HMCS Battleford (1940)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
HMCS Battleford
HMCS Battleford (K165)
Служба
 Канада
Название HMCS Battleford
Оригинальное название HMCS Battleford (K165)
Класс и тип судна корвет типа «Флауэр»[1]
Организация Военно-морские силы Канады (1941—1945)
Изготовитель Collingwood Shipyards Ltd.[en], Коллингвуд, Онтарио
Заказан к постройке 1 февраля 1940
Строительство начато 30 сентября 1940
Спущен на воду 15 апреля 1941
Введён в эксплуатацию 31 июля 1941
Выведен из состава флота 18 июля 1945
Статус продан ВМС Венесуэлы
Награды и почести Британские воинские почести: Atlantic 1941-1945[2]
Служба
 Венесуэла
Название Libertad
Оригинальное название FNV Libertad
Класс и тип судна корвет типа «Флауэр»[1]
Организация Военно-морские силы Венесуэлы
Введён в эксплуатацию 1946
Выведен из состава флота 12 апреля 1949
Статус затонул
Основные характеристики
Водоизмещение 940 т
Длина 62,48 м
Ширина 10,06 м
Осадка 3,51 м
Двигатели 2 котла Scotch, четырёхтактная паровая машина тройного расширения[3]
Мощность 2750 л. с. (2050 кВт)
Движитель один винт
Скорость хода 16 узлов
Дальность плавания 3500 морских миль при 12 узлах
Экипаж 85 человек (в т.ч. 6 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение радар типа SW1C или 2C[3]
Артиллерия 4" морское орудие Mk IX[3]
Зенитная артиллерия 2 спаренных пулемёта Vickers .50[3]
2 спаренных пулемёта Льюиса (7,7×56 мм R)[3]
Противолодочное вооружение гидроакустическая станция Type 123A или Type 127DV[3]
2 бомбосбрасывателя Mk.II (40 глубинных бомб)[3]

HMCS Battleford (K165) (англ. Его Величества Канадский Корабль «Баттлфорд») — корвет типа «Флауэр», служивший в КВМС Канады в годы Второй мировой войны. Назван в честь города Баттлфорд канадской провинции Саскачеван.

Проект «Флауэр»

Корветы типа «Флауэр», состоявшие на вооружении Королевских ВМС Канады во время Второй мировой войны (такие, как «Баттлфорд»), отличались от более ранних и традиционных корветов с днищевыми колонками[4][5][6]. Французы использовали наименование «корвет» для обозначения небольших боевых кораблей; некоторое время британский флот также использовал этот термин вплоть до 1877 года[7]. В 1930-е годы в канун войны Уинстон Черчилль добился восстановления класса «корвет», предложив называть так маленькие корабли сопровождения, схожие с китобойными судами[8]. Название «Флауэр» изначально использовалось для именования корветов в принципе как класса, а кораблям этого класса в британском флоте давали имена цветов, как следовало из наименования данного класса[9].

Корветы, принятые на вооружение Королевскими военно-морскими силами Канады, были названы преимущественно в честь канадских местечек, жители которых участвовали в строительстве кораблей. Эту идею отстаивал адмирал Перси Уокер Неллз[en]. Компании, финансировавшие строительство, как правило, были связаны с местечками, в честь которых был назван каждый корвет. Корветы британского флота занимались сопровождением в открытом море, корветы канадского флота — береговой охраной (играя преимущественно вспомогательную роль) и разминированием. Позже канадские корветы были доработаны так, чтобы нести службу и в открытом море[10].

Строительство

«Баттлфорд» заказан 1 февраля 1940 года в рамках программы строительства корветов типа «Флауэр» на 1939 и 1940 годы. Заложен 30 сентября 1940 года компанией «Collingwood Shipyards Ltd.» в Коллингвуде, Онтарио. Спущен на воду 15 апреля 1941 года и принят в состав КВМС Канады 31 июля 1941 года[11]. Первый ремонт состоялся с января по март 1942 года в Ливерпуле (Новая Шотландия), дальнейший ремонт проходил в Кардиффе. В апреле 1943 года прошёл двухмесячный техосмотр корабля, в апреле 1944 года корвет стоял на ремонте в Сидни (Новая Шотландия), тогда же был установлен более крупный бак[12].

Служба во время войны

«Баттлфорд» сопровождал торговые конвои между Галифаксом и Западными подходами. Некоторое время состоял в Сиднейских конвойных силах, пока не перешёл в Ньюфаундлендские конвойные силы. Участвовал в битве за конвой SC-57, сопровождал ещё два конвоя перед первым ремонтом. После ремонта базировался в Тобермори, пока в июле 1942 года не перешёл в Центральноокеанские конвойные силы, в группу C1. «Баттлфорд» в составе группы кораблей участвовал в потоплении подводной лодки U-356 в ходе обороны конвоя ON-154, также сопровождал конвои SC-94, HX-222 и KMS-10G. В мае 1943 года ушёл из группы C1 и занялся сопровождением североамериканских прибрежных конвоев вместе с Западными местными конвойными силами и группой W-3 до самого конца войны[12][13].

Трансатлантические конвои

Конвой Эскортная группа Дата Примечания
SC 57 28 ноября—9 декабря 1941[14] Из 39 судов конвоя 3 корабля торпедированы и затонули на пути из канадского Сидни в Ливерпуль
ON 48 24—31 декабря 1941[15] 49 кораблей добрались без потерь из Ньюфаундленда в Исландию
SC 80 22 апреля—3 мая 1942[16] 29 кораблей добрались без потерь из Галифакса в Ливерпуль
ON 112 MOEF[en], группа C1 14—25 июля 1942[15] 36 кораблей добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
SC 94 MOEF, группа C1 2—12 августа 1942[16] 10 кораблей торпедированы и затонули на пути из Сидни в Ливерпуль
ON 123 MOEF, группа C1 22—31 августа 1942[15] 39 кораблей добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
SC 99 MOEF, группа C1 9—19 сентября 1942[14] 59 кораблей добрались без потерь из Галифакса в Ливерпуль
ON 133 MOEF, группа C1 26 сентября—5 октября 1942[15] 35 кораблей добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
HX 211 MOEF, группа C1 13—20 октября 1942[16] 29 кораблей добрались без потерь из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
ON 143 MOEF, группа C1 2—11 ноября 1942[15] 26 кораблей добрались без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
SC 110 MOEF, группа C1 24 ноября—5 декабря 1942[14] 33 кораблей добрались без потерь из Нью-Йорка в Ньюфаундленд
ON 154 MOEF, группа C1 19—30 декабря 1942[15] 14 кораблей торпедированы, 13 затонули на пути из Северной Ирландии в Ньюфаундленд
HX 222 MOEF, группа C1 11—22 января 1943[16] Один корабль торпедирован и затонул на пути из Ньюфаундленда в Северную Ирландию
KMS 10G MOEF, группа C1 28 февраля—8 марта 1943[17] 4 корабля торпедированы, один затонул на пути из Ливерпуля в Средиземное море
MKS 9 MOEF, группа C1 8—18 марта 1943[18] 55 кораблей добрались без потерь из Средиземного моря в Ливерпуль
ONS 2 MOEF, группа C1 29 марта—14 апреля 1943[15] 31 корабль добрался без потерь из Северной Ирландии в Ньюфаундленд

Послевоенная служба

18 июля 1945 года «Баттлфорд» был исключён из списков КВМС Канады в Сореле, Квебек[12]. После войны был продан ВМС Венесуэлы и получил имя «Либертад» (исп. Libertad). Другими кораблями, проданными Венесуэле, были «Алгома» («Конститусьон», июнь 1945), «Камзак[en]» («Карабобо», затонул в декабре 1945 во время доставки), «Амхёрст» («Федерасьон», 1946), «Данвеган» («Индепенденсия»), «Оквилль» («Патрия») и «Ветаскивин» («Виктория»). Затонул 12 апреля 1949 года[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Lenton, H.T.; Colledge, J.J. British and Dominion Warships of World War II (англ.). — Doubleday & Company, 1968. — P. 201, 212.
  2. Battle Honours. Britain's Navy. Дата обращения: 23 августа 2013. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Hazegray.
  4. Robert Ossian. Complete List of Sailing Vessels. The Pirate King. Дата обращения: 13 апреля 2011. Архивировано 25 апреля 2021 года.
  5. The Illustrated Encyclopedia of 20th Century Weapons & Warfare (англ.) / Bernard Fitzsimons. — London: Phoebus, 1978. — Vol. 11. — P. 1137–1142.
  6. Jane's Fighting Ships of World War II (англ.). — New Jersey: Random House, 1996. — P. 68. — ISBN 0-517-67963-9.
  7. Nicholas Blake, Richard Lawrence. The Illustrated Companion to Nelson's Navy (англ.). — Stackpole Books, 2005. — P. 39–63. — ISBN 0-8117-3275-4. Архивная копия от 27 мая 2022 на Wayback Machine
  8. Roger Chesneau, Robert Gardiner. Conway's All the World's Fighting Ships (1922–1946) (англ.). — Naval Institute Press, 1980. — P. 62. — ISBN 0-87021-913-8. Архивная копия от 22 мая 2022 на Wayback Machine
  9. Marc Milner. North Atlantic Run (англ.). — Naval Institute Press, 1985. — P. 117–119, 142–145, 158, 175–176, 226, 235, 285–291. — ISBN 0-87021-450-0.
  10. Ken Macpherson, Marc Milner. Corvettes of the Royal Canadian Navy 1939–1945 (англ.). — St. Catherines: Vanwell Publishing, 1993. — P. 117. — ISBN 1-55125-052-7.
  11. HMCS Battleford (K 165). Uboat.net. Дата обращения: 23 августа 2013. Архивировано 19 ноября 2010 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 Macpherson, Ken; Burgess, John. The ships of Canada's naval forces 1910-1981 : a complete pictorial history of Canadian warships (англ.). — Toronto: Collins, 1981. — P. 71. — ISBN 0-00216-856-1.
  13. Convoy Web. Andrew Hague Convoy Database. Дата обращения: 27 июня 2011. Архивировано 24 июля 2012 года.
  14. 14,0 14,1 14,2 SC convoys. Andrew Hague Convoy Database. Дата обращения: 19 июня 2011. Архивировано 20 мая 2011 года.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 15,6 ON convoys. Andrew Hague Convoy Database. Дата обращения: 19 июня 2011. Архивировано 29 сентября 2011 года.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 HX convoys. Andrew Hague Convoy Database. Дата обращения: 19 июня 2011. Архивировано 30 сентября 2018 года.
  17. KMS convoys. Andrew Hague Convoy Database. Дата обращения: 7 июля 2011. Архивировано 20 мая 2011 года.
  18. MKS convoys. Andrew Hague Convoy Database. Дата обращения: 7 июля 2011. Архивировано 20 мая 2011 года.

Ссылки

  • Hazegray. Flower Class (англ.). Canadian Navy of Yesterday and Today. Дата обращения: 12 ноября 2021.
  • HMCS Battleford (K165) (англ.). Ready, Aye, Ready. Дата обращения: 25 мая 2022.
  • HMCS Battleford (K 165) (англ.). uboat.net. Дата обращения: 25 мая 2022.