HMCS Arvida (1940)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
HMCS Arvida
HMCS Arvida (K113)
Служба
 Канада
Класс и тип судна корвет типа «Флауэр»[1]
Организация Военно-морские силы Канады (1941—1945)
Изготовитель Morton Engineering and Dry Dock Company[англ.], Квебек-Сити
Заказан к постройке 23 января 1940
Строительство начато 28 февраля 1940
Спущен на воду 21 сентября 1940
Введён в эксплуатацию 22 мая 1941
Выведен из состава флота 14 июня 1945
Статус продан для дальнейшего коммерческого использования, окончательно пущен на слом в 1987 году
Награды и почести Британские воинские почести: Atlantic 1941–45[2]
Основные характеристики
Водоизмещение 940 т
Длина 62,48 м
Ширина 10,06 м
Осадка 3,51 м
Двигатели 2 водотрубных котла Scotch
четырёхтактная паровая машина тройного расширения
Мощность 2750 л. с. (2050 кВт)
Движитель один винт
Скорость хода 16 узлов
Дальность плавания 3500 морских миль при 12 узлах
Экипаж 85 человек (в т.ч. 6 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение радар типа SW1C или 2C[3]
Артиллерия 4" морское орудие Mk IX[3]
Зенитная артиллерия 2 спаренных пулемёта Vickers .50[3]
2 спаренных пулемёта Льюиса (7,7×56 мм R)[3]
Противолодочное вооружение гидроакустическая станция Type 123A или Type 127DV[3]
2 бомбосбрасывателя Mk.II (40 глубинных бомб)[3]

HMCS Arvida (K113) (англ. Его Величества Канадский Корабль «Арвида[англ.]») — корвет типа «Флауэр», служивший в КВМС Канады в годы Второй мировой войны. Назван в честь деревни Арвида[англ.] в канадской провинции Квебек.

Проект «Флауэр»

Корветы типа «Флауэр», состоявшие на вооружении Королевских ВМС Канады во время Второй мировой войны (такие, как «Арвида»), отличались от более ранних и традиционных корветов с днишевыми колонками[4][5][6]. Французы использовали наименование «корвет» для обозначения небольших боевых кораблей; некоторое время британский флот также использовал этот термин вплоть до 1877 года[7]. В 1930-е годы в канун войны Уинстон Черчилль добился восстановления класса «корвет», предложив называть так маленькие корабли сопровождения, схожие с китобойными судами[8]. Название «Флауэр» изначально использовалось для именования корветов в принципе как класса, а кораблям этого класса в британском флоте давали имена цветов, как следовало из наименования данного класса[9].

Корветы, принятые на вооружение Королевскими военно-морскими силами Канады, были названы преимущественно в честь канадских местечек, жители которых участвовали в строительстве кораблей. Эту идею отстаивал адмирал Перси Уокер Неллз[англ.]. Компании, финансировавшие строительство, как правило, были связаны с местечками, в честь которых был назван каждый корвет. Корветы британского флота занимались сопровождением в открытом море, корветы канадского флота — береговой охраной (играя преимущественно вспомогательную роль) и разминированием. Позже канадские корветы были доработаны так, чтобы нести службу и в открытом море[10].

Строительство

«Арвида» заказана 23 января 1940 года в рамках программы строительства корветов типа «Флауэр» на 1939 и 1940 годы. Заложена 28 февраля 1940 года компанией «Morton Engineering and Dry Dock Co.» в Квебеке. Спущена на воду 21 сентября 1940 года и принята в состав КВМС Канады 22 мая 1941 года в Квебеке[11]. За время службы дважды становилась на капитальный ремонт: первый с декабря 1942 по март 1943 годов в Луненберге и Сент-Джоне, второй с января по апрель 1944 года в Балтиморе (тогда на корвете был установлен более крупный бак)[12].

Служба

С июля 1941 года «Арвида» находилась в Сиднейских конвойных силах, занимаясь сопровождением конвоев до сентября. Позже подчинена Ньюфаундлендскому командованию и включена в состав океанских сил эскорта, исполняя обязанности до конца 1943 года. Трижды вступала в бой: за конвои ONS-92 (май 1942), ON-127[англ.] (сентябрь 1942) и SC-107 (ноябрь 1942). В ходе боя за конвой ONS-127 экипажем корвета были спасены выжившие моряки с потопленного двумя торпедами эсминца «Оттава»[англ.]. После сопровождения конвоя SC-107[англ.], который понёс большие потери, канадские корабли были отстранены от океанских эскортов[13].

В середине июня 1943 года, сопровождая конвой ON-188, «Арвида» получила повреждения от собственных же глубинных бомб. В течение недели она стояла на ремонте в Исландии[12]. После второго крупного ремонта отправилась в состав Западных местных конвойных сил[англ.] как часть конвойной группы W-7. В августе того же года переведена в группу W-2, в декабре 1944 года — в группу W-8, в составе которой пребывала до конца войны[12].

14 июня 1945 года корвет «Арвида» был исключён из состава КВМС Канады и продан по коммерческим соображениям[12]. В 1950 году переоборудован в транспортное судно водоизмещением 1117 т[14] и переименован в «Ла Сейба» (исп. La Ceiba). Ходил под флагом Испании, последний раз зарегистрирован в морском регистре Ллойда в 1953—1954 годах[12][15]. В 1957 году переименован в «Рио Само» (исп. Rio Samo), в 1987 году разрезан на металл в Испании[14].

Примечания

  1. Lenton, H.T.; Colledge, J.J. British and Dominion Warships of World War II (англ.). — Doubleday & Company, 1968. — P. 201, 210.
  2. Battle Honours. Britain's Navy. Дата обращения: 5 августа 2013. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Hazegray.
  4. Robert Ossian. Complete List of Sailing Vessels. The Pirate King. Дата обращения: 13 апреля 2011. Архивировано 25 апреля 2021 года.
  5. The Illustrated Encyclopedia of 20th Century Weapons & Warfare / Bernard Fitzsimons. — London: Phoebus, 1978. — Vol. 11. — P. 1137–1142.
  6. Jane's Fighting Ships of World War II (англ.). — New Jersey: Random House, 1996. — P. 68. — ISBN 0-517-67963-9.
  7. Nicholas Blake, Richard Lawrence. The Illustrated Companion to Nelson's Navy (англ.). — Stackpole Books, 2005. — P. 39–63. — ISBN 0-8117-3275-4. Архивная копия от 27 мая 2022 на Wayback Machine
  8. Roger Chesneau, Robert Gardiner. Conway's All the World's Fighting Ships (1922–1946) (англ.). — Naval Institute Press, 1980. — P. 62. — ISBN 0-87021-913-8. Архивная копия от 22 мая 2022 на Wayback Machine
  9. Marc Milner. North Atlantic Run (англ.). — Naval Institute Press, 1985. — P. 117–119, 142–145, 158, 175–176, 226, 235, 285–291. — ISBN 0-87021-450-0.
  10. Ken Macpherson, Marc Milner. Corvettes of the Royal Canadian Navy 1939–1945 (англ.). — St. Catherines: Vanwell Publishing, 1993. — P. 117. — ISBN 1-55125-052-7.
  11. HMCS Arvida (K 113). Uboat.net. Дата обращения: 3 августа 2013. Архивировано 19 ноября 2010 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Macpherson, Ken; Burgess, John. The ships of Canada's naval forces 1910–1981 : a complete pictorial history of Canadian warships (англ.). — Toronto: Collins, 1981. — P. 70. — ISBN 0-00216-856-1.
  13. German, Tony. The Sea is at our Gates : The History of the Canadian Navy (англ.). — Toronto: McClelland and Stewart Inc., 1990. — P. 125, 129. — ISBN 0-7710-3269-2.
  14. 14,0 14,1 Arvida (5296446). Miramar Ship Index. — Subscription required. Дата обращения: 13 июля 2016. Архивировано 23 февраля 2016 года.
  15. Colledge, J. J.; Warlow, Ben. Ships of the Royal Navy: The Complete Record of all Fighting Ships of the Royal Navy (Rev. ed.) (англ.). — London: Chatham Publishing, 2006. — P. 60. — ISBN 978-1-86176-281-8.

Ссылки

  • HMCS Arvida (англ.). Arnold Hague Convoy Database. Дата обращения: 10 октября 2021.
  • Hazegray. Flower Class (англ.). Canadian Navy of Yesterday and Today. Дата обращения: 10 октября 2021.
  • HMCS Arvida (K113) (англ.). Ready, Aye, Ready. Дата обращения: 10 октября 2021.
  • HMCS Arvida (K 113) (англ.). uboat.net. Дата обращения: 25 мая 2022.