Южно-Кавказская железная дорога
Эта статья написана в рекламном стиле. |
У этой статьи надо проверить нейтральность. |
Южно-Кавказская железная дорога | |
---|---|
| |
Страна |
|
Город управления | Ереван |
Состояние | действующая |
Телеграфный код | ЮКав |
Сайт | https://www.railway.am/ru |
Южно-Кавказская железная дорога | |
---|---|
Тип | ЗАО |
Основание | 2008 год |
Расположение | Ереван |
Отрасль | управление и перевозки на железных дорогах Армении |
Материнская компания | ОАО «РЖД» |
Сайт | railway.am/ru |
Южно-Кавказская железная дорога (ЮКЖД) (арм. Հարավկովկասյան Երկաթուղի) — система железных дорог Армении, управляемая с 2008 года одноимённым акционерным обществом, выполняющим функции концессионера на территории бывшего государственного ЗАО «Армянская железная дорога». Единственным акционером является ОАО «РЖД». 13 февраля 2008 года в Ереване между ОАО «Российские железные дороги» и Республикой Армения был подписан концессионный договор о передаче государственного ЗАО «Армянская железная дорога» в управление ЗАО «ЮКЖД».


Существующие пограничные переходы с Турцией закрыт, а с Азербайджаном ликвидированы. Железнодорожное сообщение осуществляется через территорию Грузии и оттуда паромом через Чёрное море. Поезда дальнего следования курсируют через Араратскую, Армавирскую, Арагацотнскую, Ширакскую, Лорийскую и Тавушскую области.
История создания
До 1991 года железные дороги Армении управлялись Закавказской и Азербайджанской железными дорогами. После распада СССР ЗКЖД разделилась на Абхазскую, Армянскую и Грузинскую железные дороги, участок от азербайджано-грузинской границы до станции Беюк-Кясик был передан Азербайджанской железной дороге. К Армянской железной дороге отошли линии, расположенные на территории Армении. Линия, обслуживаемая Азербайджанской железной дорогой к Армянской железной дороге не переходила, так как была закрыта и фактически разобрана в мае 1991 года.
Однако, в период 1991—2008 годов железнодорожная сеть Армении понесла существенные потери. В сентябре 1993 года в связи с началом турецкой блокады был закрыт пограничный переход Ахурян — Догукапи, а результате чего был законсервирован перегон Гюмри — Ахурян. В 1994 году в результате обвала на перегоне Дилижан — Гош был закрыт участок Дилижан — Иджеван, который было решено не восстанавливать. В дальнейшем, к 2012 году было окончательно прекращено грузовое движение на участке Какавадзор — Дилижан; действующий начальный перегон бывшей линии Раздан — Иджеван используется как подъездной путь к Разданской ТЭС. В 2005 году был закрыт и разобран перегон Ереван — Арабкир, проходящий через центр Еревана, через несколько лет для прокладки проспекта Мясникян и новой объездной автодороги был разобран перегон Арабкир — Канакер. С началом деятельности ЮКЖД железнодорожная сеть стала постепенно реконструироваться, был восстановлен участок от Канакера до платформы Алмаст. Однако, в феврале 2013 года в связи со списанием всего моторвагонного парка ТЧ-2 Гюмри было закрыто пассажирское сообщение на ветке Гюмри — Пемзашен. В конце 2020 года, после начала работ по демаркации Соткского рудника между марзом Гегаркуник и Кельбаджарским районом Азербайджана появилась угроза закрытия линии Раздан — Сотк, обеспечивавившей до возврата Кельбаджарского района Азербайджану до 55 % грузоотправлений ЮКЖД.
Передача в концессию РЖД
13 февраля 2008 года в Ереване был подписан концессионный договор о передаче государственного ЗАО «Армянская железная дорога» в управление ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», которое является 100%-ной дочерней компанией ОАО «Российские железные дороги».
В компании работает 4200 человек[1]. Средняя зарплата на момент перехода трудового коллектива в состав ЮКЖД составляла 115 тысяч драмов (около 9,5-10 тысяч рублей по курсу за июнь 2008 года), при этом работники, достигшие пенсионного возраста, в штат новой компании не были включены. Администрация интернет-сайта «Российские электропоезда» первой признала переименование железной дороги из Армянской в Южно-Кавказскую, однако руководства других интернет-ресурсов отнеслись к данной реорганизации по-разному.
Фактически несмотря на заявленный размер инвестиций ЮКЖД за всё время своего существования не ввела в действие ни одного нового железнодорожного участка. При этом ряд существующих линий с наибольшей интенсивностью движения подвергся реконструкции, был обновлён подвижной состав, предназначенный для пассажирских перевозок.
Деятельность
Пассажирские поезда дальнего следования
Пассажирские международные поезда дальнего следования представляют собой два поезда: Ереван — Тбилиси и летний поезд Ереван — Батуми.
- Скорый поезд «Армения» № 372/371 Ереван — Тбилиси курсирует круглогодично через день, отправлением из Еревана в 19:40 по нечётным числам и прибытием в Тбилиси в 9:40. Из Тбилиси поезд отправляется в 15:40 и прибывает в Ереван в 7:20 по чётным числам. Поезд состоит из двух спальных вагонов, одного купейного вагона, одного плацкартного вагона, одного общего вагона, одного вагона-ресторана и одного почтового вагона. Купейный билет из Еревана в Тбилиси в 2006 году стоил порядка 6000 драмов, а плацкартный до Алаверди в 2005 году стоил 2600 драмов. В августе 2009 года билет из Тбилиси до Ванадзора стоил 10,6 лари.[2][3]
- Скорый поезд № 202/201 Ереван — Батуми курсирует в летнее время, с июня по сентябрь, отправлением и прибытием в Ереван по нечётным. Отправление из Еревана в 22:30, а прибытие в Батуми в 16:56. Поезд состоит из двух спальных вагонов, шести купейных и 4 плацкартных. Стоимость билета из Еревана в Батуми в вагоне «СВ» стоит 22 112 драмов (в 2008 году было 18 124 драмов), в купейном вагоне стоит в зависимости от услуг от 10 760 до 11 710 драмов (в 2008 году было 9300), а в плацкартном вагоне 6939 драмов.[4][5][6]
Пригородные (внутриреспубликанские) маршруты
По состоянию на 14 апреля 2019 года в Армении курсировали электропоезда на следующих маршрутах:[7]
Практически все электропоезда курсируют ежедневно, составы состоят из четырёх, реже трёх вагонов, составы ЭП2Д двухвагонные. С осени 2021 года в таблице расписаний на официальном сайте ЮКЖД выводятся фотографии моделей электропоездов, закреплённых для работы на маршруте каждого поезда[8]. Моторвагонный парк представлен несколькими сборными составами ЭР2 и четырьмя двухвагонными составами типа ЭП2Д, из которых в постоянной работе находятся три (0003, 0166 и 0167), четвёртый (0001) находится в резерве.
На пригородных маршрутах с 2011 года введена трёхзонная система стоимости билетов, до этого действовала российская система разделения на зоны по 10 км. Согласно новой системе, все пригородные маршруты, в зависимости от протяжённости, разбиваются на три зоны. Охват одной из них при поездке составляет 300 драмов, двух — 600 драмов, всех трёх — 1000 драмов. Для проезда на скорых электропоездах ЭП2Д установлен тариф в 2500 драмов. Скорый маршрут отменён в 2020 году, составы переданы на обычные 68х рейсы.
Проекты развития пассажирского сообщения
- Ранее рассматривалась возможность открытия пригородного движения по участку Раздан — Иджеван, но этот проект был заморожен.
- Рассматривается возможность запуска электропоезда с соответствующим строительством железнодорожного участка из аэропорта Звартноц на железнодорожный вокзал Еревана, а также пуска электропоезда со станции Аршалуйс в Ереван. В будущем возможен запуск городской электрички, которая будет проходить в черте города Еревана.
- В феврале-марте 2010 года рассматривалась возможность пуска третьего тактового маршрута Канакер — Раздан.
Участки без пассажирского движения или с ограниченным его вариантом
- Участок Раздан — Дилижан находится в запущенном состоянии, пассажирских перевозок на нём не осуществляется, до Дилижана эпизодически курсируют грузовые поезда.[9] Согласно сообщениям заместителя генерального директора ЮКЖД, рассматривается запуск движения пригородных электропоездов на Иджеван и Дилижан.[10] Также в связи с оползнями и обвалами был полностью закрыт участок Дилижан — Иджеван, контактная сеть на участке почти полностью снята. В 2012 году прекращено движение грузовых поездов через Меградзорский тоннель.
- На ветке Гюмри — Пемзашен до 2013 года имелось пассажирское сообщение, представлявшее собой 2 пары электропоездов. На последнем перегоне ветки, Пемзашен — Маралик пассажирского сообщения никогда не было.
- На участке Алмаст — Раздан — Севан — Шоржа осуществляется пассажирское сообщение в летний период.[11]
- На участке Шоржа — Сотк пассажирское сообщение не осуществлялось
- На западном обходе Еревана (Масис — Нурнус) пассажирского сообщения никогда не было.
- Ведутся возобновительные работы на участке Гюмри — Ахурян. Этот участок возобновит деятельность при открытии границы с Турцией.
Все переходы в Азербайджан разобраны в связи с азербайджанской блокадой[12], которая продолжается со времён Первой карабахской войны по сегодняшний день.
Статистическая информация
По состоянию на 2008 год основная деятельность компании является убыточной[13].
Сегодня развёрнутая протяжённость железнодорожных путей Армении составляет 1328,6 км, из которых 780 км — главные пути. Эксплуатационная длина ЗАО «ЮКЖД» составляет 726 км.
Провозная способность ЗАО «ЮКЖД»: 50 млн тонн и 5,5 млн пассажиров в год при функционировании всех четырёх стыков; пропускная способность только одной из стыковых станций Айрум составляет 18 пар поездов в сутки.
ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» полностью электрифицирована, оснащена системой полуавтоматической блокировки и современной технологической системой связи.
ЗАО «ЮКЖД» имеет 75 станций, четыре из которых являются пограничными (работает только одна):
- Айрум — Садахло (
Грузия);
- Ахурян — Догукапи (
Турция) (не работает, но может быть восстановлена);
- Ерасх — Велидаг (
Азербайджан) (пограничный переход разобран в 1989 году, после подписания Соглашения о прекращении огня в ноябре 2020 года рассматриваются варианты восстановления);
- Иджеван — Бархударли (
Азербайджан) (пограничный переход разобран в 1989 году).
Подвижной состав и железнодорожные линии:
- длина главного пути 780 км, 2,56 % из которого двупутный;
- ширина колеи 1520 мм;
- электрификация линии постоянным током 3,3 кВ 98 %;
- количество грузовых вагонов 2035 штук;
- количество электровозов 49 штук, из которых 18 — ВЛ8, 31 — ВЛ10;
- количество пассажирских вагонов 158 штук;
- количество тепловозов 55 штук.
Проекты развития
В рамках программы на 2009 год компания планирует восстановить 125 км пути, из которых 45 км подлежит капитальному ремонту. Эта работа уже начата, и достигнуты определенные результаты. Впервые за долгое время ЗАО «ЮКЖД» с целью эффективного проведения ремонтных и строительно-монтажных работ по текущему содержанию пути установили порядок ежемесячного планирования и подачи заявок на производство работ в «окно». Очевидно, что реконструкция инфраструктуры железных дорог Армении, а также грамотная внешняя политика, осуществляемая ЗАО «ЮКЖД», позволят в несколько раз расширить товарооборот Армении с другими странами. Концессионером разработана стратегия формирования прозрачных условий перевозки грузов и каждый клиент компании получает четкие условия осуществления перевозок. Также проводится активная работа по восстановлению и приобретению подвижного состава. Капитально отремонтировано и принято 7 локомотивов, 10 нуждаются в ремонте. В 2009 году проведены исследования по восстановлению локомотивного депо Гюмри. В 2009 г. начаты работы по восстановлению локомотивного депо Ереван. Также в 2008 г. было закуплено 48 б/у вагонов электропоездов, были восстановлены ранее курсирующие электропоезда, которые задействованы на шести направлениях.[1] В 2018—2021 годах закуплены четыре двухвагонных электропоезда типа ЭП2Д.
Начата работа над запуском скоростного движения Армавир — Ереван — Севан — Шоржа.[5] Ведутся реставрационные работы на станциях Армавир, Раздан, Канакер, Шоржа, Ереван. Кроме того, ведутся работы по организации пассажирского комплекса в Масисе. Отдельный проект реализуется на приграничной с Грузией станции Айрум, где проходит большой комплекс работ по реставрации всей инфраструктуры: пассажирского вокзального и путевого комплексов.[14]
Реконструкция и неосуществленные проекты расширения сети
Линия Армения — Иран
Железная дорога Иран — Армения позволит Армении пользоваться альтернативным путём транспортировки энергоресурсов и других товаров, получив выход во внешний мир. Сейчас железнодорожные коммуникации Армении с зарубежными странами обеспечиваются только через территорию Грузии.[15]
В ходе обсуждения бюджета в парламенте Армении было заявлено, что проект не снят с повестки двусторонних переговоров и находится в сфере обсуждения специалистов.[16]
По данным министра транспорта, стоимость строительства железной дороги Армения — Иран в 2017 оценивалась в 3,2 млрд долларов[17]. Расстояние будет составлять около 500 км в зависимости от выбранного варианта, а средняя скорость будет составлять 100 км/час.[15][18][19][20][21][22][23][24][25][26]
Рассматривалось три варианта строительства железной дороги Армения—Иран.
- Строительство железной дороги будет начинаться от станции Ерасх, которая расположена восточнее города Арарата, в одноименном марзе. Несмотря на то, что станция не является тупиковой. Ерасх является конечной станцией пригородных электропоездов на участке Ереван — Масис — Ерасх, далее через границу путь разобран. Согласно этому варианту, длина путей для строительства по территории Армении составит 443 км.
- Строительство начнётся от станции Гагарин[источник не указан 3377 дней], которая расположена между городами Раздан и Севан, в марзе Гегаркуник на линии Ереван — Раздан — Сотк. Через станцию проходят товарные поезда, а летом имеется пригородное движение электропоездов, обеспечивающих отдыхающим из Еревана и его окрестностей доступ для отдыха на озере Севан. Длина путей от станции Гагарин до иранской границы составит 449 км, а строительство охватит города Севан, Гавар и Мартуни, и далее города Вайоц-Дзора и Сюника.
- Строительство предлагается начать с предпоследней станции на тупиковой ветке Ереван — Раздан — Сотк, а именно со станции Варденис в городе Варденисе, который расположен на юго-востоке марза Гегаркуник. Через станцию Варденис проходят лишь товарные поезда. Длина путей по армянской территории со станции Варденис до границы с Ираном составит 397 км. Однако, по окончании строительства, в расчёте общего расстояния от иранской границы до Еревана, этот маршрут окажется самым длинным из перечисленных.
По территории Ирана будет построена ветка в 80 км от границы до станции Маранд, которая расположена на севере Ирана.[25]. Таким образом, общая длина строительства железной дороги составит в зависимости от выбранного варианта 523, 529 или 477 км.
Основываясь на расчётах РЖД, председатель комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам заявил в ноябре 2017 года о нерентабельности строительства железной дороги Армения — Иран.[27]
В апреле 2019 года ответственный министр заявил, что строительство железной дороги в Иран не является приоритетом правительства.[28]
Линия Ванадзор — Фиолетово
История проекта строительства железной дороги Ванадзор — Фиолетово начинается в 1989 году, когда после разрушительного землетрясения в Армении Совет Министров СССР принял постановление, в котором, в частности, предусматривалось строительство данного участка железной дороги. В 1990 году проектный институт «Армгипротранс» составил технико-экономическое обоснование строительства, однако по причинам распада СССР, экономического кризиса и других причин проект был отложен. После распада СССР, о проекте впервые вспомнили в 2004 году в проекте территориального расселения населения Республики Армении, утверждённом правительством в 2004 году, проект удостоился Государственной премии.
Сейчас, чтобы попасть из Алаверди в Дилижан по шоссейной дороге, нужно преодолеть 100 км, а переправлять груз из Алаверди в Дилижан по железной дороге приходится через Ереван. Получается лишний крюк в 400—450 км. Станция Фиолетово, расположенная на ветке Раздан — Дилижан — Иджеван, находится в 22-25 км от основной на сегодняшней день железнодорожной магистрали Ереван — Гюмри — Ванадзор — Айрум. Тогда было решено состыковать эти две ветки, проложив немногим более 20 км путей. В случае строительства данной железной дороги, расстояние из Еревана по железной дороге до грузинской границы составит 220 км, вместо 308 км нынешних, что позволит сэкономить 26 % на преодолении данного расстояния. Стоимость строительства данного участка железной дороги, включая две станции в селе Лермонтове и в пригороде Ванадзора, оценивается от 30 до 40 млн долларов. Экономия составила бы 8,5 млн долларов в год. В случае решения армяно-азербайджанского конфликта мирным путём и разблокирования границ с Турцией и Азербайджаном, данная ветка станет ближайшим железнодорожным путём из Азербайджана в Турцию через Казах — Иджеван — Дилижан — Фиолетово — Ванадзор — Гюмри — Карс. В случае же возобновления военных действий ветка станет не менее важной, так как сократит расстояние от грузинской границы через станцию Сотк до Степанакерта на 200 км, а до Мартакерта на 250 км.
Строительство ветки позволит замкнуть железнодорожное кольцо Армении, снизить себестоимость перевозок и увеличить пропускную способность армянской железной дороги. В первую очередь, Армения получит круговое железнодорожное движение, то есть она будет иметь замкнутое железнодорожное кольцо. Кроме того, Армянская железная дорога в отличие от азербайджанской имеет всего одну колею, а строительство второй колеи для Армении непосильно, поэтому строительство данной железнодорожной ветки позволит решить эту проблему.[29]
Генеральный директор ЗАО «ЮКЖД» Шевкет Шайдуллин подчеркнул формирование проекта по эксплуатации направления Фиолетово — Ванадзор.[30] Данный вопрос также обсуждался при встрече Премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна с министром транспорта и связи Гургеном Саркисяном и генеральным директором ЗАО «ЮКЖД» Шевкетом Шайдуллиным.[31]
Проект, который сократил бы путь от Еревана до Тбилиси и дальше до черноморских портов на 112 км не реализован.[32] Строительство должно было начаться ещё в 2011 году,[33] но РЖД более чем в 2 раза повысило оценку стоимости осуществления проекта, доведя её в 2012 г. до $200-$250 млн.
Линия Ереван — аэропорт Звартноц
Министерство транспорта и коммуникаций Армении совместно с Армянской железной дорогой разработало проект строительства новой скоростной железнодорожной линии, которая свяжет международный аэропорт Звартноц со станцией метро «Чарбах» в Ереване и с железнодорожной станцией Кармир Блур.[34][35] Таким образом, предусматривалась интеграция железнодорожной системы Армении с Ереванским метрополитеном и аэропортом Звартноц. Этот проект также не был реализован.
Ахурян — Догукапи
Железная дорога Гюмри — Карс соединяющая Республику Армению и Турецкую Республику была построена ещё во время Российской империи с целью поддержания русско-турецкого фронта боеприпасами и продовольствием. По Карсскому договору, территория, на которой расположена данная железная дорога находилась на территории Армении, хотя это продолжалось недолго. После того, как к власти в Турции пришёл Кемаль Ататюрк, В. И. Ленин принял решение в качестве жеста доброй воли передать 30 000 км² из состава Армении в состав Турции, которую на тот момент Ленин считал коммунистической. После передачи территории, по которой проходила железная дорога, железнодорожные пути были перешиты с широкой на узкую колею. С 11 октября 1961 года действовало соглашение между правительствами СССР и Турции о прямом советско-турецком железнодорожном сообщении. Последний состав с грузами перешёл границу 6 июля 1993 года. Турция приняла в одностороннем порядке политическое решение закрыть границу с Республикой Арменией мотивируя свои действия Карабахской войной.
ЗАО «ЮКЖД» заявляло, что готово открыть движение по переходу Ахурян (Армения) — Догукапи (Турция), расположенному на железной дороге Гюмри — Карс.[36] Ещё в 2008 году проводились определенные работы на приграничных с Турцией станциях Гюмри и Ахурян, в 2009 году специалисты компании дважды проверяли состояние путей на этом участке. Работы по расчистке железной дороги и станции проводятся каждый год, но в последнее время они стали более частыми и активными. На пограничном пропускном пункте «Алиджан» армяно-турецкой границы начались ремонтно-восстановительные работы. На стороне Турции асфальтируются дороги, ведущие в Алиджан. Были заменены некоторые элементы верхнего строения пути, для того, чтобы обеспечить движение на станции Ахурян, установлены опоры контактной сети. При этом станция Ахурян-2 работает в технологическом режиме. В ходе посвящённого станции Ахурян совещания директор Южно-Кавказской железной дороги Шевкет Шайдуллин поручил восстановить всё, что осталось в наличии. Начальник станции Мартин Геворгян считает, что это правильное решение. К примеру, имеется узкококолейный локомотив, который необходимо проверить, а также электротягу, подстанции и т. п. Встал вопрос контейнерной площадки, крана для погрузки контейнеров. Поменяли 1500 шпал из необходимых 5000. Опоры есть, можно электрифицировать пути станции. У турок в Дагукапи есть 40-тонный кран для контейнеров и крановая линия для малых грузов. У армян есть возможность запуска крана для замены колесных пар. В любом случае, сотрудники станции не сидят сложа руки. Очистить пути от травы, смазать стрелки, что-то подкрасить или прибить. В общем, дорога готова к открытию, вопрос её открытия является чисто политическим.[37][38][39][40]
Концессионый договор и задачи ЮКЖД
Согласно договору, срок концессионного управления составляет 30 лет с правом пролонгации ещё на 10 лет после первых двадцати лет работы по взаимному согласию сторон.
В соответствии с условиями тендера сотрудники железной дороги Армении (4300 человек), за исключением лиц, достигших пенсионного возраста, были переведены в штат ЗАО «ЮКЖД» с повышением заработной платы до 20 %.
В задачи ЗАО «ЮКЖД» входят модернизация инфраструктуры железной дороги Армении, развитие сотрудничества с сопредельными с Арменией государствами, развитие внутриреспубликанского и международного пассажирского и грузового сообщения. Размер инвестиций, обещанных компанией, составляет $572 млн, $220 млн из которых планировалось инвестировать в течение первых 5 лет. Свою деятельность ЗАО «ЮКЖД» начало 1 июня 2008 года. Миссией компании является развитие как общенациональной транспортной компании, динамично развивающей эффективность и качество услуг посредством определенных стратегических целей. Среди них компания выделяет:
- повышение долгосрочной эффективности и финансовой устойчивости;
- повышение качества услуг;
- увеличение мощности транспортного производства на территории РА;
- интеграция в евроазиатскую транспортно-логистическую систему.[41]
В договоре о передаче армянских железных дорог в концессию, отмечено, что если компания не выполняет свои обязательства должным образом, то российская сторона обязана выплатить сумму не превышающую 57 млн долларов.[42][43]
В сентябре 2019 года Минтранс России выступил с заявлением о том, что ОАО «РЖД» может рассмотреть возможность досрочно прекратить договор об управлении железной дорогой Армении.[44]
Министерство территориального управления и инфраструктур Армении продолжает переговоры с российской стороной по вопросу управления железной дорогой.[45]
Недостатки в деятельности
Нереализованые проекты развития
ЮКЖД не уделяет внимания реализации проектов, которые могут значительно сократить транспортные расстояния, операционные издержки и улучшить конкурентное положение железной дороги.[46]
До сих пор не реализован проект строительства 32-х километровой ветки Ванадзор — Фиолетово, которая сократила бы путь от Еревана до Тбилиси и дальше до черноморских портов на 112 км.[47] Строительство должно было начаться еще в 2011 году,[48] но РЖД более чем в 2 раза повысило оценку стоимости проекта доведя ее в 2012 г. до $200-$250 млн.[49] В результате этого, с 2012 года полностью заброшенным оказался Меградзорский тоннель через который планировалось возобновить регулярное движение поездов в случае открытия новой линии, а начальный перегон Раздан — Какавадзор используется как подъездной путь к Разданской ТЭС.
Согласно заявлению ЗАО «Международные аэропорты Армении» в 2012 году из-за бездеятельности ЮКЖД программа строительства железнодорожной линии от станции метро «Чарбах» в аэропорт Звартноц осталась на бумаге.[50]
Неуплата налогов
В связи с обвинением в неуплате налогов в августе 2018 года сотрудники Комитета по госдоходам в сопровождении людей в масках провели обыск в здании компании и изъяли документы.[51][52] На следующий день премьер-министр Армении Никол Пашинян принял генерального директора ЮКЖД Сергея Валько.[53]
В интервью газете «Коммерсант» премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что по предварительным данным ЮКЖД не доплатило налогов на сумму в 60 миллионов долларов.[54] В конце 2018 года в следственном комитете заявляли, что в рамках расследования уголовного дела проводятся проверки с целью выяснения всех обстоятельств «зафиксированных в ЗАО „ЮКЖД“ злоупотреблений, выявлении круга причастных к этому лиц и идентификации их действий». В компании прокомментировали сообщения о проходящих проверках, назвав следственные органы ангажированными.[55]
По данным компании по итогам 2018 года сумма выплаченных налогов в государственный бюджет республики превысило 4 миллиарда драмов (более 8 миллионов долларов).[55]
Злоупотребления и другие нарушения
Согласно сообщениям прессы имеют место многочисленные случаи хищений и нарушений условий концессионного договора[56], кроме того вознаграждение сотрудников ЮКЖД не является нейтральным по национальному признаку[57].
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, в интервью газете «Коммерсант» в сентябре 2019 года, заявил, что сумма злоупотреблений составила около 60 миллионов долларов[58]. По другим оценкам сумма злоупотреблений превосходит 100 миллионов долларов[59].
Железнодорожная сеть и подвижной состав
Ширина железнодорожной колеи: 1520 мм.[60]
Количество эксплуатируемых станций: 55.[60]
Максимальная скорость движения пассажирских поездов: 100 км/час, минимальная: 40 км/час. Максимальная скорость движения грузовых поездов: 70 км/час, минимальная: 25 км/час.[60]
Железнодорожные пути оборудованы контактной сетью для тягового энергоснабжения постоянным током напряжением в 3,3 кВ.[60]
В основном, используются электровозы ВЛ-10 и тепловозы ЧМЭ3. На маршруте Ереван — Гюмри — Ереван с марта 2018 года действует скорый электропоезд ЭП2Д.[61] В конце 2018 года осуществилась поставка второго такого же состава.[62]
Статистика перевозок
В 2018 году рост количества пассажиров ЮКЖД составил 5 % при спаде пассажиропотока автомобильным транспортом, было перевезено 385 тысяч человек, из которых 64 тысячи человек в международном сообщении. Услугами перевозок в направлении Батуми в 2018 году воспользовалось рекордное за 10 лет число пассажиров: более 53 тысяч человек. Наибольшее за период деятельности ЮКЖД количество пассажиров: 203 тысячи человек было перевезено по маршруту Ереван — Гюмри — Ереван.[63]
Один из четырех электропоездов ЭП2Д компании «Южно-Кавказская железная дорога» с 23 августа 2021 года обслуживает пригородный маршрут Ереван — Ерасх — Ереван. Новые поезда изготовлены на подмосковном Демиховском машиностроительном заводе и находятся в строю[64]. Подвижной состав оборудован системами пассивной безопасности, климат-контролем, экологически чистыми туалетными комплексами, условиями для пассажиров с ограниченными возможностями. В поезде запрещено курение[65].
Армения и ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» в ближайшее время планируют возобновить паромное сообщение между портами Поти и Кавказ[66]. Об этом вице-премьер Армении Мгер Григорян заявил в сентябре 2021 года в ходе армяно-российского бизнес-форума. Как отметил М. Григорян, в соответствии с договоренностями, достигнутыми между странами, общий объем инвестиций ЮКЖД на период до 2024 года увеличен на 3,7 млрд руб. В результате в 2021 году были приобретены современные пассажирские вагоны, новые электропоезда для внутреннего транспортного сообщения, грузовые полувагоны. В 2022 году планируется приобретение нового 4-вагонного электропоезда. Таким образом, к 2025 году ЮКЖД практически полностью обновит пассажирский и грузовой подвижной состав[67][1].
В том же 2021 году Южно-Кавказская железная дорога и АО «Трансмашхолдинг» подписали меморандум о разработке и производстве пассажирского подвижного состава. Стороны договорились организовать регулярное взаимодействие в части выработки стратегического продуктового портфеля и оценки перспективной потребности в нем на маршрутной сети ЗАО «ЮКЖД». Целью взаимодействия стороны считают разработку и постановку на производство подвижного состава, максимально соответствующего перспективным требованиям заказчика и пассажиров к уровню технической оснащенности и комфорту[68].
См. также
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога»: общенациональная транспортная компания Армении . Дата обращения: 20 июня 2009. Архивировано 20 июня 2013 года.
- ↑ С июня будет задействовано железнодорожное сообщение Ереван-Тбилиси-Батуми
- ↑ Отчёт о поездке в Армению (май 2005) . Дата обращения: 26 июня 2009. Архивировано 19 января 2016 года.
- ↑ Скорый поезд Ереван—Батуми—Ереван (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июля 2009. Архивировано 8 сентября 2009 года.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 С 10 июля начнет курсировать пассажирский поезд Ереван-Батуми . Дата обращения: 26 июня 2009. Архивировано 4 июля 2009 года.
- ↑ Регулярный поезд в направлении Ереван — Батуми будет курсировать с 10-го июля по 15 сентября . Дата обращения: 26 июня 2009. Архивировано 4 октября 2013 года.
- ↑ Расписание поездов в Армении . ArmeniaHoliday (30 марта 2015). Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано 18 апреля 2019 года.
- ↑ Южно кавказская железная дорога . Дата обращения: 29 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
- ↑ Отчет о поездке в Армению (май 2005) . Дата обращения: 26 июня 2009. Архивировано 10 декабря 2015 года.
- ↑ ЮКЖД активно реализует ремонтно-восстановительные работы по многим направлениям
- ↑ С 16 июня начнет курсировать сезонный электропоезд Раздан-Ереван-Шоржа (недоступная ссылка). Радио Свобода. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 8 мая 2018 года.
- ↑ Marshall Cavendish. World and Its Peoples: The Middle East, Western Asia, and Northern Africa. p. 768: «Independent Armenia faced difficulties. Azerbaijan and Turkey imposed a blockade on Armenia, isolating the nation.»
- ↑ «Южно-Кавказская железная дорога» признана монополией . ИА Regnum (7 марта 2009). Дата обращения: 8 ноября 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ ЮКЖД: За большой багаж пассажирам придется платить
- ↑ Перейти обратно: 15,0 15,1 Армению и Иран свяжет железная дорога . Архивировано 19 апреля 2009 года.
- ↑ Строительство железной дороги Иран – Армения все еще на стадии обсуждения . www.golosarmenii.am. Дата обращения: 6 ноября 2018. Архивировано 6 ноября 2018 года.
- ↑ Sputnik. Ж/Д Иран-Армения: правительство Армении планирует встречу с инвестором . ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 8 мая 2018 года.
- ↑ Первая встреча армяно-российско-иранской рабочей группы по строительству железной дороги Иран-Армения пройдет в июле . Дата обращения: 11 июля 2009. Архивировано 8 февраля 2013 года.
- ↑ Железная дорога Иран-Армения может обойтись в 1-1,2 млрд долл. . Архивировано 7 января 2012 года.
- ↑ Госбюджет Армении может изыскать средства для строительства железной дороги Иран-Армения — депутат . Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ Шелковый путь на рельсах? Железная дорога Армения-Иран набирает скорость — по крайней мере, на словах . Дата обращения: 11 июля 2009. Архивировано 10 августа 2011 года.
- ↑ Группа по строительству желдороги Иран-Армения начнет работу в конце июня -премьер Армении . Дата обращения: 11 июля 2009. Архивировано 2 июля 2013 года.
- ↑ Транспортная геополитика — один из самых эффективных компонентов экономического и политического комплементаризма . Дата обращения: 11 июля 2009. Архивировано 30 января 2009 года.
- ↑ Россия соединит Армению и Иран железной дорогой . Архивировано 18 июня 2013 года.
- ↑ Перейти обратно: 25,0 25,1 На подготовку железнодорожной магистрали Иран-Армения уже получено $1,5 млн . Дата обращения: 11 июля 2009. Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ «Окно в Азию» с видом на железную дорогу . Дата обращения: 28 декабря 2010. Архивировано 4 января 2011 года.
- ↑ Г.Минасян: Строительство железной дороги Армения-Иран экономически невыгодно . golosarmenii.am. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 9 мая 2018 года.
- ↑ Строительство желдороги Армения-Иран не входит в число приоритетов властей – министр . ARKA News Agency. Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано 18 апреля 2019 года.
- ↑ Деловой экспресс. Экономический еженедельник Армении. 26 февраля — 3 марта 2004 № 06 (564) . Архивировано 17 марта 2005 года.
- ↑ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ НАМЕРЕНЫ ПЕРЕСМОТРЕТЬ КОНЦЕССИОННЫЙ ДОГОВОР . Дата обращения: 29 июня 2009. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ ЮКЖД подвело итоги первого квартала 2009 года
- ↑ Гендиректор ЮКЖД называет строительства участка железной дороги Ванадзор-Фиолетово приоритетом компании . newsarmenia.am. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
- ↑ Строительство ж/д Ванадзор-Фиолетово начнется осенью 2011 года (Армения) . ИА REGNUM. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
- ↑ Ереванское метро дойдет до аэропорта (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 марта 2012. Архивировано 11 мая 2012 года.
- ↑ На прилегающей к Архивная копия от 15 октября 2014 на Wayback Machine аэропорту территории будут построены новая автомобильная трасса и железнодорожная линия
- ↑ Тишина на границе . Дата обращения: 2 июля 2009. Архивировано 30 июня 2009 года.
- ↑ На станции «Ахурян- 1» ж/д Гюмри-Карс начнутся восстановительные работы
- ↑ НА СТАНЦИИ «АХУРЯН-1» Ж/Д ГЮМРИ-КАРС НАЧНУТСЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (недоступная ссылка — история ).
- ↑ Новости Армении ЗАО «ЮКЖД» готово открыть железнодорожное сообщение между Арменией и Турцией после решения об открытии границы . Дата обращения: 2 июля 2009. Архивировано 16 октября 2014 года.
- ↑ ЮКЖД направила рабочую группу на станцию «Ахурян-2»
- ↑ Южно-Кавказская железная дорога. О компании.
- ↑ Русские хотят отказаться от армянских железных дорог .
- ↑ Helix Consulting LLC. «Грапарак»: Российская сторона хочет отказаться от железной дороги - aysor.am - Горячие новости из Армении (англ.). www.aysor.am. Дата обращения: 12 февраля 2019.
- ↑ Россия прорабатывает вариант досрочного расторжения договора об управлении Ж/Д Армении . ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 21 сентября 2019.
- ↑ Армения ведет переговоры с Россией по вопросу управления железной дорогой . ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 21 сентября 2019.
- ↑ Ашот ЕГИАЗАРЯН. АРМЕНИЯ: ОСНОВЫ ТРАНЗИТА ДЛЯ СТРАНЫ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ ВЫХОДА К МОРЮ .
- ↑ Гендиректор ЮКЖД называет строительства участка железной дороги Ванадзор-Фиолетово приоритетом компании .
- ↑ Строительство ж/д Ванадзор-Фиолетово начнется осенью 2011 года .
- ↑ РЖД пока не приняла решение о финансировании ветки Ванадзор – Фиолетово .
- ↑ Семь лет назад программа строительства железной дороги в «Звартноц» была предана забвению (рус.), Armtimes.com. Дата обращения 12 сентября 2018.
- ↑ Люди в масках провели обыски в ЮКЖД . news.am. Дата обращения: 17 августа 2018.
- ↑ Глава КГД Армении: Действия в ЮКЖД осуществляются в рамках определенной конфиденциальности . news.am. Дата обращения: 17 августа 2018.
- ↑ Премьер-министр Армении и генеральный директор ЮКЖД обсудили вопросы сотрудничества . news.am. Дата обращения: 17 августа 2018.
- ↑ «Владимир Владимирович такой человек — он высоко ценит человеческие отношения» // Коммерсантъ.
- ↑ Перейти обратно: 55,0 55,1 Sputnik. В ЮКЖД заявили об ангажированности следственных органов Армении . ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 27 декабря 2018.
- ↑ Железнодорожники рассказали о массовых хищениях .
- ↑ Русские «на шабашке» в Армении (рус.), Lragir.am. Дата обращения 4 июня 2018.
- ↑ Торгпред России в Армении прокомментировал ситуацию с ЮКЖД . ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 21 сентября 2019.
- ↑ Проблему злоупотреблений на железных дорогах нужно решать без пропагандистского шума .
- ↑ Перейти обратно: 60,0 60,1 60,2 60,3 "ЮКЖД" Южно-Кавказская железная дорога . www.ukzhd.am. Дата обращения: 6 августа 2019.
- ↑ Sputnik. ЮКЖД сообщило о бесплатных рейсах Ереван-Гюмри на новом электропоезде . ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 10 сентября 2018.
- ↑ Sputnik. Второй новый электропоезд находится на пути в Армению - ЮКЖД . ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 27 декабря 2018.
- ↑ Clover CG Limited. В ЗАО «ЮКЖД» продолжается модернизация подвижного состава (арм.). b24.am. Дата обращения: 12 февраля 2019.
- ↑ Прибытие Электропоезда Ерасх — Ереван Эр-2-3041-Arrivals of the Electric Train Yeraskh - Yerevan (рус.) ?. Дата обращения: 20 сентября 2021.
- ↑ Sputnik Армения. ЮКЖД запускает новый электропоезд по маршруту Ереван-Ерасх-Ереван . Sputnik Армения (20210823T1629+0400). Дата обращения: 20 сентября 2021.
- ↑ Армения и Южно-Кавказская железная дорога возобновят паромное сообщение между портами Поти и Кавказ . www.korabel.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021.
- ↑ Армения и ЮКЖД вновь запустят паромное сообщение Поти – порт Кавказ . www.rzd-partner.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021.
- ↑ Южно-Кавказская железная дорога и ТМХ подписали меморандум о разработке и производстве пассажирского подвижного состава . www.metalinfo.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021.
Ссылки
- Выставка ЮКЖД в Ереване (видео)
- ОАО «РЖД» победило в тендере на концессионное управление Армянской железной дорогой (АЖД), rzd.ru, 16.01.2008
- Interfax.ru — Несколько километров железной дороги могут принципиально изменить регион
- Путь из изоляции
- Железнодорожный транспорт в Армении на «Сайте о железной дороге»
- Официальный сайт
- Сотрудничество РЖД с Арменией