HMS Centurion (1911)
«Центурион» | |
---|---|
HMS Centurion | |
Служба | |
Великобритания | |
Класс и тип судна | Линейный корабль типа «Кинг Джордж V» |
Строительство начато | 16 января 1911 года |
Спущен на воду | 18 ноября 1911 года |
Введён в эксплуатацию | май 1913 года |
Выведен из состава флота | 1924 год |
Статус | 9 июня 1944 года затонул недалеко от Арроманш-ле-Бен |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
23 000 длинных тонн 25 700 дл. т (полное) |
Длина | 182 м |
Ширина | 27 м |
Осадка | 8,7 м |
Бронирование |
броневой пояс : 305 мм, палубы до 100 мм, башни ГК : 280 мм барбеты ГК: 254 мм |
Двигатели | 4 паровые турбины, 18 паровых котлов |
Мощность | 31 000 л. с. (23 МВт) |
Движитель | 4 винта |
Скорость хода |
22,134 узла максимальная 21,7 узла (проектная) (35 км/ч) |
Дальность плавания | 6730 миль на 10 узлах |
Экипаж | 782-900 |
Вооружение | |
Артиллерия |
10 × 13,5" (343-мм) Mk V (5 × 2) 16 × BL 4" (101,6-мм) Mk VII |
Минно-торпедное вооружение | 3 × 21" (533-мм) торпедных аппарата |
HMS Centurion (Его Величества Корабль «Центурион») — второй британский линкор типа Кинг Джордж V.
Строительство
HMS Centurion заложен на казенной судостроительной верфи в 1911 году в Девонпорте. Главная энергетическая установка изготовлена фирмой Хоторн. Назван в честь древнеримского агиографического центуриона Маврикия мифического, никогда не существовавшего[1] Фиваидкого легиона, полностью состоящего из христиан, который был замучен, а затем обезглавлен по личному приказу императора Марка Аврелия Валерия Максимиана Геркулия за то, что отказался поклоняться языческому императору как богу и за нежелание признавать божественность его власти. Впоследствии Маврикий христианской церковью был причислен к святым (канонизирован) и стал покровителем всех воинов-христиан, в том числе и рыцарей-крестоносцев в их завоевательных походах в Палестину. Спущен на воду 18 ноября 1911 года.
Служба
В декабре 1912 года начались заводские испытания. В ночь с 9 на 10 декабря 1912 года во время заводских ночных испытаний произошло столкновение с итальянским пароходом «Дерна», который затонул со всем экипажем. У «Центуриона» был серьёзно поврежден форштевень, в результате удара образовалась трещина длиной около 12 м, и в этой зоне произошло повреждение нескольких шпангоутов. После этого прошёл ремонт, в ходе которого поврежденные шпангоуты были вырезаны и заменены новыми с дополнительным креплением.
Первая мировая война
После завершения строительства «Центурион» вошел в состав 2-го Подразделения флота, флагманом в котором был однотипный линкор «Кинг Джордж V». Во время Ютландского сражения входил в состав Гранд Флита под командованием кэптена Майкла Калм-Сеймура. Был третьим в линии первого дивизиона Флота, после «Кинг Джордж V» и «Аякса».
«Центурион» успел выпустить четыре снаряда главного калибра в немецкий линейный крейсер «Лютцов», прежде чем «Орион» перекрыл линию огня.
В 1918 году, после службы в Северном море, где линкором командовал Роджер Кейс, «Центурион» и «Суперб» были посланы в восточное Средиземноморье, чтобы присутствовать при капитуляции Османской империи.
Гражданская война в России
В 1919 году «Центурион» был послан в Чёрное море, где участвовал в иностранной интервенции во время гражданской войны в России.
Вторая мировая война
В 1941 году корабль использовался в качестве двойника для маскировки при строительстве «Энсон».
В мае 1941 года «Центурион» был переведён вокруг мыса Доброй Надежды в Бомбей, где оставался до мая 1942 года. Впоследствии переведён в Александрию, где был дооворужён зенитными автоматами[2], и отправлен в Суэц в качестве зенитного корабля. Там он оставался до весны 1944 года. Макеты его 13,5-дюймовых пушек держали флот Королевских военно-морских сил Италии на удалении, так как итальянцы предполагали, что орудия реальны[2][3].
«Центурион» вернулся в Англию в мае 1944 года.
В июне 1944 года корабль должен был использоваться в качестве волнолома во время высадки в Нормандии в рамках операции Нептун, но 9 июня 1944 года затонул, получив повреждения от огня батареи 352-й пехотной дивизии «Вермахта» недалеко от коммуны Арроманш-ле-Бен в гавани Малберри. Все 70 членов экипажа покинули тонущий корабль[4].
Примечания
- ↑ А. В. Колобов. Римская армия и христианство (II — начало IV в. н. э.) Архивная копия от 29 июля 2019 на Wayback Machine
- ↑ 2,0 2,1 Coward B R. Battleships & Battlecruisers of the Royal Navy since 1861 (англ.). — Англия: Ian Allan Ltd, 1986. — ISBN 0-7110-1573-2.
- ↑ Robert Gardiner. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921 (англ.). — Лондон: Conway Maritime Press, 1986. — ISBN 0-85177-245-5.
- ↑ Colledge JJ. Ships of the Royal Navy. The complete record of all fighting ships of the Royal Navy from 15th century to the present (англ.) / под редакцией Ben Warlow. — Филадельфия: Casemate, 2010. — P. 72. — ISBN 978-1-935149-07-1.
Литература
- Козлов Б. В. Линейные корабли типа «Орион». — издание 2006. — СПб.: Истфлот, 2006. — 116 с. — ISBN 5-98830-017-0..
- Паркс, Оскар. Линкоры Британской империи. Том 7. Эпоха дредноутов. — СПб.: Галея Принт, 2008. — 116 с. — ISBN 9785817201321..