HMCS Agassiz (1940)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
HMCS Agassiz
HMCS Agassiz (K129)
Экипаж корвета «Агассиз»Экипаж корвета «Агассиз»
Служба
 Канада
Класс и тип судна корвет типа «Флауэр»[1]
Организация Военно-морские силы Канады
Изготовитель Burrard Dry Dock Co. Ltd., Северный Ванкувер
Заказан к постройке 14 февраля 1940
Строительство начато 29 апреля 1940
Спущен на воду 15 августа 1940
Введён в эксплуатацию 23 января 1941
Выведен из состава флота 14 июня 1945
Статус продан и разрезан на металл в 1945 году
Награды и почести Британские воинские почести: «Atlantic 1941-45»[2], «Gulf of St. Lawrence 1944»[3]
Основные характеристики
Водоизмещение 940 т
Длина 62,48 м
Ширина 10,06 м
Осадка 3,51 м
Двигатели 2 × котла Scotch, четырёхтактная паровая машина тройного расширения
Мощность 2750 л.с. (2050 кВт)
Движитель один винт
Скорость хода 16 узлов
Дальность плавания 3500 морских миль при 12 узлах
Экипаж 85 человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение радар типа SW1C или 2C, сонар Type 123A или Type 127DV
Артиллерия 4" морское орудие Mk IX
Зенитная артиллерия 2 сдвоенных пулемёта Vickers 50 калибра
4 x пулемёты Льюиса (303-й калибр)
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта Mk.II (два отверстия для сброса 40 глубинных бомб)

HMCS Agassiz (K129) (англ. Его Величества Канадский Корабль «Агассиз[en]») — корвет типа «Флауэр», служивший в КВМС Канады в годы Второй мировой войны. Участвовал в сопровождении транспортных конвоев через Атлантический океан. Назван в честь города Агассиз канадской провинции Британская Колумбия.

Проект «Флауэр»

Корветы типа «Флауэр», состоявшие на вооружении Королевских ВМС Канады во время Второй мировой войны (такие, как «Агассиз»), отличались от более ранних и традиционных корветов с днишевыми колонками[4][5][6]. Французы использовали наименование «корвет» для обозначения небольших боевых кораблей; некоторое время британский флот также использовал этот термин вплоть до 1877 года[7]. В 1930-е годы в канун войны Уинстон Черчилль добился восстановления класса «корвет», предложив называть так маленькие корабли сопровождения, схожие с китобойными судами[8]. Название «Флауэр» изначально использовалось для именования корветов в принципе как класса, а кораблям этого класса в британском флоте давали имена цветов, как следовало из наименования данного класса[9].

Корветы, принятые на вооружение Королевскими военно-морскими силами Канады, были названы преимущественно в честь канадских местечек, жители которых участвовали в строительстве кораблей. Эту идею отстаивал адмирал Перси Уокер Неллз[en]. Компании, финансировавшие строительство, как правило, были связаны с местечками, в честь которых был назван каждый корвет. Корветы британского флота занимались сопровождением в открытом море, корветы канадского флота — береговой охраной (играя преимущественно вспомогательную роль) и разминированием. Позже канадские корветы были доработаны так, чтобы нести службу и в открытом море[10].

Строительство

«Агассиз» заказан 14 февраля 1940 года в рамках программы строительства корветов типа «Флауэр» на 1939 и 1940 годы. Заложен 29 апреля 1940 года компанией «Burrard Dry Dock» в Северном Ванкувере. Спущен на воду 15 августа 1940 года[11] и принят в состав КВМС Канады 23 января 1941 года в Ванкувере[1][12]. За свою службу дважды становился на ремонт и покраску: с января по середину марта 1943 года в Ливерпуле (Новая Шотландия) и с декабря 1943 по март 1944 годы в Нью-Йорке. Во время второго ремонта был расширен бак корабля[12].

Служба

13 апреля 1941 года «Агассиз» прибыл в Галифакс, после чего в мае 1941 года был включён в Ньюфаундлендские конвойные силы и начал нести службу по сопровождению конвоев вплоть до 1943 года. В августе он сопровождал конвой HX-143 из 57 кораблей, который должен был миновать группировку подводных лодок кригсмарине в Северной Атлантике[13]. 1 сентября 1943 года переведён в 19-ю эскортную группу[14].

18 сентября 1941 года немецкая подводная лодка U-74 заметила конвой SC-44 в Северной Атлантике, который охранялся эсминцем «Честерфилд»[en] и корветами «Агассиз», «Мэйфлауэр»[en], «Льюис»[en] и «Ханисакл»[en]. В первую ночь боя четыре подлодки вступили в сражение и торпедировали «Льюис»[15], а «Агассиз» принял на борт выживших[12]. 18 и 19 сентября были торпедированы четыре корабля конвоя, в ответ на что британцы направили ещё три корвета в помощь конвою[15].

В июле 1942 года «Агассиз» участвовал в битве за конвой ON-102 в составе Центральноокеанских конвойных сил[en] (MOEF), группы A3. В составе группы C2 он также защищал конвой SC-97, в составе группы C3 — конвой ON-115. После первого крупного ремонта переведён в группу C1 из MOEF и всего сопроводил 12 трансатлантических конвоев без единой потери перед вторым ремонтом в 1944 году. С марта 1944 по февраль 1945 года сопровождал североамериканские береговые конвои в составе Западных местных конвойных сил. С апреля 1944 года действовал в составе конвойной группы W-2, с августа — в группе W-7, с которой и встретил конец войны[16][12].

14 июня 1945 года в Сиднее (Новая Шотландия) корвет «Агассиз» был исключён из списков британского флота[1][12], после чего продан в ноябре 1945 года и разрезан на металл в Монктоне (Нью-Брунсвик)[17].

Трансатлантические конвои

Конвой Эскортная группа Время Примечания
OB 347 22—31 июля 1941[18] 64 корабля добрались без потерь из Исландии до разных пунктов назначения
HX 143 8—17 августа 1941[19] 73 корабля добрались без потерь из Ньюфаундленда в Исландию
ON 8 21—25 августа 1941[20] 46 кораблей добрались без потерь из Исландии в Ньюфаундленд
SC 44 12—22 сентября 1941[21] 4 корабля из конвоя, шедшего из Ньюфаундленда в Исландию, были торпедированы и затонули
ON 19A 22 сентября — 4 октября 1941[20] Курсирование из Исландии и обратно
SC 50 19—31 октября 1941[21] 41 корабль добрался без потерь из Ньюфаундленда в Исландию
ON 32 6—14 ноября 1941[20] 49 кораблей добрались без потерь из Исландии в Ньюфаундленд
SC 56 24 ноября — 5 декабря 1941[21] 45 кораблей добрались без потерь из Ньюфаундленда в Исландию
HX 184 12—19 апреля 1942[19] 30 кораблей добрались без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 91 2—11 мая 1942[20] 31 корабль добрался без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
HX 190 MOEF[en], группа A3 20—27 мая 1942[19] 18 кораблей добрались без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 102 MOEF, группа A3 10—21 июня 1942[20] Один корабль из конвоя, шедшего из Ньюфаундленда в Исландии, был торпедирован и затонул
HX 196 MOEF, группа A3 2—10 июля 1942[19] 42 корабля добрались без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 114 MOEF, группа A3 20—30 июля 1942[20] 32 корабля добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
ON 115 MOEF, группа C3 31 июля — 3 августа 1942[20] Отправка подкреплений
SC 97 MOEF, группа C2 22—26 августа 1942[21] 2 корабля из конвоя, шедшего из Ньюфаундленда в Исландию, были торпедированы и затонули
SC 98 MOEF, группа C3 2—8 сентября 1942[21] 69 кораблей добрались без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 131 MOEF, группа C3 19—28 сентября 1942[20] 54 корабля добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
HX 210 MOEF, группа C3 7—14 октября 1942[19] 36 кораблей добрались без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 141 MOEF, группа C3 26 октября — 3 ноября 1942[20] 59 кораблей добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
SC 109 MOEF, группа C3 16—27 ноября 1942[21] 2 корабля из конвоя, шедшего из Ньюфаундленда в Исландию, были торпедированы; один затонул
ON 152 MOEF, группа C3 10—28 декабря 1942[20] 15 кораблей добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
SC 127 MOEF, группа C1 20 апреля — 2 мая 1943[21] 55 кораблей добрались без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 184 MOEF, группа C1 16—25 мая 1943[20] 39 кораблей добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
HX 242 6—14 июня 1943[19] 61 корабль добрался без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 190 25 июня — 3 июля 1943[20] 87 кораблей добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
HX 247 14—21 июля 1943[19] 71 корабль добрался без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 195 1—8 августа 1943[20] 51 корабль добрался без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
HX 252 20—27 августа 1943[19] 52 корабля добрались без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 201 10—18 сентября 1943[20] 70 кораблей добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
HX 258 28 сентября — 5 октября 1943[19] 59 кораблей добрались без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 207 19—28 октября 1943[20] 52 корабля добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
HX 264 5—16 ноября 1943[19] 65 кораблей добрались без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 213 27 ноября — 7 декабря 1943[20] 60 кораблей добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Lenton, H.T.; Colledge, J.J. British and Dominion Warships of World War II (англ.). — Doubleday & Company, 1968. — P. 201, 210.
  2. Battle Honours. Britain's Navy. Дата обращения: 15 августа 2013. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  3. Royal Canadian Warships - The Battle of the Gulf of St. Lawrence - Second World War. Veterans Affairs Canada. Дата обращения: 15 августа 2013. Архивировано 27 сентября 2013 года.
  4. Robert Ossian. Complete List of Sailing Vessels. The Pirate King. Дата обращения: 13 апреля 2011. Архивировано 25 апреля 2021 года.
  5. The Illustrated Encyclopedia of 20th Century Weapons & Warfare (англ.) / Bernard Fitzsimons. — London: Phoebus, 1978. — Vol. 11. — P. 1137–1142.
  6. Jane's Fighting Ships of World War II (англ.). — New Jersey: Random House, 1996. — P. 68. — ISBN 0-517-67963-9.
  7. Nicholas Blake, Richard Lawrence. The Illustrated Companion to Nelson's Navy (англ.). — Stackpole Books, 2005. — P. 39–63. — ISBN 0-8117-3275-4. Архивная копия от 27 мая 2022 на Wayback Machine
  8. Roger Chesneau, Robert Gardiner. Conway's All the World's Fighting Ships (1922–1946) (англ.). — Naval Institute Press, 1980. — P. 62. — ISBN 0-87021-913-8. Архивная копия от 22 мая 2022 на Wayback Machine
  9. Marc Milner. North Atlantic Run (англ.). — Naval Institute Press, 1985. — P. 117–119, 142–145, 158, 175–176, 226, 235, 285–291. — ISBN 0-87021-450-0.
  10. Macpherson, Miller, 1993, p. 117.
  11. HMCS Agassiz (K 129). Uboat.net. Дата обращения: 15 августа 2013. Архивировано 19 ноября 2010 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Macpherson, Ken; Burgess, John. The ships of Canada's naval forces 1910-1981 : a complete pictorial history of Canadian warships (англ.). — Toronto: Collins, 1981. — P. 68, 231. — ISBN 0-00216-856-1.
  13. Rohwer, 2005, p. 90.
  14. Rohwer, 2005, p. 97.
  15. 15,0 15,1 Rohwer, 2005, p. 100.
  16. Convoy Web. Andrew Hague Convoy Database. Дата обращения: 27 июня 2011. Архивировано 24 июля 2012 года.
  17. Macpherson, Miller, 1993, pp. 90, 117.
  18. OB convoys. Andrew Hague Convoy Database. Дата обращения: 6 июля 2011. Архивировано 20 мая 2011 года.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 19,6 19,7 19,8 19,9 HX convoys. Andrew Hague Convoy Database. Дата обращения: 19 июня 2011. Архивировано 30 сентября 2018 года.
  20. 20,00 20,01 20,02 20,03 20,04 20,05 20,06 20,07 20,08 20,09 20,10 20,11 20,12 20,13 20,14 20,15 ON convoys. Andrew Hague Convoy Database. Дата обращения: 19 июня 2011. Архивировано 29 сентября 2011 года.
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 21,5 21,6 SC convoys. Andrew Hague Convoy Database. Дата обращения: 19 июня 2011. Архивировано 20 мая 2011 года.

Литература

Ссылки

  • HMCS Agassiz (K129) (англ.). Ready, Aye, Ready. Дата обращения: 10 октября 2021.
  • HMCS Agassiz (K 129) (англ.). uboat.net. Дата обращения: 25 мая 2022.