HMS Prince of Wales (1939)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Принц Уэльский»
HMS Prince of Wales
Служба
 Великобритания
Изготовитель Cammell Laird and Company, Ltd, Биркенхед
Заказан к постройке 29 июля 1936 года
Строительство начато 1 января 1937 года
Спущен на воду 3 мая 1939 года
Введён в эксплуатацию 19 января 1941 года
Статус Потоплен 10 декабря 1941 года в Южно-Китайском море
Основные характеристики
Водоизмещение 43 786 тонн
Длина всего 227,1 м (225,6 м по ватерлинии)
Ширина 31,4 м
Бронирование главный пояс: 356—381 мм
рубка: 76-114 мм
палуба: 127—152 мм
башни ГК: 149—324 мм
барбеты башен ГК: 280—330 мм
Двигатели 8 паровых котлов Адмиралтейского типа
4 турбины Парсонса
Мощность 110 000 л.с.
Движитель 4 винта
Скорость хода 28 узлов (испытания 1941 года)
Экипаж 1422 человек
Вооружение
Артиллерия 10 × BL 14-inch (356 мм) Mark VII,
16 × 5,25" QF Mark I
Зенитная артиллерия 32 × QF 2 pdr 1.575-inch Mk.VIII

HMS Prince of Wales (Корабль Его Величества «Принц Уэльский») — британский линкор типа King George V. Стал вторым кораблём серии. Построен на верфи кампании «Кэммел Лэрд» в Беркенхеде, Англия. «Принц Уэльский» вошёл в строй в январе 1941 года и за недолгую службу успел принять участие в нескольких морских операциях Второй мировой войны: сражении с германским линкором «Бисмарк», сопровождении конвоев на Мальту, а также в бое у Куантана, в ходе которого 10 декабря 1941 года «Принс оф Уэлс» был потоплен японской авиацией.

История службы

Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в Биркенхеде (англ. Birkenhead). Спущен на воду 3 мая 1939 года, в строй вступил 31 марта 1941 года[1].

Бой в Датском проливе

Уже 22 мая 1941 года «Принс оф Уэлс» вышел в море на перехват германского линкора «Бисмарк». В состав соединения также входил линейный крейсер «Худ». Утром 24 мая, следуя за «Худом» линкор вступил в бой с немецким соединением в составе линкора «Бисмарк» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». После быстрой гибели «Худа» «Принс оф Уэлс» вёл бой один. В линкор попали 7 вражеских снарядов — 3 калибра 380 мм и 4 калибра 203 мм[2]. Серьёзных повреждений британский линкор не получил, хотя один из снарядов «Бисмарка» пробил насквозь слабобронированную боевую рубку корабля и вышел не разорвавшись, но успел вывести из строя всех находившихся там офицеров и матросов.[3]. Однако из-за технических неисправностей вышли из строя сначала одно орудие носовой башни, затем вся носовая башня, сильно заливаемая водой, а затем и кормовая башня ГК[2]. В результате линкор остался лишь с одной действующей башней ГК и его командир предпочёл отступить[4]. В свою очередь, «Принс оф Уэлс» добился 3 попаданий 356-мм снарядами в «Бисмарк». Серьёзных повреждений они также не причинили, но один из снарядов пробил носовую топливную цистерну и это вынудило немцев прервать рейдерскую операцию и отступать в Брест.[5]

«Принс оф Уэлс» был слишком новым кораблём, за что и пострадал. Однако уже в своём первом коротком бою он нанёс своему противнику ощутимые повреждения. Измотанные артиллеристы, сражавшиеся больше со своими орудиями, чем с немцами, не подозревали, что решили исход не этого сражения, а всей битвы.

Смит П. Закат владыки морей.[6]

После ремонта в мае — июле 1941 года линкор вернулся в строй и в августе 1941 года доставил британского премьер-министра У. Черчилля на Ньюфаундленд для встречи с президентом США Ф. Рузвельтом[7]. Осенью 1941 года «Принс оф Уэлс» ненадолго был включён в состав соединения H, а затем вернулся в состав Флота метрополии.[5] В дальнейшем «Принс оф Уэлс» был включён в состав Восточного флота и 25 октября отправился на Дальний Восток. 28 ноября линкор соединился в Коломбо с линейным крейсером «Рипалс». 2 декабря 1941 года оба корабля прибыли в Сингапур.[5] Вместе с приданными эсминцами они стали именоваться Соединением Z[8].

Последний бой

«Принс оф Уэлс» по прибытии в Сингапур.
Фатальное торпедное попадание в районе внешнего гребного винта по левому борту

После обнаружения авиаразведкой японского войскового конвоя, адмирал Т. Филипс принял решение перехватить японское соединение и 8 декабря 1941 года вывел свои корабли в море.[5] Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками-торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии[9]. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок «Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод[10]. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса.[5]

С британской точки зрения, потопление «Принс оф Уэлса» и «Рипалса» имело немедленные и тяжёлые последствия. Моральное состояние защитников Малайи и Сингапура было подорвано. Судьба всех наших владений в Юго-Восточной Азии была предрешена. Редко когда ещё поражение на море имело такие далеко идущие последствия.

Роскилл, С. У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне.[11]

Останки

Затонувший линкор лежит на глубине 68 метров в точке с координатами 3°33’36"N 104°28’42"E. Обломки корабля в мае 2007 года были детально изучены водолазами в ходе экспедиции «JOB 74»[12]. Корабль лежит на дне вверх килем[13].

Хотя ещё в 2002 году останки линкора «Принц Уэльский» (наряду с останками линейного крейсера «Рипалс»), согласно решению британских властей, получили статус воинского захоронения, примерно с 2012 года они подвергаются разорению со стороны нелегальных сборщиков металлолома. Последние, с целью разрушения лежащих на дне корпусов британских кораблей, используют, в том числе, взрывчатые вещества. Пользуясь относительно небольшой глубиной залегания, удобным (с точки зрения доступности) местоположением, отсутствием надзора и фактической невозможностью действенно наказать за подобные действия в отношении воинских захоронений (согласно малайзийским законам за такие действия предусмотрен лишь денежный штраф), нелегальные сборщики металлолома нанесли лежащим на дне останкам британских военных кораблей значительный ущерб («Рипалс», в частности, полностью лишился гребных винтов). Кроме того, незаконно поднятые с затонувших кораблей артефакты попадают на аукционы[14].

В 2002 году британские дайверы, с разрешения правительства Великобритании, подняли корабельный колокол затонувшего линкора (колокол в настоящее время экспонируется в Национальном Музее Королевского Флота (Портсмут) )[13].

Примечания

  1. Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes. — Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. — P. 17. — (New Vanguard). — ISBN 978-1-84603-389-6.
  2. 2,0 2,1 Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — С. 29.
  3. Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 35.
  4. Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 36.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Балакин, Дашьян, 2006, с. 65.
  6. Смит П. Закат владыки морей. — С. 328.
  7. Raven A. King George the fifth class battleships. — P. 11.
  8. Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 39.
  9. Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — С. 35.
  10. Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 43.
  11. Роскилл, С. У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне. — Москва: АСТ, 2000. — С. 104. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 5-237-05177-4.
  12. Andrew Fock. EXPEDITION 'JOB 74' (англ.). https://pacificwrecks.com/ (July 2007). Дата обращения: 12 августа 2022. Архивировано 18 сентября 2021 года.
  13. 13,0 13,1 HMS Prince of Wales (53) (англ.) // Wikipedia. — 2018-12-31.
  14. Ryall, Julian. Celebrated British warships being stripped bare for scrap metal (англ.) (25 October 2014). Архивировано 26 октября 2014 года. Дата обращения 10 марта 2019.

Литература

  • Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.
  • Козлов Д. Ю. Уинстон Черчилль: «За всю войну я не получал более тяжёлого удара». Бой в Сиамском заливе 10 декабря 1941 года. // Военно-исторический журнал. — 2001. — № 3. — С.29-35.
  • Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — М., 1997.
  • Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — Самара: АНО «Истфлот», 2007. — ISBN 978-5-98830-022-9.
  • Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. — М.: Харвест, АСТ, 2002. — ISBN 985-13-1009-3.
  • All the world's battleships. 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press, 1996. — ISBN 0-85177-691-4.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7.
  • Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes. — Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. — (New Vanguard). — ISBN 978-1-84603-389-6.
  • Hore P. Battleships. — London: Lorenz Books, 2005. — ISBN 0-7548-1407-6.
  • Raven A. King George the fifth class battleships. — London: Bivouc Books Ltd, 1972. — (Ensign). — ISBN 1-85680-002-3.
  • Sandler S. Battleships. An illustrated history of their impact. — Denver, USA: ABC-CLIO, 2004. — ISBN 1-85109-410-5.

Ссылки