоты, что затрудняло выход из пике[5]. Эта проблема была решена путём установки специальных тормозных щитков, препятствовавших этому эффекту во время пикирования.
P-38 был необыкновенно тих для истребителя — выхлоп глушился турбонаддувом. Самолёт был прост в управлении и прощал многие ошибки пилотов. Ранние модификации обладали невысокой угловой скоростью крена, что не позволяло использовать их в качестве самолёта-истребителя. P-38 был единственным самолётом, выпускавшимся в США на всём протяжении войны.
Боевое применение
Широко применялся ВВС США во время Второй мировой войны, особенно на Тихоокеанском театре военных действий и Китайско-Бирманско-Индийском театре военных действий. На Юго-западном тихоокеанском театре P-38 оставался почти до самого конца войны (до тех пор, пока в армию не поступило значительное количество P-51D Mustang) основным истребителем дальнего действия сухопутных войск США. На P-38 летали два самых результативных лётчика-истребителя в истории американской военной авиации — Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, а также известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (погиб в полёте над Средиземным морем летом 1944, предположительно был сбит немецким Bf.109).
На счету P-38 также дерзкая операция по ликвидации японского адмирала Ямамото 18 апреля 1943 года над одним из тихоокеанских островов — 18 «Лайтнингов» перехватили и сбили бомбардировщик G4M, на котором летел Ямамото, а также истребители «Зеро» прикрытия, адмирал погиб.
Изображения
Эксплуатанты
Военные
- Royal Air Force: Испытывался.[6]
- ВВС Австралии: начиная с 31 августа 1942 года, поставлены 5 F-4 [7], которые использовались для фоторазведки. 3 из них числились в 87-й эскадрилье, остальные 2 — в 75-й. Эксплуатировались до сентября 1944 года.
- ВВС "Свободной Франции": Group 2/23, F-5A[8]
- ВВС СССР: несколько отремонтированных самолётов из числа найденных на территории Восточной Европы.
- Люфтваффе: Zirkus Rosarius (несколько трофейных машин).
- Regia Aeronautica: несколько трофейных машин[9], в частности, модификации E.
- Aeronautica Cobelligerante Italiana: 3-я и 4-я авиабригада. После капитуляции выполняли миссии фоторазведки на F-5A[8], после войны в ВВС числилось около 50 самолётов поздних модификаций.
- ВВС Португалии: 2 самолёта, летевших из Англии в Алжир, были принуждены к посадке; в дальнейшем использовались в национальных ВВС.[6]
- ВВС Китайской Республики: поставлено 15 P-38J и P-38L; после войны также в составе ВВС числились F-5E и F-5G[6].
- ВВС Доминиканской Республики: первый из одиннадцати самолётов получен 30 марта 1947; эксплуатировались до конца 1950-х гг, когда они были отправлены на слом[10].
- ВВС Гондураса: после войны получено 12 самолётов.
Гражданские
- Instituto Geográfico Agustín Codazzi
См. также
Примечания
- ↑ "Honduran Air Force." Архивировано 26 апреля 2003 года. aeroflight.co.uk.
- ↑ Francillon, 1987, p. 165.
- ↑ Army Air Forces Statistical Digest — World War II Архивировано 2 ноября 2012 года.
- ↑ ВЛИЯНИЕ СЖИМАЕМОСТИ ВОЗДУХА НА АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ВОЛНОВОЙ КРИЗИС. КРИТИЧЕСКОЕ ЧИСЛО МАХА . helpiks.org. Дата обращения: 26 декабря 2018. Архивировано 27 декабря 2018 года.
- ↑ Lockheed P-38 Lightning . cardarmy.ru. Дата обращения: 26 декабря 2018. Архивировано 16 декабря 2018 года.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 Baugher, Joe. "P-38s with US Navy and Foreign Air Forces." USAF Fighters, 13 June 1999. Retrieved: 6 February 2007.
- ↑ Crick, Darren. "ADF Aircraft Serial Numbers RAAF A55 Lockheed P-38E Lightning." adf-serials.com.au, 2003. Retrieved: 2 April 2009.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 Bodie, 1991, p. 240.
- ↑ Harold Skaarup. RCAF War Prize Flights, German and Japanese Warbird Survivors. — iUniverse, 23 May 2006. — P. 222. — ISBN 978-0-595-84005-2.
- ↑ Scutts 2006, p. 144.
Литература
- Francillon, René J. Lockheed aircraft since 1913. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1987. — P. 160—185. — 566 p. — ISBN 0-87021-897-2.
- Loftin L. K., Jr. Quest for performance: The evolution of modern aircraft. — Washington, D.C.: NASA Scientific and Technical Information Branch, 1985.
- Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
- Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
- Scutts, Jerry. Lockheed P-38 Lightning. London: Crowood, 2006. ISBN 1-86126-770-3.