Перейти к содержанию

Южно-Кавказская железная дорога

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Южно-Кавказская железная дорога
Страна  Армения
Город управления Ереван
Состояние действующая
Телеграфный код ЮКав
Сайт https://www.railway.am/ru
Южно-Кавказская железная дорога
Тип ЗАО
Основание 2008 год
Расположение Ереван
Отрасль управление и перевозки на железных дорогах Армении
Материнская компания ОАО «РЖД»
Сайт railway.am/ru

Южно-Кавказская железная дорога (ЮКЖД) (арм. Հարավկովկասյան Երկաթուղի) — система железных дорог Армении, управляемая с 2008 года одноимённым акционерным обществом, выполняющим функции концессионера на территории бывшего государственного ЗАО «Армянская железная дорога». Единственным акционером является ОАО «РЖД». 13 февраля 2008 года в Ереване между ОАО «Российские железные дороги» и Республикой Армения был подписан концессионный договор о передаче государственного ЗАО «Армянская железная дорога» в управление ЗАО «ЮКЖД».

Карта железных дорог Армении.
Города и железнодорожное сообщение Армении.
Перейти к шаблону «Айрум — Ереван» 
Айрум — Ереван
 В Тбилиси 
 Грузия, Квемо-Картли, სრ
 Армения, марз Тавуш, ЮКЖД
2582,0
Айрум
2584,0
2585 км
2590,0
Шиних
2594,0
Ахтала
2598 км
2602,0
Ахпат
2607,0
Алаверди
2613,0
Санаин
2621,0
Кобер
2625,0
2626 км
2630,0
Туманян
2631,0
Джахацнер
2633,0
Ваагни
2638,0
Шагали
2646,0
Памбак
 проектируемая линия в Фиолетово 
2654,0
Ванадзор
2663,0
Арчут
Сарал
2669 км
2669,0
Спитак
2678,0
Саарарт
2684,0
Налбанд
2689,0
Парни
2691,0
Сараландж
2693,0
Калтахчи
2696,0
Лусахпюр
2703,0
Джаджур
2707,0
2708 км
2713,0
Маисян
Ацик
2723,0
Гюмри
Ахурян
 Армения, марз Ширак, ЮКЖД
 Турция, ил Карс, TCDD
В Догукапи
Аревик
Пос. Аревик
Айгабац
Меграшен
Паник
Анушаван
Артик
Лмбат
Пемзашен
Маралик
2736,0
Баяндур
2738,0
Ширакаван
2745,0
Исаакян
2749,0
Агин
2753,0
Джрали
2760,0
Баграван
2765,0
Посёлок Баграван
2768,0
Ани
2770,0
Ани Пемза
2777,0
Гетап
2787,0
Арагац
2796,0
Артени
2804,0
Каракерт
2811,0
Даларик
2819,0
Аракс
2829,0
Армавир
Мецамор
Аршалуйс
2832,0
Мргашат
2840,0
Советакан
2844,0
Арташар
2851,0
Эчмиадзин
2854,0
Айкашен
2860,0
Сис
2863,0
Масис
 В Ерасх 
9 км
Кармир Блур
Улица Араратян
Промзона Чарбах
Улица Шираки
Улица Кетронакан
Проспект Адмирала Исакова
 В Нурнус 
2871,0
Норагавит
Улица Таманцинери
Улица Гарегина Нжде
2877,0
Улица Кристофора
Арабкир
 К Алмасту 


Перейти к шаблону «Масис — Ерасх» 
Масис — Ерасх
 В Гюмри 
Масис
 В Ереван 
Масис-Кольцо
Мхчян
Даллар
Арташат
Юва
Шампайн
Нор Кянк
Айгеван
Посёлок Айгеван
Авшар
Посёлок Арарат
Арарат
Зод
Суренаван
Армаш
Ерасх
 Армения, марз Арарат, ЮКЖД
 Азербайджан, Садаракский район, ADY
 К Шаруру 


Перейти к шаблону «Масис — Сотк» 
Масис — Сотк
 В Агстафу 
 Азербайджан, Газахский район, ADY
 Армения, марз Тавуш, ЮКЖД
Иджеван
Лусабац
Гош
Куйбышево-Кавказская
Дилижан
 проектируемая линия в Ванадзор 
Фиолетово
Меградзорский тоннель
Меградзор
Какавадзор
Разданская ТЭС
Сотк
Варденис
Арег
Артаниш
Тапатах
Шоржа
Драхтик
Зепюр
Цицернак
Аревик
Шогер
Цовагюх
Ахтамар
Полуостров
Севан
Варсер
Цахкунк
Ддмашен
Улица Хай-Фидаиннери
р. Раздан
Раздан
Кахси
Солак
Чаренцаван
Нурнус
Нор-Ачин (бывш. 51 км)
Абовян
Егвард
Егвардское шоссе
Прошян
Трасса Север — Юг
Спандарян
 В Масис 
Канакер
Алмаст
 В Ереван 

Существующие пограничные переходы с Турцией закрыт, а с Азербайджаном ликвидированы. Железнодорожное сообщение осуществляется через территорию Грузии и оттуда паромом через Чёрное море. Поезда дальнего следования курсируют через Араратскую, Армавирскую, Арагацотнскую, Ширакскую, Лорийскую и Тавушскую области.

История создания

До 1991 года железные дороги Армении управлялись Закавказской и Азербайджанской железными дорогами. После распада СССР ЗКЖД разделилась на Абхазскую, Армянскую и Грузинскую железные дороги, участок от азербайджано-грузинской границы до станции Беюк-Кясик был передан Азербайджанской железной дороге. К Армянской железной дороге отошли линии, расположенные на территории Армении. Линия, обслуживаемая Азербайджанской железной дорогой к Армянской железной дороге не переходила, так как была закрыта и фактически разобрана в мае 1991 года.

Однако, в период 1991—2008 годов железнодорожная сеть Армении понесла существенные потери. В сентябре 1993 года в связи с началом турецкой блокады был закрыт пограничный переход Ахурян — Догукапи, а результате чего был законсервирован перегон Гюмри — Ахурян. В 1994 году в результате обвала на перегоне Дилижан — Гош был закрыт участок Дилижан — Иджеван, который было решено не восстанавливать. В дальнейшем, к 2012 году было окончательно прекращено грузовое движение на участке Какавадзор — Дилижан; действующий начальный перегон бывшей линии Раздан — Иджеван используется как подъездной путь к Разданской ТЭС. В 2005 году был закрыт и разобран перегон Ереван — Арабкир, проходящий через центр Еревана, через несколько лет для прокладки проспекта Мясникян и новой объездной автодороги был разобран перегон Арабкир — Канакер. С началом деятельности ЮКЖД железнодорожная сеть стала постепенно реконструироваться, был восстановлен участок от Канакера до платформы Алмаст. Однако, в феврале 2013 года в связи со списанием всего моторвагонного парка ТЧ-2 Гюмри было закрыто пассажирское сообщение на ветке Гюмри — Пемзашен. В конце 2020 года, после начала работ по демаркации Соткского рудника между марзом Гегаркуник и Кельбаджарским районом Азербайджана появилась угроза закрытия линии Раздан — Сотк, обеспечивавившей до возврата Кельбаджарского района Азербайджану до 55 % грузоотправлений ЮКЖД.

Передача в концессию РЖД

13 февраля 2008 года в Ереване был подписан концессионный договор о передаче государственного ЗАО «Армянская железная дорога» в управление ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», которое является 100%-ной дочерней компанией ОАО «Российские железные дороги».

В компании работает 4200 человек[1]. Средняя зарплата на момент перехода трудового коллектива в состав ЮКЖД составляла 115 тысяч драмов (около 9,5-10 тысяч рублей по курсу за июнь 2008 года), при этом работники, достигшие пенсионного возраста, в штат новой компании не были включены. Администрация интернет-сайта «Российские электропоезда» первой признала переименование железной дороги из Армянской в Южно-Кавказскую, однако руководства других интернет-ресурсов отнеслись к данной реорганизации по-разному.

Фактически несмотря на заявленный размер инвестиций ЮКЖД за всё время своего существования не ввела в действие ни одного нового железнодорожного участка. При этом ряд существующих линий с наибольшей интенсивностью движения подвергся реконструкции, был обновлён подвижной состав, предназначенный для пассажирских перевозок.

Деятельность

Пассажирские поезда дальнего следования

Пассажирские международные поезда дальнего следования представляют собой два поезда: Ереван — Тбилиси и летний поезд Ереван — Батуми.

  • Скорый поезд «Армения» № 372/371 Ереван — Тбилиси курсирует круглогодично через день, отправлением из Еревана в 19:40 по нечётным числам и прибытием в Тбилиси в 9:40. Из Тбилиси поезд отправляется в 15:40 и прибывает в Ереван в 7:20 по чётным числам. Поезд состоит из двух спальных вагонов, одного купейного вагона, одного плацкартного вагона, одного общего вагона, одного вагона-ресторана и одного почтового вагона. Купейный билет из Еревана в Тбилиси в 2006 году стоил порядка 6000 драмов, а плацкартный до Алаверди в 2005 году стоил 2600 драмов. В августе 2009 года билет из Тбилиси до Ванадзора стоил 10,6 лари.[2][3]
  • Скорый поезд № 202/201 Ереван — Батуми курсирует в летнее время, с июня по сентябрь, отправлением и прибытием в Ереван по нечётным. Отправление из Еревана в 22:30, а прибытие в Батуми в 16:56. Поезд состоит из двух спальных вагонов, шести купейных и 4 плацкартных. Стоимость билета из Еревана в Батуми в вагоне «СВ» стоит 22 112 драмов (в 2008 году было 18 124 драмов), в купейном вагоне стоит в зависимости от услуг от 10 760 до 11 710 драмов (в 2008 году было 9300), а в плацкартном вагоне 6939 драмов.[4][5][6]

Пригородные (внутриреспубликанские) маршруты

По состоянию на 14 апреля 2019 года в Армении курсировали электропоезда на следующих маршрутах:[7]

Практически все электропоезда курсируют ежедневно, составы состоят из четырёх, реже трёх вагонов, составы ЭП2Д двухвагонные. С осени 2021 года в таблице расписаний на официальном сайте ЮКЖД выводятся фотографии моделей электропоездов, закреплённых для работы на маршруте каждого поезда[8]. Моторвагонный парк представлен несколькими сборными составами ЭР2 и четырьмя двухвагонными составами типа ЭП2Д, из которых в постоянной работе находятся три (0003, 0166 и 0167), четвёртый (0001) находится в резерве.

На пригородных маршрутах с 2011 года введена трёхзонная система стоимости билетов, до этого действовала российская система разделения на зоны по 10 км. Согласно новой системе, все пригородные маршруты, в зависимости от протяжённости, разбиваются на три зоны. Охват одной из них при поездке составляет 300 драмов, двух — 600 драмов, всех трёх — 1000 драмов. Для проезда на скорых электропоездах ЭП2Д установлен тариф в 2500 драмов. Скорый маршрут отменён в 2020 году, составы переданы на обычные 68х рейсы.

Проекты развития пассажирского сообщения

  • Ранее рассматривалась возможность открытия пригородного движения по участку Раздан — Иджеван, но этот проект был заморожен.
  • Рассматривается возможность запуска электропоезда с соответствующим строительством железнодорожного участка из аэропорта Звартноц на железнодорожный вокзал Еревана, а также пуска электропоезда со станции Аршалуйс в Ереван. В будущем возможен запуск городской электрички, которая будет проходить в черте города Еревана.
  • В феврале-марте 2010 года рассматривалась возможность пуска третьего тактового маршрута Канакер — Раздан.

Участки без пассажирского движения или с ограниченным его вариантом

  • Участок Раздан — Дилижан находится в запущенном состоянии, пассажирских перевозок на нём не осуществляется, до Дилижана эпизодически курсируют грузовые поезда.[9] Согласно сообщениям заместителя генерального директора ЮКЖД, рассматривается запуск движения пригородных электропоездов на Иджеван и Дилижан.[10] Также в связи с оползнями и обвалами был полностью закрыт участок Дилижан — Иджеван, контактная сеть на участке почти полностью снята. В 2012 году прекращено движение грузовых поездов через Меградзорский тоннель.
  • На ветке Гюмри — Пемзашен до 2013 года имелось пассажирское сообщение, представлявшее собой 2 пары электропоездов. На последнем перегоне ветки, Пемзашен — Маралик пассажирского сообщения никогда не было.
  • На участке Алмаст — Раздан — Севан — Шоржа осуществляется пассажирское сообщение в летний период.[11]
  • На участке Шоржа — Сотк пассажирское сообщение не осуществлялось
  • На западном обходе Еревана (Масис — Нурнус) пассажирского сообщения никогда не было.
  • Ведутся возобновительные работы на участке Гюмри — Ахурян. Этот участок возобновит деятельность при открытии границы с Турцией.

Все переходы в Азербайджан разобраны в связи с азербайджанской блокадой[12], которая продолжается со времён Первой карабахской войны по сегодняшний день.

Статистическая информация

По состоянию на 2008 год основная деятельность компании является убыточной[13].

Сегодня развёрнутая протяжённость железнодорожных путей Армении составляет 1328,6 км, из которых 780 км — главные пути. Эксплуатационная длина ЗАО «ЮКЖД» составляет 726 км.

Провозная способность ЗАО «ЮКЖД»: 50 млн тонн и 5,5 млн пассажиров в год при функционировании всех четырёх стыков; пропускная способность только одной из стыковых станций Айрум составляет 18 пар поездов в сутки.

ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» полностью электрифицирована, оснащена системой полуавтоматической блокировки и современной технологической системой связи.

ЗАО «ЮКЖД» имеет 75 станций, четыре из которых являются пограничными (работает только одна):

Подвижной состав и железнодорожные линии:

Проекты развития

В рамках программы на 2009 год компания планирует восстановить 125 км пути, из которых 45 км подлежит капитальному ремонту. Эта работа уже начата, и достигнуты определенные результаты. Впервые за долгое время ЗАО «ЮКЖД» с целью эффективного проведения ремонтных и строительно-монтажных работ по текущему содержанию пути установили порядок ежемесячного планирования и подачи заявок на производство работ в «окно». Очевидно, что реконструкция инфраструктуры железных дорог Армении, а также грамотная внешняя политика, осуществляемая ЗАО «ЮКЖД», позволят в несколько раз расширить товарооборот Армении с другими странами. Концессионером разработана стратегия формирования прозрачных условий перевозки грузов и каждый клиент компании получает четкие условия осуществления перевозок. Также проводится активная работа по восстановлению и приобретению подвижного состава. Капитально отремонтировано и принято 7 локомотивов, 10 нуждаются в ремонте. В 2009 году проведены исследования по восстановлению локомотивного депо Гюмри. В 2009 г. начаты работы по восстановлению локомотивного депо Ереван. Также в 2008 г. было закуплено 48 б/у вагонов электропоездов, были восстановлены ранее курсирующие электропоезда, которые задействованы на шести направлениях.[1] В 2018—2021 годах закуплены четыре двухвагонных электропоезда типа ЭП2Д.

Начата работа над запуском скоростного движения Армавир — Ереван — Севан — Шоржа.[5] Ведутся реставрационные работы на станциях Армавир, Раздан, Канакер, Шоржа, Ереван. Кроме того, ведутся работы по организации пассажирского комплекса в Масисе. Отдельный проект реализуется на приграничной с Грузией станции Айрум, где проходит большой комплекс работ по реставрации всей инфраструктуры: пассажирского вокзального и путевого комплексов.[14]

Реконструкция и неосуществленные проекты расширения сети

Линия Армения — Иран

Железная дорога Иран — Армения позволит Армении пользоваться альтернативным путём транспортировки энергоресурсов и других товаров, получив выход во внешний мир. Сейчас железнодорожные коммуникации Армении с зарубежными странами обеспечиваются только через территорию Грузии.[15]

В ходе обсуждения бюджета в парламенте Армении было заявлено, что проект не снят с повестки двусторонних переговоров и находится в сфере обсуждения специалистов.[16]

По данным министра транспорта, стоимость строительства железной дороги Армения — Иран в 2017 оценивалась в 3,2 млрд долларов[17]. Расстояние будет составлять около 500 км в зависимости от выбранного варианта, а средняя скорость будет составлять 100 км/час.[15][18][19][20][21][22][23][24][25][26]

Рассматривалось три варианта строительства железной дороги АрменияИран.

  1. Строительство железной дороги будет начинаться от станции Ерасх, которая расположена восточнее города Арарата, в одноименном марзе. Несмотря на то, что станция не является тупиковой. Ерасх является конечной станцией пригородных электропоездов на участке Ереван — Масис — Ерасх, далее через границу путь разобран. Согласно этому варианту, длина путей для строительства по территории Армении составит 443 км.
  2. Строительство начнётся от станции Гагарин[источник не указан 3377 дней], которая расположена между городами Раздан и Севан, в марзе Гегаркуник на линии Ереван — Раздан — Сотк. Через станцию проходят товарные поезда, а летом имеется пригородное движение электропоездов, обеспечивающих отдыхающим из Еревана и его окрестностей доступ для отдыха на озере Севан. Длина путей от станции Гагарин до иранской границы составит 449 км, а строительство охватит города Севан, Гавар и Мартуни, и далее города Вайоц-Дзора и Сюника.
  3. Строительство предлагается начать с предпоследней станции на тупиковой ветке Ереван — Раздан — Сотк, а именно со станции Варденис в городе Варденисе, который расположен на юго-востоке марза Гегаркуник. Через станцию Варденис проходят лишь товарные поезда. Длина путей по армянской территории со станции Варденис до границы с Ираном составит 397 км. Однако, по окончании строительства, в расчёте общего расстояния от иранской границы до Еревана, этот маршрут окажется самым длинным из перечисленных.

По территории Ирана будет построена ветка в 80 км от границы до станции Маранд, которая расположена на севере Ирана.[25]. Таким образом, общая длина строительства железной дороги составит в зависимости от выбранного варианта 523, 529 или 477 км.

Основываясь на расчётах РЖД, председатель комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам заявил в ноябре 2017 года о нерентабельности строительства железной дороги Армения — Иран.[27]

В апреле 2019 года ответственный министр заявил, что строительство железной дороги в Иран не является приоритетом правительства.[28]

Линия Ванадзор — Фиолетово

История проекта строительства железной дороги Ванадзор — Фиолетово начинается в 1989 году, когда после разрушительного землетрясения в Армении Совет Министров СССР принял постановление, в котором, в частности, предусматривалось строительство данного участка железной дороги. В 1990 году проектный институт «Армгипротранс» составил технико-экономическое обоснование строительства, однако по причинам распада СССР, экономического кризиса и других причин проект был отложен. После распада СССР, о проекте впервые вспомнили в 2004 году в проекте территориального расселения населения Республики Армении, утверждённом правительством в 2004 году, проект удостоился Государственной премии.

Сейчас, чтобы попасть из Алаверди в Дилижан по шоссейной дороге, нужно преодолеть 100 км, а переправлять груз из Алаверди в Дилижан по железной дороге приходится через Ереван. Получается лишний крюк в 400—450 км. Станция Фиолетово, расположенная на ветке Раздан — Дилижан — Иджеван, находится в 22-25 км от основной на сегодняшней день железнодорожной магистрали Ереван — Гюмри — Ванадзор — Айрум. Тогда было решено состыковать эти две ветки, проложив немногим более 20 км путей. В случае строительства данной железной дороги, расстояние из Еревана по железной дороге до грузинской границы составит 220 км, вместо 308 км нынешних, что позволит сэкономить 26 % на преодолении данного расстояния. Стоимость строительства данного участка железной дороги, включая две станции в селе Лермонтове и в пригороде Ванадзора, оценивается от 30 до 40 млн долларов. Экономия составила бы 8,5 млн долларов в год. В случае решения армяно-азербайджанского конфликта мирным путём и разблокирования границ с Турцией и Азербайджаном, данная ветка станет ближайшим железнодорожным путём из Азербайджана в Турцию через Казах — Иджеван — Дилижан — Фиолетово — Ванадзор — Гюмри — Карс. В случае же возобновления военных действий ветка станет не менее важной, так как сократит расстояние от грузинской границы через станцию Сотк до Степанакерта на 200 км, а до Мартакерта на 250 км.

Строительство ветки позволит замкнуть железнодорожное кольцо Армении, снизить себестоимость перевозок и увеличить пропускную способность армянской железной дороги. В первую очередь, Армения получит круговое железнодорожное движение, то есть она будет иметь замкнутое железнодорожное кольцо. Кроме того, Армянская железная дорога в отличие от азербайджанской имеет всего одну колею, а строительство второй колеи для Армении непосильно, поэтому строительство данной железнодорожной ветки позволит решить эту проблему.[29]

Генеральный директор ЗАО «ЮКЖД» Шевкет Шайдуллин подчеркнул формирование проекта по эксплуатации направления Фиолетово — Ванадзор.[30] Данный вопрос также обсуждался при встрече Премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна с министром транспорта и связи Гургеном Саркисяном и генеральным директором ЗАО «ЮКЖД» Шевкетом Шайдуллиным.[31]

Проект, который сократил бы путь от Еревана до Тбилиси и дальше до черноморских портов на 112 км не реализован.[32] Строительство должно было начаться ещё в 2011 году,[33] но РЖД более чем в 2 раза повысило оценку стоимости осуществления проекта, доведя её в 2012 г. до $200-$250 млн.

Линия Ереван — аэропорт Звартноц

Министерство транспорта и коммуникаций Армении совместно с Армянской железной дорогой разработало проект строительства новой скоростной железнодорожной линии, которая свяжет международный аэропорт Звартноц со станцией метро «Чарбах» в Ереване и с железнодорожной станцией Кармир Блур.[34][35] Таким образом, предусматривалась интеграция железнодорожной системы Армении с Ереванским метрополитеном и аэропортом Звартноц. Этот проект также не был реализован.

Ахурян — Догукапи

Железная дорога Гюмри — Карс соединяющая Республику Армению и Турецкую Республику была построена ещё во время Российской империи с целью поддержания русско-турецкого фронта боеприпасами и продовольствием. По Карсскому договору, территория, на которой расположена данная железная дорога находилась на территории Армении, хотя это продолжалось недолго. После того, как к власти в Турции пришёл Кемаль Ататюрк, В. И. Ленин принял решение в качестве жеста доброй воли передать 30 000 км² из состава Армении в состав Турции, которую на тот момент Ленин считал коммунистической. После передачи территории, по которой проходила железная дорога, железнодорожные пути были перешиты с широкой на узкую колею. С 11 октября 1961 года действовало соглашение между правительствами СССР и Турции о прямом советско-турецком железнодорожном сообщении. Последний состав с грузами перешёл границу 6 июля 1993 года. Турция приняла в одностороннем порядке политическое решение закрыть границу с Республикой Арменией мотивируя свои действия Карабахской войной.

ЗАО «ЮКЖД» заявляло, что готово открыть движение по переходу Ахурян (Армения) — Догукапи (Турция), расположенному на железной дороге Гюмри — Карс.[36] Ещё в 2008 году проводились определенные работы на приграничных с Турцией станциях Гюмри и Ахурян, в 2009 году специалисты компании дважды проверяли состояние путей на этом участке. Работы по расчистке железной дороги и станции проводятся каждый год, но в последнее время они стали более частыми и активными. На пограничном пропускном пункте «Алиджан» армяно-турецкой границы начались ремонтно-восстановительные работы. На стороне Турции асфальтируются дороги, ведущие в Алиджан. Были заменены некоторые элементы верхнего строения пути, для того, чтобы обеспечить движение на станции Ахурян, установлены опоры контактной сети. При этом станция Ахурян-2 работает в технологическом режиме. В ходе посвящённого станции Ахурян совещания директор Южно-Кавказской железной дороги Шевкет Шайдуллин поручил восстановить всё, что осталось в наличии. Начальник станции Мартин Геворгян считает, что это правильное решение. К примеру, имеется узкококолейный локомотив, который необходимо проверить, а также электротягу, подстанции и т. п. Встал вопрос контейнерной площадки, крана для погрузки контейнеров. Поменяли 1500 шпал из необходимых 5000. Опоры есть, можно электрифицировать пути станции. У турок в Дагукапи есть 40-тонный кран для контейнеров и крановая линия для малых грузов. У армян есть возможность запуска крана для замены колесных пар. В любом случае, сотрудники станции не сидят сложа руки. Очистить пути от травы, смазать стрелки, что-то подкрасить или прибить. В общем, дорога готова к открытию, вопрос её открытия является чисто политическим.[37][38][39][40]

Концессионый договор и задачи ЮКЖД

Согласно договору, срок концессионного управления составляет 30 лет с правом пролонгации ещё на 10 лет после первых двадцати лет работы по взаимному согласию сторон.

В соответствии с условиями тендера сотрудники железной дороги Армении (4300 человек), за исключением лиц, достигших пенсионного возраста, были переведены в штат ЗАО «ЮКЖД» с повышением заработной платы до 20 %.

В задачи ЗАО «ЮКЖД» входят модернизация инфраструктуры железной дороги Армении, развитие сотрудничества с сопредельными с Арменией государствами, развитие внутриреспубликанского и международного пассажирского и грузового сообщения. Размер инвестиций, обещанных компанией, составляет $572 млн, $220 млн из которых планировалось инвестировать в течение первых 5 лет. Свою деятельность ЗАО «ЮКЖД» начало 1 июня 2008 года. Миссией компании является развитие как общенациональной транспортной компании, динамично развивающей эффективность и качество услуг посредством определенных стратегических целей. Среди них компания выделяет:

  •  повышение долгосрочной эффективности и финансовой устойчивости;
  •  повышение качества услуг;
  •  увеличение мощности транспортного производства на территории РА;
  •  интеграция в евроазиатскую транспортно-логистическую систему.[41]

В договоре о передаче армянских железных дорог в концессию, отмечено, что если компания не выполняет свои обязательства должным образом, то российская сторона обязана выплатить сумму не превышающую 57 млн долларов.[42][43]

В сентябре 2019 года Минтранс России выступил с заявлением о том, что ОАО «РЖД» может рассмотреть возможность досрочно прекратить договор об управлении железной дорогой Армении.[44]

Министерство территориального управления и инфраструктур Армении продолжает переговоры с российской стороной по вопросу управления железной дорогой.[45]

Недостатки в деятельности

Нереализованые проекты развития

ЮКЖД не уделяет внимания реализации проектов, которые могут значительно сократить транспортные расстояния, операционные издержки и улучшить конкурентное положение железной дороги.[46]

До сих пор не реализован проект строительства 32-х километровой ветки Ванадзор — Фиолетово, которая сократила бы путь от Еревана до Тбилиси и дальше до черноморских портов на 112 км.[47] Строительство должно было начаться еще в 2011 году,[48] но РЖД более чем в 2 раза повысило оценку стоимости проекта доведя ее в 2012 г. до $200-$250 млн.[49] В результате этого, с 2012 года полностью заброшенным оказался Меградзорский тоннель через который планировалось возобновить регулярное движение поездов в случае открытия новой линии, а начальный перегон Раздан — Какавадзор используется как подъездной путь к Разданской ТЭС.

Согласно заявлению ЗАО «Международные аэропорты Армении» в 2012 году из-за бездеятельности ЮКЖД программа строительства железнодорожной линии от станции метро «Чарбах» в аэропорт Звартноц осталась на бумаге.[50]

Неуплата налогов

В связи с обвинением в неуплате налогов в августе 2018 года сотрудники Комитета по госдоходам в сопровождении людей в масках провели обыск в здании компании и изъяли документы.[51][52] На следующий день премьер-министр Армении Никол Пашинян принял генерального директора ЮКЖД Сергея Валько.[53]

В интервью газете «Коммерсант» премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что по предварительным данным ЮКЖД не доплатило налогов на сумму в 60 миллионов долларов.[54] В конце 2018 года в следственном комитете заявляли, что в рамках расследования уголовного дела проводятся проверки с целью выяснения всех обстоятельств «зафиксированных в ЗАО „ЮКЖД“ злоупотреблений, выявлении круга причастных к этому лиц и идентификации их действий». В компании прокомментировали сообщения о проходящих проверках, назвав следственные органы ангажированными.[55]

По данным компании по итогам 2018 года сумма выплаченных налогов в государственный бюджет республики превысило 4 миллиарда драмов (более 8 миллионов долларов).[55]

Злоупотребления и другие нарушения

Согласно сообщениям прессы имеют место многочисленные случаи хищений и нарушений условий концессионного договора[56], кроме того вознаграждение сотрудников ЮКЖД не является нейтральным по национальному признаку[57].

Премьер-министр Армении Никол Пашинян, в интервью газете «Коммерсант» в сентябре 2019 года, заявил, что сумма злоупотреблений составила около 60 миллионов долларов[58]. По другим оценкам сумма злоупотреблений превосходит 100 миллионов долларов[59].

Железнодорожная сеть и подвижной состав

Ширина железнодорожной колеи: 1520 мм.[60]

Количество эксплуатируемых станций: 55.[60]

Максимальная скорость движения пассажирских поездов: 100 км/час, минимальная: 40 км/час. Максимальная скорость движения грузовых поездов: 70 км/час, минимальная: 25 км/час.[60]

Железнодорожные пути оборудованы контактной сетью для тягового энергоснабжения постоянным током напряжением в 3,3 кВ.[60]

В основном, используются электровозы ВЛ-10 и тепловозы ЧМЭ3. На маршруте Ереван — Гюмри — Ереван с марта 2018 года действует скорый электропоезд ЭП2Д.[61] В конце 2018 года осуществилась поставка второго такого же состава.[62]

Статистика перевозок

В 2018 году рост количества пассажиров ЮКЖД составил 5 % при спаде пассажиропотока автомобильным транспортом, было перевезено 385 тысяч человек, из которых 64 тысячи человек в международном сообщении. Услугами перевозок в направлении Батуми в 2018 году воспользовалось рекордное за 10 лет число пассажиров: более 53 тысяч человек. Наибольшее за период деятельности ЮКЖД количество пассажиров: 203 тысячи человек было перевезено по маршруту Ереван — Гюмри — Ереван.[63]

Один из четырех электропоездов ЭП2Д компании «Южно-Кавказская железная дорога» с 23 августа 2021 года обслуживает пригородный маршрут Ереван — Ерасх — Ереван. Новые поезда изготовлены на подмосковном Демиховском машиностроительном заводе и находятся в строю[64]. Подвижной состав оборудован системами пассивной безопасности, климат-контролем, экологически чистыми туалетными комплексами, условиями для пассажиров с ограниченными возможностями. В поезде запрещено курение[65].

Армения и ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» в ближайшее время планируют возобновить паромное сообщение между портами Поти и Кавказ[66]. Об этом вице-премьер Армении Мгер Григорян заявил в сентябре 2021 года в ходе армяно-российского бизнес-форума. Как отметил М. Григорян, в соответствии с договоренностями, достигнутыми между странами, общий объем инвестиций ЮКЖД на период до 2024 года увеличен на 3,7 млрд руб. В результате в 2021 году были приобретены современные пассажирские вагоны, новые электропоезда для внутреннего транспортного сообщения, грузовые полувагоны. В 2022 году планируется приобретение нового 4-вагонного электропоезда. Таким образом, к 2025 году ЮКЖД практически полностью обновит пассажирский и грузовой подвижной состав[67][1].

В том же 2021 году Южно-Кавказская железная дорога и АО «Трансмашхолдинг» подписали меморандум о разработке и производстве пассажирского подвижного состава. Стороны договорились организовать регулярное взаимодействие в части выработки стратегического продуктового портфеля и оценки перспективной потребности в нем на маршрутной сети ЗАО «ЮКЖД». Целью взаимодействия стороны считают разработку и постановку на производство подвижного состава, максимально соответствующего перспективным требованиям заказчика и пассажиров к уровню технической оснащенности и комфорту[68].

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога»: общенациональная транспортная компания Армении. Дата обращения: 20 июня 2009. Архивировано 20 июня 2013 года.
  2. С июня будет задействовано железнодорожное сообщение Ереван-Тбилиси-Батуми
  3. Отчёт о поездке в Армению (май 2005). Дата обращения: 26 июня 2009. Архивировано 19 января 2016 года.
  4. Скорый поезд Ереван—Батуми—Ереван (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июля 2009. Архивировано 8 сентября 2009 года.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 С 10 июля начнет курсировать пассажирский поезд Ереван-Батуми. Дата обращения: 26 июня 2009. Архивировано 4 июля 2009 года.
  6. Регулярный поезд в направлении Ереван — Батуми будет курсировать с 10-го июля по 15 сентября. Дата обращения: 26 июня 2009. Архивировано 4 октября 2013 года.
  7. Расписание поездов в Армении. ArmeniaHoliday (30 марта 2015). Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано 18 апреля 2019 года.
  8. Южно кавказская железная дорога. Дата обращения: 29 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
  9. Отчет о поездке в Армению (май 2005). Дата обращения: 26 июня 2009. Архивировано 10 декабря 2015 года.
  10. ЮКЖД активно реализует ремонтно-восстановительные работы по многим направлениям
  11. С 16 июня начнет курсировать сезонный электропоезд Раздан-Ереван-Шоржа (недоступная ссылка). Радио Свобода. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 8 мая 2018 года.
  12. Marshall Cavendish. World and Its Peoples: The Middle East, Western Asia, and Northern Africa. p. 768: «Independent Armenia faced difficulties. Azerbaijan and Turkey imposed a blockade on Armenia, isolating the nation.»
  13. «Южно-Кавказская железная дорога» признана монополией. ИА Regnum (7 марта 2009). Дата обращения: 8 ноября 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  14. ЮКЖД: За большой багаж пассажирам придется платить
  15. Перейти обратно: 15,0 15,1 Армению и Иран свяжет железная дорога. Архивировано 19 апреля 2009 года.
  16. Строительство железной дороги Иран – Армения все еще на стадии обсуждения. www.golosarmenii.am. Дата обращения: 6 ноября 2018. Архивировано 6 ноября 2018 года.
  17. Sputnik. Ж/Д Иран-Армения: правительство Армении планирует встречу с инвестором. ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 8 мая 2018 года.
  18. Первая встреча армяно-российско-иранской рабочей группы по строительству железной дороги Иран-Армения пройдет в июле. Дата обращения: 11 июля 2009. Архивировано 8 февраля 2013 года.
  19. Железная дорога Иран-Армения может обойтись в 1-1,2 млрд долл.. Архивировано 7 января 2012 года.
  20. Госбюджет Армении может изыскать средства для строительства железной дороги Иран-Армения — депутат. Архивировано 20 августа 2011 года.
  21. Шелковый путь на рельсах? Железная дорога Армения-Иран набирает скорость — по крайней мере, на словах. Дата обращения: 11 июля 2009. Архивировано 10 августа 2011 года.
  22. Группа по строительству желдороги Иран-Армения начнет работу в конце июня -премьер Армении. Дата обращения: 11 июля 2009. Архивировано 2 июля 2013 года.
  23. Транспортная геополитика — один из самых эффективных компонентов экономического и политического комплементаризма. Дата обращения: 11 июля 2009. Архивировано 30 января 2009 года.
  24. Россия соединит Армению и Иран железной дорогой. Архивировано 18 июня 2013 года.
  25. Перейти обратно: 25,0 25,1 На подготовку железнодорожной магистрали Иран-Армения уже получено $1,5 млн. Дата обращения: 11 июля 2009. Архивировано 20 августа 2011 года.
  26. «Окно в Азию» с видом на железную дорогу. Дата обращения: 28 декабря 2010. Архивировано 4 января 2011 года.
  27. Г.Минасян: Строительство железной дороги Армения-Иран экономически невыгодно. golosarmenii.am. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 9 мая 2018 года.
  28. Строительство желдороги Армения-Иран не входит в число приоритетов властей – министр. ARKA News Agency. Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано 18 апреля 2019 года.
  29. Деловой экспресс. Экономический еженедельник Армении. 26 февраля — 3 марта 2004 № 06 (564). Архивировано 17 марта 2005 года.
  30. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ НАМЕРЕНЫ ПЕРЕСМОТРЕТЬ КОНЦЕССИОННЫЙ ДОГОВОР. Дата обращения: 29 июня 2009. Архивировано 5 марта 2016 года.
  31. ЮКЖД подвело итоги первого квартала 2009 года
  32. Гендиректор ЮКЖД называет строительства участка железной дороги Ванадзор-Фиолетово приоритетом компании. newsarmenia.am. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
  33. Строительство ж/д Ванадзор-Фиолетово начнется осенью 2011 года (Армения). ИА REGNUM. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
  34. Ереванское метро дойдет до аэропорта (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 марта 2012. Архивировано 11 мая 2012 года.
  35. На прилегающей к Архивная копия от 15 октября 2014 на Wayback Machine аэропорту территории будут построены новая автомобильная трасса и железнодорожная линия
  36. Тишина на границе. Дата обращения: 2 июля 2009. Архивировано 30 июня 2009 года.
  37. На станции «Ахурян- 1» ж/д Гюмри-Карс начнутся восстановительные работы
  38. НА СТАНЦИИ «АХУРЯН-1» Ж/Д ГЮМРИ-КАРС НАЧНУТСЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (недоступная ссылка — история ).
  39. Новости Армении ЗАО «ЮКЖД» готово открыть железнодорожное сообщение между Арменией и Турцией после решения об открытии границы. Дата обращения: 2 июля 2009. Архивировано 16 октября 2014 года.
  40. ЮКЖД направила рабочую группу на станцию «Ахурян-2»
  41. Южно-Кавказская железная дорога. О компании.
  42. Русские хотят отказаться от армянских железных дорог.
  43. Helix Consulting LLC. «Грапарак»: Российская сторона хочет отказаться от железной дороги - aysor.am - Горячие новости из Армении (англ.). www.aysor.am. Дата обращения: 12 февраля 2019.
  44. Россия прорабатывает вариант досрочного расторжения договора об управлении Ж/Д Армении. ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 21 сентября 2019.
  45. Армения ведет переговоры с Россией по вопросу управления железной дорогой. ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 21 сентября 2019.
  46. Ашот ЕГИАЗАРЯН. АРМЕНИЯ: ОСНОВЫ ТРАНЗИТА ДЛЯ СТРАНЫ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ ВЫХОДА К МОРЮ.
  47. Гендиректор ЮКЖД называет строительства участка железной дороги Ванадзор-Фиолетово приоритетом компании.
  48. Строительство ж/д Ванадзор-Фиолетово начнется осенью 2011 года.
  49. РЖД пока не приняла решение о финансировании ветки Ванадзор – Фиолетово.
  50. Семь лет назад программа строительства железной дороги в «Звартноц» была предана забвению (рус.), Armtimes.com. Дата обращения 12 сентября 2018.
  51. Люди в масках провели обыски в ЮКЖД. news.am. Дата обращения: 17 августа 2018.
  52. Глава КГД Армении: Действия в ЮКЖД осуществляются в рамках определенной конфиденциальности. news.am. Дата обращения: 17 августа 2018.
  53. Премьер-министр Армении и генеральный директор ЮКЖД обсудили вопросы сотрудничества. news.am. Дата обращения: 17 августа 2018.
  54. «Владимир Владимирович такой человек — он высоко ценит человеческие отношения» // Коммерсантъ.
  55. Перейти обратно: 55,0 55,1 Sputnik. В ЮКЖД заявили об ангажированности следственных органов Армении. ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 27 декабря 2018.
  56. Железнодорожники рассказали о массовых хищениях.
  57. Русские «на шабашке» в Армении (рус.), Lragir.am. Дата обращения 4 июня 2018.
  58. Торгпред России в Армении прокомментировал ситуацию с ЮКЖД. ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 21 сентября 2019.
  59. Проблему злоупотреблений на железных дорогах нужно решать без пропагандистского шума.
  60. Перейти обратно: 60,0 60,1 60,2 60,3 "ЮКЖД" Южно-Кавказская железная дорога. www.ukzhd.am. Дата обращения: 6 августа 2019.
  61. Sputnik. ЮКЖД сообщило о бесплатных рейсах Ереван-Гюмри на новом электропоезде. ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 10 сентября 2018.
  62. Sputnik. Второй новый электропоезд находится на пути в Армению - ЮКЖД. ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 27 декабря 2018.
  63. Clover CG Limited. В ЗАО «ЮКЖД» продолжается модернизация подвижного состава (арм.). b24.am. Дата обращения: 12 февраля 2019.
  64. Прибытие Электропоезда Ерасх — Ереван Эр-2-3041-Arrivals of the Electric Train Yeraskh - Yerevan (рус.) ?. Дата обращения: 20 сентября 2021.
  65. Sputnik Армения. ЮКЖД запускает новый электропоезд по маршруту Ереван-Ерасх-Ереван. Sputnik Армения (20210823T1629+0400). Дата обращения: 20 сентября 2021.
  66. Армения и Южно-Кавказская железная дорога возобновят паромное сообщение между портами Поти и Кавказ. www.korabel.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021.
  67. Армения и ЮКЖД вновь запустят паромное сообщение Поти – порт Кавказ. www.rzd-partner.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021.
  68. Южно-Кавказская железная дорога и ТМХ подписали меморандум о разработке и производстве пассажирского подвижного состава. www.metalinfo.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021.

Ссылки