Кишинёв (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Кишинёв
Унгены — Калфа
Молдавская железная дорога
47°00′45″ с. ш. 28°51′35″ в. д.HGЯO
Дата открытия 1871/1948
Тип вокзал
Количество платформ 3
Количество путей 8
Тип платформ 1 боковая и 2 островные
Архитекторы Г. Лонский (первый вариант), Л. Чуприн (второй вариант)
Расположение  Молдавия, Кишинёв
Код станции 391207
Код в «Экспресс-3» 2300000
Перейти к шаблону «Молдавская железная дорога» Молдавская железная дорога
далее — Львовская ж/д
205 Волчинец
Naslavcea
180 Гырбово
далее — Юго-Западная ж/д
176 Окница
170 170 км
166 Гринауцы
158 Редю-Маре
Братушаны
154 154 км
148 Дондюшанцы
138 Тырново
128 Гиздита
117 Дрокия
113 113 км
107 София
101 101 км
95 Пелиния
далее — Одесская ж/д
147 Колбасная
141 Гершуни
134 Воронково
130 Мариня
122 Рыбница
Приднестровская ж/д / Молдавская ж/д
116 Матеуцы
111 Липчены
103 Шолданешты
87 Кобыльня
79 Кугурешты
73 Ункитешты
58 Рогожены
48 Цыра
40 Гиндешты
32 Флорешты
26 Маркулешты
22 Гура Кайнар
17 Путинешты
11 Александрены
83 Бельцы-Слободзея
р. Реут
79 Бельцы-Город
75 75 км
Совхоз
70 Реуцел
62 Хилиуцы
54 Катраник
45 Фалешты
37 Скумпия
26 Стольничены
20 Бучумены
12 Петрешты
Берешты
далее — Румынские ж/д
430 Унгены
Унцешты
446 Пырлица
Корнешты
Бахмут
476 Сипотены
487 Калараш
499 Быковец
р. Бык
512 Страшены
р. Бык
Ромашка
Пляж
524 Гидигич
Прункул
534 Вистерничены
р. Бык
537 Кишинёв
537 Кишинёв-Сортировочная
546 Ревака
Парк Ревака
р. Бык
551 Сынджера
557 Мерены
566 Соколены
566 Анены
585 Бульбоака
р. Бык
589 Калфа
595 Бендеры-Варница
Молдавская ж/д / Приднестровская ж/д
2 Варница
Бендеры-2
р. Днестр
46 Тирасполь
26 Новосавицкая
Ливада
далее — Одесская ж/д
597,564 Бендеры-1
Приднестровская ж/д / Молдавская ж/д
555 Хаджимус
549 Киркаешты
539 Каушаны
534 Новые Каушаны
526 Заим
523 Мариянка
Гангура
506 Кэйнарь
493 Карбуна
481 Злоти
468 Чуфлешты
463 Чимишлия
439 Бессарабка
далее — Одесская ж/д
429 Абаклия
416 Кульма
Джолтай
395 Чадыр-Лунга
383 Кирютня
375 Казаклия
370 Тараклия
Молдавская ж/д / Одесская ж/д
349 Болград
Одесская ж/д / Молдавская ж/д
332 Гречены
321 Вулканешты
312 Куза-Вода
304 Етулия
далее — Одесская ж/д
151 Иордановка
144 Чок-Майдан
123 Комрат
116 Дезгинже
100 Баюш
93 Яргаря
84 Купарены
Прут-I
Прут-II
далее — Румынские ж/д
Готешты
Зернешты
Кагул
Крихана Веке
Манта
Вадул луй Исак
Колибаш
Брынза
Вэлень
Слобозия Маре
Кышлица Прут
Джурджулешты
 Румынские ж/д – Одесская ж/д 
Участок РевакаКэйнарь
Ревака
Сынджера
Парк Ревака
Дачи
Добружа
Бэлцаць
Гангура
Мариянка
Каинары

Кишинёв (молд. Gara feroviară Chișinău) — главная железнодорожная станция столицы Молдавии — города Кишинёва.

История

Первое здание вокзала

Постройка железнодорожных путей в Бессарабии была задумана почти за три десятилетия до строительства вокзала в Кишинёве. В 1844 году царю Николаю I был представлен губернатором Бессарабии, графом Михаилом Воронцовым, проект конной железной дороги «Одесса-Парканы». Император одобрил проект, но отметил, что проект новой дороги необходимо создать так, чтобы позже по ней можно было пустить и составы с паровозной тягой, поскольку средства иначе будут выделены зря. Из-за различных, в основном, бюрократических, причин, строительство ветки было начато только в 1863 году и закончено двумя годами позже (открыта в декабре 1865 года). После этого события было принято решение строить дорогу до Кишинёва. Для этого был введён специальный сбор (1 копейка с десятины земли, что составляет примерно 1,46 гектара). В мае 1867 года средства был собраны. Заключается контракт на строительство дороги с бароном Унгер-Штернбергом. Одновременно с этим был построен мост через Днестр (строительство которого не входило в контракт, но тем не менее было начато моментально после его заключения)[1].

Первый железнодорожный вокзал Кишинёва был построен в 1870 году. По некоторым данным, это было временное здание, которое было деревянное, одноэтажное и похожее на обычную провинциальную железнодорожную станцию. Новое, капитальное, здание вокзала было выстроено в конце 1870-х годов[2] (архитектор Генрих Лонский[3], по проекту которого позже, в 1888 году, будет построено не сохранившееся до наших дней здание Благородного собрания[4]). По одним данным, первый поезд прибыл на кишинёвский вокзал 15 августа 1871 года[1]. По другим, движение поездов по Тираспольско-Кишинёвскому участку было открыто 28 августа 1871 года[3][5]. Первый поезд прибыл из Одессы (он был в пути около 7 часов)[1]. Это событие положило начало функционированию железных дорог Бессарабии.

Фото старого кишинёвского вокзала (конец XIX века)

Железнодорожная сеть Бессарабии росла (в начале XX века она составляла около 850 километров), вокзал обслуживал большое количество пассажиров. Здание напоминало сказочный замок. Вокзал был трёхэтажный, с несколькими квадратными башенками, которые были украшены шпилями. В здании был крытый павильон[2]. Есть сведения, что вокзал был одним из любимых мест для прогулок горожан[1]. На вокзале также были открыты кафе и магазины. В здании вокзала были удобный и комфортабельный зал для пассажиров первого класса и залы скромнее - для второго и третьего классов. Первоначально вокзал находился на самой окраине города, вокруг был пустырь. Позже рядом были построены женское епархиальное училище и жилые дома. На привокзальной площади работали извозчики, перед приходом поезда площадь была заполнена их экипажами[1]. В 1897 году было принято решение о строительстве линии конной железной дороги, соединяющий железнодорожный вокзал с центром города[6]. Из четырёх маршрутов кишинёвского трамвая три имели конечную остановку на железнодорожном вокзале города[7].

Новое здание вокзала

Во время Великой Отечественной войны здание вокзала неоднократно разрушалось. В 1941 году его взорвала отступающая Красная армия. В том же году вокзал был восстановлен, так как был необходим для отправки румынской армии в восточном направлении. В 1944 году здание было практически уничтожено авианалётами. По некоторым данным, вина в разрушении вокзала лежит на американских ВВС, произведших ковровое бомбометание и в течение всего одной ночи уничтоживших почти всю старую часть Кишинёва (в настоящее время там располагается бульвар Григоре Виеру, бывший бульвар Ренаштерий)[2]. Здание не было восстановлено.

Вокзал был отстроен заново в 1948 году (архитектор Л. Чуприн, главным консультантом был выдающийся архитектор Алексей Щусев), строительство вели немецкие военнопленные[3]. Стены нового здания были построены из котельца и были облицованы кирпичом. Вокзальный комплекс с тех пор неоднократно подвергался модернизации[2]. В 1976 году к зданию вокзала был пристроен пригородный павильон.

24 апреля 1983 года на здании вокзала были установлены две мемориальных плиты. На них выбиты следующие надписи:

  1. «В честь проводов русских войск и болгарских ополченцев, отправившихся со станции Кишинёв 24 апреля 1877 года для участия в освобождении народов Балкан от османского ига».
  2. «В память о революционной борьбе рабочих и солдат за власть советов в Молдавии 1 (14) декабря 1918 года»[8].

Современное состояние

Перрон кишинёвского вокзала в наши дни

30 июля 2003 года железнодорожный вокзал Кишинёва был реконструирован, также было сооружено перекрытие над путями[9].

29 июля 2004 года на территории железнодорожного вокзала был в качестве памятника установлен паровоз с серийным номером 1469. На реставрацию паровоза ушло около двух месяцев. Этот локомотив был произведён в 1950 году в городе Познань (Польша). До 1969 года паровоз работал на маршруте, который связывал город Унгены с селом Корнешты[9].

Маршруты поездов

В феврале 2021 года внутреннее пассажирское сообщение по станции было окончательно прекращено в связи с многомиллионными долгами CFM и общим спадом в сфере пассажирских перевозок на фоне распространения COVID-19. На февраль 2022 года по станции курсирует только 2 международных поезда Кишинёв – Бухарест (3 раза в неделю) и Кишинёв – Одесса (3 раза в неделю).

Транспортное сообщение

Паровоз-памятник на кишинёвском вокзале

До железнодорожного вокзала Кишинёва можно добраться на маршрутных такси № 103, 108, 112, 118, 119, 120, 157, 184, 188, 165, 166, 173; троллейбусах № 1, 4, 5, 8, 17, 20, 31, 36, 37; автобусе № А, 18, 19, 33, 44 и 49. Железнодорожный вокзал и Привокзальная площадь находятся на небольшом расстоянии от проходящих маршрутов городского транспорта, делающих остановку на Бульваре Гагарина.

Рядом с железнодорожным вокзалом делают остановку междугородные и международные автобусы. В здании вокзала работают также кассы фирм, занимающихся международными пассажирскими автобусными перевозками.

Рядом с железнодорожным вокзалом Кишинёва располагается также стоянка такси.

Адрес

  • Кишинёвский железнодорожный вокзал расположен по адресу: Кишинёв, Вокзальная аллея (молд. Allea Gării), 1.

Телефон для справки +373 (22) 83 27 33

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Старый город Кишинёв Архивная копия от 26 июня 2013 на Wayback Machine // Сайт «Moldova Photo Gallery» Архивная копия от 16 июля 2011 на Wayback Machine, 04.02.2009
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Первые ворота города Архивная копия от 5 июля 2011 на Wayback Machine // Сайт еженедельного информационного издания «Пульс» Архивная копия от 5 июля 2011 на Wayback Machine, 29.01.2010
  3. 3,0 3,1 3,2 Железнодорожные ворота Кишинева Архивная копия от 8 сентября 2010 на Wayback Machine // Сайт «Наш дом Кишинёв» Архивная копия от 28 июня 2011 на Wayback Machine, 06.11.2009
  4. Исчезнувшие здания Кишинёва Архивная копия от 4 октября 2014 на Wayback Machine // Сайт «Мой город Кишиневъ» Архивная копия от 29 марта 2018 на Wayback Machine
  5. 130 ЛЕТ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ МОЛДОВЫ Архивная копия от 18 октября 2010 на Wayback Machine // Сайт «Железная дорога Молдовы» Архивная копия от 22 августа 2008 на Wayback Machine
  6. О кишинёвском трамвае, история Архивная копия от 28 июля 2015 на Wayback Machine // Сайт «Мой город Кишиневъ» Архивная копия от 29 марта 2018 на Wayback Machine
  7. Маршруты трамвая Архивная копия от 28 июля 2015 на Wayback Machine // Сайт «Мой город Кишиневъ» Архивная копия от 29 марта 2018 на Wayback Machine
  8. Энциклопедия «Кишинёв», издание 1984 года
  9. 9,0 9,1 Новости Архивная копия от 23 июня 2010 на Wayback Machine // Сайт «Железная дорога Молдовы» Архивная копия от 22 августа 2008 на Wayback Machine