Малберри (гавань)
Гавань «Малберри» (Mulberry Harbour) — британская система временных береговых сооружений, использовавшаяся на необорудованном побережье Нормандии[1] для выгрузки военной техники, личного состава и материальных запасов при проведении операции «Оверлорд» во время Второй мировой войны[2]. За десять месяцев, прошедших с момента высадки, с помощью этих гаваней на берега Нормандии было высажено более 2,5 млн людей, доставлено порядка 500 тысяч единиц техники и более 4 млн т материалов[3].
Среди военных историков до сих пор ведутся споры о том, кто именно из британских инженеров был автором проекта Малберрийских гаваней; в числе претендентов называются валлийский инженер Хью Хьюз, профессор Берналь и вице-адмирал Джон Хьюз-Халлетт.
Два сборных морских порта, «Малберри А» и «Малберри В», были посекционно транспортированы через Ла-Манш одновременно с началом вторжения и устроены на французском побережье у плацдарма «Омаха-Бич» близ городка Сен-Лоран-сюр-Мер и плацдарма «Голд» вблизи Арроманш-ле-Бен соответственно.[4]
Библиография
- J. Evans, E. Palmer und R. Walter: A Harbour Goes to War: The Story of Mulberry and the Men Who Made It Happen, Brook House, 2000, ISBN 1-873547-30-7.
- Guy Hartcup: Code name Mulberry: The planning, building, and operation of the Normandy harbours, Hippocrene Books, 1977, ISBN 0-88254-443-8.
Примечания
- ↑ Энтони Бивор. Высадка в Нормандии. — Азбука-Аттикус, 2014-12-10. — 586 с. — ISBN 9785389093591. Архивная копия от 11 октября 2018 на Wayback Machine
- ↑ Mulberry harbours (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 октября 2014. Архивировано 8 мая 2013 года.
- ↑ Chris Trueman The Mulberry Harbour Архивная копия от 20 октября 2014 на Wayback Machine www.historylearningsite.co.uk Архивная копия от 20 октября 2014 на Wayback Machine. Accessed 25 April 2008
- ↑ За кулисами «Оверлорда» . warspot.ru. Дата обращения: 10 октября 2018. Архивировано 10 октября 2018 года.