Death Stranding

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Death Stranding
Разработчик Япония Kojima Productions
Нидерланды Guerrilla Games
Издатель Весь мир Sony Interactive Entertainment
Весь мир 505 Games
Дата анонса 13 июня 2016
Дата выпуска PlayStation 4:
Весь мир 8 ноября 2019
Windows:
Весь мир 14 июля 2020
Director’s Cut
PlayStation 5:
Весь мир 24 сентября 2021
Windows:
Весь мир 30 марта 2022
iOS
Весь мир 31 января 2024
Жанр action-adventure
Возрастные
рейтинги
ACB: MA15+Mature 15+
CERO: DAges 17 and up
ESRB: MMature
GSRR: RRestricted
OFLC (NZ): R13Restricted 13
PEGI: 18
RARS: 18+
USK: 16
Создатели
Руководитель Хидэо Кодзима
Продюсер Хидэо Кодзима
Кэнъитиро Имаидзуми
Джеймс Вэнс
Кен Мендоза
Геймдизайнер Хидэо Кодзима
Сценарист Хидэо Кодзима
Кенджи Яно
Шуйо Мурата
Программист Акио Сакамото
Художник Ёдзи Синкава
Композитор Людвиг Форсселл
Технические данные
Платформа PlayStation 4
PlayStation 5
Windows, iOS
Движок Decima
Режим игры однопользовательский, кооперативный
Язык интерфейса основные языки мира, включая русский язык
Носитель Blu-ray Disc, цифровая дистрибуция
Управление геймпад, клавиатура, мышь

Death Stranding — компьютерная игра в жанре action с открытым миром, разработанная студией Kojima Productions в сотрудничестве с Guerrilla Games и изданная Sony Interactive Entertainment для PlayStation 4 в 2019 году. В 2020 году компания 505 Games выпустила версию игры для Windows. 31 января 2024 года версия игры Director’s Cut вышла на платформе iOS. Это первая игра Хидэо Кодзимы и Kojima Productions после разрыва с Konami в 2015 году. В работе над игрой приняли участие актёры Норман Ридус, Мадс Миккельсен, Леа Сейду, Маргарет Куэлли, Томми Дженкинс, Линдси Вагнер и Трой Бейкер<; в игре также появляются персонажи, моделями для внешности которых послужили кинорежиссёры Гильермо дель Торо и Николас Виндинг Рефн.

Действие Death Stranding происходит в постапокалиптическом будущем на территории бывших Соединённых Штатов Америки, разрушенных вторжением призрачных существ из другого мира. Игрок управляет курьером Сэмом (Норман Ридус) — своего рода постапокалиптическим почтальоном. Перед ним стоит задача пересечь континент и связать друг с другом изолированные поселения[⇨]. Death Stranding совмещает в себе свободное путешествие по открытому миру, где игрок должен самостоятельно находить путь к следующей цели, и продолжительные кинематографические катсцены, созданные на движке игры с помощью технологии захвата движения. Основной игровой процесс связан с переноской ценных посылок из одного поселения в другое, причём игрок должен избегать потери и повреждения груза; игра содержит проработанную механику перемещения по пересечённой местности и элементы асинхронной многопользовательской игры[⇨].

Death Stranding получила высокие оценки критиков. Большинство обозревателей отметили оригинальность и необычность игры, не укладывающейся в привычные жанровые рамки, а также высоко оценили графику, музыкальное сопровождение и игру актёров. В то же время как игровой процесс, так и сюжет получили полярные оценки критиков — от восторженных до отрицательных. Ряд обозревателей описывал Death Stranding как «игру не для всех». Игра была удостоена ряда наград и номинаций от различных изданий и организаций[⇨].

Игровой процесс

Игровой процесс Death Stranding. «Сканируя» окружающий мир, игрок получает информацию о рельефе местности — различные цветные значки отмечают препятствия, затрудняющие поход.

Death Stranding описывалась как экшн-игра с открытым миром[1]. В основе геймплея лежит доставка посылок из одной точки мира в другую: управляя героем Сэмом, игрок должен выбрать заказ через терминал доставки одного из поселений, погрузить посылку на спину героя и добраться с ней до адресата — в среднем такой пеший поход занимает от пяти до пятнадцати минут[2]. Сам акт путешествия задумывался испытанием и источником эмоций для игрока[3], наподобие туристического похода[2]. Каждая успешная доставка оценивается по ряду параметров, и игрок получает от неигровых персонажей особые очки — «лайки», наподобие функции «Нравится» в социальных сетях. Игрок получает больше «лайков», если посылка не будет повреждена при доставке, или, например, доставит больше предметов, чем нужно для минимально успешной доставки[4]. Скопив достаточно лайков по одной из нескольких категорий оценки, отмечаемых на специальной диаграмме-звезде, игровой персонаж может стать, например, более выносливым или способным переносить больше груза[5]. Открытый мир игры состоит из двух больших раздельных регионов[6]. Управляемый игроком персонаж начинает игру на крайнем востоке и двигается на запад, открывая и подключая к сети новые поселения[3].

В походе между поселениями Сэм должен нести с собой не только ценные посылки, но и припасы, необходимые в путешествии — оружие, лестницы, тросы, даже сменную обувь на случай, если износятся его ботинки. Пересечённая местность заставляет тщательно планировать маршрут: персонаж со временем устаёт, и игрок также должен следить за распределением груза и равновесием персонажа. При большой нагрузке герой начинает крениться в ту или иную сторону, и игрок должен исправлять его положение с помощью кнопок-триггеров геймпада. Подъём по скалам труден, а спуск тем более — если персонаж упадёт, он может рассыпать и повредить ценный груз[3]. Специальный сканер позволяет анализировать местность поблизости, подсвечивая цветными значками возможные опасности — например, камни, об которые легко споткнуться, или глубокие ручьи, где персонажа может унести течением[7]. «Темпоральный дождь», превращающийся в горах в «темпоральный снег», постепенно разрушает и груз на спине персонажа, и любые построенные игроком объекты. Размещая грузы и припасы на спине, игрок должен учитывать, что находящиеся сверху ящики пострадают от темпорального дождя в первую очередь[8]. Игрок должен следить и за состоянием младенца ББ — одновременно спутника и элемента снаряжения героя: в состоянии стресса ББ начинает плакать и даже может потерять сознание, и игрок должен отцеплять и укачивать его с помощью контроллера[9].

Помимо пеших походов, игрок может находить или строить в поселениях транспортные средства — мотоциклы и грузовики. Эта техника работает на электродвигателях, и игрок должен следить за остатком заряда батареи и исправностью машины[10]. Игрок может строить в мире игры различные конструкции, облегчающие передвижение, — лестницы, укрытия от дождя, мосты через реки и тому подобное. Все эти сооружения постепенно разрушаются под темпоральным дождём и в конечном счёте исчезнут, если их не ремонтировать. Большие сооружения, такие как мосты, требуют от игрока искать в мире игры и использовать для строительства особые ресурсы, наподобие металлов и керамики; многие сооружения можно дополнительно улучшить после строительства — это замедлит их разрушение под дождём и придаст новые функции, например, возможность воспроизведения музыки по выбору игрока[11]. С помощью героини Фрэджайл игровой персонаж может мгновенно телепортироваться в любое поселение из тех, где он уже побывал, даже в другом регионе, а также переносить построенные игроком убежища. Однако персонаж не может переносить таким образом посылки и экипировку, они остаются в том поселении или убежище, откуда было совершено мгновенное перемещение[6].

Death Stranding содержит многопользовательские элементы, хотя и не требует от игрока постоянного подключения к сети и не содержит кооперативной или соревновательной игры в традиционном смысле — нельзя встретить в мире игры других игроков. Тем не менее, игрок может найти построенные другими игроками сооружения, транспортные средства, брошенные грузы и припасы; игроки могут оставлять друг для друга предупреждающие знаки и «одобрять» чужие сооружения и знаки с помощью «лайков»[12].

Одной из опасностей, угрожающей герою, являются «МУЛы» (англ. MULEs) — бывшие курьеры, страдающие иррациональной зависимостью от самого процесса доставки. Они нападают на действующих курьеров и отнимают у них посылки, чтобы доставить их самостоятельно[13]. МУЛы вооружены нелетальным оружием и стремятся только отнять у игрового персонажа ценный груз, а не убить его. Впрочем, в игре появляются и «террористы», отличающиеся от МУЛов наличием огнестрельного оружия[2]. В некоторых местах игры Сэму противостоят чудовищные «Твари» (англ. Beached Things, BTs) — чуждые фантастические существа из другого мира, появляющиеся только во время дождя. Твари обычно невидимы, но проявляют себя различными образами — отпечатки человеческих рук в грязи, туманные фигуры, привязанные к определённому месту пуповиной, чёрные фигуры, поднимающиеся из смоляных луж, или чудовищные морские существа[3]. В начале игры Твари неуязвимы для игрока, и их можно только избегать, однако в ходе игры Сэм получает оружие против этих созданий[2]. При столкновении с Тварями включается сканер-одрадек на плече Сэма — по его направлению, движению и цвету можно определить, где находятся ближайшие Твари. Сэм может задержать дыхание, чтобы Твари его не заметили, но только на ограниченное время. Обычные человекообразные Твари не убивают персонажа, но стремятся схватить и отнести его к огромной Твари — мини-боссу[14]. Если игрок проиграет сражение с этой Тварью, персонаж погибнет, и произойдёт «выплеск пустоты» — сокрушительный взрыв, оставляющий в мире игры огромный кратер. Эти кратеры остаются и после того, как игровой персонаж вернётся к жизни; они меняют рельеф местности и надолго делают область игрового мира непроходимой, хотя и исчезают со временем[15]. В случае смерти героя действие игры не возвращается к точке сохранения, как во многих других играх. Вместо этого игровой персонаж попадает в «Шов» (англ. Seam) — своеобразное «чистилище» — мир, опрокинутый вверх ногами и погружённый под воду. Игрок может обследовать это пространство с видом от первого лица, собирая различные предметы[16].

Сюжет

Предыстория

Фигура Сэма Портера-Бриджеса на E3 2018. Персонаж несёт на спине и в руках несколько посылок; на груди у него закреплён младенец ББ, дающий герою способность обнаруживать Тварей, на левом плече — развёрнутый сканер-одрадек.

Действие Death Stranding происходит в постапокалиптическом будущем. Много лет назад США и весь остальной мир были разрушены катастрофой, известной как «Выход Смерти» (англ. Death Stranding)[17]. Эта катастрофа связана с существованием жизни после смерти: каждый человек, помимо смертного тела («Ха»), обладает и бессмертной душой («Ка»)[18]. При жизни они связаны, но после смерти тела душа попадает в индивидуальный загробный мир Берег (англ. Beach), из которого может двинуться в неведомые миры за ним. У каждого человека свой Берег, хотя в случае гибели множества людей одновременно, как на войне, они могут оказаться на общем Берегу. Заполонившие Землю после Выхода Смерти Твари — это существа из загробного мира, духи мёртвых[19]. Твари — зеркальные отражения людей, состоящие из антиматерии[20]. Контакт крупной Твари с человеком приводит к мгновенной аннигиляции — «выплеску пустоты», взрыву, способному уничтожить целый город и оставить после себя кратер с отпечатком огромной ладони внутри. После вторжения Тварей большинство старых городов Америки были уничтожены в подобных Выплесках[19]. С Выходом Смерти каждый труп стал источником опасности — после смерти человеческое тело быстро «некротизируется» (в течение 48 часов) и превращается в очередную Тварь, поэтому специальные бригады должны вывозить тела умерших прочь от населённых пунктов и сжигать до того, как произойдёт превращение[18][20].

Вместе с Выходом Смерти на Земле появились или проявили себя и другие предметы и явления, как «хиралий» (англ. chiralium) — особая материя, подобная тёмной материи, существовавшая со времен Большого взрыва. Она не подчиняется обычному ходу времени и меняет течение времени вокруг себя[20]. «Темпоральный дождь» (англ. Timefall), связанный с хиралием, многократно ускоряет ход времени для всего, на что попадает, будь то люди или постройки, заставляя их стареть и разрушаться на глазах[19]. Этот дождь идёт только в определённых местах, и о начале дождя оповещает перевёрнутая радуга[20]. После Выхода Смерти некоторые люди приобрели сверхъестественные способности: так, «возвращенцами» (англ. repatriates) называются те, чьи души способны после смерти воссоединиться с собственными телами, воскреснув во плоти[19]. Особое состояние, известное как ДУМ (англ. DOOMS), отличает людей, связанных с загробным миром. Сэм, главный герой игры, одновременно является возвращенцем и имеет ДУМ, хотя и низкого второго уровня — он не может видеть Тварей самостоятельно, только чувствовать их присутствие. Героиня Фрэджайл, как носительница ДУМ более высокого уровня, способна и видеть Тварей, и мгновенно телепортироваться из одного места в другое, а антагонист Хиггс — вызывать Тварей и управлять ими[19].

После Выхода Смерти Соединённые Штаты Америки перестали существовать как государство: люди живут в нескольких безопасных городах-«узлах» и разбросанных в глуши бункерах «выживальщиков» (англ. preppers). Только курьеры (англ. porters) осмеливаются выходить за стены городов и переносить ценные грузы из одного поселения в другое — без этого и города-узлы, и бункеры выживальщиков обречены на вымирание[19]. Остатки старого правительства на востоке страны сформировали федерацию под названием UCA (англ. United Cities of America, «Соединённые Города Америки»); подчиненная UCA курьерская компания «Бриджес» (англ. Bridges), на которую работает Сэм, стремится восстановить единство страны[20]. Люди в центральной и западной частях материка не доверяют UCA, а террористы из организации Homo Demens открыто выступают против неё и «Бриджес»[20]. Как «Бриджес», так и террористы из Homo Demens пользуются технологией, которую «Бриджес» называет ББ — «Бридж-Бэби» (англ. Bridge Baby, BB): ББ представляют собой человеческие эмбрионы в искусственных матках. К ним относятся как к ценному оборудованию, а не как к живым детям. В то время как для большинства людей Твари невидимы, ББ видят их и могут взаимодействовать с особым сканером-«одрадеком» (англ. odradek), сообщающим человеку, где находятся Твари[19].

Сюжет

В начале игры курьер Сэм (Норман Ридус) помогает «отделу утилизации трупов» перевезти человеческий труп в крематорий за городом Центральный узел. В пути на грузовик нападают Твари, которыми управляет некий неизвестный человек в маске; гигантская Тварь поглощает спутника Сэма, за чем следует выплеск пустоты — грандиозный взрыв, в котором погибает и Сэм, и весь город. После возвращения с того света Сэм оказывается в центре «Бриджес» в другом городе, Столичном узле. Он встречается с коронером «Бриджес» Дедмэном (внешность Гильермо дель Торо, голос Джесси Корти), директором Дайхардменом (Томми Эрл Дженкинс[англ.]) и своей приёмной матерью — президентом UCA Бриджет Стрэнд (Линдси Вагнер). Бриджет умирает от рака, но оставляет Сэму завещание: направиться на запад, найти дочь Амелию (внешность Линдси Вагнер, голос Эмили О’Брайен) и воссоединить Америку. Сэм относит тело Бриджет в крематорий вместе с ББ-28. Обнаружив, что младенец-детектор жив, исправен и в состоянии обнаруживать Тварей, Сэм оставляет его себе и позже начинает называть именем «Лу»[21].

За два года до начала действия игры Амелия отправилась на запад вместе с большой экспедицией «Бриджес», выстроив по всему континенту хиральную сеть центров и терминалов, однако подключить их друг к другу не удалось, экспедиция была рассеяна и погибла, а Амелия была схвачена террористами из Homo Demens и не может покинуть город Краевой узел на западном побережье материка. Она, тем не менее, выходит на связь, появляясь в виде бестелесной «хиралиграммы», а также как видение в снах Сэма. Амелия и «Бриджес» хотят, чтобы Сэм прошёл тем же маршрутом и закончил начатое Амелией — это и было завещание Бриджет Стрэнд; Амелия должна стать новым президентом. Особое устройство «кьюпид» позволит подключать ранее посещённые Амелией поселения к общей сети. Сэм неохотно уступает давлению и вместе с ББ отправляется на запад[22].

В городе Портовый узел Сэм вновь сталкивается с человеком в маске — это лидер Homo Demens Хиггс (Трой Бейкер), называющий себя «частицей Бога». На этот раз Сэму удаётся победить вызванную Хиггсом гигантскую Тварь. В пути на запад Сэму помогает Фрэджайл (Леа Сейду), хозяйка крупнейшей местной курьерской компании. Когда-то Фрэджайл и Хиггс работали вместе, но Хиггс предал свою напарницу, подкладывая миниатюрные термоядерные бомбы в грузы, которые она переносила. В результате был уничтожен город Срединный узел и едва не погиб Южный узел[23]. Хиггс пытается провернуть свой трюк с бомбой и с Сэмом, но тому удаётся выбросить бомбу в безопасное место. Попадая в необычные хиральные штормы, Сэм раз за разом оказывается в загробном мире — на полях сражений, напоминающих Первую мировую войну, Вторую мировую и войну во Вьетнаме. Здесь героя преследует солдат по имени Клифф Унгер (Мадс Миккельсен), одержимый желанием вернуть себе ББ. На своем пути Сэм знакомится с другими сотрудниками «Бриджес» — женщиной-инженером Малинген по прозвищу Мама (Маргарет Куэлли), связанной пуповиной с ребенком-Тварью, и учёным Хартмэном (внешность Николаса Виндинга Рефна, озвучил Даррен Джейкобс), который регулярно умирает и возвращается к жизни. Хартмэн считает, что Выход Смерти может случиться снова, и что покойная Бриджет Стрэнд могла быть «фактором вымирания» — таким же, какие вызывали пять массовых вымираний миллионы лет назад. Более того, таким же «фактором вымирания» может быть и Амелия[23][21].

Сэм добирается до Амелии и Хиггса в Краевом узле — завершающей точке пути на западном побережье. Теперь, когда хиральная сеть достроена, и все поселения Америки связаны друг с другом, Хиггс хочет с помощью Амелии связать друг с другом и загробные Берега людей и вызвать шестое, окончательное вымирание — Последний Выход. Сэму удаётся победить и гигантскую Тварь, вызванную Хиггсом, и — уже на Берегу Амелии — самого Хиггса. Кажется, что все проблемы решены, но Сэм сталкивается на загробном Берегу Амелии с президентом Бриджет, Дайхардменом и Клиффом; Амелия выталкивает его в мир живых. Там творятся странные вещи: хиральная сеть сбоит, Фрэджайл не может телепортировать Сэма назад в штаб «Бриджес», и он должен опять пересечь страну пешком, но уже на восток[23].

Он примиряется с Клиффом, думая, что тот — отец Лу; Клифф показывает симпатию уже к самому Сэму. Оказывается, что Выход Смерти изначально случился по вине Бриджет — это она финансировала программу ББ, чтобы установить связь с Берегами, и появление Тварей было лишь побочным продуктом; в узлах хиральной сети находятся другие ББ. Бриджет и Амелия — не мать и дочь, но одна и та же сущность, действительно «фактор вымирания»: стареющая «Бриджет» была физическим телом, вечно молодая «Амелия» — душой, существующей на потустороннем Берегу. Как Фактор вымирания, Амелия — своего рода богиня загробного мира; она черпает информацию о мире живых, но сама существует вне времени и пространства. Амелия хочет истребить человечество и переместить души людей в загробный мир, поскольку считает его страдания невыносимыми. Она когда-то невольно устроила первый Выход Смерти, в первый раз воскресив Сэма ещё ребёнком. Проложив хиральную сеть, Сэм связал души всех людей с Берегом Амелии и сделал Последний Выход — всеобщее вымирание — возможным. Амелия предлагает Сэму убить её саму или остаться с ней на её Берегу навсегда. Сэм обнимает её и говорит, что связь между ними будет всегда. Амелия признаёт, что жизнь всегда будет бороться до последнего, и в итоге отказывается от плана. Её Берег сгорает в огне, Сэм оказывается выброшенным уже на свой собственный Берег. Он пытается застрелиться из пистолета Дайхардмена, чтобы тоже перейти в загробный мир, но этот пистолет оказывается путём назад на Землю: команда «Бриджес» находит Сэма и вытаскивает его в мир живых[23].

Сэм покидает «Бриджес» и отправляется в крематорий, чтобы сжечь тело умершего Лу, но не может заставить себя это сделать. Он в последний раз сталкивается с Клиффом: оказывается, покойный Клифф — отец Сэма, и «ББ», которого разыскивал Клифф — не Лу, но сам Сэм, первый ББ в истории этой технологии. Клифф пытался выкрасть его из лаборатории, но был пойман и убит — Дайхардмен и Бриджет застрелили его из того же самого пистолета. От этой пули погиб и младенец-Сэм, но Амелия вернула его на землю. Таким образом Сэм и приобрёл свои способности и начался Выход Смерти. Снова в крематории Сэм пытается реанимировать мёртвого Лу, и младенец тоже воскресает с украшением-«кипу» в руках — подарком Амелии. Они выходят под дождь, который больше не имеет темпоральных свойств. Пробивается солнечный свет, и видна нормальная, не изменённая катаклизмом радуга — Выход Смерти завершился. В сцене после титров имя «Лу» расшифровывается как «Луиза» — ББ с самого начала был девочкой[21][23].

Разработка

Норман Ридус (слева) и Мадс Миккельсен (справа) послужили моделями для создания образов главных героев — Сэма Портера-Бриджеса и Клиффа Унгера.

Хидэо Кодзима, руководитель Kojima Productions, более известен как создатель серии компьютерных игр Metal Gear. Летом 2015 года после затяжного корпоративного конфликта с японской компанией Konami[24][25] студия Kojima Productions, бывшая на то время лишь её подразделением, была закрыта, и воссоздана в качестве независимой студии по разработке компьютерных игр 16 декабря того же года[26][27]. В конце 2015 года, до анонса игры, было сообщено, что ожидаемый первый проект студии должен быть выпущен сначала на PlayStation 4, а затем, после окончания некоторого периода «эксклюзивности», и на Windows[28].

Игра Death Stranding является экшн-игрой, как и Metal Gear Solid, и не должна рассматриваться как замена Silent Hills — отменённого проекта Кодзимы времён его работы в Konami[29]. По поводу жанра игры Хидэо Кодзима заявил, что это будет некий экшн с новыми элементами и привнесениями. Он провёл параллель со своей же ранней игрой Metal Gear 1987 года, которая ныне классифицируется как стелс-игра, однако во время выхода её называли экшеном, так как жанра «стелс» ещё не существовало[30]. По словам Кодзимы, он начал создание игры с разработки оригинальной игровой механики — его замысел поначалу не поняли даже собственные сотрудники Kojima Productions, когда Кодзима изложил им свою идею[31].

Само название Death Stranding многозначно и может быть переведено как «смертельное выбрасывание на берег» или «смертельное привязывание»[32]. С одной стороны, по словам Кодзимы, оно посвящено чему-то инопланетному, «выброшенному» в наш мир подобно тому, как на берег моря выбрасываются киты и дельфины (англ. cetacean stranding)[33]. С другой стороны, слово strand используется в психологии в контексте связей и привязанностей, поэтому в трейлерах игры появляются образы кабелей и пуповин, связывающих персонажей друг с другом[29]. Кодзима объяснил одну из главных тем игры, ссылаясь на рассказ Кобо Абэ, в котором говорится, что первым инструментом, созданным человеком, была палка — то, с помощью чего человек удерживает на расстоянии от себя «плохие вещи», а вторым инструментом была верёвка — для удержания «хороших вещей» рядом с собой. Кодзима сравнил основные «инструменты» взаимодействия с окружающим миром в экшн-игре — удары и стрельбу — с «палкой», и сказал, что Death Stranding должна предоставить игрокам и «верёвку» — нечто, что позволит связывать людей друг с другом[30].

По воспоминаниям Кодзимы, он определился с игровым движком для разрабатываемого проекта лишь осенью 2016 года[34]. Этот движок, позже ставший известным как Decima, был разработан нидерландской компанией Guerrilla Games и использовался только в её собственной игре Horizon Zero Dawn. Kojima Productions не просто заключила договор на использование готового движка, а занялась его доработкой совместно с Guerilla Games. Для этого в Амстердаме было создано подразделение специально для сотрудничества с Guerrilla Games[35]. Guerrilla Games открыла своим партнёрам исходный код движка сразу же, без подписания каких-либо договоров или соглашений о неразглашении. Движку, над которым теперь работали совместно нидерландская и японская студия, присвоили название Decima — в честь острова Дэдзима, где в XVII веке находился голландский торговый пост[36]. Движок Decima отвечал не только за рендеринг графики, но и за многие другие элементы игры — ИИ, физику, логику. Он предоставлял разработчикам «редактор для создания целого мира»[37]. Кодзима отмечал, что такой движок особенно подходит для разработки игр с открытым миром[37].

Уже на ранних стадиях разработки Кодзима привлёк в проект на роли главных героев Нормана Ридуса и Мадса Миккельсена. В феврале 2016 года он сначала встретился с Ридусом в Лос-Анджелесе, а в марте устроил в студии в Сан-Диего сессию «сканирования» внешности актёра и записи движений для предстоящего трейлера[34]. Ридус ранее работал с Кодзимой в таком же качестве в несостоявшемся проекте Silent Hills, для которого их свёл режиссёр Гильермо дель Торо. По воспоминаниям Ридуса, Кодзима вёл себя не так, как кинорежиссёры, с которыми привык работать актёр — японец охотно принимал предложения по поводу того, как должен себя вести персонаж и даже требовал от актёров творческого участия; Ридус не слишком понимал, что из себя представляет сюжет игры, но считал, что Кодзима «мыслит на другом уровне» и называл его «гением гениев»[38]. У Сэма в игре более атлетичное тело, чем у Нормана Ридуса в реальной жизни — по словам Кодзимы, актёр специально просил сделать его героя «более мускулистым»[39]. Похожим образом в июне 2016 года Кодзима пообщался с датчанином Миккельсеном через Skype, договорился о роли в игре и тем же летом устроил и для него сессию записи уже для второго трейлера[34]. Миккельсен вспоминал, что выглядел с оборудованием для захвата движения и с разрисованным точками лицом «довольно-таки нелепо» и, как и Ридус, совершенно не понимал сюжет игры, несмотря на попытки японца объяснить свои задумки. По его словам, «мы с Норманом старались вовремя кивать и отвечать „да, я понял, двигаемся дальше“»[40]. Согласно интервью Кодзимы сайту IGN, для разработки игры очень болезненной оказалась забастовка актёров озвучивания, организованная американским профсоюзом SAG-AFTRA[англ.]. До её окончания в октябре 2017 года студия Kojima Productions не могла заниматься записью озвучивания или сцен по технологии захвата движения с участием актёров — членов профсоюза, хотя исполнители главных ролей — Ридус и Миккельсен — и проявляли интерес к игре. Студия потратила освободившееся время на работу с движком Decima, дорабатывая его под нужды игры[16].

Два персонажа игры — сотрудники «Бриджес» Дедмэн и Хартмэн — были смоделированы по образу и подобию кинорежиссёров Гильермо дель Торо и Николаса Виндинга Рефна. Дель Торо раньше сотрудничал с Кодзимой в разработке отменённой игры Silent Hills, но в создании Death Stranding никакого творческого участия не принимал, только дал отсканировать свою внешность для создания трёхмерной модели персонажа; за озвучивание персонажа и захват движения отвечал другой актёр. Дель Торо в интервью IGN называл себя «марионеткой» в руках Кодзимы[41]. Кинорежиссёр отмечал, что процесс сканирования занял около семи часов, и в нём использовалось примерно втрое больше камер, чем обычно используется в кинематографе — Кодзима хотел создать фотореалистичную модель с беспрецедентной детализацией[41]. Аналогичным образом Рефн дал студии отсканировать свою голову, тело и различные выражения лица, но «сыграл» смоделированного таким образом героя, как и в случае дель Торо, другой исполнитель[42]. Кодзима охотно приглашал в студию и других знакомых знаменитостей, особенно деятелей кино, и просил их пройти сканирование, так что многие эпизодические персонажи в игре имеют внешность известных людей. Среди этих камео были журналист и ведущий Джефф Кили, комик Конан О’Брайен, мангака Дзюндзи Ито, разработчики компьютерных игр Сэм Лейк и Хермен Хюльст, кинематографисты Эдгар Райт, Пак Чхан Ук, Хуан Байона, Томми Виркола и Джордан Вот-Робертс[англ.] и другие[43][44].

Название игры было официально озвучено на конференции Sony на выставке E3 2016 в июне 2016 года. Тогда же был продемонстрирован «тизер» игры, наполненный тревожными, но завораживающими образами и скрытыми деталями. Ролик демонстрировал персонажа с внешностью Нормана Ридуса на берегу моря[45]; именно этот персонаж является главным героем игры, управляемым игроком[29]. 2 декабря 2016 года на церемонии награждения The Game Awards 2016 был показан второй тизер, где фигурируют персонажи, смоделированные по образу дель Торо и Миккельсена[46]. Миккельсен в интервью IGN Japan отмечал, что его персонаж не является злодеем в полном смысле этого слова: в играх Кодзимы нет «плохих парней» или «хороших парней», образы героев в них двойственны и совмещают в себе хорошие и дурные черты[47]. Продолжительный трейлер, показанный год спустя на церемонии The Game Awards 2017, был выполнен в духе НФ-хоррора и показывал персонажа Ридуса в составе группы людей в защитных костюмах, подвергающейся нападению невидимого чудовища[48].

Выпуск версии игры для Microsoft Windows был первоначально запланирован на 2 июня 2020 года[49][50][51][52][53], но позже был отложен в связи с пандемией COVID-19 — игра вышла 14 июля[54][50].

Director’s Cut и другие платформы

11 июня 2021 года была анонсирована расширенная версия игры под названием Death Stranding: Director’s Cut («режиссёрская версия»), первоначально только для игровой приставки PlayStation 5[55]. Эта версия игры вышла 24 сентября 2021 года[56]. Для персональных компьютеров на базе Windows версия Director’s Cut была выпущена 30 марта 2022 года[57].

5 июня 2023 года была анонсирована версия Director’s Cut для macOS; её выход ожидался до конца того же года[58]. 12 сентября 2023 года компания Apple анонсировала выход версии игры и для смартфона iPhone 15 Pro[59]. Аналогичная версия должна стать доступной и для планшетов iPad, использующих чип Apple M1 и выше[60]. 31 января 2024 года версия игры вышла на платформе iOS.[61]

Музыка в игре

Основным композитором и аудиорежиссёром Death Stranding выступил Людвиг Форсселл, работавший также над саундтреком предыдущей игры Хидэо Кодзимы Metal Gear Solid V: The Phantom Pain[62]. В работе над музыкальным сопровождением игры Форсселлу помогал другой композитор, Джоэль Корелиц. В то время, как во многих ключевых сюжетных сценах игры звучит музыка других исполнителей и групп, музыка Форсселла сопровождает и иллюстрирует геймплей. Форсселл описывал для Корелица планируемый саундтрек как «обескураживающий, агрессивный, неослабевающий… современный, эпический, кинематографический звук»[63], при этом избегая тех инструментов, которые обычно ассоциируются с подобной музыкой, чтобы звучать свежо и необычно. Корелиц подготовил для Sony 10 пробных фрагментов. Чтобы добиться гулкого звука, он стучал по разным предметам вроде ящиков и пластмассовых баков и семплировал получившиеся записи — «странный процесс для странной игры»[63]. В процессе работы Форсселл, Корелиц и звукотехники Sony даже посетили магазин строительных товаров Home Depot и скупили там множество разных предметов, из которых, на их взгляд, удавалось извлечь интересные звуки. Они также пытались модифицировать звук предоставленного им фортепиано, подкладывая под струны шурупы и игральные карты, ударяя по клавишам резиновой киянкой или садовыми граблями[63].

В трейлерах Death Stranding были использованы треки исландской группы Low Roar. Песня «I’ll Keep Coming» звучала в дебютном трейлере игры, показанном на конференции E3 2016. Другая песня группы, «Easy Way Out», была использована в тизер-трейлере игры на выставке PlayStation Experience 3 декабря 2016 года. В феврале 2017 года лейблом Mondo Tees LLC при поддержке Kojima Productions ограниченным тиражом был выпущен 12-дюймовый виниловый сингл, содержащий вышеупомянутые песни[64][65]. Это был самый первый сопутствующий товар, выпущенный для будущей игры[66].

Death Stranding: I'll Keep Coming
Обложка альбома Low Roar «Death Stranding: I'll Keep Coming» ()
Саундтрек Low Roar
Дата выпуска 2017
Жанр Даунтемпо, электронная
Длительность 00:10:40
Страна  США
Лейбл Mondo Records
2017, Death Stranding: I'll Keep Coming
НазваниеАвтор Длительность
1. «I'll Keep Coming» Low Roar 5:52
2. «Easy Way Out» Low Roar 4:48
10:40

Специально для игры группами Chvrches, The Neighbourhood, Major Lazer и Bring Me the Horizon были написаны песни, которые будут использоваться в ней[67][68][69].

2019, Death Stranding: Timefall
НазваниеАвтор Длительность
1. «Trigger» Major Lazer, Khalid 2:52
2. «Ghost» Au/Ra, Alan Walker 2:59
3. «Death Stranding» CHVRCHES 5:19
4. «Yellow Box» The Neighbourhood 3:03
5. «Meanwhile… In Genova» THE S.L.P. 3:25
6. «Ludens» Bring Me the Horizon 4:38
7. «Ghost» Death Stranding: Timefall, flora cash 3:33
8. «Sing To Me» Death Stranding: Timefall, Missio 3:10
00:28:59
2019, Death Stranding (by Ludvig Forssell) (Original Score)
Название Длительность
1. «Once, There Was an Explosion» 3:07
2. «Alone We Have No Future» 3:45
3. «Bridges» 3:28
4. «Soulless Meat Puppet» 1:37
5. «Beached Things» 3:26
6. «Chiral Carcass Culling» 2:23
7. «The Face of Our New Hope» 3:25
8. «John» 2:50
9. «An Endless Beach» 5:14
10. «Heartman» 2:07
11. «The Severed Bond» 4:04
12. «Claws of the Dead» 5:14
13. «Fragile» 3:34
14. «Stick vs Rope» 4:02
15. «A Final Waltz» 5:25
16. «Strands» 8:41
17. «Lou» 3:08
18. «BB's Theme» 5:16
19. «Flower of Fingers» 5:56
20. «Cargo High» 2:52
21. «Demens» 3:22
22. «Decentralized by Nature» 2:06
23. «Mules» 2:05
24. «Porter Syndrome» 1:21
25. «Chiralium» 4:09
26. «Spatial Awareness» 3:30
27. «Stepping Stones» 3:15
28. «Frozen Space» 3:47
29. «The Timefall» 2:50
01:45:59

Отзывы

Рецензии
Сводный рейтинг
АгрегаторОценка
Metacritic(PS4) 82/100[70]
(PC) 86/100[71]
DC (PS5) 85/100[72]
DC (PC) 84/100[73]
OpenCritic83/100[74]
Русскоязычные издания
ИзданиеОценка
3DNews7,0/10[75]
GoHa.Ru9/10[76]
Gameplay4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд[77]
Gametech(PC) 8/10 [78]
(PS4) 8/10[79]
IGN Россия9/10[80]
Канобу8/10[81]
StopGame.ru«Похвально»[82]
«Игромания»3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд[2]
«Мир фантастики»8/10[84]
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
Destructoid8/10[85]
EGM5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд[86]
Eurogamer«Рекомендовано»[3]
Famitsu40/40[87]
Game Informer7/10[88]
GameRevolution5/5[89]
GameSpot9/10[90]
GamesRadar3,5/5[91]
Giant Bomb2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд[92]
Hardcore Gamer3,5 из 5 звёзд3,5 из 5 звёзд3,5 из 5 звёзд3,5 из 5 звёзд3,5 из 5 звёзд[93]
IGN6,8/10[94]
PC Gamer (UK)85/100[95]
USgamer3,5 из 5 звёзд3,5 из 5 звёзд3,5 из 5 звёзд3,5 из 5 звёзд3,5 из 5 звёзд[96]
VG2473 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд[97]
VideoGamer8/10[98]
The Washington Post9/10[99]
The Guardian4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд[100]

Игра получила преимущественно положительные отзывы критиков, на агрегаторе Metacritic версия для PS4 получила рейтинг 82/100 на основе 111 рецензий[70], версии для PC — 86/100[71]. Издание Director’s Cut получило 85/100 на основе 66 рецензий для PlayStation 5[72], и 84/100 на основе 6 рецензий для PC[73]. Вместе с тем, отзывы критиков разнились от очень отрицательных до очень положительных. Некоторые хвалили игру за новые концепции, внешний вид, графику и озвучивание персонажей, другие — критиковали за медленный, раздражительный и скучный процесс[101][102][103][104].

Обозреватель IGN Тристан Огилви писал, что сложно ответить на вопрос «что за игра Death Stranding»; по его мнению, разработчики из Kojima Productions приложили огромные усилия, чтобы создать игру, но точно такие же усилия ожидаются и от игрока: хотя в игре есть и изобретательная фантастика, и захватывающие дух пейзажи, практически все, чем предлагается заниматься игроку раз за разом — «переносить предмет Х из точки А в точку Б», как в сюжетных, так и в побочных заданиях. Эта переноска осложняется затруднительным управлением и менеджментом груза. По словам Огилви, игра — подобно собственному протагонисту — «спотыкается», не в силах сохранить равновесие между реализмом и эскапизмом. Хотя какие-то части Death Stranding обозревателю и понравились, полюбить он её не смог[94].

Денис Павлушкин в обзоре от «Игромании» назвал игру «самым дорогим пранком в истории игровой индустрии» — смелым экспериментом и авторским высказыванием, но в то же время «проектом далеко не для всех». По его словам, хотя геймплейные механики Death Stranding крайне необычны для игры-блокбастера, она не вознаграждает игрока за потраченное время и даже активно порицает исследование мира, так что основной причиной играть в неё является только сам умиротворяющий процесс похода, «чистейшая логистика». Сюжет игры Павлушкин охарактеризовал как набор красивых сцен, не складывающийся в цельную картинку и попросту разваливающийся к финалу[2].

Старейшее японское игровое издание Famitsu присудило игре оценку 40/40 (оценка формируется на основе рецензий четырёх сотрудников издания). Таким образом, Death Stranding стала 26-й игрой, получившей высшую оценку за всю историю издания с 1986 года[87].

Продажи

На дебютной неделе Death Stranding стала самой продаваемой игрой на физических носителях в Японии, а Famitsu сообщила, что игра была продана тиражом 185 909 копий[105], что сделало её самым успешным дебютом новой интеллектуальной собственности в Японии для восьмого поколения игровых консолей, обогнав предыдущего рекордсмена Judgment[106]. Death Stranding оставалась в топ-30 самых продаваемых игр Famitsu в течение пяти недель до 15 декабря, достигнув более 253 тысяч проданных физических копий на тот момент[107].

В Великобритании игра дебютировала на втором месте в чарте продаж на физических носителях, уступив Call of Duty: Modern Warfare (2019). Это второй по величине эксклюзивный дебют для PlayStation в 2019 году, уступивший лишь Days Gone[108]. По данным Media Create, Death Stranding также дебютировала на первом месте в чарте продаж на физических носителях как на Тайване, так и в Южной Корее[109]. Игра также возглавила итальянский[110] и французский[111] чарты продаж. Она заняла второе место в чарте Швейцарии[112].

К апрелю 2020 года в PlayStation Network игра достигла в общей сложности 3 миллиона игроков, включая 390 тысяч активных пользователей ежемесячно[113]. Согласно оценкам рейтинговой компании Nielsen Media Research на онлайн сервисе Steam за первый месяц было продано примерно 477 тысяч цифровых копий Death Stranding[114]. В мае 2020 года Кодзима заявил, что игра была продана достаточно, чтобы окупить затраты на разработку и получить прибыль, обеспечив финансирование следующего проекта Kojima Production[115][116].

В апреле 2021 года головная компания издателя игр 505 Games Digital Bros объявила в финансовом отчете, что на конец 2020 года релиз для ПК принес доход 23 миллиона евро, что делает Death Stranding самой кассовой игрой компании в 2020 году[117]. В октябре 2021 года Digital Bros объявила, что релиз для ПК принес 31 миллион евро[118]. К июлю 2021 года игра разошлась тиражом 5 миллионов копий по всему миру для платформ PS4 и ПК[119]. В ноябре 2022 года совокупные продажи всех версий игры на всех платформах превысили 10 миллионов копий[120].

Награды

Игра была номинирована на The Game Awards 2019 в категории «Игра года» и нескольких других[121]. Победила в категориях: «Лучшая режиссура», «Лучший саундтрек», «Лучшая актёрская игра» (Мадс Миккельсен в роли Клиффа)[122].

Год Награда Категория Итог Ссылка
2017 Golden Joystick Awards Самая ожидаемая игра Номинация [123]
2018 Номинация [124]
Gamers' Choice Awards Самая ожидаемая игра Номинация [125]
2019 Titanium Awards Игра года Номинация [126][127]
Лучший нарративный дизайн Победа
Лучшая приключенческая игра Номинация
Лучший саундтрек (Людвиг Форсселл) Победа
Лучшее озвучивание на испанском языке (Карлос ди Блази) Номинация
The Game Awards 2019 Игра года Номинация [128]
Лучшая режиссура Победа
Лучшее повествование Номинация
Лучший арт-дирекшн Номинация
Лучшее музыкальное сопровождение/оригинальная музыка Победа
Лучший звуковой дизайн Номинация
Лучшая актёрская игра (Мадс Миккельсен) Победа
Лучшая актёрская игра (Норман Ридус) Номинация
Лучшая игра в жанре action-adventure Номинация
2020 New York Game Awards Big Apple Award за лучшую игру года Номинация [129]
Премия Tin Pan Alley Award за лучшую музыку в игре Номинация
Премия Statue of Liberty за лучший мир Номинация
Премия Herman Melville за лучший сценарий Номинация
Премия Great White Way Award за лучшую актёрскую работу в игре (Норман Ридус) Номинация
Премия Great White Way Award за лучшую актёрскую работу в игре (Маргарет Куэлли) Номинация
Премия Great White Way Award за лучшую актёрскую работу в игре (Ти Джэй Дженкенс) Номинация
Guild of Music Supervisors Awards Лучший музыкальный супервайзинг в видеоигре Номинация [130]
D.I.C.E. Awards 2020 Игра года Номинация [131]
Выдающиеся достижения в области анимации Номинация
Выдающиеся достижения в области художественного направления Номинация
Выдающееся достижение в характере (Клифф Унгер) Номинация
Выдающееся достижение в характере (Сэм Портер Бриджес) Номинация
Выдающиеся достижения в области звукового дизайна Победа
Выдающееся техническое достижение Победа
Приключенческая игра года Номинация
NAVGTR Awards Оригинальное музыкальное сопровождение в драматическом произведении, новая игра Победа [132]
Актёрская игра в драматическом произведении, второстепенная роль (Мадс Миккельсен) Победа
Сборник песен Победа
Песня, оригинальная или адаптированная («BB’s Theme») Победа
Звукорежиссура в кинематографической игре Победа
Звуковые эффекты Номинация
Использование звука, новая игра Номинация
Game Developers Choice Awards Игра года Номинация [133]
Лучшее повествование Номинация
Лучшая технология Номинация
Лучшее художественное оформление Номинация
Лучший звук Номинация
Лучший дизайн Номинация
Премия за инновации Номинация
SXSW Gaming Awards Трендовая игра года Номинация [134][135]
Премия имени Мэтью Крампа за культурные инноваци Номинация
Превосходство в анимации Номинация
Превосходство в музыкальном сопровождении Победа
Превосходство в повествовании Номинация
Превосходство в технических достижениях Победа
Превосходство в визуальных достижениях Номинация
Премия Британской Академии в области видеоигр Анимация Номинация [136]
Художественное достижение Номинация
Достижение в области звука Номинация
Дебютная игра Номинация
Игра за пределами развлечений Номинация
Музыка Номинация
Оригинальная игра Номинация
Исполнитель главной роли (Норман Ридус) Номинация
Исполнитель второстепенной роли (Леа Сейду) Номинация
Исполнитель второстепенной роли (Трой Бейкер) Номинация
Техническое достижение Победа
Famitsu Dengeki Game Awards 2019 Игра года Номинация [137]
Лучший сценарий Номинация
Лучшая графика Победа
Лучшая музыка Номинация
Лучший персонаж (Клиффорд Унгер) Номинация
Лучший персонаж (Сэм Портер Бриджес) Победа
Лучшая приключенческая игра в жанре экшн Победа
Лучшая дебютная игра Победа
18th Annual G.A.N.G. Awards Аудио года Победа [138]
Звуковое оформление года Победа
Лучший звук в кинематографическом ролике Победа
Лучшие диалоги Победа
Лучшее интерактивное музыкальное сопровождение Номинация
Лучшая оригинальная песня («BB’s Theme») Номинация
Лучший альбом с оригинальным саундтреком Победа
Лучшее звуковое микширование Победа
2020 Webby Awards Лучший музыкальный / звуковой дизайн Номинация [139]
Golden Joystick Awards Игра года для ПК Победа [140]
Игра года Номинация

Наследие

Весной 2020 года ряд комментаторов отметил неожиданную актуальность сюжета и геймплея игры на фоне пандемии COVID-19, изоляции людей в собственных домах и возросшей роли курьеров, доставляющих еду и покупки[141][142][143]. Ранее другая игра Кодзимы — Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001) — предвосхитила такие характерные для XXI века феномены, как фальшивые новости и эхо-камеры, так что и Death Stranding провоцировала заголовки наподобие «Хидео Кодзима снова предсказал будущее?»[144]. В интервью с Джеффом Кили Кодзима саркастически замечал, что если бы он мог предсказывать будущее, то сделал бы игру, которая продавалась бы получше[145].

На фоне страхов перед коронавирусом житель Китая разработал вдохновленный Death Stranding костюм, чтобы защитить своего ребёнка от COVID-19[146]. В марте 2020 в Steam появилась пародийная игра Walking Simulator, действие которой происходит в мире, опустошённом после Третьей Мировой Войны, а геймплей напоминает Death Stranding[147][148].

Death Stranding 2

Впервые о том, что продолжение игры находится в разработке, стало известно в мае 2022 года, когда Норман Ридус принял участие в интервью изданию Leo Edit, чтобы рассказать о своей работе над игрой. В беседе с Иларией Урбинати Ридус воскликнул: «Мы только-что начали работу над второй частью». Позже в интервью он вспоминал о том, как «игра вышла и завоевала все эти награды, и это было грандиозно», а затем повторил, что команда разработчиков «только-что приступила к работе над второй частью». В ответ на это автор и режиссёр игры Хидэо Кодзима опубликовал в Twitter серию фотографий, на которых в шутку бьёт Ридуса, со словами: «иди в свою комнату, друг мой»[149].

На ежегодной церемонии награждения The Game Awards 2022 был показан первый трейлер сиквела Death Stranding (рабочее название стилизовано как DS2), в котором были подтверждены актёры, ранее упомянутых в тизерных изображениях игры[150], а также Трой Бейкер, ранее игравший Хиггса в первой части[151].

Фильм

В декабре 2022 года было объявлено о планах выпустить основанный на игре фильм. Кодзима и Kojima Productions должны заниматься работой над фильмом в партнёрстве с канадским продюсером Алексом Лебовичи и его студией Hammerstone Studios. Аллан Унгар[англ.] должен занять место исполнительного продюсера[152]. Кодзима сообщал, что «принимает активное участие» в работе над фильмом, включая продюсирование, составление наметок сюжета и общий контроль за визуальным стилем и содержанием, но не займёт место кинорежиссёра[153].

Примечания

  1. Ashcraft, Brian. Death Stranding Has Open World And Online Elements (англ.). Kotaku (13 сентября 2016). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 31 мая 2019 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Павлушкин, Денис. Обзор Death Stranding. Самый дорогой пранк в истории игровой индустрии. Игромания (1 ноября 2019). Дата обращения: 2 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Welsh, Oli Death Stranding review: a baffling, haunting, grand folly (англ.). Eurogamer (1 ноября 2019). Дата обращения: 2 ноября 2019. Архивировано 7 ноября 2019 года.
  4. Parkin, Jeffrey Death Stranding guide: All about Likes (англ.). Polygon (7 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  5. Parkin, Jeffrey Death Stranding guide: Order evaluation and porter grade stars, explained (англ.). Polygon (7 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 7 ноября 2019 года.
  6. 6,0 6,1 Oloman, Jordan Death Stranding Fast Travel: How to unlock the Fragile Jump (англ.). GamesRadar. Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 5 декабря 2019 года.
  7. Croft, Liam. Guide: Death Stranding - How to Use the Scanner (англ.). Push Square (7 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  8. Dekker, Jacob. Death Stranding Timefall Guide: How Weather Works And How To Check It (англ.). GameSpot (12 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  9. Cryer, Hirun Death Stranding: How to Calm BB Down (англ.). USgamer (12 ноября 2019). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 16 декабря 2019 года.
  10. Oloman, Jordan. How to unlock vehicles in Death Stranding (англ.). PCGamesN (11 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  11. Parkin, Jeffrey Death Stranding guide: Upgrading and customizing structures (англ.). Polygon (7 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 13 декабря 2019 года.
  12. Reynolds, Matthew Death Stranding multiplayer explained: How online structures, Bridge Links, Strand Contracts and other connected features work (англ.). Eurogamer (8 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  13. Zacny, Rob 'Death Stranding' Shines When You're Delivering Packages in a Haunted World (англ.). Vice (1 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 13 ноября 2019 года.
  14. Watts, Rachel How to avoid and fight BTs in Death Stranding (англ.). PC Gamer (8 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  15. Faulkner,Jason. Death Stranding Void Out | What causes them and how to get rid of the crater (англ.). GameRevolution (7 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  16. 16,0 16,1 Sliva, Marty Kojima Explains Death Stranding Gameplay and Lore (англ.). IGN (11 декабря 2017). Дата обращения: 12 декабря 2017. Архивировано 11 декабря 2017 года.
  17. Fillari, Alessandro. What Is Death Stranding? We Explain Multiplayer, Plot, Gameplay, And More (англ.). GameSpot (14 ноября 2019). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  18. 18,0 18,1 IGN Authorman. Death Stranding's Weirdest Words: DOOMS, Aphenphosmphobia, and More Explained - IGN (англ.). IGN (15 ноября 2019). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 19,6 Alexandra, Heather. A Beginner’s Guide To The World Of Death Stranding (англ.). Kotaku (13 ноября 2019). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 20,5 Straub, Nick All The Terms You Need To Know To Start Death Stranding (англ.). Game Informer (7 ноября 2019). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 15 ноября 2019 года.
  21. 21,0 21,1 21,2 Saltzman, Mitchell. Death Stranding's 40-Hour-Long Story, Explained (англ.). IGN (22 ноября 2019). Дата обращения: 12 января 2020. Архивировано 12 января 2020 года.
  22. Feature, Josh West I have seen Death Stranding at Gamescom and I finally understand what's going on (англ.). GameRadar (21 августа 2019). Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 21 августа 2019 года.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 Казимиров, Никита. Сюжет и концовка Death Stranding: пересказ и полный разбор истории Сэма и ее финала (часть 1). Канобу (18 ноября 2019). Дата обращения: 10 октября 2023.
  24. Peter Brown, Rob Crossley. Kojima Expected to Leave Konami After MGS5, Inside Source Confirms (англ.). GameSpot (20 марта 2015). Дата обращения: 19 марта 2015. Архивировано 15 мая 2019 года.
  25. Farokhmanesh, Megan Metal Gear Solid creator's involvement in series questioned, Konami removes branding (англ.). Polygon (19 марта 2015). Дата обращения: 19 марта 2015. Архивировано 20 марта 2015 года.
  26. Hussain, Tamoor Kojima Productions Has Disbanded, Says Metal Gear Solid Voice Actor (англ.). GameSpot (12 июля 2015). Дата обращения: 11 июля 2015. Архивировано 12 июля 2015 года.
  27. Dyer, Mitch Hideo Kojima Talks New Studio, 'Edgy' PlayStation Game, and the Future (англ.). IGN (16 декабря 2015). Дата обращения: 18 декабря 2015. Архивировано 17 декабря 2015 года.
  28. Morrison, Angus. Kojima Productions opens its doors (англ.). PC Gamer (16 декабря 2015). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 9 ноября 2019 года.
  29. 29,0 29,1 29,2 Silver, Dan. Exclusive: Hideo Kojima interview: Norman Reedus-starring Death Stranding is an action game like Metal Gear Solid, not a Silent Hills substitute (англ.). Digital Spy (16 июня 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 23 сентября 2018 года.
  30. 30,0 30,1 Rad, Chloi. E3 2016: More Cryptic Death Stranding Details From Kojima (англ.). IGN (15 июня 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 21 июня 2016 года.
  31. Sheridan, Connor. When Kojima first explained Death Stranding to his team, "no one got it!" (англ.). GamesRadar (14 июня 2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 9 ноября 2019 года.
  32. Котов, Артемий. Анализируя Death Stranding. Что хотел сказать Кодзима?. Игромания (23 июня 2016). Дата обращения: 6 августа 2018. Архивировано 6 августа 2018 года.
  33. Lucy O'Brien. Here's Hideo Kojima's Enigmatic Explanation of Death Stranding Death Stranding / 13 Sep 2016 TGS 2016: Death Stranding Will Be Open World, Have Co-op (англ.). IGN (13 сентября 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 9 ноября 2019 года.
  34. 34,0 34,1 34,2 Blake, Vikki. Kojima outlines key Death Stranding milestones (англ.). Eurogamer (2 июня 2019). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  35. Chloi Rad. PSX 2016: Death Stranding Will Run on Guerrilla Games' Decima Engine (англ.). IGN (3 декабря 2016). Дата обращения: 4 декабря 2016. Архивировано 13 августа 2018 года.
  36. Nelva, Giuseppe Death Stranding’s "Decima" Engine Revealed by Hideo Kojima; it’s Guerrilla Games’ Engine (англ.). DualShockers (3 декабря 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016.
  37. 37,0 37,1 Rad, Chloi PSX 2016: Death Stranding Will Run on Guerrilla Games' Decima Engine (англ.). IGN (3 декабря 2016). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  38. Wakeling, Richard. Norman Reedus Talks Death Stranding, Silent Hills, And Working With Kojima (англ.). GameSpot (1 ноября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  39. Editor, Kirk McKeand Former Deputy Norman Reedus asked for bigger muscles in Death Stranding (англ.). VG247 (24 октября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  40. Makuch, Eddie. Death Stranding Star Didn't Exactly Understand Kojima's Direction But Just Went With It (англ.). GameSpot (13 июня 2023). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  41. 41,0 41,1 Schedeen, Jesse Death Stranding: Guillermo del Toro on His Role in Hideo Kojima's Next Game (англ.). IGN (23 января 2017). Дата обращения: 1 ноября 2023.
  42. Sheridan, Connor. Death Stranding uses Guillermo del Toro as a skin puppet for another performer (англ.). GamesRadar (31 мая 2019). Дата обращения: 1 ноября 2023.
  43. Hurley, Leon. Almost anyone who visited Kojima Productions is probably going to be in Death Stranding (англ.). GamesRadar (19 августа 2019). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  44. Vincent, Brittany. All celebrity cameos in Death Stranding (англ.). ShackNews (11 ноября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  45. Котов, Артемий. Анализируя Death Stranding. Что хотел сказать Кодзима?. Игромания (23 июня 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 13 июня 2018 года.
  46. Enigmatic Death Stranding trailer stars Mads Mikkelsen, Guillermo Del Toro (англ.). Entertainment Weekly (1 декабря 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 7 декабря 2016 года.
  47. Robson, Daniel. Death Stranding: Mads Mikkelsen's Role May Not Be What You Think (англ.). IGN (7 декабря 2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 9 ноября 2019 года.
  48. Orland, Kyle. The utterly perplexing beauty of Death Stranding Game Awards trailer (англ.). Ars Technica (8 декабря 2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 19 августа 2019 года.
  49. Елистратов, Вадим. ПК-версию Death Stranding отложили на полтора месяца из-за временного закрытия студии. Игра должна была выйти 2 июня, но теперь появится не раньше 14 июля. DTF (21 апреля 2020). Дата обращения: 21 апреля 2020.
  50. 50,0 50,1 Ассесеров, Евгений. Релиз Death Stranding на PC немного сместили. IGN Россия (21 апреля 2020). Дата обращения: 21 апреля 2020. Архивировано 26 июля 2020 года.
  51. Рудь, Дмитрий. ПК-версия Death Stranding выйдет 2 июня — с фоторежимом и Denuvo. 3DNews (2 марта 2020). Дата обращения: 21 апреля 2020. Архивировано 3 апреля 2020 года.
  52. Шевкун, Михаил. Официально: Death Stranding выйдет на РС летом 2020 года. Игромания (28 октября 2019). Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 28 октября 2019 года.
  53. Самитов, Антон. Death Stranding выйдет на ПК летом 2020 года. Об этом объявили сами разработчики. DTF (28 октября 2019). Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 28 октября 2019 года.
  54. Шевкун, Михаил. Death Stranding для PC отложили до середины июля. Игромания (21 марта 2020). Дата обращения: 21 апреля 2020. Архивировано 23 апреля 2020 года.
  55. Киракосян, Георгий. Death Stranding Director’s Cut: подробности, обновление PS4-версии и предзаказы — Игромания. Игромания (9 июля 2021). Дата обращения: 2 октября 2023.
  56. Пи, Лена «Финальный» трейлер Death Stranding Director’s Cut покажут 8 сентября. Игромания (3 сентября 2021). Дата обращения: 28 января 2022. Архивировано 28 января 2022 года.
  57. Пи, Лена Death Stranding Director’s Cut выходит на PC 30 марта. Игромания (27 января 2022). Дата обращения: 28 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
  58. Fingas, Jon. Hideo Kojima's 'Death Stranding: Director's Cut' is coming to the Mac (англ.). Engadget (5 июня 2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
  59. Romano, Sal. Death Stranding Director’s Cut coming to iPhone 15 Pro in 2023 (англ.) ?. Gematsu (12 сентября 2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
  60. Madnani, Mikhail. ‘Death Stranding Director’s Cut’ Coming to M1 iPad and Mac in Addition to iPhone 15 Pro by End of 2023 – TouchArcade (англ.). Touch Arcade (20 сентября 2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
  61. Сонин, Валентин Режиссёрская версия Death Stranding выйдет на устройствах Apple 31 января. Игромания (23 января 2024). Дата обращения: 17 февраля 2024.
  62. Peel, Jeremy. Four genius Kojima Productions staff who aren't Hideo Kojima (англ.). VG247 (5 декабря 2019). Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 10 декабря 2019 года.
  63. 63,0 63,1 63,2 Corelitz, Joel Home Depot was instrumental to Death Stranding’s soundtrack (англ.). Polygon (13 ноября 2019). Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 10 декабря 2019 года.
  64. Death Stranding 12" Single. By Low Roar (англ.). Mondo Records (январь 2017). Дата обращения: 21 апреля 2017. Архивировано 22 апреля 2017 года.
  65. Low Roar. Death Stranding: I'll Keep Coming. Vinyl, 12", 45 RPM, Single, Clear With Black Splatter (англ.). Discogs (январь 2017). Дата обращения: 21 апреля 2017. Архивировано 22 апреля 2017 года.
  66. McWhertor, Michael. Death Stranding’s trailer music is coming to vinyl from Mondo. Kojima Productions and Low Roar team up for a 12-inch single (англ.). Polygon (3 декабря 2016). Дата обращения: 21 апреля 2017. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  67. Bain, Katie Major Lazer and Khalid, Alan Walker & More to Appear on the Soundtrack for 'Death Stranding' Video Game (англ.). Billboard (1 октября 2019). Дата обращения: 17 октября 2019. Архивировано 22 октября 2019 года.
  68. Шевкун, Михаил. CHVRCHES выпустила песню по Death Stranding — она войдёт в альбом Timefall. Игромания (1 октября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2019.
  69. Цилюрик, Сергей. Вышел саундтрек Death Stranding.. Kanobu (8 ноября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2019.
  70. 70,0 70,1 Death Stranding for PlayStation 4 Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 26 февраля 2020. Архивировано 12 мая 2021 года.
  71. 71,0 71,1 Death Stranding for PC Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 6 ноября 2020. Архивировано 12 октября 2020 года.
  72. 72,0 72,1 Death Stranding Director’s Cut for PlayStation 5 Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 29 сентября 2021 года.
  73. 73,0 73,1 Death Stranding Director’s Cut for PC Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  74. Death Stranding for PS4, PC Reviews (англ.). OpenCritic. Дата обращения: 19 декабря 2019. Архивировано 10 ноября 2019 года.
  75. Лихачев, Алексей. Death Stranding — гениальная рутина. Рецензия. 3DNews (1 ноября 2019). Дата обращения: 2 ноября 2019. Архивировано 2 ноября 2019 года.
  76. (Обзор) Death Stranding - Гениально ли?. GoHa.ru (1 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 26 июля 2020 года.
  77. Курятник, Дмитрий. Death Stranding: курьер выехал, ожидайте доставку. Gameplay (24 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 16 августа 2020 года.
  78. Градуленко, Виктор. Габен любит Кодзиму. Обзор Death Stranding. GameTech. iXBT.com (14 июля 2020). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 9 августа 2020 года.
  79. Шкредов, Михаил. Death Stranding — ходьба нового поколения. GameTech. iXBT.com (18 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 15 августа 2020 года.
  80. Ассеров, Евгений. Death Stranding - Рецензия. IGN Россия (18 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 21 октября 2020 года.
  81. Казимиров, Никита. Death Stranding — самая дорогая и масштабная «игра не для всех». Канобу (8 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 13 декабря 2019 года.
  82. Гальперов, Василий. Death Stranding: Видеообзор. StopGame.ru (1 ноября 2019). Дата обращения: 2 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  83. Закиров, Евгений. Обзор Death Stranding. Игры@Mail.ru (13 ноября 2019). Дата обращения: 29 ноября 2019.
  84. Пекло, Евгений. Обзор Death Stranding. Мёртвый груз. Мир фантастики (1 декабря 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 31 июля 2020 года.
  85. Carter, Chris Review: Death Stranding (англ.). Destructoid (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  86. L Patterson, Mollie Death Stranding review (англ.). Electronic Gaming Monthly (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  87. 87,0 87,1 Sal Romano. Famitsu Review Scores: Issue 1614 (англ.). Gematsu (6 ноября 2019). Дата обращения: 6 ноября 2019. Архивировано 6 ноября 2019 года.
  88. Kato, Matthew Death Stranding Review – The Wanderer (англ.). Game Informer (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  89. Faulkner, Jason Death Stranding Review - A weapon to surpass Metal Gear (англ.). Game Revolution (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  90. Plagge, Kallie Death Stranding Review - Strand And Deliver (англ.). GameSpot (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  91. Hurley, Leon Death Stranding review: "An okay game ironically lost in its lengthy delivery" (англ.). GamesRadar (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  92. Navarro, Alex. Death Stranding Review (англ.). Giant Bomb (6 ноября 2019). Дата обращения: 9 ноября 2019. Архивировано 7 ноября 2019 года.
  93. Beck, Adam. Review: Death Stranding (англ.). Hardcore Gamer (1 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 8 августа 2020 года.
  94. 94,0 94,1 Ogilvie, Tristan Death Stranding Review (англ.). IGN (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  95. Kelly, Andy Death Stranding review - Hideo Kojima's weird post-apocalyptic delivery sim finally comes to PC (англ.). PC Gamer (13 июля 2020). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 20 июля 2020 года.
  96. Bailey, Kat. Death Stranding Review: The Boldest, And Most Perplexing, Game of 2019. Hideo Kojima’s first independent effort is an unexpected bridge to the PS2. (англ.). USGamer (1 ноября 2019). Дата обращения: 9 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  97. McKeand, Kirk. Death Stranding review – interesting, incredibly pretty, and kind of dull (англ.). VG247 (13 июля 2020). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 23 июля 2020 года.
  98. Wise, Josh Death Stranding review (англ.). VideoGamer.com (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  99. Byrd, Christopher ‘Death Stranding’ game review: A stunning achievement that requires effort to truly appreciate (англ.). The Washington Post (1 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 11 мая 2020 года.
  100. Dawkins, Dan. Death Stranding review – Hideo Kojima's radically tough slow-burning epic (англ.). The Guardian (1 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 16 июля 2020 года.
  101. Taylor, Haydn Death Stranding: Critical Consensus (англ.). GamesIndustry.biz (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  102. Dayus, Oscar Death Stranding review scores – our roundup of the critics (англ.). PCGamesN (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  103. Tyrer, Ben Death Stranding review round-up: Hideo Kojima’s latest splits critics (англ.). GamesRadar (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  104. Robinson, Andy Death Stranding review round-up: Critics divided on Kojima’s epic (англ.). Video Games Chronicle (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  105. 【ソフト&ハード週間販売数】『デス・ストランディング』が初週18.6万本で初登場1位! 『リングフィット アドベンチャー』は累計20万本を突破【11/4~11/10】 (яп.). Famitsu. Дата обращения: 15 ноября 2019. Архивировано 15 ноября 2019 года.
  106. Death Stranding is the biggest debut of any new IP in Japan this generation (англ.). Android Central (13 ноября 2019). Дата обращения: 15 ноября 2019. Архивировано 18 ноября 2019 года.
  107. Romano, Sal Famitsu Sales: 12/09/19 – 12/15/19 (Update) (англ.). Gematsu (18 декабря 2019). Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 19 декабря 2019 года.
  108. Phillips, Tom Death Stranding is PlayStation's second-biggest exclusive this year (англ.). Eurogamer (11 ноября 2019). Дата обращения: 15 ноября 2019. Архивировано 14 ноября 2019 года.
  109. MediaCreate 11 月 4 日~11 月 10 日一週銷售排行榜 《死亡擱淺》奪日台韓三地榜首 (яп.). 巴哈姆特電玩資訊站. Дата обращения: 18 ноября 2019. Архивировано 18 ноября 2019 года.
  110. Death Stranding è il gioco più venduto in Italia nell'ultima settimana (Death Stranding is the most sold video game of the week in Italy) (итал.). IGN Italy (18 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  111. TOP VENTES (фр.). S.E.L.L.. — «2019, Semaine 45». Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 16 ноября 2019 года.
  112. PLATTFORMÜBERGREIFEND (нем.). GameChartz.ch. Дата обращения: 12 апреля 2021. Архивировано 12 апреля 2021 года.
  113. Death Stranding (PS4) (англ.). Gamstat (12 апреля 2020). Дата обращения: 18 апреля 2020. Архивировано 7 мая 2020 года.
  114. Worldwide digital games market: August 2020 (англ.). SuperData Research (23 сентября 2020). Дата обращения: 24 сентября 2020. Архивировано 22 апреля 2020 года.
  115. Romano, Sal Hideo Kojima: Death Stranding was profitable and recouped costs; profit secured for next title (англ.). Gematsu (29 мая 2020). Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 13 июня 2020 года.
  116. 日本に本物のクリエイターはいるのか? 小島秀夫監督が「作家性」にこだわる理由 (яп.). Livedoor News (29 мая 2020). Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 5 июня 2020 года.
  117. Gurwin, Gabe Death Stranding Did Very Well On PC, Earning $27 Million (англ.). GameSpot (7 апреля 2021). Дата обращения: 7 апреля 2021. Архивировано 7 апреля 2021 года.
  118. Consolidated and separate financial statements at June 30th, 2021 (англ.). Digital Bros (27 октября 2021). Дата обращения: 15 августа 2022.
  119. Yin-Poole, Wesley Death Stranding has sold 5m copies (англ.). Eurogamer (26 июля 2021). Дата обращения: 26 июля 2021. Архивировано 26 июля 2021 года.
  120. Taylor, Mollie. Death Stranding hits 10 million sales as it celebrates its third birthday (англ.). PC Gamer (8 ноября 2022). Дата обращения: 3 октября 2023.
  121. Шевкун, Михаил. Представлены номинанты The Game Awards 2019. Игромания (19 ноября 2019). Дата обращения: 20 ноября 2019. Архивировано 20 ноября 2019 года.
  122. Adam Bankhurst. The Game Awards 2019: All the Winners - IGN (англ.). IGN (13 декабря 2019). Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 13 декабря 2019 года.
  123. Gaito, Eri Golden Joystick Awards 2017 Nominees (англ.) (недоступная ссылка). Best in Slot (13 ноября 2017). Дата обращения: 20 ноября 2019. Архивировано 4 апреля 2019 года.
  124. Hoggins, Tom Golden Joysticks 2018 nominees announced, voting open now (англ.). The Daily Telegraph (24 сентября 2018). Дата обращения: 24 сентября 2018. Архивировано 11 октября 2018 года.
  125. Glyer, Mike 2018 Gamers' Choice Awards Nominees (англ.). File 770 (19 ноября 2018). Дата обращения: 20 ноября 2019. Архивировано 9 января 2020 года.
  126. Titanium Awards 2019 (англ.). Fun & Serious Game Festival. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 21 ноября 2019 года.
  127. Ganadores de los premios Titanium del Fun & Serious 2019 (исп.). Generación Xbox (10 декабря 2019). Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  128. Makuch, Eddie The Game Awards 2019 Winners: Sekiro Takes Game Of The Year (англ.). GameSpot (13 декабря 2019). Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 13 декабря 2019 года.
  129. Sheehan, Gavin The New York Game Awards Announces 2020 Nominees (англ.). Bleeding Cool (2 января 2020). Дата обращения: 1 июля 2020. Архивировано 4 января 2020 года.
  130. Halperin, Shirley ‘Euphoria,’ ‘Marvelous Mrs. Maisel’ Among Guild of Music Supervisors Awards Nominees (англ.). Variety (9 января 2020). Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 13 февраля 2020 года.
  131. Chalk, Andy Control and Death Stranding get 8 nominations each for the 2020 DICE Awards (англ.). PC Gamer (13 января 2020). Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 3 марта 2020 года.
  132. 2019 Winners NAVGTR Awards (англ.). National Academy of Video Game Trade Reviewers (24 февраля 2020). Дата обращения: 25 февраля 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  133. Shanley, Patrick 'Death Stranding' Leads Game Developers Choice Awards Nominees (англ.). The Hollywood Reporter (8 января 2020). Дата обращения: 8 января 2020. Архивировано 17 февраля 2020 года.
  134. Grayshadow. 2020 SXSW Gaming Awards Nominees Revealed (англ.). NoobFeed (17 февраля 2020). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  135. Grayshadow. SXSW 2020 Gaming Award Winners Revealed (англ.). Noobfeed (25 марта 2020). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 28 марта 2020 года.
  136. Chilton, Louis Bafta Games Awards 2020: The results in full (англ.). The Independent (2 апреля 2020). Дата обращения: 2 апреля 2020. Архивировано 4 апреля 2020 года.
  137. Sato. Here Are the Winners of the Famitsu Dengeki Game Awards 2019 (англ.). Siliconera (18 апреля 2020). Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 20 ноября 2020 года.
  138. Tangcay, Jazz 'Death Stranding' Sweeps Gaming's G.A.N.G. Awards With Six Wins Including Audio of the Year (англ.). Variety (6 мая 2020). Дата обращения: 7 мая 2020. Архивировано 7 мая 2020 года.
  139. Webby Awards: Games (англ.). Webby Awards (19 мая 2020). Дата обращения: 19 мая 2020. Архивировано 21 апреля 2014 года.
  140. Макаров, Владимир Объявлены победители Golden Joystick Awards 2020 — триумф The Last of Us: Part II. Игромания (25 ноября 2020). Дата обращения: 28 февраля 2022. Архивировано 25 ноября 2020 года.
  141. Ashcraft, Brian Death Stranding Makes More Sense Now Than Ever (англ.). Kotaku (17 марта 2020). Дата обращения: 26 марта 2020. Архивировано 26 марта 2020 года.
  142. Laurent, Lionel Analysis: Pizza Deliverers Are Doubly Exposed to the Coronavirus (англ.). The Washington Post (4 марта 2020). Дата обращения: 11 марта 2020. Архивировано 18 марта 2020 года.
  143. Martens, Todd A love letter to video games in a time of coronavirus (англ.). Los Angeles Times (26 марта 2020). Дата обращения: 26 марта 2020. Архивировано 26 марта 2020 года.
  144. Fischer, Tyler Did Hideo Kojima Predict the Future Again? (англ.). ComicBook.com (21 марта 2020). Дата обращения: 26 марта 2020. Архивировано 26 марта 2020 года.
  145. Cian Maher. "I'm not a prophet, but if I was I probably would have created a game that would sell more," says Kojima (англ.). VG247 (13 июля 2020). Дата обращения: 4 августа 2020. Архивировано 3 августа 2020 года.
  146. Cooper, Dalton Chinese Man Makes Death Stranding Suit to Protect Baby from Coronavirus (англ.). Game Rant (9 марта 2020). Дата обращения: 11 марта 2020. Архивировано 4 апреля 2020 года.
  147. Burks, Robin Death Stranding Parody Walking Simulator Available on Steam (англ.). Screen Rant (9 марта 2020). Дата обращения: 11 марта 2020. Архивировано 10 марта 2020 года.
  148. Saed, Sherif Walking Simulator sure looks a lot like Death Stranding (англ.). VG247 (5 марта 2020). Дата обращения: 11 марта 2020. Архивировано 15 марта 2020 года.
  149. Chalk, Andy Norman Reedus confirms Death Stranding sequel, Kojima Responds (англ.). PC Gamer (20 мая 2022). Дата обращения: 15 августа 2022. Архивировано 25 мая 2022 года.
  150. Nunneley-Jackson, Stephany. Kojima teases his next game with images of Elle Fanning which could be related to Death Stranding 2 (англ.). VG247 (7 октября 2022). Дата обращения: 9 декабря 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  151. Рудь, Дмитрий. Снова ничего не понятно: Death Stranding 2 официально анонсирована, представлен интригующий трейлер. 3DNews (9 декабря 2022). Дата обращения: 9 декабря 2022. Архивировано 9 декабря 2022 года.
  152. Grobar, Matt ‘Death Stranding’ Film Based On Hit Video Game In Works From ‘Barbarian’ EP Alex Lebovici’s Hammerstone Studios, Kojima Productions (англ.). Deadline (15 декабря 2022). Дата обращения: 19 июня 2023.
  153. Adam, Khayl. Hideo Kojima Clarifies Involvement in Death Stranding Film Adaptation (англ.). Push Square (19 июня 2023). Дата обращения: 19 июня 2023.