HMCS Alberni (1940)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
HMCS Alberni
HMCS Alberni (K130)
«Алберни» между 1943 и 1944 годами«Алберни» между 1943 и 1944 годами
Служба
 Канада
Класс и тип судна корвет типа «Флауэр»[1]
Организация Военно-морские силы Канады
Изготовитель Yarrows Ltd., Эскимальт
Заказан к постройке 14 февраля 1940
Строительство начато 29 апреля 1940
Спущен на воду 22 августа 1940
Введён в эксплуатацию 4 февраля 1941
Выведен из состава флота 21 августа 1944
Статус торпедирован подлодкой U-480 и затонул
Награды и почести Британские воинские почести: Atlantic 1941-44; Normandy 1944; North Sea 1944[2]
Основные характеристики
Водоизмещение 940 т
Длина 62,48 м
Ширина 10,06 м
Осадка 3,51 м
Двигатели 2 × котла Scotch, четырёхцилиндровая паровая машина тройного расширения
Мощность 2750 л. с. (2050 кВт)
Движитель один винт
Скорость хода 16 узлов
Дальность плавания 3500 морских миль на 12 узлах
Экипаж 85 человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение радар типа SW1C или 2C
Артиллерия 4" морское орудие Mk IX
Зенитная артиллерия 2 спаренных пулемёта Vickers 50 калибра
4 x пулемёта Льюиса (.303 British)
Противолодочное вооружение гидролокатор Type 123A или Type 127DV,
2 бомбомёта Mk.II,
2 бомбосбрасывателя,
40 глубинных бомб

HMCS Alberni (K130) (англ. Его Величества Канадский Корабль «Алберни») — корвет типа «Флауэр», служивший в КВМС Канады в годы Второй мировой войны. Участвовал в сопровождении транспортных конвоев через Атлантический океан, а также операциях «Торч» и «Оверлорд». Назван в честь города Агассиз канадской провинции Британская Колумбия. Назван в честь города Алберни (ныне Порт-Алберни) в провинции Британская Колумбия (Канада). Торпедирован в 1944 году.

Проект «Флауэр»

Корветы типа «Флауэр», состоявшие на вооружении Королевских ВМС Канады во время Второй мировой войны (такие, как «Алберни»), отличались от более ранних и традиционных корветов с винтовыми колонками[3][4][5]. Французы использовали наименование «корвет» для обозначения небольших боевых кораблей; некоторое время британский флот также использовал этот термин вплоть до 1877 года[6]. В 1930-е годы в канун войны Уинстон Черчилль добился восстановления класса «корвет», предложив называть так маленькие корабли сопровождения, схожие с китобойными судами[7]. Название «Флауэр» изначально использовалось для именования корветов в принципе как класса, а кораблям этого класса в британском флоте давали имена цветов, как следовало из наименования данного класса[8].

Корветы, принятые на вооружение Королевскими военно-морскими силами Канады, были названы преимущественно в честь канадских местечек, жители которых участвовали в строительстве кораблей. Эту идею отстаивал адмирал Перси Уокер Неллз[en]. Компании, финансировавшие строительство, как правило, были связаны с местечками, в честь которых был назван каждый корвет. Корветы британского флота занимались сопровождением в открытом море, корветы канадского флота — береговой охраной (играя преимущественно вспомогательную роль) и разминированием. Позже канадские корветы были доработаны так, чтобы нести службу и в открытом море[9].

Строительство

«Алберни» заказан 14 февраля 1940 года на верфи «Ярроус» в городе Эскимальт в Британской Колумбии, заложен 29 апреля 1940 года. Спущен на воду 22 августа 1940 года, принят в состав КВМС Канады 4 февраля 1941 года[10][11]. Назван в честь города Алберни, который в 1964 году был разрушен в результате Великого Аляскинского землетрясения, а его территорию позднее включили в состав города Порт-Алберни. За свою службу дважды становился на ремонт и покраску: в мае 1942 года были заменены котлы, а с ноября 1943 по февраль 1944 годы в Ливерпуле (Новая Шотландия) ремонтировался в доках[11], удлинив бак[10]

Служба

«Алберни» в апреле 1941 года прошёл через Панамский канал и был включён в состав Атлантического флота Канады в Галифаксе в апреле 1941 года. С мая 1941 года состоял в Ньюфаундлендских конвойных силах, охраняя конвои в северно-западной части Атлантики. В сентябре 1941 года сопровождал особо важный конвой SC-42, до мая 1942 года сопровождал другие североатлантические конвои[11]. 3 мая 1942 года вместе с эсминцем «Ассинибуан[en]» спас 47 выживших с британского танкера «British Workman», торпедированного немецкой субмариной U-455 у Кейп-Рейс (44°07′ с. ш. 51°53′ з. д.HGЯO)[10], после чего встал на ремонт котлов.

С октября 1942 по февраль 1943 годов «Алберни» участвовал в операции «Торч» в Средиземном море, сопровождая конвои между Гибралтаром и Великобританией. 27 октября 1942 спас 12 выживших с американского танкера «Гёрни Э. Ньюлин», торпедированного немецкой субмариной U-436 (54°51′ с. ш. 30°06′ з. д.HGЯO) и затопленного на следующий день немецкой субмариной U-606. 28 октября «Алберни» вместе с экипажем корвета «Вилль де Квебек»[en] спас 81 человека с британского китобойного судна «Сурабайя», торпедированного и затопленного днём ранее немецкой субмариной U-436 (54°32′ с. ш. 31°02′ з. д.HGЯO)[10].

В марте 1943 года «Алберни» перешёл в Западные местные конвойные силы, прежде чем войти в состав Квебекских сил и начать охрану конвоев между Квебеком и Лабрадором. После небольшого ремонта на Бермудах «Алберни» вошёл в состав эскортной группы EG-4 британских КВМС. В апреле 1944 года переподчинён Западному командованию для участия в операции «Нептун» — морской составляющей операции «Оверлорд»[11].

Гибель

В 11:45 21 августа 1944 года «Алберни» сопровождал конвой в 46 км к юго-востоку от мыса Святой Екатерины острова Уайта (50°18′ с. ш. 00°51′ з. д.HGЯO). В этот момент в корабль попала торпеда, выпущенная с подлодки U-480 под командованием обер-лейтенанта Ганса-Йоахима Фёрстера. Торпеда взорвалась в машинном отделении, и корабль затонул менее чем через минуту. Погибли 59 человек, спастись удалось 31 человеку, которого эвакуировали на торпедных катерах ВМС Великобритании. Участвовавший в спасении утопающих лейтенант Фрэнк Уильямс был награждён бронзовой медалью Королевского общества спасателей[10][11].

Память

В 1997 году археолог Иннес Маккартни[en] первым исследовал палубу затонувшего корвета. Позднее палубу этого корвета, как и потопленной в конце войны U-480, показывали в документальном телесериале «Deep Wreck Mysteries». В 2000 году начала действие программа «The Alberni Project», целью которой являлось увековечивание памяти всех членов экипажа, служивших на корабле когда-либо. С помощью родственников членов экипажа «Алберни», а также частных и общественных пожертвований программа была преобразована в общество «The Alberni Project Society», которое стало заниматься увековечиванием служащих Вооружённых сил Канады и гражданских лиц, участвовавших в битве за Атлантику. В 2005 году была открыта выставка, которая и по сей день проходит в разных городах Канады, в том числе на острове Ванкувер и в долине Британской Колумбии. В Комоксе (Британская Колумбия)[en] 1 сентября 2013 года был открыт музей HAMM в торговом центре, а в ноябре 2016 года переехал в Кортни как часть выставки, посвящённой канадским вооружённым силам[12].

Примечания

  1. Lenton, H.T.; Colledge, J.J. British and Dominion Warships of World War II (англ.). — Doubleday & Company, 1968. — P. 201, 210.
  2. Battle Honours. Britain's Navy. Дата обращения: 5 августа 2013. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  3. Robert Ossian. Complete List of Sailing Vessels. The Pirate King. Дата обращения: 13 апреля 2011. Архивировано 25 апреля 2021 года.
  4. The Illustrated Encyclopedia of 20th Century Weapons & Warfare (англ.) / Bernard Fitzsimons. — London: Phoebus, 1978. — Vol. 11. — P. 1137–1142.
  5. Jane's Fighting Ships of World War II (англ.). — New Jersey: Random House, 1996. — P. 68. — ISBN 0-517-67963-9.
  6. Nicholas Blake, Richard Lawrence. The Illustrated Companion to Nelson's Navy (англ.). — Stackpole Books, 2005. — P. 39–63. — ISBN 0-8117-3275-4. Архивная копия от 27 мая 2022 на Wayback Machine
  7. Roger Chesneau, Robert Gardiner. Conway's All the World's Fighting Ships (1922–1946) (англ.). — Naval Institute Press, 1980. — P. 62. — ISBN 0-87021-913-8. Архивная копия от 22 мая 2022 на Wayback Machine
  8. Marc Milner. North Atlantic Run (англ.). — Naval Institute Press, 1985. — P. 117–119, 142–145, 158, 175–176, 226, 235, 285–291. — ISBN 0-87021-450-0.
  9. Ken Macpherson, Marc Milner. Corvettes of the Royal Canadian Navy 1939–1945 (англ.). — St. Catherines: Vanwell Publishing, 1993. — P. 117. — ISBN 1-55125-052-7.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Helgason, Guðmundur HMCS Alberni (K 103). German U-boats of WWII - uboat.net. Дата обращения: 16 августа 2013. Архивировано 19 ноября 2010 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Macpherson, Ken; Burgess, John. The ships of Canada's naval forces 1910-1981 : a complete pictorial history of Canadian warships (англ.). — Toronto: Collins, 1981. — P. 68. — ISBN 0-00216-856-1.
  12. The HMCS Alberni Museum And Memorial. Дата обращения: 3 марта 2018. Архивировано 25 мая 2021 года.

Ссылки