Metal Gear Solid V: The Phantom Pain
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain | |
---|---|
![]() | |
Разработчик |
|
Издатель |
|
Локализатор |
|
Серия | Metal Gear |
Дата анонса | 27 марта 2013 |
Дата выпуска |
|
Жанр | Стелс-экшен |
Возрастные рейтинги |
ACB: R18+ — Restricted 18+ CERO: D — Ages 17 and up ESRB: M — Mature PEGI: 18 RARS: 18+ USK: 18 |
Создатели | |
Руководитель | Хидэо Кодзима |
Продюсер |
|
Геймдизайнер | Хидэо Кодзима |
Сценарист |
|
Программист |
|
Художник | Ёдзи Синкава |
Композитор | Людвиг Форсселл |
Технические данные | |
Платформа |
PlayStation 3 PlayStation 4 Xbox 360 Xbox One Windows |
Движок | Fox Engine |
Режим игры | однопользовательский, многопользовательский |
Язык интерфейса | Основные языки мира, включая русский |
Носитель | оптический диск, цифровая дистрибуция |
Управление | геймпад, клавиатура, мышь |
konami.jp/mgs5/ |
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain[K 1] — компьютерная игра в жанре action-adventure в открытом мире с элементами стелса, разработанная японской студией Kojima Productions под руководством геймдизайнера Хидэо Кодзимы и изданная компанией Konami для платформ Windows, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360 и Xbox One в 1 сентября 2015 года для всего мира, и 2 сентября 2015 года для Японии. Игра входит в состав франшизы Metal Gear и служит одновременно продолжением предыдущих частей серии — Metal Gear Solid: Peace Walker и Metal Gear Solid V: Ground Zeroes — и приквелом первой игры серии, Metal Gear. По задумке разработчика, Ground Zeroes и The Phantom Pain должны вместе образовывать одно цельное повествование, Metal Gear Solid V. В 2016 году было выпущено издание Metal Gear Solid V: The Definitive Experience, включающее в себя обе игры вместе.
Действие Metal Gear Solid V: The Phantom Pain происходит в 1984 году. Главный герой Снейк после выхода из комы пытается создать новую армию наёмников взамен утраченной в Ground Zeroes и отомстить виновникам своего падения, ради чего участвует в тайных операциях в Афганистане времён советско-афганской войны и на анголо-заирской границе времён гражданской войны в Анголе. Подобно предыдущим играм серии Metal Gear, The Phantom Pain требует от игрока перемещаться незаметно и избегать встреч с противниками, например, при скрытом проникновении на военные базы; однако она является первой игрой в серии, в которой присутствует открытый мир — игрок может свободно перемещаться по обширной карте, самостоятельно выбирая задания, время и методы их выполнения.
Игра получила высокие оценки игровой прессы и ряд наград от различных изданий. Критики особенно высоко оценили геймплей игры, разнообразие игровых механик и предоставленную игроку свободу; некоторые издания, такие, как Famitsu, GameSpot и IGN, выставили игре наивысшую возможную оценку. Запутанный сюжет вызвал смешанные отзывы: хотя ряд изданий высоко оценил запоминающееся начало игры и постановку сюжетных сцен, некоторые обозреватели считали сюжет скомканным и не лишенным удовлетворительного финала. Поздние этапы разработки игры были связаны с конфликтом между командой разработчиков во главе с Кодзимой и компанией-издателем Konami; в результате этого конфликта студия Kojima Productions была закрыта, а Кодзима покинул Konami.
Игровой процесс

В The Phantom Pain игрок управляет наёмником с позывным «Веном Снейк», иначе известным как Биг Босс, в открытом мире[1]. Игровой процесс достаточно близок к игровому процессу предыдущей игры, Metal Gear Solid V: Ground Zeroes: при выполнении заданий игрок должен перемещаться между различными точками игрового мира как можно более скрытно, прятаться от врагов и оставаться незамеченным[2]. Снейк использует на поле боя разнообразное снаряжение, включая бинокли, карты, пистолеты, автоматы и взрывные устройства[2][3]. В соответствии с традициями серии, The Phantom Pain поощряет игрока на прохождение без убийств и использование против врагов нелетального оружия, такого, как пистолет, стреляющий дротиками с транквилизатором[4]. Игроки могут перемещаться по игровому миру множеством способов: пешком, верхом на лошади, на автомобилях или танках[5]; в некоторых местах карабкаться по скалам[6].
Точками интереса и целями заданий в открытом мире являются военные базы, укрепления и аванпосты разных размеров и с разными степенями защиты; большинство заданий требует скрытого проникновения внутрь — например, от Снейка может требоваться захватить аванпост, освободить заложников или выкрасть документы. Все базы устроены по-разному, и игрок может найти на них скрытые пути и тайники; однако в дикой местности за пределами баз практически нет каких-либо секретов или побочных занятий, кроме сбора припасов и охоты на диких животных[7]. В мире игры происходят случайные события, часто неподконтрольные игроку — например, стая волков может напасть на патруль, а ясная погода смениться песчаной бурей или тропическим ливнем[7]. Вооружение и поведение противников меняется в зависимости от деятельности игрока — например, если игрок предпочитает нейтрализовывать врагов выстрелами в голову, многие вражеские солдаты начинают носить каски, а нападения под покровом тьмы приводят к появлению патрульных с приборами ночного видения[8].
Важной частью игры является развитие главной базы, где Снейк проводит время между миссиями и где разрабатываются новое оружие и способности для Снейка. Для расширения базы игроку необходимы сотрудники, деньги и материалы — игрок добывает их на поле боя, похищая вражеских солдат, технику и разнообразные ценные предметы[9]. Это расширение как обеспечивает для игрока поддержку на поле боя, так и позволяет открыть многочисленные новые виды оружия, техники и предметов[7]. «Система Фултона[англ.]» позволяет скрытно переправлять на базу вражеских солдат и даже диких животных. Похищение противников с особыми способностями открывает для игрока новые возможности — например, если игроку удастся захватить переводчика с русского языка, изначально говорящий только по-английски Снейк сможет понимать переговоры советских солдат и допрашивать пленников[10]. Хотя невозможно проиграть игру из-за плохого менеджмента, игрок не сможет продвинуться по сюжету, если не будет развивать и расширять базу[7].
Многопользовательские режимы
The Phantom Pain содержит два многопользовательских режима. Metal Gear Online представлял собой отдельную от основной игры сетевую компоненту[11]. В этом режиме игрок управлял отдельным персонажем – не Снейком — и должен выбрать для него один из трёх классов: боец, снайпер или шпион. Класс жестко привязывается к персонажу, и изменить его нельзя; позже Metal Gear Online разрешает создать новых персонажей с другими классами[12]. В режиме, даже несмотря на соревновательный формат игры, не было выделенных серверов – игроки присоединялись к одному игроку-«хосту», который мог, если хотел, «выкинуть» других игроков из игры[11]. Metal Gear Online содержал три формата игры: Bounty Hunter, Comm Control и Cloak and Dagger. Они использовали то же управление и основные игровые механики, что и однопользовательская игра[11]. Bounty Hunter представлял собой deathmatch-режим, где игроки должны были сражаться друг с другом, пока не останется один победитель; в Comm Control две противостоящие друг другу команды должны были защищать или оборонять контрольные точки. Cloak and Dagger был примечателен асимметричным геймплеем: одна команда, имеющая лишь нелетальное оружие и маскирующие устройства, должна была тайно выкрасть «диски с секретными данными», которые охраняла другая команда с огнестрельным оружием[12]. Metal Gear Online получил отрицательные отзывы прежде всего из-за нестабильного подбора игроков и отсутствия выделенных серверов[11][11].
В однопользовательскую игру также встроен массовый многопользовательский сетевой режим FOB — «передовых баз» (англ. forward operation bases). Игрок создаёт дополнительные «передовые базы», которые приносят дополнительные ресурсы, но другие игроки могут в реальном времени проникнуть на эти базы и украсть накопленные на них ценные ресурсы. Если сам построивший игрок в этот момент находится в игре, он получает соответствующее уведомление и можете перенестись на «передовую базу» и сразиться с враждебным «вторженцем» один на один. Эти поединки между игроками отделены от Metal Gear Online и напоминают похожие «вторжения» в Dark Souls. Для борьбы с вторжениями игрок также может собирать и устанавливать на передовых базах различные охранные системы — в этом режим FOB напоминает игры жанра tower defense. Режим FOB опционален, и игрок может не создавать ни одной передовой базы, если не хочет[13].
Сюжет
Предыстория
В игре Metal Gear Solid: Peace Walker Снейк (Биг Босс) создал и возглавил частную военную компанию Militaires Sans Frontières (MSF), вовлечённую в военный конфликт в Коста-Рике. В ходе событий игры Снейк и его товарищи вскрыли запутанный заговор вокруг разработки Peace Walker — шагающего танка, несущего на борту ядерное оружие. MSF уничтожила Peace Walker, но с помощью его создателя — конструктора Хью Эммериха — начала создание собственного аналога под названием Metal Gear ZEKE. Попытка героини Паз, оказавшейся агентом американской спецслужбы «Шифр», украсть Metal Gear ZEKE была сорвана Снейком. В игре Metal Gear Solid V: Ground Zeroes Снейк был вынужден спасать Паз с военной базы на территории Кубы, но попал в ловушку, расставленную Черепом — таинственным агентом «Шифра». В отсутствие Снейка главная база MSF в Карибском море была атакована и уничтожена отрядом XOF, подчиняющимся Черепу, а сам Снейк был тяжело ранен в результате взрыва бомбы, вшитой Черепом в тело Паз[14].
События игры
В 1984 году, девять лет спустя, начинается действие Metal Gear Solid V: The Phantom Pain: главный герой, потерявший в результате взрыва левую руку, выходит из комы в британском военном госпитале базы Декелия на Кипре. Госпиталь атакует спецназ XOF, уничтожающий пациентов и врачей, но герою удаётся спастись из рук женщины-солдата XOF и сбежать благодаря помощи пациента с забинтованным лицом, называющего себя «Измаил». Герои сталкиваются также со сверхъестественными врагами, убивающими солдат XOF — Третьим ребёнком и Горящим человеком. После погони Измаил исчезает, а Снейка встречает союзник — наёмник по прозвищу Револьвер Оцелот. Оцелот работает на организацию Diamond Dogs, созданную одним из старых соратников Снейка, Казухирой Миллером, в попытке возродить Militaires Sans Frontières — на этот раз с главной базой на Сейшельских островах. Сам Миллер без вести пропал в Афганистане, где идёт советско-афганская война – его спасение из плена у Советской Армии становится первой операцией Снейка во главе Diamond Dogs. Под руководством Снейка организация растёт и крепнет, к ней присоединяются новые персонажи, в том числе Молчунья — бывший снайпер «Шифра», и мальчик Элай (Ликвид Снейк, будущий антагонист Metal Gear Solid)[14].
Выполняя различные задания в Афганистане, Снейк узнаёт, что Череп с помощью Хью Эммериха разрабатывает новое сверхоружие, подобное Metal Gear ZEKE, под названием «Сахелантроп» — на сей раз это прямоходящий робот огромных размеров. В Африке Снейк сталкивается с исследованиями на людях: в месте под названием Nzo ya Badiabulu, «Дом Дьявола», он находит множество умирающих от некоего лёгочного заболевания африканцев, которым на магнитофонах проигрываются записи на разных языках. Вскоре эпидемия неизвестной болезни распространяется и на главную базу Diamond Dogs. Чтобы победить её, Снейк прибегает к помощи ещё одного бывшего сотрудника Черепа — старого микробиолога-навахо, скрывающегося под псевдонимом Code Talker. Code Talker сообщает героям, что в центре африканских исследований Черепа находятся «голосовые паразиты» — организмы, живущие в голосовых складках горла и реагирующие на речь хозяина. По уверениям Code Talker, эти организмы когда-то сыграли огромную роль в эволюции человека, подарив ему способность к речи. Штаммы паразитов, разработанные людьми Черепа, воспринимают речь на определённом языке как сигнал к бурному размножению, убивая носителя; таким образом, они являются идеальным инструментом для этнических чисток, убивая только определённые народы[14].
Снейк находит Черепа в ОКБ «Ноль», тайной крепости в горах Афганистана. Противник Снейка раскрывает свои планы: он не сотрудничает с американским «Шифром», но работает против него, желая использовать в глобальных масштабах разновидность голосовых паразитов, реагирующую на английский язык. «Сахелантроп» и подобные ему машины должны обеспечить превосходство Черепа в новом мире, лишённом английского языка. Тем не менее, когда Череп демонстрирует Снейку «Сахелантроп», робот приходит в движение и самостоятельно покидает ангар, уничтожая пытающихся остановить его солдат XOF. Снейку удаётся выиграть битву с «Сахелантропом»; Череп получает тяжёлые раны, и герои добивают его. Повреждённый «Сахелантроп» на вертолётах вывозят на главную базу[14].
В последующих миссиях Снейк в последний раз сталкивается с Горящим человеком, которым оказывается ранее появлявшийся в Metal Gear Solid 3: Snake Eater полковник ГРУ Евгений Волгин; добывает из старой лаборатории Эммериха Mammal Pod — компьютер с искусственным интеллектом, сыгравший заметную роль в Metal Gear Solid: Peace Walker. Вскоре на карантинной платформе главной базы происходит новая вспышка инфекции, вызванной голосовыми паразитами: на этот раз мутировавшие паразиты заражают и убивают сотрудников Diamond Dogs без разбора, и Снейк собственноручно расстреливает всех заражённых, опасаясь, что вырвавшаяся на свободу инфекция погубит весь мир. Элай с помощью «Третьего ребёнка» сбегает с главной базы, угнав отремонтированный «Сахелантроп». Мнимая немота Молчуньи объясняется заражением голосовыми паразитами, которые должны пробудиться, если героиня заговорит по-английски; когда обстоятельства все же заставляют её заговорить, Молчунья покидает Снейка, исчезая в пустыне. Погибшая в Ground Zeroes Паз появляется на Главной базе — это не более чем видение, воплощение угрызений совести Снейка, который обвиняет себя в гибели девушки[14].
Одна из последних миссий игры является повторением пролога со спасением Снейка и «Измаила» из больницы с некоторыми новыми подробностями — в ней сообщается, что главный герой игры Веном Снейк являлся не настоящим Биг Боссом (Нейкидом Снейком из предыдущих игр серии), но двойником — полевым врачом MSF, который в концовке Metal Gear Solid V: Ground Zeroes находился в том же вертолёте, что и Биг Босс, извлёк бомбу из тела Паз и закрыл собой Биг Босса от взрыва. С помощью пластической хирургии и «гипнотерапии» ему были приданы внешность и личность Биг Босса[15]. Настоящим Биг Боссом был Измаил, таким образом скрывшийся от своих врагов. В конце игры Веном Снейк у зеркала слушает с кассеты обращённый к нему монолог Нейкида Снейка, который заявляет, что они оба оставили след в истории и что Веном Снейк обладает полным правом носить имя «Биг Босс». Обновлённая хронология игр серии, показанная в виде титров, сообщает, что именно Веном Снейк в качестве Биг Босса противостоял игроку в Metal Gear[16].
Разработка

В ноябре 2011 года Хидэо Кодзима дал обширное интервью британскому журналу PlayStation Official Magazine – UK, в котором упомянул, что ему в будущем «придётся» создать новую Metal Gear Solid — несмотря на завершение истории Солида Снейка в Metal Gear Solid 4 — и что он работает над неким проектом под названием Project Ogre, более «сдержанным» и менее кинематографичным по сравнению с Metal Gear Solid 4[17]. В телефонном интервью CNN он сообщил, что Project Ogre должен стать игрой с открытым миром, где игрок мог бы перемещаться свободно и находить новые места и приключения даже спустя сотню часов игры. Кодзима также опубликовал в своём Twitter первые скриншоты Project Ogre с изображением солдат и военной техники на фоне пустынного гористого пейзажа[18].
В феврале 2012 года студия Kojima Productions объявила о кампании Development Without Borders по набору сотрудников для грядущего проекта, описанного как «новейшая игра серии Metal Gear Solid для самых современных консолей и ПК». Материалы, размещённые в интернете и на стенде Kojima Productions на конференции Game Developers Conference в марте того же года, сообщали о вакансиях в японском и калифорнийском подразделениях студии; в частности, студия искала программистов для создания «технологий для игрового движка следующего поколения»[19][20].
В 2012 году была анонсирована очередная часть серии Metal Gear — Metal Gear Solid: Ground Zeroes, сначала на закрытом мероприятии в честь двадцатипятилетия серии в августе 2012 года, потом на выставке Penny Arcade Expo несколькими днями спустя[21]. Хидэо Кодзима объявил, что она также должна стать игрой с открытым миром и прологом к настоящей Metal Gear Solid V[22], однако отрицал, что Project Ogre и Ground Zeroes — одна игра. Это заставило некоторых журналистов предположить, что Project Ogre и есть Metal Gear Solid V[23].
На мероприятии Spike Video Game Awards в декабре 2012 года был показан трейлер игры под названием The Phantom Pain, разрабатываемой некоей шведской студией Moby Dick Studio под руководством некоего «Йоакима Могрена» (англ. Joakim Mogren)[24]. Журналисты и пользователи социальных сетей заподозрили, что имеют дело с мистификацией и на самом деле речь о Metal Gear Solid V: в логотипе The Phantom Pain было оставлено пустое место для букв Metal Gear Solid V; имя Joakim было анаграммой от Kojima, а фамилия Mogren содержала слово Ogre — как в Project Ogre; сотрудники с символикой «Moby Dick Studio» на Spike Video Game Awards находились в VIP-зоне для сотрудников Konami[25]. В самом трейлере появлялись персонажи, напоминающие героев из предыдущих игр серии[25]. В марте 2013 года «Йоаким Могрен» дал шуточное интервью телепрограмме GameTrailers TV; при этом, подобно одному из персонажей трейлера, «Йоаким Могрен» появился в студии с головой, замотанной бинтами, которые открывали только глаза и рот[26]. Были распущены слухи, что показанный в телепрограмме «Йоаким Могрен» является не живым человеком, а моделью, созданной с помощью компьютерной графики[27]. Позже Хидэо Кодзима разоблачил свою мистификацию, признавшись, что хотел поднять шум в социальных сетях и привлечь интерес к игровому движку FOX Engine; роль «Йоакима Могрена» исполнял актёр, говорящий по-шведски[28]. Вскоре на конференции разработчиков игр GDC 2013 Кодзима официально анонсировал игру как Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, объявив, что The Phantom Pain вместе с Ground Zeroes являются единым целым, образующим Metal Gear Solid V[29]. На этой же конференции был показан дебютный трейлер игры, сопровождённый песней «Not Your Kind of People» с одноимённого альбома шотландско-американской рок-группы Garbage[30].
Частичное совпадение названий между играми Metal Gear Solid V: The Phantom Pain и Metal Gear Solid V: Ground Zeroes Кодзима и его сотрудники объясняли тесной связью между играми: Ground Zeroes должна была служить прологом к The Phantom Pain, и вместе эти две игры должны были составлять единое произведение — Metal Gear Solid V. Дизайнер Кэнъитиро Имаидзуми даже заявлял, что это «одна и та же» игра[31]. В то время как в названиях предыдущих игр серии использовались арабские цифры, в Metal Gear Solid V цифра «пять» римская — таким образом разработчики хотели подчеркнуть обновление, «переизобретение» серии в условиях жесткой конкуренции с западными играми; эта цифра также может читаться как латинская буква «V», и Кодзима заявлял, что она также означает слово victory (с англ. — «победа»): «этот переход от 5 к V символизирует нашу волю к победе, V значит „победа“»[31].
Хотя на момент анонса игра была запущена на персональном компьютере, в параллельной разработке находились версии и для игровых консолей[32]. Версии для консолей были официально анонсированы в 2013 году во время выставки Electronic Entertainment Expo 2013 в Лос-Анджелесе: сначала на пресс-конференции Microsoft была представлена версия для Xbox One[33], а на следующий день — и версия для PlayStation 4[32][34]. А во время взятого интервью на E3 2013 в ответ на вопрос о версии для ПК Кодзима заявил: «Мы делаем её, и она будет на равных с версиями для PlayStation 4 и Xbox One»[35]; тем не менее, версия для ПК на тот момент не являлась приоритетной[36].
В ходе разработки Кодзима заявлял, что игра будет «слишком большой», чтобы её можно было пройти на все сто, и ожидал, что игроки будут жаловаться, что у них не получается это сделать; по его словам, The Phantom Pain станет «в двести раз больше, чем Ground Zeroes»[37]. Также одной из целей Кодзимы при разработке было связать игрока со Снейком через общую мотивацию — месть за разрушение MSF, строившейся на протяжении Peace Walker; с этой же целью было решено поставить Снейка «в то же положение, в каком был бы игрок, впервые играющий в Metal Gear Solid»[38]. Кодзима признавался, что хотел бы видеть Metal Gear Solid V своей действительно последней игрой во франшизе Metal Gear[39].
Озвучивание и захват движения
«На самом деле, в этот раз Снейк вообще будет мало говорить. MGSV: TPP — игра в открытом мире, в которой главное — дать свободу геймеру, управляющему Снейком. Снейк сам по себе будет больше похож на немого протагониста, вроде Безумного Макса в „Воине дороги“. Развивать историю будут персонажи вокруг него».

В работе над игрой интенсивно использовалась технология захвата движения. Вместо обычного озвучивания персонажей разработчики прибегали к «захвату актёрской игры» (англ. performance capture) — сцены из игры разыгрывали с живыми актёрами, одновременно записывая и голоса, и анимацию их движений, особенно мимику лиц с помощью закрепленных на голове камер и наклеенных на лицо меток. Эти записи скорее напоминали съемки фильма, и им предшествовали долгие репетиции и читки сценария, на которых Кодзима объяснял собранным актёрам сюжет и отношения между персонажами и отвечал на вопросы. Большинство сцен игры снимали в хронологическом порядке, от начала к концу[41].
За озвучивание и главного героя Снейка отвечал новый актёр Кифер Сазерленд[42][43]. Ранее во всех играх серии обоих персонажей под псевдонимом Снейка — и Солида Снейка, и Биг Босса — озвучивал другой актёр, Дэвид Хейтер[44]. При этом в дублированной японской версии игры Снейка, как и прежде, озвучивал сэйю Акио Оцука[45]. По словам Хидэо Кодзимы, при подборе актёра на роль Снейка он хотел, чтобы Снейк «выражал свои чувства более изящно, чем ранее — не посредством слов, а через мимику и голосовые интонации»; поэтому ему [Кодзиме] «нужен был человек, чья мимика и голос в самом деле соответствовали мужчине, которому далеко за 40. Это совсем не похоже на все, что мы делали ранее»[43]. Взять на роль Сазерленда предложил продюсер и режиссёр Ави Арад: он считал, что именно Сазерленд наиболее полно подходит под эти требования[46][47][48]. В интервью IGN в марте 2015 года Кодзима, обсуждая образ Снейка, сообщил, что герой в Metal Gear Solid V не будет говорить так же много, как прежде; целью Кодзимы и его команды при этом было, по его словам, сблизить Снейка с игроками, действия которых определяют действия своего персонажа[40][49].
Наряду с Сазерлендом в состав актёров английской версии игры вошли Трой Бейкер в роли Оцелота[50]; Джей Таваре в роли Code Talker; Джеймс Хоран в роли Черепа; Робин Аткин Даунс в роли Казухиры Миллера; Кристофер Рэндольф в роли Хью Эммериха[51] и Пьерс Стаббс в роли Элая; в японской версии игры их роли дублировали сэйю Сатоси Миками, Осаму Сака[52][53], Такая Хаси, Томокадзу Сугита, Хидэюки Танака и Ютаро Хондзё соответственно[54]. Нидерландская фотомодель Стефани Юстен сыграла с помощью захвата движения немую девушку-снайпера Молчунью[41][52][55].
Разрыв между Кодзимой и Konami
Затянувшаяся на годы разработка игры и её огромный бюджет — по сообщению «Никкэй», к апрелю 2015 года на Metal Gear Solid V было потрачено 80 миллионов долларов США — вызывали недовольство менеджеров Konami. Эта ситуация касалась не только Кодзимы: производственная культура в игровом подразделении Konami ухудшилась после огромного успеха мобильной игры Dragon Collection[англ.] (2010). Разработка таких игр обходилась очень дёшево, а прибыли от них и рентабельность были выше, чем у дорогостоящих игр для домашних консолей[56]. Весной 2015 года генеральный директор компании Хидэки Хаякава объявил о намерении сменить курс компании и сосредоточиться на мобильных играх[57]. По мнению обозревателя The New Yorker Саймона Паркина, именно желание компании Konami ориентироваться на мобильные игры и нежелание Кодзимы следовать этому курсу привели к закрытию его студии[58]. Компания применяла к разработчикам игр необычные и неприятные меры — например, работников отпускали на обеды только по карточкам учёта рабочего времени, не справляющихся с возложенными обязанностями рядовых сотрудников переводили на низовые должности сборщиков игровых автоматов, охранников и уборщиков. Кодзима «впал в немилость» из-за задержек с выпуском The Phantom Pain[56]. Вложения в The Phantom Pain были слишком рискованными для переживающей не лучшие времена компании: с учётом дополнительных маркетинговых затрат, необходимо было продать 5-6 миллионов копий игры только для того, чтобы вернуть вложенные в проект средства[59][60].
Весной 2015 года компания Konami объявила о своих планах по реорганизации, при этом Кодзима и его студия Kojima Productions перестали занимать прежнее положение внутри Konami[61]. Имя Кодзимы было убрано с планируемой обложки игры Metal Gear Solid V: The Phantom Pain и даже из материалов, связанных с другими играми — Metal Gear Solid V: Ground Zeroes и Metal Gear Solid: The Legacy Collection[62]; Konami отменила ещё один крупнобюджетный проект Кодзимы — Silent Hills[63]. В марте 2015 года Konami переименовала подразделение Kojima Productions в Лос-Анджелесе, отвечавшее за многопользовательский режим Metal Gear Online, в Konami Los Angeles Studio, а в ноябре – спустя всего два месяца после выхода игры – окончательно закрыла эту студию и уволила более 20 работавших в ней сотрудников[64].
Кодзима не принимал участия в церемонии вручения наград, связанных с Metal Gear Solid V: The Phantom Pain; так, на церемонии вручения Playstation Awards в Токио в декабре 2015 года награды вместо разработчика забрал сотрудник Konami[65], а на церемонии вручения премий Game Awards в Лос-Анджелесе — Кифер Сазерленд, причём ведущий церемонии Джефф Кейли объявил, что Кодзима намеревался прибыть на церемонию, но компания Konami запретила ему это делать[66].
Скрытые и вырезанные материалы
Игра в своём релизном варианте состоит из пролога и двух неравных по размерам и содержанию глав, тогда как в Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots таких глав было пять[67]. Вторая глава игры включает в себя намного меньше сюжетных сцен и в значительной степени состоит из повторов миссий из первой части; сюжетные эпизоды в ней слабо связаны друг с другом[68]. Ряд сюжетных моментов, присутствовавших в трейлерах или анонсированных разработчиком, не появляется в игре[67]. Вскоре после выхода игры в файлах PC-версии была найдена заставка третьей главы под названием Peace (рус. «Мир»)[69] и «секретная концовка» — видеовставка, посвящённая ядерному разоружению[70]; Konami пришлось опубликовать специальную инструкцию о том, как разблокировать эту концовку[71].
Среди дополнительных материалов в издании Collector’s Edition есть видеоролик, показывающий в виде набора раскадровок, закадровых монологов и незаконченных сцен завершение одной из сюжетных линий игры, «миссию 51», посвящённую Элаю (Ликвиду Снейку) и пропавшему «Сахелантропу»[72]. Эта миссия позволила бы закрыть многие дыры в сюжете Metal Gear Solid V: The Phantom Pain и окончить игру запоминающейся битвой с финальным боссом; неизвестно, была ли она вырезана по собственному решению Хидэо Кодзимы или под давлением компании-издателя Konami, добивающейся как можно более раннего выпуска незаконченной игры[68].
Выпуск и поддержка
Игра Metal Gear Solid V: The Phantom Pain была выпущена одновременно во всем мире 1 сентября 2015 года в нескольких изданиях. Издание Day One Edition для каждой платформы включало в себя ваучеры с кодами для загружаемых дополнений — нескольких видов оружия и очков опыта для Metal Gear Online. Североамериканское издание Collector’s Edition для PlayStation 4 Collector’s Edition включало в себя металлическую коробку Steelbook для диска игры и миниатюрную модель механической руки Снейка; японское издание Premium Package также включало в себя модель руки Снейка, но на этот раз полноразмерную — с мая 2016 года эта модель выпускалась и в качестве отдельного изделия для коллекционеров[73]. Компания Sony — производитель игровой консоли PlayStation 4 — выпускала ограниченное издание консоли, оформленной в стиле Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, с самой игрой в комплекте[74]. Диски с версией для персонального компьютера не содержали собственно игры, а только лицензионный ключ и программу установки клиента сети цифровой дистрибуции Steam; файлы игры должны были быть загружены через интернет[75][76].
Параллельно с игрой был выпущен ряд сопутствующих продуктов. Компания Sony выпустила оформленные в духе игры версии кассетного аудиоплеера Walkman, смартфонов Xperia Z4 и Xperia J Compact, планшета Xperia Z3 Tablet Compact, с соответствующими цветами и эмблемами и игры, предустановленной музыкой и обоями[77]. Производитель наручных часов Seiko выпустил цифровые часы, напоминающие часы Венома Снейка; выпускающая очки и аксессуары компания JF Rey добавила в свой ассортимент ряд моделей, напоминающих очки Миллера и Оцелота из игры[78]. Японская компания Sentinel, занимающаяся производством игрушек, выпустила накладные корпуса для смартфонов iPhone 5 и 5S, придающие им облик компьютера iDroid из игры, а также 28-сантиметровую модель робота «Сахелантроп», способную трансформироваться в вертикальное положение[79]; другая модель больших размеров в масштабе 1/100 была выпущена компанией Kotobukiya. Производитель спортивной одежды и обуви Puma выпустил ряд курток, футболок и кроссовок с символикой игры[80][81] Выпускались коллекционные фигурки, изображающие персонажей игры: компания Square Enix включила в серию PlayArts Kai фигурки нескольких персонажей, включая даже фигурку пса D-Dog в стелс-костюме[82]. Компания Kaiyodo также выпустила в серии шарнирных кукол Revolmini фигурки Венома Снейка и советского солдата. Артбук с иллюстрациями и концепт-артами под названием The Art of Metal Gear Solid 5 был опубликован издательством Dark Horse Comics 2 ноября 2016 года[83].
В октябре 2017 года игра стала временно бесплатной на PlayStation 4 для подписчиков PlayStation Plus, а в мае следующего — на Xbox One по Xbox Live Gold[84][85].
Metal Gear Solid V: The Definitive Experience
11 октября 2016 года Konami выпустила для Windows (через Steam), PlayStation 4 и Xbox One сборник Metal Gear Solid V: The Definitive Experience, включающий в себя три связанные игры — Metal Gear Solid V: Ground Zeroes, Metal Gear Solid V: The Phantom Pain и Metal Gear Online — многопользовательский режим The Phantom Pain, отделённый от основной игры[86]. Первые упоминания этого сборника «утекли» в прессу ещё до официального анонса благодаря цифровым маркетплейсам Amazon и NetGames[87]. Сборник содержал весь загружаемый контент, выпущенный для всех входящих игр[88], но в нём не было ничего, что не выходило ранее — никаких технических улучшений игр или новых миссий[89].
Восприятие
Отзывы критиков
Сводный рейтинг | |
---|---|
Агрегатор | Оценка |
GameRankings | (PC) 92,75 %[90] (PS4) 91,59 %[91] (XONE) 90,38 %[92] |
Metacritic | (XONE) 95/100[93] (PC) 91/100[94] (PS4) 93/100[95] |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
Destructoid | 9/10[102] |
EGM | 9,5/10[103] |
Eurogamer | «Важно»[104] |
Famitsu | 40/40[105] |
Game Informer | 9,25/10[106] |
GameRevolution | |
GameSpot | 10/10[108] |
GameTrailers | 9,3/10[109] |
Hardcore Gamer | |
IGN | 10/10[111] |
PC Gamer (US) | 93/100[112] |
PlayStation Universe | 9.5/10[113] |
Polygon | 9/10[114] |
Push Square | 9/10[115] |
USgamer | |
Digital Spy | |
PlayStation LifeStyle | 10/10[118] |
Русскоязычные издания | |
Издание | Оценка |
3DNews | 9/10[96] |
IGN Россия | 10/10[97] |
PlayGround.ru | 8,8/10[98] |
Riot Pixels | 77 %[99] |
StopGame.ru | «Похвально»[100] |
«Игромания» | 9/10[7] |
VK Play Медиа | 10/10[101] |
Игра получила исключительно высокие оценки игровой прессы; по данным агрегатора Metacritic, игра заслужила «всеобщее признание»[93][94][95].
Необычный для серии геймплей игры с открытым миром заслужил особенно восторженные оценки критики. Обозреватель IGN Винс Индженито назвал игру «настоящим геймплейным чудом», вознаграждающим интеллект и творческий подход со стороны игрока так, как это делают лишь немногие игры. Индженито отметил, что те геймплейные возможности, которые в самом начале подавляют игрока своим количеством, оборачиваются хорошо структурированным набором осмысленных систем, дающих игроку множество интересных решений на выбор[111]. По словам Питера Брауна с Gamespot, та свобода, которую давала игроку Metal Gear Solid V: Ground Zeroes, блёкнет перед масштабами The Phantom Pain; в распоряжении игрока всегда есть огромный арсенал предметов и действий, которые хочется испытать если не из необходимости, то из любопытства[108]. Рецензент Eurogamer Рик Стэнтон, называя The Phantom Pain «игрой мечты», отмечал, что игре удаётся соблюсти баланс между реализмом и развлечением: в живом и наполненном множеством опасностей и интересных предметов мире даже пересечение моста оказывается увлекательным[104]. Захар Бочаров в обзоре для «Игромании» назвал игру «сумасшедшей в своей вариативности песочницей»: миссии игры похожи друг на друга лишь в начале и в конце с рывком к вертолёту, а между этими событиями игрок строит прохождение по собственному сценарию, и возможностей у него столько, что можно подбирать новую тактику хоть на каждую миссию[7].
По мнению Индженито, в сравнении с геймплеем повествование выглядит зыбким и недоделанным. По его словам, игра начинается уверенно, со зрелищного пролога, где тот самый стиль «технофэнтезийного военного аниме с живыми актёрами», с которым серия Metal Gear раньше только заигрывала, принимается как должное и используется в полной мере; но потом сценарий забывает поднятые в начале игры вопросы и лишь в самом конце, спустя много часов игры, отвечает на них — поспешно и неубедительно, пусть некоторые из этих ответов и хорошо вписываются в общее повествование серии. Игра поднимает острые темы — мести, детей-солдат, пыток — но ей практически нечего по ним сказать, кроме того, что они существуют[111]. Дэвид Робертс в обзоре для GamesRadar особенно жаловался на Черепа — злодея, который оказался настолько «непропечённым», что «Гордон Рамзи вышвырнул бы его в мусорное ведро и назвал бы Кодзиму ослом»; финал первой главы, где сразу двух самым пугающих злодеев игры вычеркивают из повествования на манер Бобы Фетта в «Звездных Войнах», Робертс назвал одним из самых разочаровывающих в истории компьютерных игр. Главный повествовательный конфликт игры уже закончен, а она всё продолжается, дрейфуя в пространстве без всякой цели — и в этой части игры есть сильные и яркие моменты, но они уже мало связаны друг с другом[119]. Рич Стэнтон из Eurogamer считал, что Кодзима «наконец-то научился рассказывать истории», сравнивая игру с провальной в сюжетном плане Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots: катсцены здесь гораздо короче и энергичнее, но так же хорошо поставлены, а вся дополнительная информация об эпохе, в которой происходит действие игры и отступления от сюжета, которые так любит Кодзима, вынесены в сторону – в необязательные аудиозаписи. Это более циничная и приближенная к реальности игра, чем предыдущие Metal Gear[104]. Андрей Загудаев в рецензии для Игры@Mail.ru отмечал, что Кодзима «сильно повзрослел» как автор и постановщик, научился коротко и внятно излагать мысли, сильно не отвлекаясь от игрового процесса. Он проводил параллель между сюжетом игры и жизнью и работой самого её автора: строительство базы воспринимается как намек на управление игровой студией, и боль и горечь, которые передаёт игра, можно воспринимать как чувства самого Кодзимы, прощающегося с делом своей жизни. В этом отношении The Phantom Pain можно считать самой личной, глубокой и пронзительной игрой всего шпионского цикла[101].
Продажи
В первые пять дней после выхода в магазины по всему миру было отгружено 3 миллиона копий Metal Gear Solid V: The Phantom Pain на всех платформах[120]. В день выхода продажи игры общая выручка от продаж игры превысила 179 миллионов долларов США — больше, чем у вместе взятых голливудских блокбастеров «Мстители» и «Мир юрского периода» в их дни выхода на экран[121]. В Японии за первую неделю продаж на PlayStation 3 и Playstation 4 было продано 411 199 дисков с игрой — больше, чем у любой другой игры в этой стране и за эту неделю[122]. Как минимум в Великобритании версия игры для Playstation 4 пользовалась намного большей популярностью, чем версия для конкурирующей игровой приставки Xbox One — 72 % продаж пришлись на Playstation 4, 22 % на Xbox One и лишь 5 % — на консоли предыдущего поколения[123]. К концу сентября 2015 года количество отгруженных в магазины копий игры превысило 5 миллионов[124], а к концу декабря — 6 миллионов, вдвое больше первоначального тиража[125].
Награды
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain получила звание «лучшей игры года» от нескольких изданий, в том числе PC Gamer[126], Game Revolution[127], GamesRadar+[128] и Entertainment Weekly[129].
Награда | Категория | Результат | Ист. |
---|---|---|---|
Golden Joystick Awards 2015 | Лучшая игра года | Номинация | [130][131] |
Выбор критиков | Победа | ||
The Game Awards 2015 | Игра года | Номинация | [132][133] |
Лучшая игра в жанре Action/Adventure | Победа | ||
Лучший арт-дирекшн | Номинация | ||
Лучшее музыкальное сопровождение/саундтрек | Победа | ||
D.I.C.E. Awards | Приключенческая игра года | Победа | [134] |
Премия Британской Академии в области видеоигр | Лучшая игра | Номинация | [135] |
Художественное достижение | Номинация | ||
Достижение в области звука | Номинация | ||
Инновация в играх | Номинация | ||
Game Developers Choice Awards | Игра года | Номинация | [136] |
Лучший звук | Номинация | ||
Лучший дизайн | Номинация | ||
Лучшие технологии | Номинация | ||
Japan Game Awards | Награда за превосходство | Победа | [137] |
Примечания
Комментарии
- ↑ На японском языке: メタルギアソリッドV ザ・ファントム・ペイン мэтару гиа сориддо файбу дза фантому пэйнн. Подзаголовок The Phantom Pain имеет смысл «фантомная боль».
Примечания
- ↑ Matulef, Jeffery Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain reveals open world gameplay (англ.). Eurogamer (6 октября 2013). Дата обращения: 9 января 2016. Архивировано 3 февраля 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Burns, Steven Why Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain isn't just a bigger Ground Zeroes (англ.) (недоступная ссылка). VideoGamer.com (11 июня 2015). Дата обращения: 9 января 2016. Архивировано 5 сентября 2015 года.
- ↑ Pellett, Matthew Metal Gear Solid 5 delivers spectacular open world stealth (англ.). PC Gamer (9 июня 2015). Дата обращения: 9 января 2016. Архивировано 12 октября 2015 года.
- ↑ Metal Gear Solid gets bigger and better in The Phantom Pain (англ.). PC Gamer (23 июля 2015). Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано 3 февраля 2016 года.
- ↑ L. Wilson, Jeffery Eyes On With 'Metal Gear Solid V: The Phantom Pain' (англ.). PC Magazine (11 июня 2014). Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Serrels, Mark Why Snake Is The Best Climber In Video Game History (англ.). Kotaku (18 сентября 2014). Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано 12 января 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Захар Бочаров. Человек, который продал мир. Обзор Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain . «Игромания» (30 августа 2015). Дата обращения: 19 ноября 2020. Архивировано 5 октября 2020 года.
- ↑ Shabana Arif. Who needs stealth? MGS5: The Phantom Pain opens up Kojima’s sandbox (англ.). VG247 (29 августа 2015). Дата обращения: 21 февраля 2017. Архивировано 22 февраля 2017 года.
- ↑ Wesley Yin-Poole. Managing Mother Base in Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain (англ.). Eurogamer (2014-05-011). Дата обращения: 7 февраля 2016. Архивировано 3 февраля 2016 года.
- ↑ Michael McWhertor. Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain feels like the end of an era, a stealth game triumph (англ.). Polygon (9 июня 2015). Дата обращения: 7 февраля 2016. Архивировано 12 февраля 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Robertson, John Metal Gear Online review: Not even close to the single-player game (англ.). Ars Technica (23 октября 2015). Дата обращения: 9 мая 2024.
- ↑ Перейти обратно: 12,0 12,1 Сигабатулин, Алексей. Миссия провалена. Обзор Metal Gear Online . Игромания. Дата обращения: 9 мая 2024. Архивировано 9 мая 2024 года.
- ↑ Hillier, Brenna. Invade other players' worlds in FOB, Metal Gear Solid 5's "MMO mode" (англ.). VG247 (6 августа 2015). Дата обращения: 9 мая 2024. Архивировано 9 мая 2024 года.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Kat Bailey. Metal Gear Solid V Story Guide: What Happened and How it Connects to the Rest of the Series (англ.). VG247 (5 октября 2017). Дата обращения: 26 августа 2023. Архивировано 26 августа 2023 года.
- ↑ Samuel Roberts. Why MGS5’s ending is one perfect moment in a bad story (англ.). PC Gamer (26 ноября 2015). Дата обращения: 6 мая 2017. Архивировано 29 мая 2017 года.
- ↑ Jason Schreier. Why Metal Gear Solid V's Ending Is So Disappointing (англ.). Kotaku (9 октября 2015). Дата обращения: 3 августа 2016. Архивировано 12 августа 2016 года.
- ↑ Tom Goulter. Kojima's “Project Ogre” will be less cinematic, much more open-ended (англ.). GamesRadar (21 декабря 2011). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 4 июля 2017 года.
- ↑ Mark Milian. 'Metal Gear' creator's next move: An open-ended game (англ.). CNN (20 декабря 2011). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 26 февраля 2016 года.
- ↑ Purchese, Robert Next Metal Gear Solid targets "high-end consoles", "next-gen" Fox engine (англ.). Eurogamer (22 февраля 2012). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 21 января 2018 года.
- ↑ Luke Reilly. Kojima Productions Hiring For "Next" Metal Gear Solid (англ.). IGN (22 февраля 2012). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 5 ноября 2018 года.
- ↑ Metal Gear Solid: Ground Zeroes PAX Prime 2012 Trailer (англ.) (недоступная ссылка). gamershell.com (3 сентября 2012). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 17 декабря 2013 года.
- ↑ Jason Schreier. Metal Gear Solid: Ground Zeroes Is A Prologue To Metal Gear Solid 5 (англ.). Kotaku (1 сентября 2012). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 3 марта 2016 года.
- ↑ Brian Ashcraft. How to Annoy Metal Gear's Creator: Ask Him About Project Ogre (англ.). Kotaku (2 сентября 2012). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 5 января 2016 года.
- ↑ Samit Sarkar. The Phantom Pain announced from Moby Dick Studio at Spike VGAs (англ.). Polygon (7 декабря 2012). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 19 января 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 25,0 25,1 Colin Moriarty. The Phantom Pain = Metal Gear Solid V? (англ.). IGN (7 декабря 2012). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 19 января 2016 года.
- ↑ Brenna Hillier. Phantom Pain developer Joakim Mogren appears, covered in bandages (англ.). VG247 (14 марта 2013). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Brian Ashcraft. This Year's Craziest Video Game Conspiracy Theory, the Uncanny Valley, and, Oh Yeah, Metal Gear (англ.). Kotaku (18 марта 2013). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 15 декабря 2015 года.
- ↑ JC Fletcher. Kojima explains Metal Gear Solid 5's 'Mogren' fakeout, Hayter's absence (англ.). Engadget (29 марта 2013). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 10 ноября 2015 года.
- ↑ Chris Kohler. Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (англ.). Wired (27 марта 2013). Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 1 апреля 2016 года.
- ↑ Totilo, Stephen Metal Gear Solid V Is Official - FOX vs. XOF (UPDATE: Trailer added) (англ.). Kotaku (27 марта 2013). Дата обращения: 28 декабря 2014. Архивировано 4 августа 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 31,0 31,1 Sal Romano. Hideo Kojima talks Metal Gear Solid V (англ.). Gematsu (29 марта 2013). Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 21 ноября 2021 года.
- ↑ Перейти обратно: 32,0 32,1 Next-Generation Metal Gear "Metal Gear Solid V: The Phantom Pain" Cutting-Edge Game Consoles "PlayStation®4" and "Xbox One" Confirmed as Release Platform (англ.) (недоступная ссылка). Konami. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 3 февраля 2016 года.
- ↑ Goldfarb, Andrew E3 2013: Metal Gear Solid V Coming To Xbox One (англ.). IGN. Дата обращения: 11 июня 2013. Архивировано 21 июля 2016 года.
- ↑ Stanyon, Matt Metal Gear Solid V E3 2013 Trailer Coming on 12th June 2013 (англ.). Hybrid Games. Дата обращения: 7 июня 2013. Архивировано 3 февраля 2016 года.
- ↑ McWhertor, Michael Watch Metal Gear Solid 5's intro to hear Kiefer Sutherland as Snake (англ.). Polygon (24 сентября 2013). Дата обращения: 19 октября 2013. Архивировано 3 февраля 2016 года.
- ↑ E3 2013: Kojima Interview (англ.). GameTrailers (12 июня 2013). Дата обращения: 7 января 2016. Архивировано 16 ноября 2015 года.
- ↑ Dyer, Mitch Kojima Worried The Phantom Pain Is 'Too Big' to Finish (англ.). IGN (5 марта 2014). Дата обращения: 5 марта 2014. Архивировано 28 апреля 2016 года.
- ↑ Mike Jackson. Interview: Hideo Kojima on darker themes and phantom cigars (англ.) (недоступная ссылка). Computer and Video Games (12 июня 2014). Дата обращения: 25 июня 2014. Архивировано 17 августа 2014 года.
- ↑ Metal Gear Solid V: The Phantom Pain Kojima Interview (англ.). GameTrailers (28 марта 2013). Дата обращения: 29 марта 2013. Архивировано 31 марта 2013 года.
- ↑ Перейти обратно: 40,0 40,1 Albert, Brian Snake 'Won't Really Speak Much at All' in Metal Gear Solid 5 (англ.). IGN. Дата обращения: 20 декабря 2015. Архивировано 21 июля 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 41,0 41,1 Editor, Kirk McKeand Former Deputy Stefanie Joosten on isolation, Hideo Kojima, Quiet, that dancing scene, and future projects (англ.). VG247 (31 июля 2019). Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ Staff Konami’s pre-E3 stream: Kiefer Sutherland Playing Snake in Metal Gear Solid 5 (англ.). VG247 (6 июня 2013). Дата обращения: 6 июня 2013. Архивировано 8 июня 2013 года.
- ↑ Перейти обратно: 43,0 43,1 Лилия Дунаевская. Кифер Сазерленд озвучит Снейка в Metal Gear Solid V (недоступная ссылка). IGN Россия (6 июня 2013). Дата обращения: 10 мая 2016. Архивировано 8 октября 2017 года.
- ↑ Narcisse, Evan Beloved Solid Snake Voice Actor Says He Wasn’t Asked to Be in Metal Gear Solid V (англ.). Kotaku (27 марта 2013). Дата обращения: 27 марта 2013. Архивировано 30 марта 2013 года.
- ↑ ヒデラジE3スペシャル(後篇) 【通算第315回】 (13.06.21) (яп.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 мая 2016. Архивировано 31 октября 2015 года.
- ↑ Goldfarb, Andrew Kiefer Sutherland Playing Snake in Metal Gear Solid V (англ.). IGN. Дата обращения: 7 июня 2013. Архивировано 7 октября 2015 года.
- ↑ Metal Gear Solid 5 - Behind The Scenes (англ.). YouTube. GamesHQMedia (6 июня 2013). Дата обращения: 24 октября 2014. Архивировано 17 декабря 2013 года.
- ↑ Metal Gear Solid 5: Kiefer Sutherland = More Cutscenes (англ.). YouTube. IGN. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 11 марта 2016 года.
- ↑ Редакция IGN Россия. Снейк «будет мало говорить» в Metal Gear Solid 5 (рус.), IGN Россия (6 июня 2013). Архивировано 3 августа 2015 года. Дата обращения 10 мая 2016.
- ↑ Reilly, Luke Troy Baker Confirmed as Ocelot in Metal Gear Solid V (англ.). IGN (12 июня 2013). Дата обращения: 13 июня 2013. Архивировано 11 апреля 2016 года.
- ↑ MGSV The Phantom Pain - Mission: Ground Zeroes - Opening (en) (англ.). YouTube. Konami. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 8 октября 2018 года.
- ↑ Перейти обратно: 52,0 52,1 ヒデラジE3スペシャル(前篇) 【通算第314回】 (13.06.12) (яп.) (недоступная ссылка). Konami. Дата обращения: 10 мая 2016. Архивировано 14 декабря 2013 года.
- ↑ Twitter / Kojima_Hideo: MGSや小島作品ではお馴染みの阪脩さん。コードトーカーと対面。 (яп.). Twitter. Дата обращения: 10 мая 2016. Архивировано 9 августа 2016 года.
- ↑ HIDEO_KOJIMA on Twitter: "Had VO session. Satoshi Mikami(Ocelot), Tomokazu Sugita (Kaz), Akio Otsuka(Snake), Yutaro Honjo(Eli) and me(Hideo)." (англ.). Twitter. Дата обращения: 10 мая 2016. Архивировано 7 марта 2016 года.
- ↑ Dinsdale, Ryan Metal Gear Solid 5's Stefanie Joosten on Playing Quiet, Working With Kojima, AI, and Her New Album (англ.). IGN (1 ноября 2023). Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ Перейти обратно: 56,0 56,1 Wesley Yin-Poole. New article on Konami paints a bleak picture (англ.). Eurogamer (3 августа 2015). Дата обращения: 7 января 2016. Архивировано 31 декабря 2020 года.
- ↑ Юлия Позднякова. Konami: «Мобильные устройства — отныне наша приоритетная платформа» . 3DNews (15 мая 2015). Дата обращения: 7 января 2016. Архивировано 24 января 2016 года.
- ↑ Simon Parkin. Why Did Hideo Kojima Leave Konami? (англ.). The New Yorker (19 октября 2015). Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 30 января 2016 года.
- ↑ Ollie Barder. 'Metal Gear Solid V: The Phantom Pain' Sells 3 Million Units But It's Not Out Of the Woods Yet (англ.). Forbes (6 сентября 2015). Дата обращения: 7 января 2016. Архивировано 28 января 2016 года.
- ↑ Jonathan Leack. MGSV's Struggle to Profit Shows Why Konami Is Moving Away From AAA Development (англ.). Game Revolution (21 сентября 2015). Дата обращения: 7 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Kyle Orland. Hideo Kojima and Konami appear to be parting ways (англ.). Ars Technica (20 марта 2015). Дата обращения: 7 января 2016. Архивировано 8 января 2016 года.
- ↑ Yin-Poole, Wesley Konami announces plan for brand new Metal Gear series (англ.). Eurogamer (20 марта 2015). Дата обращения: 7 января 2016. Архивировано 21 марта 2015 года.
- ↑ Seth G. Macy. What Is Going on With the Business of Konami? (англ.). IGN (27 апреля 2015). Дата обращения: 7 января 2016. Архивировано 1 января 2016 года.
- ↑ Robinson, Martin. Konami closes LA studio responsible for Metal Gear Online (англ.). Eurogamer (4 ноября 2015). Дата обращения: 9 мая 2024. Архивировано 22 декабря 2023 года.
- ↑ Brian Ashcraft. A Konami PR Person Just Got a Metal Gear Solid V Award Instead of Hideo Kojima (англ.). Kotaku (3 декабря 2015). Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 11 января 2016 года.
- ↑ Patrick Klepek. Geoff Keighley: Konami Barred Hideo Kojima From Accepting Metal Gear Award (англ.). Kotaku (3 декабря 2015). Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 13 января 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 67,0 67,1 Jonathan Leack. An Incomplete MGSV: The Phantom Pain Offers Clue to Why Kojima Was Let Go by Konami (англ.). Game Revolution (11 сентября 2015). Дата обращения: 12 января 2016. Архивировано 1 января 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 68,0 68,1 David Roberts. Metal Gear Solid 5 is the best and most disappointing game of the year (англ.). GamesRadar (9 сентября 2015). Дата обращения: 12 января 2016. Архивировано 30 июля 2016 года.
- ↑ Jordan Biazzo. MGSV seems to have had a chapter 3, which was sadly cut from the main game (англ.). GameZone (13 сентября 2015). Дата обращения: 12 января 2016. Архивировано 24 ноября 2015 года.
- ↑ Patricia Hernandez. Metal Gear Solid V Has A Secret That Seems Impossible To Trigger (англ.). Kotaku (16 сентября 2015). Дата обращения: 12 января 2016. Архивировано 12 января 2016 года.
- ↑ Matt Porter. How to Unlock Metal Gear Solid 5's Nuclear Disarmament Secret (англ.). IGN (30 ноября 2015). Дата обращения: 12 января 2016. Архивировано 6 января 2016 года.
- ↑ Jason Schreier. One Of Metal Gear Solid V's Most Important Story Scenes Was Cut (англ.). Kotaku (3 сентября 2015). Дата обращения: 12 января 2016. Архивировано 12 января 2016 года.
- ↑ 千値練國際有限公司 ー Sentinel international co.,ltd (кит.). Sentinel-toys.com. Дата обращения: 22 декабря 2015. Архивировано 3 февраля 2016 года.
- ↑ Sherif Saed. If you want the limited edition MGS5: The Phantom Pain PS4 to come west, ask Sony (англ.). VG247 (9 марта 2015). Дата обращения: 2 августа 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ O'Connor, James Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain PC disc only contains Steam installer (англ.). VG247 (31 августа 2015). Дата обращения: 22 декабря 2015. Архивировано 3 августа 2016 года.
- ↑ Alwani, Rishi PC Gaming Is Getting Better, but Publishers Are Getting Worse (англ.). Gadgets 360. Дата обращения: 22 декабря 2015. Архивировано 13 июня 2016 года.
- ↑ Vincent, James Sony's Metal Gear Solid Walkman is a truly tasteful video game tie-in (англ.). The Verge. Дата обращения: 22 декабря 2015. Архивировано 14 апреля 2017 года.
- ↑ Simon Jones. Metal Gear Solid inspires new JF Rey collection (англ.). Optician (2 июля 2015). Дата обращения: 2 августа 2016. Архивировано 2 июля 2016 года.
- ↑ Nunneley, Stephany This Metal Gear Sahelanthropus figure is transformable and super cool (англ.). VG247 (25 сентября 2015). Дата обращения: 22 декабря 2015. Архивировано 9 января 2016 года.
- ↑ Aziz, Hamza Puma making Metal Gear Solid V themed jacket, shoes (англ.). Destruction (31 августа 2015). Дата обращения: 2 августа 2016. Архивировано 12 сентября 2015 года.
- ↑ 関連グッズ | Metal Gear Solid V: The Phantom Pain - 公式Webサイト (яп.). Konami (4 апреля 2013). Дата обращения: 22 декабря 2015. Архивировано 18 декабря 2015 года.
- ↑ Prell, Sam. MGS5's eyepatch-wearing dog gets an action figure and WOOKIT HIS WIDDLE BOOTIES (англ.). GamesRadar (28 августа 2015). Дата обращения: 9 мая 2024. Архивировано 9 мая 2024 года.
- ↑ McWhertor, Michael Dark Horse publishing The Art of Metal Gear Solid 5 this November (англ.). Polygon (21 апреля 2016). Дата обращения: 22 апреля 2016. Архивировано 15 августа 2016 года.
- ↑ Редакция Игромании. Подписчики PlayStation Plus получат Metal Gear Solid V: The Phantom Pain и Amnesia: Collection . Игромания (27 октября 2017). Дата обращения: 8 мая 2024. Архивировано 8 мая 2024 года.
- ↑ Madan, Asher. May's free Xbox Games with Gold feature Metal Gear Solid V: The Phantom Pain and Vanquish (англ.). Windows Central (21 апреля 2018). Дата обращения: 8 мая 2024. Архивировано 8 мая 2024 года.
- ↑ Massimo Reina. Metal Gear Solid V: The Definitive Experience - Recensione - PS4 - 175185 (итал.). Multiplayer.it. Дата обращения: 9 мая 2024. Архивировано 10 декабря 2022 года.
- ↑ Кожевников, Евгений. На Amazon заметили Destiny: The Collection и Metal Gear Solid 5: Definitive Edition . Игромания. Дата обращения: 9 мая 2024. Архивировано 21 мая 2024 года.
- ↑ Skrebels, Joe Metal Gear Solid 5: The Definitive Experience Officially Announced (англ.). IGN (30 августа 2016). Дата обращения: 9 мая 2024. Архивировано 9 мая 2024 года.
- ↑ O'Connor, Alice. Metal Gear Solid V: The Definitive Experience Released (англ.). Rock, Paper, Shotgun (13 октября 2016). Дата обращения: 9 мая 2024. Архивировано 21 мая 2024 года.
- ↑ Metal Gear Solid V: The Phantom Pain for PC (англ.) (недоступная ссылка). GameRankings. Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано 9 декабря 2019 года.
- ↑ Metal Gear Solid V: The Phantom Pain for PlayStation 4 (англ.) (недоступная ссылка). GameRankings. Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано 9 декабря 2019 года.
- ↑ Metal Gear Solid V: The Phantom Pain for Xbox One (англ.) (недоступная ссылка). GameRankings. Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано 9 декабря 2019 года.
- ↑ Перейти обратно: 93,0 93,1 Metal Gear Solid V: The Phantom Pain for Xbox One Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано 19 марта 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 94,0 94,1 Metal Gear Solid V: The Phantom Pain for PC Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано 6 сентября 2015 года.
- ↑ Перейти обратно: 95,0 95,1 Metal Gear Solid V: The Phantom Pain for PlayStation 4 Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано 8 сентября 2015 года.
- ↑ Москалев, Олег Metal Gear Solid V: The Phantom Pain — Снейк в открытом мире. Рецензия . 3DNews (19 сентября 2015). Дата обращения: 25 сентября 2015. Архивировано 25 сентября 2015 года.
- ↑ Индженито, Винс Metal Gear Solid V: The Phantom Pain Рецензия (недоступная ссылка). IGN Россия (25 августа 2015). Дата обращения: 25 июня 2024. Архивировано 5 сентября 2015 года.
- ↑ Васютинский, Евгений Снейк в песочнице. Рецензия на Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain . Playground.ru (16 сентября 2015). Дата обращения: 17 сентября 2015. Архивировано 17 сентября 2015 года.
- ↑ Зайцев, Олег Рецензия на Metal Gear Solid V: The Phantom Pain . Riot Pixels (22 сентября 2015). Дата обращения: 22 сентября 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
- ↑ Тростенюк, Константин Metal Gear Solid V: The Phantom Pain: Обзор . StopGame.ru (31 августа 2015). Дата обращения: 24 сентября 2015. Архивировано 6 октября 2015 года.
- ↑ Перейти обратно: 101,0 101,1 Загудаев, Андрей Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain . VK Play Медиа (11 сентября 2015). Дата обращения: 9 мая 2024. Архивировано 9 мая 2024 года.
- ↑ Carter, Chris Review: Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (англ.). Destructoid (24 августа 2015). Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано 20 января 2021 года.
- ↑ Campbell, Spencer Metal Gear Solid V: The Phantom Pain review (англ.). Electronic Gaming Monthly (23 августа 2015). Дата обращения: 23 августа 2015. Архивировано 18 декабря 2018 года.
- ↑ Перейти обратно: 104,0 104,1 104,2 Rich Stanton. Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain review (англ.). Eurogamer (1 сентября 2015). Дата обращения: 21 октября 2018. Архивировано 30 марта 2019 года.
- ↑ Romano, Sal Famitsu Review Scores: Issue 1395 (англ.). Gematsu (25 августа 2015). Дата обращения: 12 сентября 2015. Архивировано 21 января 2021 года.
- ↑ Juba, Joe A Legend Worth Waiting For - Metal Gear Solid V: The Phantom Pain - PlayStation 4 (англ.). Game Informer (23 августа 2015). Дата обращения: 23 августа 2015. Архивировано 28 мая 2018 года.
- ↑ Utley, Matt Metal Gear Solid V: The Phantom Pain Review (англ.). Game Revolution (3 сентября 2015). Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 8 апреля 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 108,0 108,1 Brown, Peter Metal Gear Solid V: The Phantom Pain Review (англ.). GameSpot (23 августа 2015). Дата обращения: 23 августа 2015. Архивировано 1 мая 2019 года.
- ↑ Moore, Ben Metal Gear Solid V: The Phantom Pain Review (англ.). GameTrailers (23 августа 2015). Дата обращения: 23 августа 2015. Архивировано 15 ноября 2015 года.
- ↑ Beck, Adam Review: Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (англ.). Hardcore Gamer (3 сентября 2015). Дата обращения: 25 июня 2024.
- ↑ Перейти обратно: 111,0 111,1 111,2 Ingenito, Vince Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain Review (англ.). IGN (23 августа 2015). Дата обращения: 23 августа 2015. Архивировано 12 мая 2019 года.
- ↑ Roberts, Samuel Metal Gear Solid 5 PC review (англ.). PC Gamer (7 сентября 2015). Дата обращения: 7 сентября 2015. Архивировано 31 марта 2021 года.
- ↑ Harrandence, Michael Metal Gear Solid V: The Phantom Pain Review for PlayStation Plus October (англ.). PlayStation Universe (27 сентября 2017). Дата обращения: 25 июня 2024.
- ↑ McWhertor, Michael Metal Gear Solid V: The Phantom Pain review (англ.). Polygon (27 августа 2015). Дата обращения: 27 августа 2015. Архивировано 28 июля 2016 года.
- ↑ Ramsey, Adam Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (PS4) (англ.). Push Square (27 сентября 2017). Дата обращения: 25 июня 2024.
- ↑ Bailey, Kat Metal Gear Solid V: The Phantom Pain PlayStation 4 Review: All Good Things [Update: Now With a Score] (англ.). USGamer (2 сентября 2015). Дата обращения: 2 сентября 2015. Архивировано 16 декабря 2020 года.
- ↑ Donnelly, Joe Metal Gear Solid 5 review: The Phantom Pain is a game-changing masterpiece (англ.). Digital Spy (8 сентября 2015). Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 1 ноября 2015 года.
- ↑ Contreras, Paulmichael Metal Gear Solid V: The Phantom Pain Review – Uncharted Infiltration (PS4) (англ.). PlayStation LifeStyle (31 августа 2015). Дата обращения: 31 августа 2015. Архивировано 25 февраля 2021 года.
- ↑ Roberts, David. Metal Gear Solid 5 is the best and most disappointing game of the year (англ.). GamesRadar (9 сентября 2015). Дата обращения: 9 мая 2024. Архивировано 29 апреля 2023 года.
- ↑ Griffin, Andrew Metal Gear Solid 5 sells 3 million copies — most of them on PlayStation 4 (англ.). The Independent (7 сентября 2015). Дата обращения: 7 сентября 2015. Архивировано 26 декабря 2017 года.
- ↑ Hansen, Steven Metal Gear Solid V's opening day beats Jurassic World, Avengers combined (англ.). Destructoid (14 октября 2015). Дата обращения: 22 декабря 2015. Архивировано 1 января 2016 года.
- ↑ Romano, Sal Media Create Sales: 8/31/15 – 9/6/15 (англ.). Gematsu (9 сентября 2015). Дата обращения: 28 мая 2018. Архивировано 10 февраля 2018 года.
- ↑ Blake, Nikki. Metal Gear Solid 5 sells three times more copies on PS4 than Xbox One (англ.), Destructoid (7 September 2015). Архивировано 25 апреля 2016 года. Дата обращения 7 сентября 2015.
- ↑ Башкиров, Александр Konami продала 5 млн копий Metal Gear Solid 5 за один месяц . Канобу (30 октября 2015). Дата обращения: 25 июня 2024.
- ↑ Passalacqua, Michael Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain Shipped Over 6 Million Copies (англ.). IGN. Дата обращения: 30 января 2016. Архивировано 26 февраля 2021 года.
- ↑ Roberts, Samuel Game of the Year 2015 - Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (англ.). PC Gamer (16 декабря 2015). Дата обращения: 31 декабря 2015. Архивировано 27 декабря 2015 года.
- ↑ Tan, Nicholas Best of 2015 Awards: Game of the Year (англ.) (недоступная ссылка). Game Revolution (1 января 2016). Дата обращения: 8 января 2016. Архивировано 25 июня 2021 года.
- ↑ GamesRadar Staff. Game of the Year 2015 (англ.). GamesRadar (31 декабря 2015). Дата обращения: 8 января 2016. Архивировано 5 октября 2015 года.
- ↑ Franich, Darren Metal Gear Solid V: The Phantom Pain: Best videogame of 2015 (англ.). Entertainment Weekly (9 декабря 2015). Дата обращения: 22 сентября 2022.
- ↑ Hurley, Leon The Golden Joystick Awards: all the winners this year (англ.). GamesRadar (30 октября 2015). Дата обращения: 7 мая 2024. Архивировано 31 марта 2024 года.
- ↑ Князев, Денис. Объявлены победители Golden Joystick Awards 2015 . Игромаиня. Дата обращения: 7 мая 2024. Архивировано 7 мая 2024 года.
- ↑ Sarkar, Samit Here are the nominees for The Game Awards 2015 (англ.). Polygon (13 ноября 2015). Дата обращения: 25 июня 2024.
- ↑ Воробьев, Геннадий Лучшие игры года по версии The Game Awards 2015 . StopGame.ru (4 декабря 2015). Дата обращения: 25 июня 2024.
- ↑ Bertz, Matt Fallout 4 Takes Top Honors At 19th Annual D.I.C.E. Awards (англ.). Game Informer (17 февраля 2016). Дата обращения: 25 июня 2024.
- ↑ Skrebels, Joe BAFTA Games Awards 2016 Nominees Revealed (англ.). IGN (10 марта 2016). Дата обращения: 21 декабря 2023. Архивировано 15 апреля 2016 года.
- ↑ Chalk, Andy 2016 Game Developers Choice Awards nominees announced (англ.). PC Gamer (9 января 2016). Дата обращения: 21 января 2023. Архивировано 7 мая 2024 года.
- ↑ Khan, Zarmena Horizon Zero Dawn, The Last Guardian Among Winners of Japan Game Awards 2016 (англ.). PlayStation LifeStyle (18 сентября 2016). Дата обращения: 25 июня 2024.
- Компьютерные игры по алфавиту
- Metal Gear
- Стелс-экшены
- Шутеры от третьего лица
- Компьютерные игры, разработанные в Японии
- Игры для PlayStation 3
- Игры для PlayStation 4
- Игры для Xbox 360
- Игры для Xbox One
- Компьютерные игры с открытым миром
- Игры для Windows
- Компьютерные игры 2015 года
- Компьютерные игры о холодной войне
- Компьютерные игры, разработанные Kojima Productions
- Компьютерные игры, изданные Konami
- Компьютерные игры в жанре альтернативная история
- Игры на движке Fox Engine
- Компьютерные игры, локализованные «СофтКлабом»
- Многопользовательские и однопользовательские игры