Pratt & Whitney J57

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «J57-P-6»)
J57 / JT3C
Pratt & Whitney YJ57-P-3 в разрезе в Национальном музее ВВС США (Дейтон, Огайо)Pratt & Whitney YJ57-P-3 в разрезе в Национальном музее ВВС США (Дейтон, Огайо)
Тип Турбореактивный
Страна  США
Использование
Годы эксплуатации с 1952 года
Применение

North American F-100
McDonnell F-101
General Dynamics F-102
Boeing B-52
Martin B-57D
Lockheed U-2
Boeing C-135A
Boeing KC-135A
Ling-Temco-Vought F8
Douglas A3D
Douglas F4D
Douglas F5D
Boeing 707-120
Boeing 720
Douglas DC-8-10
Northrop SM-62

Boeing C-137
Создан на основе XT45
Развитие TF33 / JT3D
Производство
Конструктор United Aircraft
Производитель Pratt & Whitney
Обозначение JT3C
Годы производства 19511965
Варианты

J75 / JT4A TF33 / JT3D

PT5 / T57

Pratt & Whitney J57 (заводское обозначение — JT3C) — турбореактивный авиационный двигатель, созданный компанией Pratt & Whitney в начале 1950-х годов. Первый в мире реактивный двигатель, развивающий силу тяги в 10 000 фунтов (45 кН). В дальнейшем на его конструкции были созданы такие двигатели, как турбореактивный J75/JT4A, турбовентиляторный TF33/JT3D и турбовинтовой PT5/T57.

История

Двигатель появился в рамках программы по созданию самолёта XB-52. За основу был взят турбовинтовой T45, но новому самолёту требовались двигатели с высокой силой тяги, поэтому вместо турбовинтового двигателя был создан малогабаритный турбореактивный JT3. Новый двигатель имел осевой двухроторный компрессор, который позволял снизить расход топлива во время длительного полёта и улучшал лётные характеристики двигателя[1].

Выпуск двигателей обозначенных как J57 начался в 1953 году. В том же году премией Collier Trophy за создание и постройку данного двигателя был награждён Леонард Хоббс (Leonard S Hobbs) — главный конструктор United Aircraft[2][3].

25 мая 1953 года уже во время своего первого полёта оснащённый двигателем J57 самолёт North American YF-100A впервые в мире превысил скорость звука в горизонтальном полёте. Всего было выпущено 21 186 двигателей, последний из которых компания передала заказчику в 1965 году. Преимущественно их ставили на военные самолёты и вплоть по настоящее время J57 является одним из основных двигателей в ВВС США. С 1958 обозначением JT3C данные двигатели ставились на гражданские Boeing 707, Boeing 720 и Douglas DC-8. Одним из первых таких авиалайнеров стал Boeing 707 авиакомпании Pan American World Airways, который оборудованный четырьмя двигателями JT3 с силой тяги 13 тысяч фунтов каждый, в октябре 1958 года с крейсерской скоростью 575 mph (925 км/час) совершил пассажирский рейс из Нью-Йорка в Париж, став первым в мире реактивным авиалайнером, совершившим трансатлантический перелёт[1][2].

Существовала ещё турбовинтовая версия двигателя, обозначенная как T57, созданная для программы по созданию самолёта Douglas C-132 (не был построен). В рамках испытаний в 1956 году такие двигатели поставили на Douglas C-124 Globemaster II с бортовым номером 52-1069[4].

Варианты

Модель 1/4 натуральной величины двигателя Pratt & Whitney JT3. Национальный музей авиации и космонавтики, Вашингтон.
J57-P-1W
Сила тяги 11 400 фунтов, имел водяное охлаждение.
J57-P-1WA
Как P-1W
J57-P-1WB
Как P-1W
J57-P-4A
Сила тяги 16 200 фунтов
J57-P-8A
Сила тяги 10 400 фунтов
J57-P-10
Сила тяги 12,400 фунтов
J57-P-11
Сила тяги 9,700 фунтов, также был вариант с силой тяги 14,800 фунтов
J57-P-13
Сила тяги 14,880 фунтов
J57-P-16
Сила тяги 16,900 фунтов
J57-P-20
Сила тяги 18,000 фунтов
J57-P-20A
Сила тяги 18,000 фунтов
J57-P-21
Сила тяги 17,000 фунтов
J57-P-25
Сила тяги 15,000 фунтов
J57-P-31
J57-P-37A
J57-P-43W
Сила тяги 13,750 фунтов
J57-P-43WB
Сила тяги 13,750 фунтов
J57-P-59W
Сила тяги 13,750 фунтов
T57
Сила тяги 15,000 фунтов, турбовинтовой
JT3C-2
Гражданское название модели J57-P-43WB. Сила тяги 13,750 фунтов
JT3C-6
Сила тяги фунтов
JT3C-7
Сила тяги 12,000 фунтов
JT3C-12
Сила тяги 13,000 фунтов
JT3C-26
Гражданское название модели J57-P-20. Сила тяги 18,000 фунтов
JT3D/TF33:Турбовентиляторный вариант двигателя J57.
PT5
Заводское обозначение турбовинтового T57.

Применение

Взлёт KC-135 Stratotanker, оборудованного двигателями J57
J57 (военный)
JT3C (гражданский)
T57 турбовинтовой

См. также

Аналогичные двигатели

Примечания

  1. 1,0 1,1 PRATT & WHITNEY J57 TURBOJET (англ.) (недоступная ссылка). National Museum of the USAF. Дата обращения: 7 июня 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  2. 2,0 2,1 The J57 (JT3) Engine was the first Pratt & Whitney-designed turbojet. (англ.) (недоступная ссылка). Pratt & Whitney. Дата обращения: 7 июня 2014. Архивировано 10 июня 2016 года.
  3. The Collier Trophy (англ.). AeroFiles. Дата обращения: 7 июня 2014. Архивировано 14 января 2001 года.
  4. HERE AND THERE (англ.) 100. FLIGHT (1957). Дата обращения: 7 июня 2014. Архивировано 11 января 2015 года.