Железная дорога Молдовы

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Calea Ferată din Moldova»)
молд. Calea Ferată din Moldova
CFM
Пассажирский дизель-поезд на платформе вокзала в г. КишинёвеПассажирский дизель-поезд на платформе вокзала в г. Кишинёве
Тип Государственное предприятие
Основание 1992
Основатели Кабинет министров
Расположение  Молдавия, Кишинёв
Ключевые фигуры Олег Тофилат (Генеральный директор)
Отрасль железнодорожный транспорт (МСОК491)
Продукция услуги по перевозке пассажиров и грузов
продажа железнодорожных билетов
ответственное хранение
Число сотрудников >500
Сайт railway.md
Перейти к шаблону «Молдавская железная дорога» Молдавская железная дорога
далее — Львовская ж/д
205 Волчинец
Naslavcea
180 Гырбово
далее — Юго-Западная ж/д
176 Окница
170 170 км
166 Гринауцы
158 Редю-Маре
Братушаны
154 154 км
148 Дондюшанцы
138 Тырново
128 Гиздита
117 Дрокия
113 113 км
107 София
101 101 км
95 Пелиния
далее — Одесская ж/д
147 Колбасная
141 Гершуни
134 Воронково
130 Мариня
122 Рыбница
Приднестровская ж/д / Молдавская ж/д
116 Матеуцы
111 Липчены
103 Шолданешты
87 Кобыльня
79 Кугурешты
73 Ункитешты
58 Рогожены
48 Цыра
40 Гиндешты
32 Флорешты
26 Маркулешты
22 Гура Кайнар
17 Путинешты
11 Александрены
83 Бельцы-Слободзея
р. Реут
79 Бельцы-Город
75 75 км
Совхоз
70 Реуцел
62 Хилиуцы
54 Катраник
45 Фалешты
37 Скумпия
26 Стольничены
20 Бучумены
12 Петрешты
Берешты
далее — Румынские ж/д
430 Унгены
Унцешты
446 Пырлица
Корнешты
Бахмут
476 Сипотены
487 Калараш
499 Быковец
р. Бык
512 Страшены
р. Бык
Ромашка
Пляж
524 Гидигич
Прункул
534 Вистерничены
р. Бык
537 Кишинёв
537 Кишинёв-Сортировочная
546 Ревака
Парк Ревака
р. Бык
551 Сынджера
557 Мерены
566 Соколены
566 Анены
585 Бульбоака
р. Бык
589 Калфа
595 Бендеры-Варница
Молдавская ж/д / Приднестровская ж/д
2 Варница
Бендеры-2
р. Днестр
46 Тирасполь
26 Новосавицкая
Ливада
далее — Одесская ж/д
597,564 Бендеры-1
Приднестровская ж/д / Молдавская ж/д
555 Хаджимус
549 Киркаешты
539 Каушаны
534 Новые Каушаны
526 Заим
523 Мариянка
Гангура
506 Кэйнарь
493 Карбуна
481 Злоти
468 Чуфлешты
463 Чимишлия
439 Бессарабка
далее — Одесская ж/д
429 Абаклия
416 Кульма
Джолтай
395 Чадыр-Лунга
383 Кирютня
375 Казаклия
370 Тараклия
Молдавская ж/д / Одесская ж/д
349 Болград
Одесская ж/д / Молдавская ж/д
332 Гречены
321 Вулканешты
312 Куза-Вода
304 Етулия
далее — Одесская ж/д
151 Иордановка
144 Чок-Майдан
123 Комрат
116 Дезгинже
100 Баюш
93 Яргаря
84 Купарены
Прут-I
Прут-II
далее — Румынские ж/д
Готешты
Зернешты
Кагул
Крихана Веке
Манта
Вадул луй Исак
Колибаш
Брынза
Вэлень
Слобозия Маре
Кышлица Прут
Джурджулешты
 Румынские ж/д – Одесская ж/д 
Участок РевакаКэйнарь
Ревака
Сынджера
Парк Ревака
Дачи
Добружа
Бэлцаць
Гангура
Мариянка
Каинары

«Железная дорога Молдовы» (молд. Calea Ferată din Moldova, сокр. CFM) — железнодорожная компания Молдавии, государственное предприятие.

Общее описание

Карта железных дорог Молдовы и ПМР
Поезд Кишинёв — Одесса на станции Бендеры

Дорога граничит с железными дорогами Украины (укр. Укрзалізниця): Одесской по станциям Кучурган, Слободка и Басарабяска (ныне железнодорожный путь от станции Бессарабская до станции Березино ОдЖД находится в стадии консервации и не используется), Юго-Западной по станциям Могилёв-Подольский и Кельменцы, Львовской по станции Мамалыга, а также с железными дорогами Румынии (Căile Ferate Române) по станциям Унгены, Рени, Прут и Приднестровья. Управление железной дороги находится в Кишинёве.

Эксплуатационная длина дороги составляет на 1991 год 1328,4 км. Электрифицированных путей в Молдавии нет[1], до начала конфликта в Приднестровье планировалась электрификация участка от Тирасполя до украинской границы (на Украине был электрифицирован участок Раздельная — Кучурган).

На 2018 год эксплуатационная длина дороги составляет 1151 км, из которых 472 км оснащены системами автоматической блокировки. В железнодорожной сети Республики Молдова насчитывается 80 отдельных станций и пунктов, из которых 57 станций — грузовых, 41 станция — пассажирская[2]

Основные узловые станции дороги: Кишинёв, Басарабяска, Унгены, Бельцы-Слободзея, Окница.

С 12 февраля 2021 года пассажирское сообщение на большинстве участков было прекращено из-за убытков.[3]

История

Первая железнодорожная линия на территории Молдавии была проложена в 1865 году от станции Раздельная до станции Кучурган. В 1867 году эта дорога была продлена до Тирасполя, а в 1871 году до Кишинёва. В 1873 году началось движение на участке Кишинёв — Корнешты, а в 1875 году линия была продлена до Унген[1].

В начале ноября 1877 года была открыта для военного сообщения Бендеро-Галацкая железная дорога протяжённостью 305 км.

В ноябре 1893 года началась эксплуатация участков от Могилёва до Окницы с мостом через Днестр, от Окницы до Липкан и от Бельц до Окницы. В декабре 1893 года был сдан в эксплуатацию участок от Липкан до Новоселицы, что давало возможность соединиться с Лембергско-Черновицкой дорогой.

В августе 1894 года вступил в строй участок от Рыбницы до Бельц с мостом через Днестр и 165-метровым тоннелем на перегоне ЛипченыМатеуцы.

Протяжённость железнодорожных линий на начало XX века в Бессарабии превышала 850 км.

В 1914—1917 гг. проложены линии БасарабяскаАккерман, Бельцы—Унгены и другие, всего 416 км новых линий. В связи с увеличением протяжённости железных дорог произошёл большой рост количества подвижного состава: на июнь 1917 года паровозное депо Бендеры располагало 253 паровозам и являлось самым большим на Юго-Западной железной дороге.

В 1920—1940-х годах, когда Бессарабия входила в состав Румынии, были разобраны участки Ларга — Каменец-Подольский, а также вторые пути на участках Бендеры—Кишинёв—Унгены, Окница — Новоселица. Сеть колеи 1524 мм была перешита по основным линиям (Новоселица—Волчинец, Унгены—Окница, Бельцы—Матеуцы, Унгены—Бендеры, Басарабяска—Рени, Басарабяска—Аккерман, Басарабяска—Яргара—Прут) на колею 1435 мм — всего 1187 км. Было демонтировано и вывезено в Румынию оборудование железнодорожных мастерских на станциях Бендеры и Бессарабская, локомотивных депо Окницы и Флорешты[1].

С первых дней Великой Отечественной войны дорога стала прифронтовой, являлась основной транспортной магистралью в районе боевых действий. По дороге производилась эвакуация промышленных предприятий, подвозились к линии фронта войска и боеприпасы[1]. Колея на основных направлениях перешивалась три раза: в июле 1940 года на колею 1524 мм, в августе 1941 года на колею 1435 мм, с мая до конца 1944 снова на колею 1524 мм. За время войны было разрушено и уничтожено 20 % главных, 30 станционных путей, 50 % путевых зданий, важнейшие мосты на Днестре и Пруте, разобрано и вывезено 100 км рельсового полотна, 90 % станочного оборудования, 30 % линий связи и т. д.[4]

C 1939 по 1997 годы действовала узкоколейная железная дорога Каменка — Попелюхи. В 1999 она была разобрана.

В 1946—50 гг. на восстановление и модернизацию железной дороги Молдавии было израсходовано 3 млрд руб. из Союзного бюджета. Было построено более 600 объектов, выполнено более 1 млн м³ земляных работ, уложено 1,7 млн м³ стройматериалов, свыше 650 тыс. шпал, эксплуатационная длина достигла 1020 км. Уже в 1948 году была достигнута среднесоюзная скорость движения поездов[4].

В 1953 была объединена с Одесской ж/д в Одесско-Кишинёвскую железную дорогу, в 1979 году вновь выделена в отдельное управление.

В советский период Молдавская железная дорога превращалась из тупиковой в магистраль международного значения, связывавшую СССР со странами Балканского полуострова и Юго-Восточной Европы. В мае 1961 года в Бельцкое депо поступил первый тепловоз ТЭ3, а через 2 года таких тепловозов было уже сто[4]. В 1970—80-х гг. во всех хозяйствах дороги шло интенсивное техническое перевооружение. Более чем на треть был обновлён парк пассажирских вагонов. Реконструировались главные пути, шла интенсивная замена лёгких типов рельсов на более тяжёлые. Укладка пути производилась на железобетонные шпалы и щебеночный балласт. Был создан информационно-вычислительный центр, началось внедрение информационных технологий. Произошло переоснащение грузового хозяйства высокопроизводительной техникой. Количество электро-козловых кранов и тракторных погрузчиков возросло в полтора раза. Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ превысил 93 %[4].

В 1991 году началась электрификация участка железной дороги Раздельная (Украина) — Кучурган (Украина) — Тирасполь — Бендеры, из-за войны в Приднестровье она была прекращена[5]. В настоящее время работает только украинская (до Кучургана) часть контактной сети.

1992 год был произведён полный перевод инфраструктуры участка Кучурган — Раздельная под Украинские железные дороги.


В августе 2004 года эксплуатация участков, расположенных в Приднестровской Молдавской республике, была приостановлена из-за передачи данных участков в ведение Приднестровской железной дороге.

19 сентября 2005 года было завершено строительство новой железнодорожной линии Ревака — Каинары[6].

25 июля 2008 года открыта железнодорожная ветка Кагул — Джурджулешты[7].

В 2013 году высказывались планы о начале прокладки узкоколейных «европейских» путей[8].

Американская компания General Electric Transportation поставит госпредприятию «Железная дорога Молдовы» первую партию из приобретённых им 12 новых локомотивов в начале 2020 г. Данной компании уже был перечислен аванс в размере 20 % от общей стоимости контракта в 45 млн евро. Покупка локомотивов является частью амбициозного проекта реструктуризации и реорганизации ГП «ЖДМ», финансируемого ЕБРР, ЕИБ и Европейским союзом. Общая стоимость проекта, предусматривающего закупку новых локомотивов и восстановление и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, составляет 110 млн евро.[9]

Руководство

В настоящее время генеральным директором Железной дороги Молдовы является Олег Тофилат.

Пассажирское движение

По состоянию на декабрь 2022 г. на Железной дороге Молдовы осуществляются следующие пассажирские перевозки:

Пункты отправления и назначения Остановки Оператор Протяжённость Время

в пути

Тип поезда Вагонов
Кишинёв Яссы-Сокола Страшены, Буковец, Калараш, Унгены, Унгены-Прут CFM 127 км 4 ч 10 мин D1M 4
Унгены Страшены, Буковец, Калараш, Корнешть, Пырлица CFM 109 км 3 ч 12 мин Д1 4
Бухарест

Северный вокзал

Унгены, Унгены-Прут, Яссы-Николина, Яссы, Тыргу Фрумос, Роман, Бакэу, Аджуд, Мэрэшэшти, Фокшани, Бузэу, Плоешти CFM 592 км 12 ч 57 мин ПДС* 6
Киев Бельцы, Жмеринка, Винница, Казатин-1 УЗ 18 ч 03 мин ПДС* 6
Одесса (сообщение приостановлено) Новые Анены, Бендеры-2, Тирасполь, Кучурганы, Раздельная УЗ 198 км 3 ч 47 мин -- --
Варница / Бендеры-3 Новые Анены CFM 57 км 2 ч 00 мин D1M 4

* ПДС - поезд дальнего следования с плацкартными, купейными и мягкими (СВ) вагонами

Железнодорожные связи со смежными странами

Страна Участок Колея Электрофикация Примечание
Румыния Румыния / CFR  Унгены — Унгень-Прут (Яссы) совмещённая,

1435 мм / 1520 мм от станции Берешты (Унгены), Молдова

до вокзала Сокола (Яссы), Румыния

отсутствует
Прут-2 — Фэлчиу разрыв колеи,

1520 мм1435 мм

отсутствует погранпереход закрыт
Джурджулешты — Галац совмещённая,

1435 мм / 1520 мм до станции Галац-Ларга

отсутствует
Украина Украина / УЗ Джурджулешты — Рени одинаковая,

1520 мм

отсутствует
Новосавицкая — Кучурган одинаковая,

1520 мм

погранпереход закрыт
Крива — Мамалыга одинаковая,

1520 мм

отсутствует
Вартиковцы — Кельменцы, Ларга одинаковая,

1520 мм

отсутствует
Окница — Сокиряны одинаковая,

1520 мм

отсутствует
Вэлчинец — Могилёв-Подольский одинаковая,

1520 мм

отсутствует
Колбасна — Климентово одинаковая,

1520 мм

отсутствует погранпереход закрыт
Чимишлия — Карабуцены одинаковая,

1520 мм

отсутствует
Бессарабская — Карабуцены одинаковая,

1520 мм

отсутствует
Бессарабская — Лейпциг одинаковая,

1520 мм

отсутствует
208 км — Болград одинаковая,

1520 мм

отсутствует
Гречень — Болград одинаковая,

1520 мм

отсутствует
Этулия — Рзд. 267 км (Водокачка) одинаковая,

1520 мм

отсутствует

Тоннели

На территории Республики Молдова расположено два железнодорожных тоннеля:

  • Матеуцкий тоннель.
  • Добружский тоннель (не подлежит восстановлению);

Подвижной состав

Локомотивный парк
Модель Серийные номера Производитель
М62 ТЧ-1 Кишинёв: 1060, 1257
ТЧ-2 Бендеры: 1022, 1258
ТЧ-4 Бельцы: -
 СССР
Луганский тепловозостроительный завод
ЧМЭ3 ТЧ-1 Кишинёв: 287, 625, 827, 1907, 2143, 2144, 2148, 2385, 2393, 2440, 2441, 2457, 2458, 2935, 2954, 3217, 3222, 3225, 3866, 3867, 3872, 3873, 4167, 4169, 4173, 4507, 4513, 4518, 4710, 4718, 4914, 4952, 5535, 5538, 5732, ЧМЭ3Э−6777, ЧМЭ3Э−6779, ЧМЭ3Э−6770
ТЧ-2 Бендеры: 2454, 2938, 4912, ЧМЭ3Э−6767
ТЧ-4 Бельцы:
 Чехословакия
Чешско-мора́вская Ко́лбен Да́нек — ČKD
2ТЭ10М ТЧ-4 Бельцы: 2941 (одна секция, работает совместно с секцией 1249), 2942  СССР
Луганский тепловозостроительный завод
3ТЭ10М
ТЧ-2 Бендеры: 0004, 0007, 0008, 0009, 0012, 0013, 0014, 0015, 0016, 0018, 0019, 0021, 0022, 0025, 0027, 0030Б, 0031, 0034, 0035, 0036, 0037Б, 0150, 0152, 0053, 1040, 1041, 1046, 1102, 1103, 1104Б, 1139, 1224, 1234, 1246, 1247,

1249 (одна секция, работает совместно с секцией 2941),1250Б, 1259, 1260, 1296, 1297
ТЧ-4 Бельцы: 0023, 0024, 0026, 0032, 0151, 1042Б, 1047А, 1213, 1225А

 СССР
Луганский тепловозостроительный завод
2ТЭ10В
ТЧ-4 Бельцы: 3823
 СССР
Луганский тепловозостроительный завод
-
2ТЭ10Л
ТЧ-2 Бендеры: 2303, 2933
ТЧ-4 Бельцы: 792, 794,1250, 2077, 2080, 2303, 2394, 2757, 2933, 3246
 СССР
Луганский тепловозостроительный завод
ТЭ33АС 3001, 3004, 3005, 3006, 3009, 3011, 3012  Казахстан Локомотив құрастыру зауыты


Дизель-поезда
Модель Серийные номера Производитель
Д1 ТЧ-1 Кишинёв: 603, 651, 664, 694, 700, 706 (2 вагона, работают совместно с двумя вагонами состава 708), 708 (2 вагона, работают в составе совместно с вагонами состава 706), 709, 752, 736, 753, 770, 772, 773, 777, 780, 798, Венгерская Народная Республика Венгерская Народная Республика
Ганц-МАВАГ
D1M ТЧ-1 Кишинёв: 001, 002, 003, 004, 005
ТЧ-2 Бендеры: —
ТЧ-4 Бельцы: -
 Румыния
Remar Pascani

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Железнодорожный транспорт: энциклопедия / гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 236—237. — ISBN 5-85270-115-7.
  2. Program de dezvoltare pentru perioada 2018 – 2031 (рум.) // Întreprindere de Stat „Calea ferată din Moldova”. — 2018. — P. 17. Архивировано 21 декабря 2019 года.
  3. Молдавия остановит движение местных и пригородных поездов из-за убытков. Interfax.ru. Дата обращения: 12 февраля 2021. Архивировано 12 февраля 2021 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Бондарь Н. И. Историческая справка о железной дороге Молдавии. Архивировано 18 октября 2010 года.
  5. Новые железные дороги в постсоветском пространстве (недоступная ссылка)
  6. Открыто движение поездов на участке Ревака — Каинары, Информационное агентство «Новости-Молдова» (23 сентября 2005). Дата обращения 15 февраля 2011. (недоступная ссылка)
  7. Новости на сайте железных дорог Молдовы (28 июля 2008). Дата обращения: 13 февраля 2011. Архивировано 22 августа 2008 года.
  8. В Молдове будут прокладывать «европейскую» узкую колею и расформируют ГП «Железная дорога Молдовы» / Новый Регион (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 сентября 2014. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  9. Super User. Американская компания поставит ЖДМ первую партию локомотивов в начале 2020 г. - MyBusiness.md - Онлайн Журнал о Бизнесе в Молдове. Дата обращения: 31 октября 2019. Архивировано 31 октября 2019 года.

Ссылки