Lockheed A-12

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Lockheed A-12
A-12 (сер. №06932) в полёте, 1960-е гг.A-12 (сер. №06932) в полёте, 1960-е гг.
Тип высотный стратегический разведчик
Разработчик Флаг США Skunk Works
Производитель Флаг США Lockheed Corporation
Главный конструктор Кларенс «Келли» Джонсон
Первый полёт 25 апреля 1962 года
Начало эксплуатации 1963 год
Конец эксплуатации 1968 год
Статус снят с вооружения
Эксплуатанты Соединённые Штаты Америки ЦРУ США
Единиц произведено 16 (включая три прототипа)
Варианты Lockheed YF-12[англ.]
Lockheed SR-71
Единственный построенный двухместный тренировочный A-12, выставленый в Калифорнийском Научном центре в Лос-Анджелесе.

Lockheed A-12 (Локхид А-12) — американский высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США секретным отделением корпорации Lockheed Corporation — Skunk Works. Самолёт был создан на основе идей американского авиаконструктора Кларенса «Келли» Джонсона. А-12 был в производстве с 1962 по 1964 год и находился в эксплуатации с 1963 по 1968 год, последний раз самолёт поднялся в воздух в мае 1968 года. Конструкция одноместного самолёта, первый полёт которого состоялся в апреле 1962 года, послужила основой для создания высокоскоростного высотного разведчика SR-71 Blackbird.

История

Предварительная разработка А-12, известного под названием «Архангел», велась компанией Локхид в конце 1950-х годов, и её целью было дальнейшее развитие самолёта-разведчика U-2, известного под кодовым названием «Ангел». По мере дальнейших разработок планера самолёта и изменений в его конфигурации, изменялись и его обозначения, принятые в компании Локхид (Архангел-1, Архангел-2 и т. д.). Вскоре эти названия были сокращены и стали известны просто как «А-1», «А-2» и т. д.[1] Таким образом, А-12 являлся 12-й разработкой в серии перспективных самолётов-разведчиков, имевших целью заменить действовавшие на тот момент U-2.

В 1959 году проект А-12 был предпочтён аналогичному проекту компании Convair — KINGFISH. 26 января 1960 года ЦРУ заказало 12 самолётов А-12. После победы в конкурсе проектов дальнейшее производство и разработка А-12 шли под кодовым названием OXCART.

Лётные испытания самолёта начались 25 апреля 1962 года на полигоне Грум Лэйк. Третий, он же первый «официальный» полёт произошёл 30 апреля, а в начале мая 1962 года на самолёте была достигнута сверхзвуковая скорость в 1,1 М. Первым пилотом, пилотировавшим А-12, был лётчик-испытатель Лу Шальк.

Первые пять самолётов А-12, построенные в 1962 году, были оснащены двигателями Pratt & Whitney J75 с тягой 76 кН, позволявшими А-12 достигать скоростей в пикировании приблизительно в 2 М.

В октябре 1962 года на самолёты А-12 стали устанавливать специально разработанные для них новые двигатели J58, с помощью которых в 1963 году на А-12 удалось достичь скоростей 3,2 М. Кроме того, в 1963 году произошла и первая потеря самолёта, когда 24 мая А-12, пилотируемый Кеннетом Коллинсом потерпел крушение над штатом Юта. Тогда для прикрытия ЦРУ выдало самолёт под именем F-105[2].

Всего по программе разработки А-12 было произведено 18 самолётов, из них 13 были непосредственно А-12 (5 самолётов разбилось, два пилота погибли), 3 являлись прототипами перехватчика YF-12A (один потерян 24 июня 1971), остальные 2 были прототипами палубных самолётов-разведчиков M-21 (один разбился 30 июля 1966 г. в ходе запуска БПЛА).

Конструкция

Значительная часть деталей планера была изготовлена из титанового сплава В-120 (непосредственно титан закупался в СССР[3]).

Эксплуатация

Несмотря на то, что изначально самолёт разрабатывался для проведения разведки над территорией Советского Союза и Кубы, А-12 никогда не использовались для этих задач. После того, как 1 мая 1960 года самолёт-разведчик U-2 был сбит в районе Свердловска, СССР считался слишком опасным для выполнения подобных задач (кроме того, для задач разведки к тому времени уже с успехом использовались спутники)[4].

После продолжительных споров ЦРУ решило разместить А-12 в Азии. Первый А-12 прибыл на авиабазу в Окинаве в Японии 22 мая 1967 года, после чего к 30 мая туда прибыло ещё два подобных самолёта. В течение 1967 с авиабазы в Окинаве самолёты А-12 произвели около 22 вылетов для проведения разведки над территорией Северного Вьетнама. Кроме того, А-12 принимали участие в поисках захваченного американского корабля «Пуэбло».

Программа по производству и разработке А-12 была официально закрыта 28 декабря 1968 года в целях экономии бюджета и в связи с разработкой нового самолёта SR-71 Blackbird, основой которого и послужил А-12.

Представители

Серийный

номер

номер тип количество

вылетов

часы налета судьба
60-6924 121 А-12 322 418,2 Демонстрируется в музее лётно-испытательного центра ВВС, в аэропорту

Блэкберд на заводе 42 , Палмдейл, Калифорния.

60-6925 122 А-12 161 177,9 Установлен на палубе на авианосце USS  Intrepid , Нью-Йорк
60-6926 123 А-12 79 135,3 Потерян 1963 год
60-6927 124 учебный А-12 614 1076,4 На выставке в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе, штат Калифорния
60-6928 125 А-12 202 334,9 Потерян 1967
60-6929 126 А-12 105 169,2 Потерян 1965
60-6930 127 А-12 258 499,2 На выставке в Космическом и ракетном центре США , Хантсвилл, Алабама.
60-6931 128 А-12 232 453,0 На выставке в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли, Вирджиния
60-6932 129 А-12 268 409,9 Потерян 1968
60-6933 130 А-12 217 406,3 На выставке в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего , парк Бальбоа, Калифорния
60-6937 131 А-12 177 345,8 На выставке в Южном музее авиации , Бирмингем, Алабама.
60-6938 132 А-12 197 369,9 На выставке в Мемориальном парке линкора ( USS Alabama )
60-6939 133 А-12 10 8,3 Потерян 1964
60-6940 134 М-21 80 123,9 На выставке в Музее полёта , Сиэтл , Вашингтон.
60-6941 135 М-21 95 152,7 Потерян 1966

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

Лётные характеристики

Примечания

  1. «The U-2’s Intended Successor: Project Oxcart 1956—1968». Архивная копия от 27 сентября 2013 на Wayback Machine Central Intelligence Agency, approved for release by the CIA in October 1994. Retrieved: 26 January 2007.
  2. Jacobsen, Annie. «The Road to Area 51 Архивная копия от 21 января 2012 на Wayback Machine». Los Angeles Times, 5 April 2009.
  3. д/ф «Секретные файлы ЦРУ: Зона 51» (National Geographic)
  4. McIninch 1996, p. 19.

Ссылки