Тбилиси-Пассажирская

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Тбилиси-Пассажирская
груз. თბილისის ცენტრალური სადგური
Ингири — Тбилиси
Тбилиси — Ереван
Тбилиси — Баку-Пассажирская
Тбилиси — Дедоплисцкаро
Грузинская железная дорога
41°43′24″ с. ш. 44°47′52″ в. д.HGЯO
Отделение ж. д. Тбилисское отделение
Дата открытия 1872[1]
Расстояние до Баку-Пассажирской 572 км 
Расстояние до Еревана 374 км Яндекс.Расписания
Код станции 560148
Код в «Экспресс-3» 2800001
Перейти к шаблону «Тбилиси — Зугдиди» 
Тбилиси — Зугдиди
35,0
Джвари
25,0
Лия
Чхориа
Зеда Ецери
6,0
Зугдиди
 В Сухум 
 Абхазия, Гальский район, АА
 Грузия, Самегрело-Верхняя Сванетия, სრ
р. Ингури
2193,0
Ингири
2198,0
Цайши
2203,0
Цацхви
2207,0
Хамискури
2210,0
Хета
2213,0
Мунчиа
р. Хоби
2219,0
Хоби
2224,0
Земо-Квалони
2228,0
Циви
 В Поти 
2232,0
Сенаки
2236,0
Носири
2239,0
Агурискархана
2242,0
Дзигури
2246,0
Абаша
2252,0
Колобани
2254,0
Марани
2257,0
Нигвзиани
 В Батуми, Озургети 
2260,0
Самтредиа
Самтредиа (парк отправления)
Самтредиа (сортировочный парк)
Бадзгнарис
Самтредиа (парк приёма)
2266,0
Ианети
2272,0
Копитнари
2277,0
Парцханакавени
2279,0
Самгебро
2286,0
Броцеула
 В Цхалтубо 
 В Ткибули 
2290,0
Риони
р. Квирила
2298,0
Аджамети
2307,0
Свири
р. Квирила
2314,0
Аргвета
2318,0
Сакара
2321,0
Зестафони
 В Сачхере 
р. Квирила
2324,0
Шорапани
р. Дзирула
р. Дзирула
р. Дзирула
р. Дзирула
р. Дзирула
2334,0
Дзирула
2337,0
Лаше
Хандеби
2344,0
Харагаули
2347,0
Сагандзиле
Дидваке
Мчедлишвилеби
2353,0
Марелиси
2355,0
Ваханисцкали
2356,0
Баби
2360,0
Молити
2364,0
Бежатубани
2367,0
Ципа
2368,0
Гвираби
Сурамский тоннель
2375,0
Лихи
2377,0
Саванисубани
2379,0
Тезери
2380,0
Беками
 В Боржоми, Вале  В Сурами 
2384,0
Хашури
2389,0
Осиаури
2391,0
Сативе
2394,0
Гоми
2399,0
Мохиси
2403,0
Агара
2409,0
Карели
2416,0
Урбниси
2420,0
Скра
 В Никози 
2428,0
Гори
2436,0
Квахрели
2442,0
Гракали
2448,0
Метехи
2455,0
Каспи
2460,0
Кавтисхеви
2465,0
Хандаки
2470,0
Ксани
2473,0
Шио-Мгвиме
Карсани
2476,0
Дзегви
2480,0
Армази
2484,0
Карсани
2493,0
Авчала
р. Кура
2499,0
2503,0
2508 км
Улица Леха Качинского
2509,0
 В Дедоплис-Цкаро, Аэропорт Тбилиси 
Московский проспект
 В Садахло 
 В Гардабани, Баку 
Перейти к шаблону «Тбилиси — Гардабани» 
Тбилиси — Гардабани
 В Кутаиси, Боржоми, Батуми 
Тбилиси-Пассажирская
Улица Леха Качинского
Нафтлуги (Тбилиси-Узловая)
 В Дедоплис-Цкаро, Аэропорт Тбилиси 
Московский проспект
 В Садахло 
Тбилиси-Сортировочная
Вели
Гачиани
18 км
Рустави-Пассажирская
Рустави-Грузовая
Мтвари-Архи
Гардабани
Руисболо
 Грузия, Квемо-Картли, სრ
 Азербайджан, Агстафинский район, ADY
 В Агстафу, Баку 
Перейти к шаблону «Тбилиси — Садахло» 
Тбилиси — Садахло
 В Кутаиси, Боржоми, Батуми 
2503,0
Улица Леха Качинского
2509,0
 В Дедоплис-Цкаро, Аэропорт Тбилиси 
Московский проспект
 В Гардабани, Баку 
р. Кура
2512,0
2512 км
2516,0
Поничала
2522,0
Крцаниси
2527,0
Кумиси
2527,9
2528 км
2531,3
Марабда
 В Ахалкалаки 
2540,0
Марнеули
Поладаури
Болниси
Казрети
2543,0
2544 км
2545,0
2546 км
2547,0
Церетели
2549,0
2550 км
2551,0
2552 км
2553,0
Шулавери
2556,0
2557 км
2559,0
2560 км
2561,0
Самеба
2564,0
2565 км
2569,0
Садахло
 Грузия, Квемо-Картли, სრ
 Армения, марз Тавуш, ЮКЖД
 В Айрум, Ереван 
Перейти к шаблону «Тбилиси — Дедоплис-Цкаро» 
Тбилиси — Дедоплис-Цкаро
 В Кутаиси, Боржоми, Батуми 
Тбилиси-Пассажирская
Улица Леха Качинского
Нафтлуги (Тбилиси-Узловая)
Московский проспект
 В Садахло 
 В Гардабани, Баку 
Пост 8 км
Аэропорт
Лило
Варткопи
Самгори
Сартичала
р. Иори
Иори
41 км
Сагареджо
Тохлиаури
Манави
Какабети
Бадиаури
Шаблиани
Качрети
 В Телави 
Пост 89 км
Магаро
Гамарджвеба
Дедоплис-Цкаро

Тбили́си-Пассажи́рская (груз. თბილისის ცენტრალური სადგური) — станция Грузинской железной дороги, расположенная в столице Грузии Тбилиси.

История

Станция была открыта в 1872 году после завершения строительства участка Зестафони — Тифлис Поти-Тифлисской железной дороги. На станции было два пассажирских терминала: Центральный и Боржомский.

Старое здание центрального вокзала было построено в 1872 году. Позднее оно было снесено, а в 1952 году заменено зданием в стиле сталинского ампира[2].

В 1982 году было принято решение о постройке нового здания вокзала, а старое здание[3] было приготовлено к сносу, однако фундамент оказался настолько прочным, что вокзал было решено взорвать. После подрыва здания началось строительство нового здания вокзала, которое так и не было завершено.

В 1991 году здание было практически готово, но распад СССР и последующий за этим экономический кризис помешали завершить отделочные работы. После окончания грузино-абхазского конфликта в здании вокзала поселились грузинские беженцы из Абхазии, которые обитали там вплоть до 2008 года, когда мэрия Тбилиси приняла решение завершить отделочные работы здания вокзала и привести в порядок платформы, а беженцам было предоставлено альтернативное жилье. Сейчас здание вокзала переделано в шопинг-молл Tbilisi-Central, но небольшие по площади кассовый зал и зал ожидания реконструированы и действуют на верхнем этаже здания.

Планируется возведение нового здания вокзала, однако на данный момент нет конкретного решения о том, где оно будет располагаться[4].

Существует два основных варианта развития:

1. На месте рынка в тбилисском районе Дидубе будет построен пассажирский вокзал Тбилиси-Западный, который будет принимать пассажирские поезда, идущие из Батуми, Озургети, Кутаиси, Зугдиди, Поти, Вале, Боржоми и Гори. Для обслуживания пассажирских поездов, прибывающих из восточных районов Грузии, будет перестроен Навтлугский вокзал в районе Самгори. После реконструкции он может получить название Тбилиси-Восточный и станет конечной станцией для поездов, следующих в Тбилиси из Гардабани, Телави и Ахалкалаки, а также аэропорта Тбилиси. Грузовые поезда, идущие транзитом через Тбилиси, будут обходить город по строящейся магистрали, которая прокладывается вдоль Тбилисского моря.

2. Вся железнодорожная инфраструктура в черте Тбилиси будет ликвидирована. Наряду с обходной магистралью вдоль берегов Тбилисского моря будет построено вагонное депо, объединяющее в себе как пассажирские, так и грузовые подвижные составы. Также будет построен новый единый пассажирский вокзал, отвечающий как за западное, так и за восточное направление.

Руководство Грузинской железной дороги и Министерство экономики Грузии решило в 2010 году осуществить реализацию проекта «Обходная магистраль Тбилиси», который схож со вторым вариантом из двух рассматривавшихся. После смены власти по итогам парламентских выборов 2012 года этот проект был отменен.

Боржомский вокзал

Крытые платформы Боржомского вокзала были построены в 1979 году. До 2011 года он использовался как конечная станция для электропоездов, следующих в Тбилиси из Западной Грузии[5]. 15 февраля 2011 года на Боржомский вокзал прибыл последний пригородный поезд. С 16 февраля 2011 года маршруты всех электропоездов, отправлявшихся отсюда, продлены до станции Тбилиси-Аэропорт, а сам вокзал был ликвидирован[6].

Галерея

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
  2. История станции
  3. Фото
  4. Проект развития вокзалов Дидубе и Навтлуги (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 января 2012. Архивировано 11 октября 2011 года.
  5. Фото 2010 года
  6. Закрытие Боржомского вокзала. Дата обращения: 21 марта 2011. Архивировано 19 февраля 2011 года.

Ссылки