Firefly Aerospace
Firefly Aerospace | |
---|---|
| |
Тип | Частная компания |
Основание | Январь 2014 |
Прежние названия | Firefly Space Systems |
Основатели |
Том Маркьюзик, П. Дж. Кинг, Майкл Блум[1] |
Расположение |
|
Ключевые фигуры |
Максим Поляков (собственник) Том Маркьюзик (экс-CEO) |
Отрасль | Аэрокосмическая |
Продукция | Ракеты-носители |
Число сотрудников |
|
Сайт | www.fireflyspace.com |
Firefly Aerospace (ранее — Firefly Space Systems) — частная аэрокосмическая компания со штаб-квартирой в Остине (Техас, США), которая разрабатывает легкие ракеты-носители для запуска малых спутников и кубсатов в космос. Компания является сторонником идеи «Нового космоса[англ.]» — движения в аэрокосмической отрасли, которое имеет цель расширить доступ к космосу за счет использования технических инноваций, а также путем преодоления административных и логистических ограничений, связанных с зависимостью от национальных космических институтов[3].
В апреле 2017 генеральный директор Том Маркьюзик заявил о банкротстве компании[4], позже её активы были выкуплены украинским предпринимателем Максимом Поляковым[англ.][5][4][6]. Поляков перезапустил компанию под новым названием Firefly Aerospace[7].
История
2014—2017
Компания Firefly Space Systems была основана в январе 2014 года Томом Маркьюзиком (на момент основания Firefly Том Маркьюзик уже имел опыт работы в ракетостроении, полученный в компаниях-сторонниках идеи «нового космоса» — SpaceX, Virgin Galactic и Blue Origin[8]), П. Дж. Кингом, Майклом Блумом[9] и небольшой группой инженеров на собственные средства. В ноябре 2014 компания переехала из Хоторна в Калифорнии в пригород Остина — Сидар-Парк в штате Техас. Главный офис и производственные мощности компании находились в Остине и в Хоторне. Также компания купила 87 га земли для испытательных и производственных целей в Бриггсе, что в 80 км от Остина[10][8].
В 2014 компания купила оборудование для производства композитных баков, а в середине года прототип такого бака был протестирован в космическом центре Маршалла[8]. 10 сентября 2015 года компания произвела успешное испытание своего первого двигателя Firefly Rocket Engine Research 1 (FRE-R1)[11].
В октябре 2016 года Firefly потеряла поддержку своего главного инвестора и была вынуждена отправить всех сотрудников в отпуск[12][13]. Причиной отказа от финансирования, вероятно, стало судебное разбирательство между Firefly и Virgin Galactic — по мнению Virgin, Маркьюзик использовал некоторые из их разработок, но прямых доказательств так и не нашли. В результате сложившейся ситуации в апреле 2017 компания была вынуждена заявить о банкротстве[4].
2017—2021
Для погашения задолженности компании 16 марта 2017 года Firefly выставила свои активы на аукцион[14]. Патенты, лицензионные соглашения, а также большую часть других активов Firefly выкупил украинский предприниматель Максим Поляков, а именно его компания EOS Launcher[5]; сумма сделки составила 75 млн долл. Так после слияния с EOS Launcher компания получила новое название Firefly Aerospace[7]. Планировалось нанять большую часть сотрудников Маркьюзика и продолжить работу в Сидар-Парк.
В мае 2018 компания Firefly Aerospace открыла в украинском городе Днепр свой научно-исследовательский центр. В его штате не менее 150 сотрудников, центр оснащён промышленными 3D-принтерами, предназначенными для высококачественной печати металлом, а также инновационным металлообрабатывающим оборудованием. Компания также имеет офисы в Вашингтоне и Токио[15].
В ноябре 2018 года Firefly Aerospace попала в список компаний, отобранных НАСА для лунной программы США[16].
В 2019 году компания Firefly Aerospace подписала договор о сотрудничестве с Aerojet Rocketdyne[17][18].
В 2019 году ВВС США выбрали Firefly для участия в программе Orbital Services Program-4[англ.] (OSP-4)[что?][19].
В декабре 2019 года группа первоначальных акционеров Firefly Space Systems подала судебный иск, в котором обвинила соучредителя и генерального директора Тома Маркьюзика Firefly Space Systems в мошенническом сговоре с Максимом Поляковым, чтобы вынудить компанию к банкротству, чтобы затем возродить ее под почти идентичным названием, не давая прежним акционерам никакой доли в новой компании.[20]
В мае 2020 Firefly получили сертификацию AS9100, и команда перешла от разработки к фазе производства ракеты-носителя Alpha[21].
В конце ноября 2021 года Максим Поляков получил письмо от Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS) с просьбой к его инвестиционной компании «Noosphere Venture Partners» продать долю в Firefly (почти 50 %) по соображениям национальной безопасности. Поляков отрицал угрозу национальной безопасности США, но согласился пойти навстречу просьбе. «Noosphere Ventures» объявила, что наймет инвестиционно-банковскую фирму для продажи акций. Будущее Научно-исследовательсккого центра Firefly в Днепре пока неизвестно — возможно, его закроют[22][23].
В феврале 2022 года Максим Поляков заявил о продаже своей доли Noosphere Ventures в Firefly Aerospace (Firefly) в размере 58 % акций своему партнеру и соучредителю компании за 1 $[24].
Ракеты-носители

Firefly Alpha
Кислородно-керосиновая ракета Firefly α должна выводить до 1000 кг груза на низкую околоземную орбиту и до 600 кг на солнечно-синхронную орбиту[25].
В конструкции ракеты используются композитные материалы — в том числе углеволокно для снижения веса запуска, что приводит к увеличению доли полезной нагрузки.
Дополнительным новшеством ракеты является использование клиновоздушного ракетного двигателя, который увеличивает её эффективность[10]. Используются двигатели Reaver-1 и Lightning-1[26]. Для упрощения конструкции двигателя используется вытеснительная система подачи топлива, при которой сжатый газ вытесняет горючее и окислитель из баков, позволяя обойтись без турбонасоса[27].
- Испытания
20 сентября 2020 года компания «Firefly Aerospace» провела наземные испытания первой ступени своей ракеты «Альфа» (стендовый прожиг двигательной установки)[28].
3 сентября 2021 г. компания произвела пробный запуск ракеты Alpha с полезной нагрузкой. Пуск прошёл аварийно: вскоре после старта в пламени двигателей была заметна вспышка, затем ракета не развила сверхзвуковую скорость вовремя, а чуть выше начала вращаться, потеряла головной обтекатель и была взорвана в воздухе по команде с земли[29][30].
Firefly Beta
Ракета-носитель Firefly Beta находится в разработке на стадии прототипа. Предполагается, что она будет состоять из нескольких Firefly Alpha и будет способна доставлять на низкую околоземную орбиту до 4000 кг полезного груза, а на солнечно-синхронную до 3000 кг[3]. 13 августа 2021 «Южмаш» отправил в США габаритно-стыковочный макет первой ступени ракеты «Beta»[31].
Лунный посадочный модуль Genesis
9 июля 2019 года Firefly Aerospace подписала соглашение с Israel Aerospace Industries (IAI), которая владеет интеллектуальной собственностью на конструкции лунной платформы Берешит. Аппарат Genesis создадут на базе зонда «Берешит» c использованием американских компонентов, чтобы соответствовать стандартам НАСА, в модуле также должна быть использована двигательная система от Aerojet. Он сможет доставить на лунную поверхность до 85 кг полезной нагрузки[32][33][34].
Firefly Aerospace — одна из компаний, заключивших контракты с НАСА на доставку грузов на Луну в рамках программы CLPS проекта «Артемида». Цена контракта составляет 93,3 млн долл. Запуск запланирован на 2023 год[35] и будет выполнен частной компанией SpaceX на ракете-носителе Falcon 9[36].
Пуски
2 октября 2022 года с площадки базы космических сил США Ванденберг в Калифорнии был произведён первый успешный пуск ракеты-носителя Alpha. На околоземную орбиту высотой 300 км были выведены три спутника: Serenity, TechEdSat-15 (TES-15) и PicoBus, несущий пять «пикосатов» стандарта PocketQube[37].
См. также
- Частная космонавтика
- Циклон-4
- Rocket Lab
- Пегас (ракета-носитель)
- SS-520-4
- LauncherOne
- Куайчжоу
- Цзелун-1
- Вега (ракета-носитель)
Примечания
- ↑ Spacevidcast (now TMRO — see new channel) Firefly Space — 7.26 (24 августа 2014). Дата обращения: 13 июня 2017. Архивировано 9 октября 2014 года.
- ↑ 8 ракет в год. Кто задумал возродить космический бизнес в Украине . ЛіГА.Tech (29 декабря 2018). Дата обращения: 13 января 2019. Архивировано 28 апреля 2019 года.
- ↑ 3,0 3,1 Lee Hutchinson. Firefly Space Systems charges full-speed toward low Earth orbit, ars Technica (30 ноября 2014). Архивировано 3 декабря 2014 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Grounded: Austin-area space launch company finally files for bankruptcy, Austin Business Journal (13 апреля 2017). Архивировано 8 мая 2017 года. Дата обращения 13 июня 2017.
- ↑ 5,0 5,1 Павел Волошин. Американский бизнесмен уроженец Украины выкупил американскую ракетную компанию Firefly . Национальный промышленный портал (13 мая 2017). Дата обращения: 13 июня 2017. Архивировано 17 мая 2017 года.
- ↑ Виталий Егоров. Всемирная микроракетная лихорадка: почему принцип «плати меньше, вози больше» не оправдался? . forbes.ru (25 мая 2017). Дата обращения: 15 июня 2017. Архивировано 8 июня 2017 года.
- ↑ 7,0 7,1 Максим Поляков перезапустил космический проект Firefly Aerospace . ain.ua (15 мая 2017). Дата обращения: 13 июня 2017. Архивировано 17 мая 2017 года.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Frank Morring, Jr.. SpaceX Alum Goes After Falcon 1 Market With Firefly, Aviation Week (25 августа 2014). Архивировано 3 декабря 2014 года. Дата обращения 19 июня 2017.
- ↑ Spacevidcast (now TMRO -- see new channel). Firefly Space - 7.26 (24 августа 2014). Дата обращения: 19 июня 2017. Архивировано 9 октября 2014 года.
- ↑ 10,0 10,1 Episode 15: DOWNLINK--Firefly Space Systems — Interview. The Orbital Mechanics. Проверено 15 июня 2017. Архивная копия от 24 июня 2015 на Wayback Machine
- ↑ New Firefly Rocket Engine Passes Big Test, Will Launch Small Satellites, Space.com. Архивировано 26 июня 2017 года. Дата обращения 19 июня 2017.
- ↑ Jeff Foust. Firefly Space Systems furloughs staff after investor backs out . SpaceNews.com (3 октября 2016).
- ↑ Компания Firefly Systems приостановила свою деятельность, Журнал "Все о Космосе" (4 октября 2016). Архивировано 15 июня 2017 года. Дата обращения 20 июня 2017.
- ↑ Jeff Foust. Firefly Space Systems assets to be sold . SpaceNews.com (15 марта 2017).
- ↑ Firefly Aerospace Opens Research and Development Center in Dnipro, Ukraine (англ.) (недоступная ссылка). Firefly Aerospace (23 мая 2018). Дата обращения: 18 августа 2019. Архивировано 18 августа 2019 года.
- ↑ Gary Daines. Firefly Aerospace Concept for Launch Vehicle with Moon Lander . NASA (29 ноября 2018). Дата обращения: 9 января 2020. Архивировано 18 мая 2019 года.
- ↑ Украинская компания Firefly будет использовать разработки Rocketdyne для своих ракет - Техно 24 (англ.). 24 Канал. Дата обращения: 9 января 2020. Архивировано 23 января 2020 года.
- ↑ Firefly partners with Aerojet Rocketdyne, mulls AR1 engine for Beta launch vehicle (англ.). SpaceNews.com (18 октября 2019). Дата обращения: 9 января 2020. Архивировано 9 мая 2022 года.
- ↑ ВВС США выбрали украинскую Firefly для спецмиссий на орбиту . LIGA (11 октября 2019). Дата обращения: 9 января 2020. Архивировано 10 января 2020 года.
- ↑ Original Firefly Shareholders Sue Firefly’s Markusic, Polyakov Alleging Fraud . Дата обращения: 2 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
- ↑ Firefly Aerospace achieves AS9100 Quality Certification and readies for first Firefly Alpha launch . Space Daily. Дата обращения: 10 сентября 2020. Архивировано 16 июня 2020 года.
- ↑ Firefly halts launch preparations after federal government seeks divestment of foreign ownership (англ.). Spacenews (30.12.2021).
- ↑ U.S. Seeks to Oust Ukrainian Owner of Texas Rocket Startup Firefly (англ.). bloomberg (29.12.2021). Дата обращения: 3 января 2022. Архивировано 2 января 2022 года.
- ↑ Основатель Firefly Aerospace Макс Поляков продает за $1 свою долю в компании ее гендиректору . Interfax-Ukraine (17.02.2022). Дата обращения: 17 февраля 2022. Архивировано 17 февраля 2022 года.
- ↑ Firefly Alpha (рус.), Firefly Aerospace. Архивировано 6 октября 2014 года. Дата обращения 30 мая 2018.
- ↑ Stephen Clark. Firefly confirms fire during first stage test – Spaceflight Now (англ.). Дата обращения: 10 сентября 2020. Архивировано 6 октября 2020 года.
- ↑ Next generation of space cowboys get ready to fly (англ.), New Scientist. Архивировано 6 сентября 2017 года. Дата обращения 19 июня 2017.
- ↑ О проведении стендовых испытаний ракеты «Альфа» . Firefly Aerospace on Twitter (20 сентября 2020). Дата обращения: 20 сентября 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
- ↑ Spaceflight Now. Firefly’s Alpha rocket explodes on inaugural test launch – Spaceflight Now (англ.) ?. Дата обращения: 5 сентября 2021. Архивировано 21 февраля 2022 года.
- ↑ Reaver Causes Destruction of FireFly (рус.) ?. Дата обращения: 5 сентября 2021. Архивировано 4 сентября 2021 года.
- ↑ Украинский «Южмаш» отгрузил в США первую ступень ракеты Beta . lenta.ru (13 августа 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Firefly to partner with IAI on lunar lander (англ.). SpaceNews (9 июля 2019). Дата обращения: 10 сентября 2020. Архивировано 9 мая 2022 года.
- ↑ Firefly Aerospace нацелена на летний запуск . Журнал The Universemagazine Space Tech (2 апреля 2020). Дата обращения: 10 сентября 2020. Архивировано 6 августа 2020 года.
- ↑ Eric Berger. Firefly targets summer launch, unveils plans for lunar delivery service (англ.). Ars Technica (24 марта 2020). Дата обращения: 10 сентября 2020. Архивировано 3 ноября 2020 года.
- ↑ NASA Selects Firefly Aerospace for Artemis Commercial Moon Delivery in 2023 (англ.). NASA (04.02.2021). Дата обращения: 21 мая 2021. Архивировано 4 февраля 2021 года.
- ↑ SpaceX выиграла контракт на отправку груза НАСА на Луну в 2023 году . Интерфакс (21.05.2021). Дата обращения: 21 мая 2021. Архивировано 21 мая 2021 года.
- ↑ Firefly Aerospace провела первый успешный орбитальный пуск ракеты Alpha . 3DNews - Daily Digital Digest. Дата обращения: 2 октября 2022.