Death Stranding
Death Stranding | |
---|---|
Разработчик |
Kojima Productions Guerrilla Games |
Издатель |
Sony Interactive Entertainment 505 Games |
Дата анонса | 13 июня 2016 |
Дата выпуска |
PlayStation 4: 8 ноября 2019 Windows: 14 июля 2020 Director’s Cut PlayStation 5: 24 сентября 2021 Windows: 30 марта 2022 iOS 31 января 2024 |
Жанр | action-adventure |
Возрастные рейтинги |
ACB: MA15+ — Mature 15+ CERO: D — Ages 17 and up ESRB: M — Mature GSRR: R — Restricted OFLC (NZ): R13 — Restricted 13 PEGI: 18 RARS: 18+ USK: 16 |
Создатели | |
Руководитель | Хидэо Кодзима |
Продюсер |
Хидэо Кодзима Кэнъитиро Имаидзуми Джеймс Вэнс Кен Мендоза |
Геймдизайнер | Хидэо Кодзима |
Сценарист |
Хидэо Кодзима Кенджи Яно Шуйо Мурата |
Программист | Акио Сакамото |
Художник | Ёдзи Синкава |
Композитор | Людвиг Форсселл |
Технические данные | |
Платформа |
PlayStation 4 PlayStation 5 Windows, iOS |
Движок | Decima |
Режим игры | однопользовательский, кооперативный |
Язык интерфейса | основные языки мира, включая русский язык |
Носитель | Blu-ray Disc, цифровая дистрибуция |
Управление | геймпад, клавиатура, мышь |
Death Stranding — компьютерная игра в жанре action с открытым миром, разработанная студией Kojima Productions в сотрудничестве с Guerrilla Games и изданная Sony Interactive Entertainment для PlayStation 4 в 2019 году. В 2020 году компания 505 Games выпустила версию игры для Windows. 31 января 2024 года версия игры Director’s Cut вышла на платформе iOS. Это первая игра Хидэо Кодзимы и Kojima Productions после разрыва с Konami в 2015 году. В работе над игрой приняли участие актёры Норман Ридус, Мадс Миккельсен, Леа Сейду, Маргарет Куэлли, Томми Дженкинс, Линдси Вагнер и Трой Бейкер<; в игре также появляются персонажи, моделями для внешности которых послужили кинорежиссёры Гильермо дель Торо и Николас Виндинг Рефн.
Действие Death Stranding происходит в постапокалиптическом будущем на территории бывших Соединённых Штатов Америки, разрушенных вторжением призрачных существ из другого мира. Игрок управляет курьером Сэмом (Норман Ридус) — своего рода постапокалиптическим почтальоном. Перед ним стоит задача пересечь континент и связать друг с другом изолированные поселения . Death Stranding совмещает в себе свободное путешествие по открытому миру, где игрок должен самостоятельно находить путь к следующей цели, и продолжительные кинематографические катсцены, созданные на движке игры с помощью технологии захвата движения. Основной игровой процесс связан с переноской ценных посылок из одного поселения в другое, причём игрок должен избегать потери и повреждения груза; игра содержит проработанную механику перемещения по пересечённой местности и элементы асинхронной многопользовательской игры .
Death Stranding получила высокие оценки критиков. Большинство обозревателей отметили оригинальность и необычность игры, не укладывающейся в привычные жанровые рамки, а также высоко оценили графику, музыкальное сопровождение и игру актёров. В то же время как игровой процесс, так и сюжет получили полярные оценки критиков — от восторженных до отрицательных. Ряд обозревателей описывал Death Stranding как «игру не для всех». Игра была удостоена ряда наград и номинаций от различных изданий и организаций
.Игровой процесс
Death Stranding описывалась как экшн-игра с открытым миром[1]. В основе геймплея лежит доставка посылок из одной точки мира в другую: управляя героем Сэмом, игрок должен выбрать заказ через терминал доставки одного из поселений, погрузить посылку на спину героя и добраться с ней до адресата — в среднем такой пеший поход занимает от пяти до пятнадцати минут[2]. Сам акт путешествия задумывался испытанием и источником эмоций для игрока[3], наподобие туристического похода[2]. Каждая успешная доставка оценивается по ряду параметров, и игрок получает от неигровых персонажей особые очки — «лайки», наподобие функции «Нравится» в социальных сетях. Игрок получает больше «лайков», если посылка не будет повреждена при доставке, или, например, доставит больше предметов, чем нужно для минимально успешной доставки[4]. Скопив достаточно лайков по одной из нескольких категорий оценки, отмечаемых на специальной диаграмме-звезде, игровой персонаж может стать, например, более выносливым или способным переносить больше груза[5]. Открытый мир игры состоит из двух больших раздельных регионов[6]. Управляемый игроком персонаж начинает игру на крайнем востоке и двигается на запад, открывая и подключая к сети новые поселения[3].
В походе между поселениями Сэм должен нести с собой не только ценные посылки, но и припасы, необходимые в путешествии — оружие, лестницы, тросы, даже сменную обувь на случай, если износятся его ботинки. Пересечённая местность заставляет тщательно планировать маршрут: персонаж со временем устаёт, и игрок также должен следить за распределением груза и равновесием персонажа. При большой нагрузке герой начинает крениться в ту или иную сторону, и игрок должен исправлять его положение с помощью кнопок-триггеров геймпада. Подъём по скалам труден, а спуск тем более — если персонаж упадёт, он может рассыпать и повредить ценный груз[3]. Специальный сканер позволяет анализировать местность поблизости, подсвечивая цветными значками возможные опасности — например, камни, об которые легко споткнуться, или глубокие ручьи, где персонажа может унести течением[7]. «Темпоральный дождь», превращающийся в горах в «темпоральный снег», постепенно разрушает и груз на спине персонажа, и любые построенные игроком объекты. Размещая грузы и припасы на спине, игрок должен учитывать, что находящиеся сверху ящики пострадают от темпорального дождя в первую очередь[8]. Игрок должен следить и за состоянием младенца ББ — одновременно спутника и элемента снаряжения героя: в состоянии стресса ББ начинает плакать и даже может потерять сознание, и игрок должен отцеплять и укачивать его с помощью контроллера[9].
Помимо пеших походов, игрок может находить или строить в поселениях транспортные средства — мотоциклы и грузовики. Эта техника работает на электродвигателях, и игрок должен следить за остатком заряда батареи и исправностью машины[10]. Игрок может строить в мире игры различные конструкции, облегчающие передвижение, — лестницы, укрытия от дождя, мосты через реки и тому подобное. Все эти сооружения постепенно разрушаются под темпоральным дождём и в конечном счёте исчезнут, если их не ремонтировать. Большие сооружения, такие как мосты, требуют от игрока искать в мире игры и использовать для строительства особые ресурсы, наподобие металлов и керамики; многие сооружения можно дополнительно улучшить после строительства — это замедлит их разрушение под дождём и придаст новые функции, например, возможность воспроизведения музыки по выбору игрока[11]. С помощью героини Фрэджайл игровой персонаж может мгновенно телепортироваться в любое поселение из тех, где он уже побывал, даже в другом регионе, а также переносить построенные игроком убежища. Однако персонаж не может переносить таким образом посылки и экипировку, они остаются в том поселении или убежище, откуда было совершено мгновенное перемещение[6].
Death Stranding содержит многопользовательские элементы, хотя и не требует от игрока постоянного подключения к сети и не содержит кооперативной или соревновательной игры в традиционном смысле — нельзя встретить в мире игры других игроков. Тем не менее, игрок может найти построенные другими игроками сооружения, транспортные средства, брошенные грузы и припасы; игроки могут оставлять друг для друга предупреждающие знаки и «одобрять» чужие сооружения и знаки с помощью «лайков»[12].
Одной из опасностей, угрожающей герою, являются «МУЛы» (англ. MULEs) — бывшие курьеры, страдающие иррациональной зависимостью от самого процесса доставки. Они нападают на действующих курьеров и отнимают у них посылки, чтобы доставить их самостоятельно[13]. МУЛы вооружены нелетальным оружием и стремятся только отнять у игрового персонажа ценный груз, а не убить его. Впрочем, в игре появляются и «террористы», отличающиеся от МУЛов наличием огнестрельного оружия[2]. В некоторых местах игры Сэму противостоят чудовищные «Твари» (англ. Beached Things, BTs) — чуждые фантастические существа из другого мира, появляющиеся только во время дождя. Твари обычно невидимы, но проявляют себя различными образами — отпечатки человеческих рук в грязи, туманные фигуры, привязанные к определённому месту пуповиной, чёрные фигуры, поднимающиеся из смоляных луж, или чудовищные морские существа[3]. В начале игры Твари неуязвимы для игрока, и их можно только избегать, однако в ходе игры Сэм получает оружие против этих созданий[2]. При столкновении с Тварями включается сканер-одрадек на плече Сэма — по его направлению, движению и цвету можно определить, где находятся ближайшие Твари. Сэм может задержать дыхание, чтобы Твари его не заметили, но только на ограниченное время. Обычные человекообразные Твари не убивают персонажа, но стремятся схватить и отнести его к огромной Твари — мини-боссу[14]. Если игрок проиграет сражение с этой Тварью, персонаж погибнет, и произойдёт «выплеск пустоты» — сокрушительный взрыв, оставляющий в мире игры огромный кратер. Эти кратеры остаются и после того, как игровой персонаж вернётся к жизни; они меняют рельеф местности и надолго делают область игрового мира непроходимой, хотя и исчезают со временем[15]. В случае смерти героя действие игры не возвращается к точке сохранения, как во многих других играх. Вместо этого игровой персонаж попадает в «Шов» (англ. Seam) — своеобразное «чистилище» — мир, опрокинутый вверх ногами и погружённый под воду. Игрок может обследовать это пространство с видом от первого лица, собирая различные предметы[16].
Сюжет
Предыстория
Действие Death Stranding происходит в постапокалиптическом будущем. Много лет назад США и весь остальной мир были разрушены катастрофой, известной как «Выход Смерти» (англ. Death Stranding)[17]. Эта катастрофа связана с существованием жизни после смерти: каждый человек, помимо смертного тела («Ха»), обладает и бессмертной душой («Ка»)[18]. При жизни они связаны, но после смерти тела душа попадает в индивидуальный загробный мир Берег (англ. Beach), из которого может двинуться в неведомые миры за ним. У каждого человека свой Берег, хотя в случае гибели множества людей одновременно, как на войне, они могут оказаться на общем Берегу. Заполонившие Землю после Выхода Смерти Твари — это существа из загробного мира, духи мёртвых[19]. Твари — зеркальные отражения людей, состоящие из антиматерии[20]. Контакт крупной Твари с человеком приводит к мгновенной аннигиляции — «выплеску пустоты», взрыву, способному уничтожить целый город и оставить после себя кратер с отпечатком огромной ладони внутри. После вторжения Тварей большинство старых городов Америки были уничтожены в подобных Выплесках[19]. С Выходом Смерти каждый труп стал источником опасности — после смерти человеческое тело быстро «некротизируется» (в течение 48 часов) и превращается в очередную Тварь, поэтому специальные бригады должны вывозить тела умерших прочь от населённых пунктов и сжигать до того, как произойдёт превращение[18][20].
Вместе с Выходом Смерти на Земле появились или проявили себя и другие предметы и явления, как «хиралий» (англ. chiralium) — особая материя, подобная тёмной материи, существовавшая со времен Большого взрыва. Она не подчиняется обычному ходу времени и меняет течение времени вокруг себя[20]. «Темпоральный дождь» (англ. Timefall), связанный с хиралием, многократно ускоряет ход времени для всего, на что попадает, будь то люди или постройки, заставляя их стареть и разрушаться на глазах[19]. Этот дождь идёт только в определённых местах, и о начале дождя оповещает перевёрнутая радуга[20]. После Выхода Смерти некоторые люди приобрели сверхъестественные способности: так, «возвращенцами» (англ. repatriates) называются те, чьи души способны после смерти воссоединиться с собственными телами, воскреснув во плоти[19]. Особое состояние, известное как ДУМ (англ. DOOMS), отличает людей, связанных с загробным миром. Сэм, главный герой игры, одновременно является возвращенцем и имеет ДУМ, хотя и низкого второго уровня — он не может видеть Тварей самостоятельно, только чувствовать их присутствие. Героиня Фрэджайл, как носительница ДУМ более высокого уровня, способна и видеть Тварей, и мгновенно телепортироваться из одного места в другое, а антагонист Хиггс — вызывать Тварей и управлять ими[19].
После Выхода Смерти Соединённые Штаты Америки перестали существовать как государство: люди живут в нескольких безопасных городах-«узлах» и разбросанных в глуши бункерах «выживальщиков» (англ. preppers). Только курьеры (англ. porters) осмеливаются выходить за стены городов и переносить ценные грузы из одного поселения в другое — без этого и города-узлы, и бункеры выживальщиков обречены на вымирание[19]. Остатки старого правительства на востоке страны сформировали федерацию под названием UCA (англ. United Cities of America, «Соединённые Города Америки»); подчиненная UCA курьерская компания «Бриджес» (англ. Bridges), на которую работает Сэм, стремится восстановить единство страны[20]. Люди в центральной и западной частях материка не доверяют UCA, а террористы из организации Homo Demens открыто выступают против неё и «Бриджес»[20]. Как «Бриджес», так и террористы из Homo Demens пользуются технологией, которую «Бриджес» называет ББ — «Бридж-Бэби» (англ. Bridge Baby, BB): ББ представляют собой человеческие эмбрионы в искусственных матках. К ним относятся как к ценному оборудованию, а не как к живым детям. В то время как для большинства людей Твари невидимы, ББ видят их и могут взаимодействовать с особым сканером-«одрадеком» (англ. odradek), сообщающим человеку, где находятся Твари[19].
Сюжет
В начале игры курьер Сэм (Норман Ридус) помогает «отделу утилизации трупов» перевезти человеческий труп в крематорий за городом Центральный узел. В пути на грузовик нападают Твари, которыми управляет некий неизвестный человек в маске; гигантская Тварь поглощает спутника Сэма, за чем следует выплеск пустоты — грандиозный взрыв, в котором погибает и Сэм, и весь город. После возвращения с того света Сэм оказывается в центре «Бриджес» в другом городе, Столичном узле. Он встречается с коронером «Бриджес» Дедмэном (внешность Гильермо дель Торо, голос Джесси Корти), директором Дайхардменом (Томми Эрл Дженкинс[англ.]) и своей приёмной матерью — президентом UCA Бриджет Стрэнд (Линдси Вагнер). Бриджет умирает от рака, но оставляет Сэму завещание: направиться на запад, найти дочь Амелию (внешность Линдси Вагнер, голос Эмили О’Брайен) и воссоединить Америку. Сэм относит тело Бриджет в крематорий вместе с ББ-28. Обнаружив, что младенец-детектор жив, исправен и в состоянии обнаруживать Тварей, Сэм оставляет его себе и позже начинает называть именем «Лу»[21].
За два года до начала действия игры Амелия отправилась на запад вместе с большой экспедицией «Бриджес», выстроив по всему континенту хиральную сеть центров и терминалов, однако подключить их друг к другу не удалось, экспедиция была рассеяна и погибла, а Амелия была схвачена террористами из Homo Demens и не может покинуть город Краевой узел на западном побережье материка. Она, тем не менее, выходит на связь, появляясь в виде бестелесной «хиралиграммы», а также как видение в снах Сэма. Амелия и «Бриджес» хотят, чтобы Сэм прошёл тем же маршрутом и закончил начатое Амелией — это и было завещание Бриджет Стрэнд; Амелия должна стать новым президентом. Особое устройство «кьюпид» позволит подключать ранее посещённые Амелией поселения к общей сети. Сэм неохотно уступает давлению и вместе с ББ отправляется на запад[22].
В городе Портовый узел Сэм вновь сталкивается с человеком в маске — это лидер Homo Demens Хиггс (Трой Бейкер), называющий себя «частицей Бога». На этот раз Сэму удаётся победить вызванную Хиггсом гигантскую Тварь. В пути на запад Сэму помогает Фрэджайл (Леа Сейду), хозяйка крупнейшей местной курьерской компании. Когда-то Фрэджайл и Хиггс работали вместе, но Хиггс предал свою напарницу, подкладывая миниатюрные термоядерные бомбы в грузы, которые она переносила. В результате был уничтожен город Срединный узел и едва не погиб Южный узел[23]. Хиггс пытается провернуть свой трюк с бомбой и с Сэмом, но тому удаётся выбросить бомбу в безопасное место. Попадая в необычные хиральные штормы, Сэм раз за разом оказывается в загробном мире — на полях сражений, напоминающих Первую мировую войну, Вторую мировую и войну во Вьетнаме. Здесь героя преследует солдат по имени Клифф Унгер (Мадс Миккельсен), одержимый желанием вернуть себе ББ. На своем пути Сэм знакомится с другими сотрудниками «Бриджес» — женщиной-инженером Малинген по прозвищу Мама (Маргарет Куэлли), связанной пуповиной с ребенком-Тварью, и учёным Хартмэном (внешность Николаса Виндинга Рефна, озвучил Даррен Джейкобс), который регулярно умирает и возвращается к жизни. Хартмэн считает, что Выход Смерти может случиться снова, и что покойная Бриджет Стрэнд могла быть «фактором вымирания» — таким же, какие вызывали пять массовых вымираний миллионы лет назад. Более того, таким же «фактором вымирания» может быть и Амелия[23][21].
Сэм добирается до Амелии и Хиггса в Краевом узле — завершающей точке пути на западном побережье. Теперь, когда хиральная сеть достроена, и все поселения Америки связаны друг с другом, Хиггс хочет с помощью Амелии связать друг с другом и загробные Берега людей и вызвать шестое, окончательное вымирание — Последний Выход. Сэму удаётся победить и гигантскую Тварь, вызванную Хиггсом, и — уже на Берегу Амелии — самого Хиггса. Кажется, что все проблемы решены, но Сэм сталкивается на загробном Берегу Амелии с президентом Бриджет, Дайхардменом и Клиффом; Амелия выталкивает его в мир живых. Там творятся странные вещи: хиральная сеть сбоит, Фрэджайл не может телепортировать Сэма назад в штаб «Бриджес», и он должен опять пересечь страну пешком, но уже на восток[23].
Он примиряется с Клиффом, думая, что тот — отец Лу; Клифф показывает симпатию уже к самому Сэму. Оказывается, что Выход Смерти изначально случился по вине Бриджет — это она финансировала программу ББ, чтобы установить связь с Берегами, и появление Тварей было лишь побочным продуктом; в узлах хиральной сети находятся другие ББ. Бриджет и Амелия — не мать и дочь, но одна и та же сущность, действительно «фактор вымирания»: стареющая «Бриджет» была физическим телом, вечно молодая «Амелия» — душой, существующей на потустороннем Берегу. Как Фактор вымирания, Амелия — своего рода богиня загробного мира; она черпает информацию о мире живых, но сама существует вне времени и пространства. Амелия хочет истребить человечество и переместить души людей в загробный мир, поскольку считает его страдания невыносимыми. Она когда-то невольно устроила первый Выход Смерти, в первый раз воскресив Сэма ещё ребёнком. Проложив хиральную сеть, Сэм связал души всех людей с Берегом Амелии и сделал Последний Выход — всеобщее вымирание — возможным. Амелия предлагает Сэму убить её саму или остаться с ней на её Берегу навсегда. Сэм обнимает её и говорит, что связь между ними будет всегда. Амелия признаёт, что жизнь всегда будет бороться до последнего, и в итоге отказывается от плана. Её Берег сгорает в огне, Сэм оказывается выброшенным уже на свой собственный Берег. Он пытается застрелиться из пистолета Дайхардмена, чтобы тоже перейти в загробный мир, но этот пистолет оказывается путём назад на Землю: команда «Бриджес» находит Сэма и вытаскивает его в мир живых[23].
Сэм покидает «Бриджес» и отправляется в крематорий, чтобы сжечь тело умершего Лу, но не может заставить себя это сделать. Он в последний раз сталкивается с Клиффом: оказывается, покойный Клифф — отец Сэма, и «ББ», которого разыскивал Клифф — не Лу, но сам Сэм, первый ББ в истории этой технологии. Клифф пытался выкрасть его из лаборатории, но был пойман и убит — Дайхардмен и Бриджет застрелили его из того же самого пистолета. От этой пули погиб и младенец-Сэм, но Амелия вернула его на землю. Таким образом Сэм и приобрёл свои способности и начался Выход Смерти. Снова в крематории Сэм пытается реанимировать мёртвого Лу, и младенец тоже воскресает с украшением-«кипу» в руках — подарком Амелии. Они выходят под дождь, который больше не имеет темпоральных свойств. Пробивается солнечный свет, и видна нормальная, не изменённая катаклизмом радуга — Выход Смерти завершился. В сцене после титров имя «Лу» расшифровывается как «Луиза» — ББ с самого начала был девочкой[21][23].
Разработка
Хидэо Кодзима, руководитель Kojima Productions, более известен как создатель серии компьютерных игр Metal Gear. Летом 2015 года после затяжного корпоративного конфликта с японской компанией Konami[24][25] студия Kojima Productions, бывшая на то время лишь её подразделением, была закрыта, и воссоздана в качестве независимой студии по разработке компьютерных игр 16 декабря того же года[26][27]. В конце 2015 года, до анонса игры, было сообщено, что ожидаемый первый проект студии должен быть выпущен сначала на PlayStation 4, а затем, после окончания некоторого периода «эксклюзивности», и на Windows[28].
Игра Death Stranding является экшн-игрой, как и Metal Gear Solid, и не должна рассматриваться как замена Silent Hills — отменённого проекта Кодзимы времён его работы в Konami[29]. По поводу жанра игры Хидэо Кодзима заявил, что это будет некий экшн с новыми элементами и привнесениями. Он провёл параллель со своей же ранней игрой Metal Gear 1987 года, которая ныне классифицируется как стелс-игра, однако во время выхода её называли экшеном, так как жанра «стелс» ещё не существовало[30]. По словам Кодзимы, он начал создание игры с разработки оригинальной игровой механики — его замысел поначалу не поняли даже собственные сотрудники Kojima Productions, когда Кодзима изложил им свою идею[31].
Само название Death Stranding многозначно и может быть переведено как «смертельное выбрасывание на берег» или «смертельное привязывание»[32]. С одной стороны, по словам Кодзимы, оно посвящено чему-то инопланетному, «выброшенному» в наш мир подобно тому, как на берег моря выбрасываются киты и дельфины (англ. cetacean stranding)[33]. С другой стороны, слово strand используется в психологии в контексте связей и привязанностей, поэтому в трейлерах игры появляются образы кабелей и пуповин, связывающих персонажей друг с другом[29]. Кодзима объяснил одну из главных тем игры, ссылаясь на рассказ Кобо Абэ, в котором говорится, что первым инструментом, созданным человеком, была палка — то, с помощью чего человек удерживает на расстоянии от себя «плохие вещи», а вторым инструментом была верёвка — для удержания «хороших вещей» рядом с собой. Кодзима сравнил основные «инструменты» взаимодействия с окружающим миром в экшн-игре — удары и стрельбу — с «палкой», и сказал, что Death Stranding должна предоставить игрокам и «верёвку» — нечто, что позволит связывать людей друг с другом[30].
По воспоминаниям Кодзимы, он определился с игровым движком для разрабатываемого проекта лишь осенью 2016 года[34]. Этот движок, позже ставший известным как Decima, был разработан нидерландской компанией Guerrilla Games и использовался только в её собственной игре Horizon Zero Dawn. Kojima Productions не просто заключила договор на использование готового движка, а занялась его доработкой совместно с Guerilla Games. Для этого в Амстердаме было создано подразделение специально для сотрудничества с Guerrilla Games[35]. Guerrilla Games открыла своим партнёрам исходный код движка сразу же, без подписания каких-либо договоров или соглашений о неразглашении. Движку, над которым теперь работали совместно нидерландская и японская студия, присвоили название Decima — в честь острова Дэдзима, где в XVII веке находился голландский торговый пост[36]. Движок Decima отвечал не только за рендеринг графики, но и за многие другие элементы игры — ИИ, физику, логику. Он предоставлял разработчикам «редактор для создания целого мира»[37]. Кодзима отмечал, что такой движок особенно подходит для разработки игр с открытым миром[37].
Уже на ранних стадиях разработки Кодзима привлёк в проект на роли главных героев Нормана Ридуса и Мадса Миккельсена. В феврале 2016 года он сначала встретился с Ридусом в Лос-Анджелесе, а в марте устроил в студии в Сан-Диего сессию «сканирования» внешности актёра и записи движений для предстоящего трейлера[34]. Ридус ранее работал с Кодзимой в таком же качестве в несостоявшемся проекте Silent Hills, для которого их свёл режиссёр Гильермо дель Торо. По воспоминаниям Ридуса, Кодзима вёл себя не так, как кинорежиссёры, с которыми привык работать актёр — японец охотно принимал предложения по поводу того, как должен себя вести персонаж и даже требовал от актёров творческого участия; Ридус не слишком понимал, что из себя представляет сюжет игры, но считал, что Кодзима «мыслит на другом уровне» и называл его «гением гениев»[38]. У Сэма в игре более атлетичное тело, чем у Нормана Ридуса в реальной жизни — по словам Кодзимы, актёр специально просил сделать его героя «более мускулистым»[39]. Похожим образом в июне 2016 года Кодзима пообщался с датчанином Миккельсеном через Skype, договорился о роли в игре и тем же летом устроил и для него сессию записи уже для второго трейлера[34]. Миккельсен вспоминал, что выглядел с оборудованием для захвата движения и с разрисованным точками лицом «довольно-таки нелепо» и, как и Ридус, совершенно не понимал сюжет игры, несмотря на попытки японца объяснить свои задумки. По его словам, «мы с Норманом старались вовремя кивать и отвечать „да, я понял, двигаемся дальше“»[40]. Согласно интервью Кодзимы сайту IGN, для разработки игры очень болезненной оказалась забастовка актёров озвучивания, организованная американским профсоюзом SAG-AFTRA[англ.]. До её окончания в октябре 2017 года студия Kojima Productions не могла заниматься записью озвучивания или сцен по технологии захвата движения с участием актёров — членов профсоюза, хотя исполнители главных ролей — Ридус и Миккельсен — и проявляли интерес к игре. Студия потратила освободившееся время на работу с движком Decima, дорабатывая его под нужды игры[16].
Два персонажа игры — сотрудники «Бриджес» Дедмэн и Хартмэн — были смоделированы по образу и подобию кинорежиссёров Гильермо дель Торо и Николаса Виндинга Рефна. Дель Торо раньше сотрудничал с Кодзимой в разработке отменённой игры Silent Hills, но в создании Death Stranding никакого творческого участия не принимал, только дал отсканировать свою внешность для создания трёхмерной модели персонажа; за озвучивание персонажа и захват движения отвечал другой актёр. Дель Торо в интервью IGN называл себя «марионеткой» в руках Кодзимы[41]. Кинорежиссёр отмечал, что процесс сканирования занял около семи часов, и в нём использовалось примерно втрое больше камер, чем обычно используется в кинематографе — Кодзима хотел создать фотореалистичную модель с беспрецедентной детализацией[41]. Аналогичным образом Рефн дал студии отсканировать свою голову, тело и различные выражения лица, но «сыграл» смоделированного таким образом героя, как и в случае дель Торо, другой исполнитель[42]. Кодзима охотно приглашал в студию и других знакомых знаменитостей, особенно деятелей кино, и просил их пройти сканирование, так что многие эпизодические персонажи в игре имеют внешность известных людей. Среди этих камео были журналист и ведущий Джефф Кили, комик Конан О’Брайен, мангака Дзюндзи Ито, разработчики компьютерных игр Сэм Лейк и Хермен Хюльст, кинематографисты Эдгар Райт, Пак Чхан Ук, Хуан Байона, Томми Виркола и Джордан Вот-Робертс[англ.] и другие[43][44].
Название игры было официально озвучено на конференции Sony на выставке E3 2016 в июне 2016 года. Тогда же был продемонстрирован «тизер» игры, наполненный тревожными, но завораживающими образами и скрытыми деталями. Ролик демонстрировал персонажа с внешностью Нормана Ридуса на берегу моря[45]; именно этот персонаж является главным героем игры, управляемым игроком[29]. 2 декабря 2016 года на церемонии награждения The Game Awards 2016 был показан второй тизер, где фигурируют персонажи, смоделированные по образу дель Торо и Миккельсена[46]. Миккельсен в интервью IGN Japan отмечал, что его персонаж не является злодеем в полном смысле этого слова: в играх Кодзимы нет «плохих парней» или «хороших парней», образы героев в них двойственны и совмещают в себе хорошие и дурные черты[47]. Продолжительный трейлер, показанный год спустя на церемонии The Game Awards 2017, был выполнен в духе НФ-хоррора и показывал персонажа Ридуса в составе группы людей в защитных костюмах, подвергающейся нападению невидимого чудовища[48].
Выпуск версии игры для Microsoft Windows был первоначально запланирован на 2 июня 2020 года[49][50][51][52][53], но позже был отложен в связи с пандемией COVID-19 — игра вышла 14 июля[54][50].
Director’s Cut и другие платформы
11 июня 2021 года была анонсирована расширенная версия игры под названием Death Stranding: Director’s Cut («режиссёрская версия»), первоначально только для игровой приставки PlayStation 5[55]. Эта версия игры вышла 24 сентября 2021 года[56]. Для персональных компьютеров на базе Windows версия Director’s Cut была выпущена 30 марта 2022 года[57].
5 июня 2023 года была анонсирована версия Director’s Cut для macOS; её выход ожидался до конца того же года[58]. 12 сентября 2023 года компания Apple анонсировала выход версии игры и для смартфона iPhone 15 Pro[59]. Аналогичная версия должна стать доступной и для планшетов iPad, использующих чип Apple M1 и выше[60]. 31 января 2024 года версия игры вышла на платформе iOS.[61]
Музыка в игре
Основным композитором и аудиорежиссёром Death Stranding выступил Людвиг Форсселл, работавший также над саундтреком предыдущей игры Хидэо Кодзимы Metal Gear Solid V: The Phantom Pain[62]. В работе над музыкальным сопровождением игры Форсселлу помогал другой композитор, Джоэль Корелиц. В то время, как во многих ключевых сюжетных сценах игры звучит музыка других исполнителей и групп, музыка Форсселла сопровождает и иллюстрирует геймплей. Форсселл описывал для Корелица планируемый саундтрек как «обескураживающий, агрессивный, неослабевающий… современный, эпический, кинематографический звук»[63], при этом избегая тех инструментов, которые обычно ассоциируются с подобной музыкой, чтобы звучать свежо и необычно. Корелиц подготовил для Sony 10 пробных фрагментов. Чтобы добиться гулкого звука, он стучал по разным предметам вроде ящиков и пластмассовых баков и семплировал получившиеся записи — «странный процесс для странной игры»[63]. В процессе работы Форсселл, Корелиц и звукотехники Sony даже посетили магазин строительных товаров Home Depot и скупили там множество разных предметов, из которых, на их взгляд, удавалось извлечь интересные звуки. Они также пытались модифицировать звук предоставленного им фортепиано, подкладывая под струны шурупы и игральные карты, ударяя по клавишам резиновой киянкой или садовыми граблями[63].
В трейлерах Death Stranding были использованы треки исландской группы Low Roar. Песня «I’ll Keep Coming» звучала в дебютном трейлере игры, показанном на конференции E3 2016. Другая песня группы, «Easy Way Out», была использована в тизер-трейлере игры на выставке PlayStation Experience 3 декабря 2016 года. В феврале 2017 года лейблом Mondo Tees LLC при поддержке Kojima Productions ограниченным тиражом был выпущен 12-дюймовый виниловый сингл, содержащий вышеупомянутые песни[64][65]. Это был самый первый сопутствующий товар, выпущенный для будущей игры[66].
Death Stranding: I'll Keep Coming | |
---|---|
Саундтрек Low Roar | |
Дата выпуска | 2017 |
Жанр | Даунтемпо, электронная |
Длительность | 00:10:40 |
Страна | США |
Лейбл | Mondo Records |
2017, Death Stranding: I'll Keep Coming | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Длительность | ||||||
1. | «I'll Keep Coming» | Low Roar | 5:52 | ||||||
2. | «Easy Way Out» | Low Roar | 4:48 | ||||||
10:40 |
Специально для игры группами Chvrches, The Neighbourhood, Major Lazer и Bring Me the Horizon были написаны песни, которые будут использоваться в ней[67][68][69].
2019, Death Stranding: Timefall | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Длительность | ||||||
1. | «Trigger» | Major Lazer, Khalid | 2:52 | ||||||
2. | «Ghost» | Au/Ra, Alan Walker | 2:59 | ||||||
3. | «Death Stranding» | CHVRCHES | 5:19 | ||||||
4. | «Yellow Box» | The Neighbourhood | 3:03 | ||||||
5. | «Meanwhile… In Genova» | THE S.L.P. | 3:25 | ||||||
6. | «Ludens» | Bring Me the Horizon | 4:38 | ||||||
7. | «Ghost» | Death Stranding: Timefall, flora cash | 3:33 | ||||||
8. | «Sing To Me» | Death Stranding: Timefall, Missio | 3:10 | ||||||
00:28:59 |
2019, Death Stranding (by Ludvig Forssell) (Original Score) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Длительность | |||||||
1. | «Once, There Was an Explosion» | 3:07 | |||||||
2. | «Alone We Have No Future» | 3:45 | |||||||
3. | «Bridges» | 3:28 | |||||||
4. | «Soulless Meat Puppet» | 1:37 | |||||||
5. | «Beached Things» | 3:26 | |||||||
6. | «Chiral Carcass Culling» | 2:23 | |||||||
7. | «The Face of Our New Hope» | 3:25 | |||||||
8. | «John» | 2:50 | |||||||
9. | «An Endless Beach» | 5:14 | |||||||
10. | «Heartman» | 2:07 | |||||||
11. | «The Severed Bond» | 4:04 | |||||||
12. | «Claws of the Dead» | 5:14 | |||||||
13. | «Fragile» | 3:34 | |||||||
14. | «Stick vs Rope» | 4:02 | |||||||
15. | «A Final Waltz» | 5:25 | |||||||
16. | «Strands» | 8:41 | |||||||
17. | «Lou» | 3:08 | |||||||
18. | «BB's Theme» | 5:16 | |||||||
19. | «Flower of Fingers» | 5:56 | |||||||
20. | «Cargo High» | 2:52 | |||||||
21. | «Demens» | 3:22 | |||||||
22. | «Decentralized by Nature» | 2:06 | |||||||
23. | «Mules» | 2:05 | |||||||
24. | «Porter Syndrome» | 1:21 | |||||||
25. | «Chiralium» | 4:09 | |||||||
26. | «Spatial Awareness» | 3:30 | |||||||
27. | «Stepping Stones» | 3:15 | |||||||
28. | «Frozen Space» | 3:47 | |||||||
29. | «The Timefall» | 2:50 | |||||||
01:45:59 |
Отзывы
Рецензии | |
---|---|
Сводный рейтинг | |
Агрегатор | Оценка |
Metacritic | (PS4) 82/100[70] (PC) 86/100[71] DC (PS5) 85/100[72] DC (PC) 84/100[73] |
OpenCritic | 83/100[74] |
Русскоязычные издания | |
Издание | Оценка |
3DNews | 7,0/10[75] |
GoHa.Ru | 9/10[76] |
Gameplay | [77] |
Gametech | (PC) 8/10 [78] (PS4) 8/10[79] |
IGN Россия | 9/10[80] |
Канобу | 8/10[81] |
StopGame.ru | «Похвально»[82] |
«Игромания» | [2] |
«Мир фантастики» | 8/10[84] |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
Destructoid | 8/10[85] |
EGM | [86] |
Eurogamer | «Рекомендовано»[3] |
Famitsu | 40/40[87] |
Game Informer | 7/10[88] |
GameRevolution | 5/5[89] |
GameSpot | 9/10[90] |
GamesRadar | 3,5/5[91] |
Giant Bomb | [92] |
Hardcore Gamer | [93] |
IGN | 6,8/10[94] |
PC Gamer (UK) | 85/100[95] |
USgamer | [96] |
VG247 | [97] |
VideoGamer | 8/10[98] |
The Washington Post | 9/10[99] |
The Guardian | [100] |
Игра получила преимущественно положительные отзывы критиков, на агрегаторе Metacritic версия для PS4 получила рейтинг 82/100 на основе 111 рецензий[70], версии для PC — 86/100[71]. Издание Director’s Cut получило 85/100 на основе 66 рецензий для PlayStation 5[72], и 84/100 на основе 6 рецензий для PC[73]. Вместе с тем, отзывы критиков разнились от очень отрицательных до очень положительных. Некоторые хвалили игру за новые концепции, внешний вид, графику и озвучивание персонажей, другие — критиковали за медленный, раздражительный и скучный процесс[101][102][103][104].
Обозреватель IGN Тристан Огилви писал, что сложно ответить на вопрос «что за игра Death Stranding»; по его мнению, разработчики из Kojima Productions приложили огромные усилия, чтобы создать игру, но точно такие же усилия ожидаются и от игрока: хотя в игре есть и изобретательная фантастика, и захватывающие дух пейзажи, практически все, чем предлагается заниматься игроку раз за разом — «переносить предмет Х из точки А в точку Б», как в сюжетных, так и в побочных заданиях. Эта переноска осложняется затруднительным управлением и менеджментом груза. По словам Огилви, игра — подобно собственному протагонисту — «спотыкается», не в силах сохранить равновесие между реализмом и эскапизмом. Хотя какие-то части Death Stranding обозревателю и понравились, полюбить он её не смог[94].
Денис Павлушкин в обзоре от «Игромании» назвал игру «самым дорогим пранком в истории игровой индустрии» — смелым экспериментом и авторским высказыванием, но в то же время «проектом далеко не для всех». По его словам, хотя геймплейные механики Death Stranding крайне необычны для игры-блокбастера, она не вознаграждает игрока за потраченное время и даже активно порицает исследование мира, так что основной причиной играть в неё является только сам умиротворяющий процесс похода, «чистейшая логистика». Сюжет игры Павлушкин охарактеризовал как набор красивых сцен, не складывающийся в цельную картинку и попросту разваливающийся к финалу[2].
Старейшее японское игровое издание Famitsu присудило игре оценку 40/40 (оценка формируется на основе рецензий четырёх сотрудников издания). Таким образом, Death Stranding стала 26-й игрой, получившей высшую оценку за всю историю издания с 1986 года[87].
Продажи
На дебютной неделе Death Stranding стала самой продаваемой игрой на физических носителях в Японии, а Famitsu сообщила, что игра была продана тиражом 185 909 копий[105], что сделало её самым успешным дебютом новой интеллектуальной собственности в Японии для восьмого поколения игровых консолей, обогнав предыдущего рекордсмена Judgment[106]. Death Stranding оставалась в топ-30 самых продаваемых игр Famitsu в течение пяти недель до 15 декабря, достигнув более 253 тысяч проданных физических копий на тот момент[107].
В Великобритании игра дебютировала на втором месте в чарте продаж на физических носителях, уступив Call of Duty: Modern Warfare (2019). Это второй по величине эксклюзивный дебют для PlayStation в 2019 году, уступивший лишь Days Gone[108]. По данным Media Create, Death Stranding также дебютировала на первом месте в чарте продаж на физических носителях как на Тайване, так и в Южной Корее[109]. Игра также возглавила итальянский[110] и французский[111] чарты продаж. Она заняла второе место в чарте Швейцарии[112].
К апрелю 2020 года в PlayStation Network игра достигла в общей сложности 3 миллиона игроков, включая 390 тысяч активных пользователей ежемесячно[113]. Согласно оценкам рейтинговой компании Nielsen Media Research на онлайн сервисе Steam за первый месяц было продано примерно 477 тысяч цифровых копий Death Stranding[114]. В мае 2020 года Кодзима заявил, что игра была продана достаточно, чтобы окупить затраты на разработку и получить прибыль, обеспечив финансирование следующего проекта Kojima Production[115][116].
В апреле 2021 года головная компания издателя игр 505 Games Digital Bros объявила в финансовом отчете, что на конец 2020 года релиз для ПК принес доход 23 миллиона евро, что делает Death Stranding самой кассовой игрой компании в 2020 году[117]. В октябре 2021 года Digital Bros объявила, что релиз для ПК принес 31 миллион евро[118]. К июлю 2021 года игра разошлась тиражом 5 миллионов копий по всему миру для платформ PS4 и ПК[119]. В ноябре 2022 года совокупные продажи всех версий игры на всех платформах превысили 10 миллионов копий[120].
Награды
Игра была номинирована на The Game Awards 2019 в категории «Игра года» и нескольких других[121]. Победила в категориях: «Лучшая режиссура», «Лучший саундтрек», «Лучшая актёрская игра» (Мадс Миккельсен в роли Клиффа)[122].
Год | Награда | Категория | Итог | Ссылка |
---|---|---|---|---|
2017 | Golden Joystick Awards | Самая ожидаемая игра | Номинация | [123] |
2018 | Номинация | [124] | ||
Gamers' Choice Awards | Самая ожидаемая игра | Номинация | [125] | |
2019 | Titanium Awards | Игра года | Номинация | [126][127] |
Лучший нарративный дизайн | Победа | |||
Лучшая приключенческая игра | Номинация | |||
Лучший саундтрек (Людвиг Форсселл) | Победа | |||
Лучшее озвучивание на испанском языке (Карлос ди Блази) | Номинация | |||
The Game Awards 2019 | Игра года | Номинация | [128] | |
Лучшая режиссура | Победа | |||
Лучшее повествование | Номинация | |||
Лучший арт-дирекшн | Номинация | |||
Лучшее музыкальное сопровождение/оригинальная музыка | Победа | |||
Лучший звуковой дизайн | Номинация | |||
Лучшая актёрская игра (Мадс Миккельсен) | Победа | |||
Лучшая актёрская игра (Норман Ридус) | Номинация | |||
Лучшая игра в жанре action-adventure | Номинация | |||
2020 | New York Game Awards | Big Apple Award за лучшую игру года | Номинация | [129] |
Премия Tin Pan Alley Award за лучшую музыку в игре | Номинация | |||
Премия Statue of Liberty за лучший мир | Номинация | |||
Премия Herman Melville за лучший сценарий | Номинация | |||
Премия Great White Way Award за лучшую актёрскую работу в игре (Норман Ридус) | Номинация | |||
Премия Great White Way Award за лучшую актёрскую работу в игре (Маргарет Куэлли) | Номинация | |||
Премия Great White Way Award за лучшую актёрскую работу в игре (Ти Джэй Дженкенс) | Номинация | |||
Guild of Music Supervisors Awards | Лучший музыкальный супервайзинг в видеоигре | Номинация | [130] | |
D.I.C.E. Awards 2020 | Игра года | Номинация | [131] | |
Выдающиеся достижения в области анимации | Номинация | |||
Выдающиеся достижения в области художественного направления | Номинация | |||
Выдающееся достижение в характере (Клифф Унгер) | Номинация | |||
Выдающееся достижение в характере (Сэм Портер Бриджес) | Номинация | |||
Выдающиеся достижения в области звукового дизайна | Победа | |||
Выдающееся техническое достижение | Победа | |||
Приключенческая игра года | Номинация | |||
NAVGTR Awards | Оригинальное музыкальное сопровождение в драматическом произведении, новая игра | Победа | [132] | |
Актёрская игра в драматическом произведении, второстепенная роль (Мадс Миккельсен) | Победа | |||
Сборник песен | Победа | |||
Песня, оригинальная или адаптированная («BB’s Theme») | Победа | |||
Звукорежиссура в кинематографической игре | Победа | |||
Звуковые эффекты | Номинация | |||
Использование звука, новая игра | Номинация | |||
Game Developers Choice Awards | Игра года | Номинация | [133] | |
Лучшее повествование | Номинация | |||
Лучшая технология | Номинация | |||
Лучшее художественное оформление | Номинация | |||
Лучший звук | Номинация | |||
Лучший дизайн | Номинация | |||
Премия за инновации | Номинация | |||
SXSW Gaming Awards | Трендовая игра года | Номинация | [134][135] | |
Премия имени Мэтью Крампа за культурные инноваци | Номинация | |||
Превосходство в анимации | Номинация | |||
Превосходство в музыкальном сопровождении | Победа | |||
Превосходство в повествовании | Номинация | |||
Превосходство в технических достижениях | Победа | |||
Превосходство в визуальных достижениях | Номинация | |||
Премия Британской Академии в области видеоигр | Анимация | Номинация | [136] | |
Художественное достижение | Номинация | |||
Достижение в области звука | Номинация | |||
Дебютная игра | Номинация | |||
Игра за пределами развлечений | Номинация | |||
Музыка | Номинация | |||
Оригинальная игра | Номинация | |||
Исполнитель главной роли (Норман Ридус) | Номинация | |||
Исполнитель второстепенной роли (Леа Сейду) | Номинация | |||
Исполнитель второстепенной роли (Трой Бейкер) | Номинация | |||
Техническое достижение | Победа | |||
Famitsu Dengeki Game Awards 2019 | Игра года | Номинация | [137] | |
Лучший сценарий | Номинация | |||
Лучшая графика | Победа | |||
Лучшая музыка | Номинация | |||
Лучший персонаж (Клиффорд Унгер) | Номинация | |||
Лучший персонаж (Сэм Портер Бриджес) | Победа | |||
Лучшая приключенческая игра в жанре экшн | Победа | |||
Лучшая дебютная игра | Победа | |||
18th Annual G.A.N.G. Awards | Аудио года | Победа | [138] | |
Звуковое оформление года | Победа | |||
Лучший звук в кинематографическом ролике | Победа | |||
Лучшие диалоги | Победа | |||
Лучшее интерактивное музыкальное сопровождение | Номинация | |||
Лучшая оригинальная песня («BB’s Theme») | Номинация | |||
Лучший альбом с оригинальным саундтреком | Победа | |||
Лучшее звуковое микширование | Победа | |||
2020 Webby Awards | Лучший музыкальный / звуковой дизайн | Номинация | [139] | |
Golden Joystick Awards | Игра года для ПК | Победа | [140] | |
Игра года | Номинация |
Наследие
Весной 2020 года ряд комментаторов отметил неожиданную актуальность сюжета и геймплея игры на фоне пандемии COVID-19, изоляции людей в собственных домах и возросшей роли курьеров, доставляющих еду и покупки[141][142][143]. Ранее другая игра Кодзимы — Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001) — предвосхитила такие характерные для XXI века феномены, как фальшивые новости и эхо-камеры, так что и Death Stranding провоцировала заголовки наподобие «Хидео Кодзима снова предсказал будущее?»[144]. В интервью с Джеффом Кили Кодзима саркастически замечал, что если бы он мог предсказывать будущее, то сделал бы игру, которая продавалась бы получше[145].
На фоне страхов перед коронавирусом житель Китая разработал вдохновленный Death Stranding костюм, чтобы защитить своего ребёнка от COVID-19[146]. В марте 2020 в Steam появилась пародийная игра Walking Simulator, действие которой происходит в мире, опустошённом после Третьей Мировой Войны, а геймплей напоминает Death Stranding[147][148].
Death Stranding 2
Впервые о том, что продолжение игры находится в разработке, стало известно в мае 2022 года, когда Норман Ридус принял участие в интервью изданию Leo Edit, чтобы рассказать о своей работе над игрой. В беседе с Иларией Урбинати Ридус воскликнул: «Мы только-что начали работу над второй частью». Позже в интервью он вспоминал о том, как «игра вышла и завоевала все эти награды, и это было грандиозно», а затем повторил, что команда разработчиков «только-что приступила к работе над второй частью». В ответ на это автор и режиссёр игры Хидэо Кодзима опубликовал в Twitter серию фотографий, на которых в шутку бьёт Ридуса, со словами: «иди в свою комнату, друг мой»[149].
На ежегодной церемонии награждения The Game Awards 2022 был показан первый трейлер сиквела Death Stranding (рабочее название стилизовано как DS2), в котором были подтверждены актёры, ранее упомянутых в тизерных изображениях игры[150], а также Трой Бейкер, ранее игравший Хиггса в первой части[151].
Фильм
В декабре 2022 года было объявлено о планах выпустить основанный на игре фильм. Кодзима и Kojima Productions должны заниматься работой над фильмом в партнёрстве с канадским продюсером Алексом Лебовичи и его студией Hammerstone Studios. Аллан Унгар[англ.] должен занять место исполнительного продюсера[152]. Кодзима сообщал, что «принимает активное участие» в работе над фильмом, включая продюсирование, составление наметок сюжета и общий контроль за визуальным стилем и содержанием, но не займёт место кинорежиссёра[153].
Примечания
- ↑ Ashcraft, Brian. Death Stranding Has Open World And Online Elements (англ.). Kotaku (13 сентября 2016). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 31 мая 2019 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Павлушкин, Денис. Обзор Death Stranding. Самый дорогой пранк в истории игровой индустрии . Игромания (1 ноября 2019). Дата обращения: 2 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Welsh, Oli Death Stranding review: a baffling, haunting, grand folly (англ.). Eurogamer (1 ноября 2019). Дата обращения: 2 ноября 2019. Архивировано 7 ноября 2019 года.
- ↑ Parkin, Jeffrey Death Stranding guide: All about Likes (англ.). Polygon (7 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
- ↑ Parkin, Jeffrey Death Stranding guide: Order evaluation and porter grade stars, explained (англ.). Polygon (7 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 7 ноября 2019 года.
- ↑ 6,0 6,1 Oloman, Jordan Death Stranding Fast Travel: How to unlock the Fragile Jump (англ.). GamesRadar. Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 5 декабря 2019 года.
- ↑ Croft, Liam. Guide: Death Stranding - How to Use the Scanner (англ.). Push Square (7 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
- ↑ Dekker, Jacob. Death Stranding Timefall Guide: How Weather Works And How To Check It (англ.). GameSpot (12 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
- ↑ Cryer, Hirun Death Stranding: How to Calm BB Down (англ.). USgamer (12 ноября 2019). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 16 декабря 2019 года.
- ↑ Oloman, Jordan. How to unlock vehicles in Death Stranding (англ.). PCGamesN (11 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
- ↑ Parkin, Jeffrey Death Stranding guide: Upgrading and customizing structures (англ.). Polygon (7 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 13 декабря 2019 года.
- ↑ Reynolds, Matthew Death Stranding multiplayer explained: How online structures, Bridge Links, Strand Contracts and other connected features work (англ.). Eurogamer (8 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
- ↑ Zacny, Rob 'Death Stranding' Shines When You're Delivering Packages in a Haunted World (англ.). Vice (1 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 13 ноября 2019 года.
- ↑ Watts, Rachel How to avoid and fight BTs in Death Stranding (англ.). PC Gamer (8 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
- ↑ Faulkner,Jason. Death Stranding Void Out | What causes them and how to get rid of the crater (англ.). GameRevolution (7 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
- ↑ 16,0 16,1 Sliva, Marty Kojima Explains Death Stranding Gameplay and Lore (англ.). IGN (11 декабря 2017). Дата обращения: 12 декабря 2017. Архивировано 11 декабря 2017 года.
- ↑ Fillari, Alessandro. What Is Death Stranding? We Explain Multiplayer, Plot, Gameplay, And More (англ.). GameSpot (14 ноября 2019). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
- ↑ 18,0 18,1 IGN Authorman. Death Stranding's Weirdest Words: DOOMS, Aphenphosmphobia, and More Explained - IGN (англ.). IGN (15 ноября 2019). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 19,6 Alexandra, Heather. A Beginner’s Guide To The World Of Death Stranding (англ.). Kotaku (13 ноября 2019). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 20,5 Straub, Nick All The Terms You Need To Know To Start Death Stranding (англ.). Game Informer (7 ноября 2019). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 15 ноября 2019 года.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 Saltzman, Mitchell. Death Stranding's 40-Hour-Long Story, Explained (англ.). IGN (22 ноября 2019). Дата обращения: 12 января 2020. Архивировано 12 января 2020 года.
- ↑ Feature, Josh West I have seen Death Stranding at Gamescom and I finally understand what's going on (англ.). GameRadar (21 августа 2019). Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 21 августа 2019 года.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 Казимиров, Никита. Сюжет и концовка Death Stranding: пересказ и полный разбор истории Сэма и ее финала (часть 1) . Канобу (18 ноября 2019). Дата обращения: 10 октября 2023.
- ↑ Peter Brown, Rob Crossley. Kojima Expected to Leave Konami After MGS5, Inside Source Confirms (англ.). GameSpot (20 марта 2015). Дата обращения: 19 марта 2015. Архивировано 15 мая 2019 года.
- ↑ Farokhmanesh, Megan Metal Gear Solid creator's involvement in series questioned, Konami removes branding (англ.). Polygon (19 марта 2015). Дата обращения: 19 марта 2015. Архивировано 20 марта 2015 года.
- ↑ Hussain, Tamoor Kojima Productions Has Disbanded, Says Metal Gear Solid Voice Actor (англ.). GameSpot (12 июля 2015). Дата обращения: 11 июля 2015. Архивировано 12 июля 2015 года.
- ↑ Dyer, Mitch Hideo Kojima Talks New Studio, 'Edgy' PlayStation Game, and the Future (англ.). IGN (16 декабря 2015). Дата обращения: 18 декабря 2015. Архивировано 17 декабря 2015 года.
- ↑ Morrison, Angus. Kojima Productions opens its doors (англ.). PC Gamer (16 декабря 2015). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 9 ноября 2019 года.
- ↑ 29,0 29,1 29,2 Silver, Dan. Exclusive: Hideo Kojima interview: Norman Reedus-starring Death Stranding is an action game like Metal Gear Solid, not a Silent Hills substitute (англ.). Digital Spy (16 июня 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 23 сентября 2018 года.
- ↑ 30,0 30,1 Rad, Chloi. E3 2016: More Cryptic Death Stranding Details From Kojima (англ.). IGN (15 июня 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 21 июня 2016 года.
- ↑ Sheridan, Connor. When Kojima first explained Death Stranding to his team, "no one got it!" (англ.). GamesRadar (14 июня 2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 9 ноября 2019 года.
- ↑ Котов, Артемий. Анализируя Death Stranding. Что хотел сказать Кодзима? . Игромания (23 июня 2016). Дата обращения: 6 августа 2018. Архивировано 6 августа 2018 года.
- ↑ Lucy O'Brien. Here's Hideo Kojima's Enigmatic Explanation of Death Stranding Death Stranding / 13 Sep 2016 TGS 2016: Death Stranding Will Be Open World, Have Co-op (англ.). IGN (13 сентября 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 9 ноября 2019 года.
- ↑ 34,0 34,1 34,2 Blake, Vikki. Kojima outlines key Death Stranding milestones (англ.). Eurogamer (2 июня 2019). Дата обращения: 18 ноября 2023.
- ↑ Chloi Rad. PSX 2016: Death Stranding Will Run on Guerrilla Games' Decima Engine (англ.). IGN (3 декабря 2016). Дата обращения: 4 декабря 2016. Архивировано 13 августа 2018 года.
- ↑ Nelva, Giuseppe Death Stranding’s "Decima" Engine Revealed by Hideo Kojima; it’s Guerrilla Games’ Engine (англ.). DualShockers (3 декабря 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016.
- ↑ 37,0 37,1 Rad, Chloi PSX 2016: Death Stranding Will Run on Guerrilla Games' Decima Engine (англ.). IGN (3 декабря 2016). Дата обращения: 18 ноября 2023.
- ↑ Wakeling, Richard. Norman Reedus Talks Death Stranding, Silent Hills, And Working With Kojima (англ.). GameSpot (1 ноября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2023.
- ↑ Editor, Kirk McKeand Former Deputy Norman Reedus asked for bigger muscles in Death Stranding (англ.). VG247 (24 октября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2023.
- ↑ Makuch, Eddie. Death Stranding Star Didn't Exactly Understand Kojima's Direction But Just Went With It (англ.). GameSpot (13 июня 2023). Дата обращения: 18 ноября 2023.
- ↑ 41,0 41,1 Schedeen, Jesse Death Stranding: Guillermo del Toro on His Role in Hideo Kojima's Next Game (англ.). IGN (23 января 2017). Дата обращения: 1 ноября 2023.
- ↑ Sheridan, Connor. Death Stranding uses Guillermo del Toro as a skin puppet for another performer (англ.). GamesRadar (31 мая 2019). Дата обращения: 1 ноября 2023.
- ↑ Hurley, Leon. Almost anyone who visited Kojima Productions is probably going to be in Death Stranding (англ.). GamesRadar (19 августа 2019). Дата обращения: 18 ноября 2023.
- ↑ Vincent, Brittany. All celebrity cameos in Death Stranding (англ.). ShackNews (11 ноября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2023.
- ↑ Котов, Артемий. Анализируя Death Stranding. Что хотел сказать Кодзима? . Игромания (23 июня 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 13 июня 2018 года.
- ↑ Enigmatic Death Stranding trailer stars Mads Mikkelsen, Guillermo Del Toro (англ.). Entertainment Weekly (1 декабря 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 7 декабря 2016 года.
- ↑ Robson, Daniel. Death Stranding: Mads Mikkelsen's Role May Not Be What You Think (англ.). IGN (7 декабря 2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 9 ноября 2019 года.
- ↑ Orland, Kyle. The utterly perplexing beauty of Death Stranding Game Awards trailer (англ.). Ars Technica (8 декабря 2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 19 августа 2019 года.
- ↑ Елистратов, Вадим. ПК-версию Death Stranding отложили на полтора месяца из-за временного закрытия студии. Игра должна была выйти 2 июня, но теперь появится не раньше 14 июля . DTF (21 апреля 2020). Дата обращения: 21 апреля 2020.
- ↑ 50,0 50,1 Ассесеров, Евгений. Релиз Death Stranding на PC немного сместили . IGN Россия (21 апреля 2020). Дата обращения: 21 апреля 2020. Архивировано 26 июля 2020 года.
- ↑ Рудь, Дмитрий. ПК-версия Death Stranding выйдет 2 июня — с фоторежимом и Denuvo . 3DNews (2 марта 2020). Дата обращения: 21 апреля 2020. Архивировано 3 апреля 2020 года.
- ↑ Шевкун, Михаил. Официально: Death Stranding выйдет на РС летом 2020 года . Игромания (28 октября 2019). Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 28 октября 2019 года.
- ↑ Самитов, Антон. Death Stranding выйдет на ПК летом 2020 года. Об этом объявили сами разработчики . DTF (28 октября 2019). Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 28 октября 2019 года.
- ↑ Шевкун, Михаил. Death Stranding для PC отложили до середины июля . Игромания (21 марта 2020). Дата обращения: 21 апреля 2020. Архивировано 23 апреля 2020 года.
- ↑ Киракосян, Георгий. Death Stranding Director’s Cut: подробности, обновление PS4-версии и предзаказы — Игромания . Игромания (9 июля 2021). Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Пи, Лена «Финальный» трейлер Death Stranding Director’s Cut покажут 8 сентября . Игромания (3 сентября 2021). Дата обращения: 28 января 2022. Архивировано 28 января 2022 года.
- ↑ Пи, Лена Death Stranding Director’s Cut выходит на PC 30 марта . Игромания (27 января 2022). Дата обращения: 28 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
- ↑ Fingas, Jon. Hideo Kojima's 'Death Stranding: Director's Cut' is coming to the Mac (англ.). Engadget (5 июня 2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Romano, Sal. Death Stranding Director’s Cut coming to iPhone 15 Pro in 2023 (англ.) ?. Gematsu (12 сентября 2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Madnani, Mikhail. ‘Death Stranding Director’s Cut’ Coming to M1 iPad and Mac in Addition to iPhone 15 Pro by End of 2023 – TouchArcade (англ.). Touch Arcade (20 сентября 2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Сонин, Валентин Режиссёрская версия Death Stranding выйдет на устройствах Apple 31 января . Игромания (23 января 2024). Дата обращения: 17 февраля 2024.
- ↑ Peel, Jeremy. Four genius Kojima Productions staff who aren't Hideo Kojima (англ.). VG247 (5 декабря 2019). Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 10 декабря 2019 года.
- ↑ 63,0 63,1 63,2 Corelitz, Joel Home Depot was instrumental to Death Stranding’s soundtrack (англ.). Polygon (13 ноября 2019). Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 10 декабря 2019 года.
- ↑ Death Stranding 12" Single. By Low Roar (англ.). Mondo Records (январь 2017). Дата обращения: 21 апреля 2017. Архивировано 22 апреля 2017 года.
- ↑ Low Roar. Death Stranding: I'll Keep Coming. Vinyl, 12", 45 RPM, Single, Clear With Black Splatter (англ.). Discogs (январь 2017). Дата обращения: 21 апреля 2017. Архивировано 22 апреля 2017 года.
- ↑ McWhertor, Michael. Death Stranding’s trailer music is coming to vinyl from Mondo. Kojima Productions and Low Roar team up for a 12-inch single (англ.). Polygon (3 декабря 2016). Дата обращения: 21 апреля 2017. Архивировано 20 декабря 2016 года.
- ↑ Bain, Katie Major Lazer and Khalid, Alan Walker & More to Appear on the Soundtrack for 'Death Stranding' Video Game (англ.). Billboard (1 октября 2019). Дата обращения: 17 октября 2019. Архивировано 22 октября 2019 года.
- ↑ Шевкун, Михаил. CHVRCHES выпустила песню по Death Stranding — она войдёт в альбом Timefall . Игромания (1 октября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2019.
- ↑ Цилюрик, Сергей. Вышел саундтрек Death Stranding. . Kanobu (8 ноября 2019). Дата обращения: 18 ноября 2019.
- ↑ 70,0 70,1 Death Stranding for PlayStation 4 Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 26 февраля 2020. Архивировано 12 мая 2021 года.
- ↑ 71,0 71,1 Death Stranding for PC Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 6 ноября 2020. Архивировано 12 октября 2020 года.
- ↑ 72,0 72,1 Death Stranding Director’s Cut for PlayStation 5 Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 29 сентября 2021 года.
- ↑ 73,0 73,1 Death Stranding Director’s Cut for PC Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
- ↑ Death Stranding for PS4, PC Reviews (англ.). OpenCritic. Дата обращения: 19 декабря 2019. Архивировано 10 ноября 2019 года.
- ↑ Лихачев, Алексей. Death Stranding — гениальная рутина. Рецензия . 3DNews (1 ноября 2019). Дата обращения: 2 ноября 2019. Архивировано 2 ноября 2019 года.
- ↑ (Обзор) Death Stranding - Гениально ли? . GoHa.ru (1 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 26 июля 2020 года.
- ↑ Курятник, Дмитрий. Death Stranding: курьер выехал, ожидайте доставку . Gameplay (24 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 16 августа 2020 года.
- ↑ Градуленко, Виктор. Габен любит Кодзиму. Обзор Death Stranding . GameTech. iXBT.com (14 июля 2020). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 9 августа 2020 года.
- ↑ Шкредов, Михаил. Death Stranding — ходьба нового поколения . GameTech. iXBT.com (18 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 15 августа 2020 года.
- ↑ Ассеров, Евгений. Death Stranding - Рецензия . IGN Россия (18 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 21 октября 2020 года.
- ↑ Казимиров, Никита. Death Stranding — самая дорогая и масштабная «игра не для всех» . Канобу (8 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 13 декабря 2019 года.
- ↑ Гальперов, Василий. Death Stranding: Видеообзор . StopGame.ru (1 ноября 2019). Дата обращения: 2 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ Закиров, Евгений. Обзор Death Stranding . Игры@Mail.ru (13 ноября 2019). Дата обращения: 29 ноября 2019.
- ↑ Пекло, Евгений. Обзор Death Stranding. Мёртвый груз . Мир фантастики (1 декабря 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 31 июля 2020 года.
- ↑ Carter, Chris Review: Death Stranding (англ.). Destructoid (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ L Patterson, Mollie Death Stranding review (англ.). Electronic Gaming Monthly (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ 87,0 87,1 Sal Romano. Famitsu Review Scores: Issue 1614 (англ.). Gematsu (6 ноября 2019). Дата обращения: 6 ноября 2019. Архивировано 6 ноября 2019 года.
- ↑ Kato, Matthew Death Stranding Review – The Wanderer (англ.). Game Informer (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ Faulkner, Jason Death Stranding Review - A weapon to surpass Metal Gear (англ.). Game Revolution (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ Plagge, Kallie Death Stranding Review - Strand And Deliver (англ.). GameSpot (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ Hurley, Leon Death Stranding review: "An okay game ironically lost in its lengthy delivery" (англ.). GamesRadar (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ Navarro, Alex. Death Stranding Review (англ.). Giant Bomb (6 ноября 2019). Дата обращения: 9 ноября 2019. Архивировано 7 ноября 2019 года.
- ↑ Beck, Adam. Review: Death Stranding (англ.). Hardcore Gamer (1 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 8 августа 2020 года.
- ↑ 94,0 94,1 Ogilvie, Tristan Death Stranding Review (англ.). IGN (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ Kelly, Andy Death Stranding review - Hideo Kojima's weird post-apocalyptic delivery sim finally comes to PC (англ.). PC Gamer (13 июля 2020). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 20 июля 2020 года.
- ↑ Bailey, Kat. Death Stranding Review: The Boldest, And Most Perplexing, Game of 2019. Hideo Kojima’s first independent effort is an unexpected bridge to the PS2. (англ.). USGamer (1 ноября 2019). Дата обращения: 9 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ McKeand, Kirk. Death Stranding review – interesting, incredibly pretty, and kind of dull (англ.). VG247 (13 июля 2020). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 23 июля 2020 года.
- ↑ Wise, Josh Death Stranding review (англ.). VideoGamer.com (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ Byrd, Christopher ‘Death Stranding’ game review: A stunning achievement that requires effort to truly appreciate (англ.). The Washington Post (1 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 11 мая 2020 года.
- ↑ Dawkins, Dan. Death Stranding review – Hideo Kojima's radically tough slow-burning epic (англ.). The Guardian (1 ноября 2019). Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 16 июля 2020 года.
- ↑ Taylor, Haydn Death Stranding: Critical Consensus (англ.). GamesIndustry.biz (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ Dayus, Oscar Death Stranding review scores – our roundup of the critics (англ.). PCGamesN (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ Tyrer, Ben Death Stranding review round-up: Hideo Kojima’s latest splits critics (англ.). GamesRadar (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ Robinson, Andy Death Stranding review round-up: Critics divided on Kojima’s epic (англ.). Video Games Chronicle (1 ноября 2019). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 ноября 2019 года.
- ↑ 【ソフト&ハード週間販売数】『デス・ストランディング』が初週18.6万本で初登場1位! 『リングフィット アドベンチャー』は累計20万本を突破【11/4~11/10】 (яп.). Famitsu. Дата обращения: 15 ноября 2019. Архивировано 15 ноября 2019 года.
- ↑ Death Stranding is the biggest debut of any new IP in Japan this generation (англ.). Android Central (13 ноября 2019). Дата обращения: 15 ноября 2019. Архивировано 18 ноября 2019 года.
- ↑ Romano, Sal Famitsu Sales: 12/09/19 – 12/15/19 (Update) (англ.). Gematsu (18 декабря 2019). Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 19 декабря 2019 года.
- ↑ Phillips, Tom Death Stranding is PlayStation's second-biggest exclusive this year (англ.). Eurogamer (11 ноября 2019). Дата обращения: 15 ноября 2019. Архивировано 14 ноября 2019 года.
- ↑ MediaCreate 11 月 4 日~11 月 10 日一週銷售排行榜 《死亡擱淺》奪日台韓三地榜首 (яп.). 巴哈姆特電玩資訊站. Дата обращения: 18 ноября 2019. Архивировано 18 ноября 2019 года.
- ↑ Death Stranding è il gioco più venduto in Italia nell'ultima settimana (Death Stranding is the most sold video game of the week in Italy) (итал.). IGN Italy (18 ноября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
- ↑ TOP VENTES (фр.). S.E.L.L.. — «2019, Semaine 45». Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 16 ноября 2019 года.
- ↑ PLATTFORMÜBERGREIFEND (нем.). GameChartz.ch. Дата обращения: 12 апреля 2021. Архивировано 12 апреля 2021 года.
- ↑ Death Stranding (PS4) (англ.). Gamstat (12 апреля 2020). Дата обращения: 18 апреля 2020. Архивировано 7 мая 2020 года.
- ↑ Worldwide digital games market: August 2020 (англ.). SuperData Research (23 сентября 2020). Дата обращения: 24 сентября 2020. Архивировано 22 апреля 2020 года.
- ↑ Romano, Sal Hideo Kojima: Death Stranding was profitable and recouped costs; profit secured for next title (англ.). Gematsu (29 мая 2020). Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 13 июня 2020 года.
- ↑ 日本に本物のクリエイターはいるのか? 小島秀夫監督が「作家性」にこだわる理由 (яп.). Livedoor News (29 мая 2020). Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 5 июня 2020 года.
- ↑ Gurwin, Gabe Death Stranding Did Very Well On PC, Earning $27 Million (англ.). GameSpot (7 апреля 2021). Дата обращения: 7 апреля 2021. Архивировано 7 апреля 2021 года.
- ↑ Consolidated and separate financial statements at June 30th, 2021 (англ.). Digital Bros (27 октября 2021). Дата обращения: 15 августа 2022.
- ↑ Yin-Poole, Wesley Death Stranding has sold 5m copies (англ.). Eurogamer (26 июля 2021). Дата обращения: 26 июля 2021. Архивировано 26 июля 2021 года.
- ↑ Taylor, Mollie. Death Stranding hits 10 million sales as it celebrates its third birthday (англ.). PC Gamer (8 ноября 2022). Дата обращения: 3 октября 2023.
- ↑ Шевкун, Михаил. Представлены номинанты The Game Awards 2019 . Игромания (19 ноября 2019). Дата обращения: 20 ноября 2019. Архивировано 20 ноября 2019 года.
- ↑ Adam Bankhurst. The Game Awards 2019: All the Winners - IGN (англ.). IGN (13 декабря 2019). Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 13 декабря 2019 года.
- ↑ Gaito, Eri Golden Joystick Awards 2017 Nominees (англ.) (недоступная ссылка). Best in Slot (13 ноября 2017). Дата обращения: 20 ноября 2019. Архивировано 4 апреля 2019 года.
- ↑ Hoggins, Tom Golden Joysticks 2018 nominees announced, voting open now (англ.). The Daily Telegraph (24 сентября 2018). Дата обращения: 24 сентября 2018. Архивировано 11 октября 2018 года.
- ↑ Glyer, Mike 2018 Gamers' Choice Awards Nominees (англ.). File 770 (19 ноября 2018). Дата обращения: 20 ноября 2019. Архивировано 9 января 2020 года.
- ↑ Titanium Awards 2019 (англ.). Fun & Serious Game Festival. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 21 ноября 2019 года.
- ↑ Ganadores de los premios Titanium del Fun & Serious 2019 (исп.). Generación Xbox (10 декабря 2019). Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 22 февраля 2020 года.
- ↑ Makuch, Eddie The Game Awards 2019 Winners: Sekiro Takes Game Of The Year (англ.). GameSpot (13 декабря 2019). Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 13 декабря 2019 года.
- ↑ Sheehan, Gavin The New York Game Awards Announces 2020 Nominees (англ.). Bleeding Cool (2 января 2020). Дата обращения: 1 июля 2020. Архивировано 4 января 2020 года.
- ↑ Halperin, Shirley ‘Euphoria,’ ‘Marvelous Mrs. Maisel’ Among Guild of Music Supervisors Awards Nominees (англ.). Variety (9 января 2020). Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 13 февраля 2020 года.
- ↑ Chalk, Andy Control and Death Stranding get 8 nominations each for the 2020 DICE Awards (англ.). PC Gamer (13 января 2020). Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 3 марта 2020 года.
- ↑ 2019 Winners NAVGTR Awards (англ.). National Academy of Video Game Trade Reviewers (24 февраля 2020). Дата обращения: 25 февраля 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
- ↑ Shanley, Patrick 'Death Stranding' Leads Game Developers Choice Awards Nominees (англ.). The Hollywood Reporter (8 января 2020). Дата обращения: 8 января 2020. Архивировано 17 февраля 2020 года.
- ↑ Grayshadow. 2020 SXSW Gaming Awards Nominees Revealed (англ.). NoobFeed (17 февраля 2020). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 18 февраля 2020 года.
- ↑ Grayshadow. SXSW 2020 Gaming Award Winners Revealed (англ.). Noobfeed (25 марта 2020). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 28 марта 2020 года.
- ↑ Chilton, Louis Bafta Games Awards 2020: The results in full (англ.). The Independent (2 апреля 2020). Дата обращения: 2 апреля 2020. Архивировано 4 апреля 2020 года.
- ↑ Sato. Here Are the Winners of the Famitsu Dengeki Game Awards 2019 (англ.). Siliconera (18 апреля 2020). Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 20 ноября 2020 года.
- ↑ Tangcay, Jazz 'Death Stranding' Sweeps Gaming's G.A.N.G. Awards With Six Wins Including Audio of the Year (англ.). Variety (6 мая 2020). Дата обращения: 7 мая 2020. Архивировано 7 мая 2020 года.
- ↑ Webby Awards: Games (англ.). Webby Awards (19 мая 2020). Дата обращения: 19 мая 2020. Архивировано 21 апреля 2014 года.
- ↑ Макаров, Владимир Объявлены победители Golden Joystick Awards 2020 — триумф The Last of Us: Part II . Игромания (25 ноября 2020). Дата обращения: 28 февраля 2022. Архивировано 25 ноября 2020 года.
- ↑ Ashcraft, Brian Death Stranding Makes More Sense Now Than Ever (англ.). Kotaku (17 марта 2020). Дата обращения: 26 марта 2020. Архивировано 26 марта 2020 года.
- ↑ Laurent, Lionel Analysis: Pizza Deliverers Are Doubly Exposed to the Coronavirus (англ.). The Washington Post (4 марта 2020). Дата обращения: 11 марта 2020. Архивировано 18 марта 2020 года.
- ↑ Martens, Todd A love letter to video games in a time of coronavirus (англ.). Los Angeles Times (26 марта 2020). Дата обращения: 26 марта 2020. Архивировано 26 марта 2020 года.
- ↑ Fischer, Tyler Did Hideo Kojima Predict the Future Again? (англ.). ComicBook.com (21 марта 2020). Дата обращения: 26 марта 2020. Архивировано 26 марта 2020 года.
- ↑ Cian Maher. "I'm not a prophet, but if I was I probably would have created a game that would sell more," says Kojima (англ.). VG247 (13 июля 2020). Дата обращения: 4 августа 2020. Архивировано 3 августа 2020 года.
- ↑ Cooper, Dalton Chinese Man Makes Death Stranding Suit to Protect Baby from Coronavirus (англ.). Game Rant (9 марта 2020). Дата обращения: 11 марта 2020. Архивировано 4 апреля 2020 года.
- ↑ Burks, Robin Death Stranding Parody Walking Simulator Available on Steam (англ.). Screen Rant (9 марта 2020). Дата обращения: 11 марта 2020. Архивировано 10 марта 2020 года.
- ↑ Saed, Sherif Walking Simulator sure looks a lot like Death Stranding (англ.). VG247 (5 марта 2020). Дата обращения: 11 марта 2020. Архивировано 15 марта 2020 года.
- ↑ Chalk, Andy Norman Reedus confirms Death Stranding sequel, Kojima Responds (англ.). PC Gamer (20 мая 2022). Дата обращения: 15 августа 2022. Архивировано 25 мая 2022 года.
- ↑ Nunneley-Jackson, Stephany. Kojima teases his next game with images of Elle Fanning which could be related to Death Stranding 2 (англ.). VG247 (7 октября 2022). Дата обращения: 9 декабря 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
- ↑ Рудь, Дмитрий. Снова ничего не понятно: Death Stranding 2 официально анонсирована, представлен интригующий трейлер . 3DNews (9 декабря 2022). Дата обращения: 9 декабря 2022. Архивировано 9 декабря 2022 года.
- ↑ Grobar, Matt ‘Death Stranding’ Film Based On Hit Video Game In Works From ‘Barbarian’ EP Alex Lebovici’s Hammerstone Studios, Kojima Productions (англ.). Deadline (15 декабря 2022). Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ Adam, Khayl. Hideo Kojima Clarifies Involvement in Death Stranding Film Adaptation (англ.). Push Square (19 июня 2023). Дата обращения: 19 июня 2023.
- Компьютерные игры по алфавиту
- Игры для PlayStation 4
- Игры для Windows
- Компьютерные игры с трёхмерной графикой
- Многопользовательские и однопользовательские игры
- Компьютерные игры с открытым миром
- Научно-фантастические компьютерные игры
- Компьютерные игры, разработанные Kojima Productions
- Компьютерные игры, изданные Sony Interactive Entertainment
- Компьютерные игры жанра Action
- Компьютерные игры, разработанные в Японии
- Постапокалиптические компьютерные игры
- Компьютерные игры 2019 года
- Компьютерные игры, изданные 505 Games
- Игры для PlayStation 5
- Игры на движке Decima
- Игры для iOS
- Игры для macOS