Железные дороги Северной Македонии
Железници на Република Северна Македонија | |
---|---|
Тип | Публичная компания |
Основание | 1945 |
Расположение |
|
Отрасль |
железнодорожный транспорт (МСОК: 491 ) |
Продукция | железнодорожный транспорт и железные дороги |
Сайт | mz-rail.atwebpages.com/I… |
Железные дороги Северной Македонии (макед. Железници на Република Северна Македонија, Железные дороги Республики Северная Македония[1][2]) — северомакедонская государственная железнодорожная компания, которая занимается прокладкой железных дорог, введением в эксплуатацию локомотивов и вагонов, а также железнодорожными операциями по управлению. Общая протяжённость железных дорог в Северной Македонии составляет 925 км, из них 315 км электрифицированы (национальный стандарт — переменный ток частоты 50 Гц, напряжение 25 кВ). Член Международного союза железных дорог (код 65 для Северной Македонии).
Краткая история
Первая железная дорога на территории нынешней страны была проложена из Скопье в Салоники в 1873 году, когда территория нынешней Северной Македонии была частью Османской империи. Строительство дорог продолжалось в Королевстве Югославия, а в 1945 году была создана Государственная дирекция НР Македонии по железным дорогам, входившая в состав Югославских железных дорог. Дирекция стала называться Железнодорожным транспортным предприятием Скопье в 1963 году, с 1977 года была организацией, а в 1989 году стала общественным предприятием. С 2007 года «Македонски Железници» — акционерное общество. С 2010 года состоит в международной балканской организации железных дорог Cargo 10[3].
Структура дорог

Железнодорожная система Северной Македонии связана с географическими соседями этой страны: на северо-запад и север дороги ведут в Сербию, в Ниш (из Волково в Косово, из Табановцев в центральную Сербию), на юго-восток и юго-запад — в Грецию, в Салоники (из Гевгелии и Кременицы соответственно). Основная железная дорога Северной Македонии проходит из Табановцев в Гевгелию и электрифицирована полностью. Главный железнодорожный вокзал находится в Скопье, откуда идут все основные дороги — на запад в Тетово, Гостивар и Кичево, на северо-запад в Волково, на север в Куманово и Табановци, на восток в Свети-Николе, Штип и Кочани, на юг в Велес и Неготино, на юго-восток в Гевгелию и на юго-запад в Богомилу, Прилеп и Битолу. По этим дорогам можно попасть в Болгарию.
Оценка деятельности
Согласно журналистским расследованиям 2011 года, уровень обслуживания чрезвычайно низкий по причине медленного движения поездов и плохого обслуживания станций, что компенсируется невысокими ценами[4].
Список поездов
В распоряжении компании есть ряд электровозов и тепловозов, которые являются головными элементами пассажирских и товарных поездов. В 2014 году был заключён контракт с китайской компанией «Zhuzhou Electric Locomotive» на поставку шести пассажирских поездов, каждый из которых может перевозить до 200 пассажиров[5]. Республика Македония впервые в истории совершила сделку по приобретению локомотивов и вагонов с момента своей независимости[5], к тому же впервые китайские производители железнодорожного транспорта попали на рынок Европы[6].
Электровозы
Наименование | Производитель | Всего | Мощность | Тип колёс по классификации AAR | Максимальная скорость | Строились | Примечания | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
441 | Rade Končar Zagreb | 8 | 3800 кВт | Bo'Bo' | 120 км/ч (140 км/ч) | 1969—1988 | ![]() | |
442 | Rade Končar Zagreb | 30 | 3800 кВт | Bo'Bo' | 120 км/ч (140 км/ч) | 2001 | Восстановлены 3 локомотива HŽ 1141 | |
461/462 | Electroputere | 3/2 | 5100 кВт | Co'Co' | 120 км/ч | 1972—1980/2008 | Восстановлены 2 локомотива MŽ 461 |
Тепловозы
Наименование | Производитель | Всего | Тип | Мощность | Тип колёс по классификации AAR | Максимальная скорость | Строились | Примечания | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
642 | Brissonneau et Lotz Đuro Đaković Slavonski Brod |
8 | Манёвровый тепловоз с электропередачей | 606 кВт | Bo'Bo' | 80 км/ч | 1960-1964 | ||
643 | Brissonneau et Lotz Đuro Đaković Slavonski Brod |
3 | Манёвровый тепловоз с электропередачей | 680 кВт | Bo'Bo' | 80 км/ч | 1967 | ||
661 | GM-EMD Đuro Đaković Slavonski Brod |
23 | Тепловоз с электропередачей | 1454 кВт | Co'Co' | 114 км/ч (124 км/ч) | 1960–1971 | ![]() |
Электропоезда
Наименование | Производитель | Всего | Мощность | Тип колёс по классификации AAR | Максимальная скорость | Строились | Примечания | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
412 | Рижский вагоностроительный завод | 3 | 1360 кВт | Bo'Bo'+2'2'+2'2'+Bo'Bo' | 130 км/ч | 1985—1986 | Поставлялись из СССР | ![]() |
411 | Zhuzhou Electric Locomotive | 1 (5 на заказ) | 160 км/ч | 2015—2016 | Поставляются из Китая | ![]() |
Дизель-поезда
Наименование | Производитель | Всего | Мощность | Тип колёс по классификации AAR | Максимальная скорость | Строились | Примечания | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
712 | MACOSA | 19 | 2x210 кВт | B'B'+2'2' | 120 км/ч | 1981—1986 | ![]() |
Планы
Панъевропейский коридор VIII

В августе 2008 года был утверждён проект строительства новых дорог для соединения запада и востока страны по линии Беляковци — Куманово — Скопье — Тетово — Гостивар — Кичево. На востоке дорога должна соединить Северную Македонию с Варной (участок 89 км), на западе — с Дурресом (участок 66 км).
Панъевропейский коридор X
Ведутся работы по реконструкции дорог Битола — Кременица (участок Xd коридора X), Куманово — Делядровци (14 км) и Драчево — Велес (35 км).
Примечания
- ↑ Железници на Република Северна Македонија Транспорт . Дата обращения: 31 марта 2019. Архивировано 31 марта 2019 года.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 31 марта 2019. Архивировано 31 марта 2019 года.
- ↑ Macedonian railways to join Cargo 10 (недоступная ссылка). ICT magazine. Дата обращения: 26 сентября 2010. Архивировано 26 октября 2010 года.
- ↑ Aleksandar Pisarev (Александар Писарев), Патување со Македонски железници Архивная копия от 11 марта 2016 на Wayback Machine (Traveling with Makedonski Železnici), 2011-05-11
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 New Chinese Trains to Arrive in Macedonia in August Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine, July 7, 2015
- ↑ “走出去”的中国动车串起世界“经济圈” Архивная копия от 31 марта 2019 на Wayback Machine, 2015-7-17