Нравится

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Мне нравится.jpg

Вариант кнопки «Мне нравится» от соцсети «ВКонтакте»
Кнопка «Like» («Нравится») в сети «Facebook»

Кнопка «Нравится» — функция в коммуникационном программном обеспечении, предназначенном для социальных сетей, блогов, интернет-форумов, сервисов социальных закладок, новостных сайтов, которая используется для выражения отношения пользователей к тому или иному контенту. Таким образом, кнопка «Мне нравится» нужна для социализации веб-сайта: отмеченный ей объект встраивается в социальный граф и взаимодействует с другими узлами графа (к примеру, друзьями пользователя).

Другие названия кнопки — «Мне нравится», «Мне понравилось», «Класс!», «+1» («Плюс один»), «Like», «Сёрф» и т. д. В Рунете для обозначения положительной оценки контента при помощи данной кнопки нередко используется глагол лайкать, образованный от её английского названия (англ. Like), сама же положительная оценка именуется «лайком»[1]. Часто кнопка «Нравится» сочетает в себе возможность поделиться ссылкой на понравившуюся страницу в социальной сети/блоге и т. п.

Иногда некоторые сайты располагают кнопкой «Не нравится» (или другой кнопкой с похожим названием и целью) для выражения неодобрения к содержанию веб-страницы или её элемента. Такую кнопку часто называют «дизлайком» (англ. Dislike), по аналогии с «лайком».

Все социальные кнопки являются наиболее распространённым вариантом отслеживающих элементов (Web beacon[англ.] или Web bugs). Они позволяют владельцам крупных социальных сетей отслеживать посещения практически всех страниц интернета, даже в случае, если посетитель не является пользователем социальной сети[2][3][4][5][6].

Как отмечает психолог профессор Брюс Худ, каждому нажатию кнопки «Мне нравится» или её аналога сопутствует выброс эндорфинов, вызывая чувство удовлетворения[7].

История

Впервые патент на кнопку с такой функциональностью был подан голландским программистом Ван дер Меером в 1998 году. В созданной им соцсети Surfbook имелся механизм переноса данных со сторонних сайтов по нажатию кнопки на страницу личного дневника пользователя[8].

В апреле 2010 года такая кнопка, под названием «Like», появилась в соцсети Facebook[9]. В феврале 2013 года Rembrandt Social Media, наследники Ван дер Меера, подали в суд на американскую компанию за нарушение патентов 15-летней давности[10]. В июне 2014 года Facebook успешно отстоял свои интересы в суде[11].

Социальная сеть «ВКонтакте» стала использовать кнопку «Мне нравится» 20 сентября 2010 года[9][12]. Кнопка имеет символ в виде сердечка и может ставиться под записями, фото- и видеофайлами и заметками. В отличие от других социальных сетей, «Мне нравится» у «ВКонтакте» совмещена с функцией «Рассказать друзьям» (в виде галочки во всплывающем окне). При нажатии на галочку отмеченное сообщение появляется в ленте пользователя и в ленте новостей следящих за ним людей (с 2018 года функции разнесены, но лайк при рассказе друзьям ставится автоматически). Кнопка также используется для занесения материала в «Мои закладки». 15 мая 2014 года пользователи сети «ВКонтакте» воспользовались кнопкой «Мне нравится» более миллиарда раз[13].

В социальной сети «Одноклассники» кнопка называется не «Нравится», а «Класс». Фотографии оценивают как «Классом», так и оценками (от 1 до 5+), причём 5+ стоит около 50 российских рублей.

С октября 2015 года Facebook тестирует в некоторых странах замену Like на новую функцию «Reaction», которая дает пользователям больше способов для выражения своего отношения к контенту, позволяя выбрать более точные эмоциональные оттенки оценки[14].

12 ноября 2021 года YouTube объявил, что сделает информацию о количестве дизлайков недоступной для пользователей, только создатель контента сможет видеть их количество[15].

Вопросы безопасности

Часто кнопка «Нравится», или её аналоги, вставляется владельцами сторонних сайтов как виджет социальных сетей, что может привести к слежке за действиями пользователя с целью более точного показа рекламы и утечке личной информации, — что многими рассматривается как попрание безопасности в Интернете и нарушение принципа конфиденциальности персональных данных[16][17][18][19][20]. Информация о посещаемых сайтах становится доступна компаниям, социальные кнопки которых размещены на странице. Отслеживание посещений может вестись не только за пользователями социальных сетей, но и вообще за любыми посетителями.

Примечания

  1. Фоткать, постить, лайкать. Почему мы «подсаживаемся» на визуализацию своей жизни?. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 2 июня 2016 года.
  2. Tracking the trackers: Introduction to cookies and web tracking // The Guardian. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 27 июня 2017 года.
  3. Facebook: What is it and what does it do? // The Guardian. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 8 сентября 2017 года.
  4. Twitter: What is it and what does it do? // The Guardian. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 8 сентября 2017 года.
  5. Google: What is it and what does it do? // The Guardian. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 8 сентября 2017 года.
  6. 'Like' Button Follows Web Users // WSJ. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 20 сентября 2017 года.
  7. Хомо твиттерус: зависимость от соцсетей оказалась частью эволюции человека. Дата обращения: 25 марта 2016. Архивировано 7 апреля 2016 года.
  8. Кнопка требует патента. Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  9. 9,0 9,1 Кнопка на сайте патентов (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано 3 октября 2015 года.
  10. Before Facebook there was «Surfbook»—now pay up | Ars Technica, February 7, 2013. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 26 декабря 2016 года.
  11. Facebook Beats Surfbook in Patent-Infringement Trial. NBC News (13 июня 2014). Дата обращения: 27 июня 2014. Архивировано 16 июня 2014 года.
  12. «Мне нравится» в «Контакте». Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано 7 января 2014 года.
  13. Пользователи «ВКонтакте» поставили миллиард лайков за сутки. Интерфакс (15 мая 2014). Дата обращения: 20 декабря 2014. Архивировано 20 декабря 2014 года.
  14. Качалин, Алексей. Facebook протестирует новую версию кнопки «Нравится», ТАСС (8 октября 2015). Архивировано 10 октября 2015 года. Дата обращения 11 октября 2015.
  15. YouTube is removing the dislike count on all videos across its platform – TechCrunch. Дата обращения: 11 ноября 2021. Архивировано 11 ноября 2021 года.
  16. Facebook privacy probed over 'like,' invitations, CBC News (September 23, 2010). Архивировано 26 июня 2012 года. Дата обращения 24 августа 2011.
  17. Albanesius, Chloe. German Agencies Banned From Using Facebook, 'Like' Button, PC Magazine (August 19, 2011). Архивировано 29 марта 2012 года. Дата обращения 24 августа 2011.
  18. Zawinski, Jamie (founder of the Mozilla Foundation). Surprise! Facebook doesn't like privacy countermeasures. JWZ.org. appliedops.net (02011-09-02). Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано 16 января 2013 года.
  19. Declan McCullagh. Facebook 'Like' button draws privacy scrutiny, CNET News (June 2, 2010). Архивировано 5 декабря 2011 года. Дата обращения 19 декабря 2011.
  20. Roosendaal, Arnold Facebook Tracks and Traces Everyone: Like This!. Social Science Research Network (SSRN) (November 30, 2010). Дата обращения: 27 сентября 2011. Архивировано 10 апреля 2013 года.