Памбакский тоннель

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Памбакский тоннель
арм. Փամբակի թունել
Въезд в тоннель со стороны ФиолетовоВъезд в тоннель со стороны Фиолетово
Область применения железнодорожный
Место Армения Армения
Общая длина 8311 метров
Дата открытия 1985 (?)
Дата закрытия 2012
Перейти к шаблону «Масис — Сотк» 
Масис — Сотк
 В Агстафу 
 Азербайджан, Газахский район, ADY
 Армения, марз Тавуш, ЮКЖД
Иджеван
Лусабац
Гош
Куйбышево-Кавказская
Дилижан
 проектируемая линия в Ванадзор 
Фиолетово
Меградзорский тоннель
Меградзор
Какавадзор
Разданская ТЭС
Сотк
Варденис
Арег
Артаниш
Тапатах
Шоржа
Драхтик
Зепюр
Цицернак
Аревик
Шогер
Цовагюх
Ахтамар
Полуостров
Севан
Варсер
Цахкунк
Ддмашен
Улица Хай-Фидаиннери
р. Раздан
Раздан
Кахси
Солак
Чаренцаван
Нурнус
Нор-Ачин (бывш. 51 км)
Абовян
Егвард
Егвардское шоссе
Прошян
Трасса Север — Юг
Спандарян
 В Масис 
Канакер
Алмаст
 В Ереван 

Памбакский тоннель (арм. Փամբակի թունել; также известен как Меградзорский или Иджеванский) — железнодорожный тоннель в Армении на участке Армянской железной дороги Дилижан — Раздан. Своё название тоннель получил по имени Памбакского горного хребта, который он пронзает насквозь. Тоннель располагается на высоте около 1800 м. По протяжённости (8311 метров) тоннель является самым длинным железнодорожным тоннелем на Кавказе, и третьим по длине (после Камчикского тоннеля в Узбекистане протяжённостью 19200 метров и Северо-Муйского тоннеля в России протяжённостью 15 343 метра) в странах СНГ. Северный портал располагается около села Фиолетово, а южный — около села Меградзор.

Строительство Памбакского тоннеля было начато в 1976 году и окончено в 1985 году[1], а в 1986 году железная дорога в тоннеле была электрифицирована[2], причём на тот момент она уже была действующей. Пуск в эксплуатацию железнодорожного участка Иджеван — Раздан длиной 64 км значительно сокращал путь из Еревана в другие закавказские республики. Однако армяно-азербайджанский конфликт вокруг Карабаха привел к блокаде со стороны Азербайджана всех транспортных коридоров через общую границу. Окончательно регулярное движение поездов через тоннель прекратилось в декабре 1988 года, из-за опасения последствий землетрясения.

Ограниченное грузовое движение через тоннель и до Дилижана осуществляется и в настоящее время (по положению на конец 2021 года). Оператор железных дорог Армении - компания "Южно-кавказская железная дорога" вкладывает средства в поддержание инфраструктуры тоннеля в рабочем состоянии, однако сооружение нуждается в работах по завершению строительства. В частности, в 80-е годы не была завершена система вентиляции через техническую штольню, не завершены работы по отделке сводов тоннеля, монтирования противопожарной и иных вспомогательных систем.

Примечания

  1. Эхо Агстевской долины | Журнал | Вокруг Света. Дата обращения: 13 марта 2013. Архивировано 30 января 2013 года.
  2. Пространственно-ромбовидная автокомпенсированная контактная сеть. Дата обращения: 11 марта 2013. Архивировано 16 июля 2019 года.