Элементаль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Ундина, поднимающаяся из воды», 1880—1882 годы.

Элементаль, иногда стихиаль или дух стихии — в средневековой натурфилософии, оккультизме и алхимии мифическое существо (обычно дух, ангел[1]), соответствующее одной из четырёх стихий[2][3][4]: воздуха, земли, огня, воды. Эту систематику впервые описал Парацельс[5] в XVI веке, называя элементалей «саганы»[6][7].

В современной эзотерике и фэнтези встречается дополнительная дихотомическая классификация мифических существ, тоже называемая «стихиями»: жизнь и смерть, добро и зло, свет и тьма, и т. п.

Описание

Со стихиями связывались различные мифические существа каждой из национальных мифологий. Например, Парацельс писал, что латинские нимфы аналогичны ундинам из германской мифологии, а русские оккультисты называли их русалками[6][7]. Оккультист Поль Седир писал о духах стихий: «всякое существо, согласно Каббале, каждая травка, каждый камень имеет своего духа», перечисляя в том числе троллей, наяд и др.[6] Элементалям приписывалось производство взрывов газа в шахтах, обвалов, ураганов, циклонов и т. д.[8] Также представлялось, что они входят в состав человеческого тела, представляя душу разных органов, и микроорганизмов[8].

Некоторые оккультисты считали, что элементали состоят исключительно из элементов одной своей стихии, но есть также существа, состоящие из элементов двух стихий[7].

Элементали стихий

  • Гномы — элементали земли[2] (см. также статью о мифологических гномах). Слово «гном» (вероятно, от лат. gēnomos — подземный житель, или от др.-греч. Γνώση — знание) изобрёл алхимик Парацельс[5] в XVI веке[9][10][11]. Парацельс описывает гномов как существ ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Виллара[7] описывал гномов как друзей человека, готовых с радостью помочь ему и подарить сокровища; он также писал, что гномы смертны, бывают обоих полов, мечтают обвенчаться с людьми. Также они живут в глубинах земли, соседствуя с демонами, и поскольку сам дьявол, по христианскому учению, был повержен и скован, то договоры дьявола с людьми на самом деле заключает не он, а гномы, подосланные им под страхом[7]. По народным поверьям, гномы хранят подземные сокровища, подобно грифонам эллинских и восточных поверий, и германским драконам[11]. В трагедии «Фауст» Гёте назвал элеметаля земли гнома «кобольдом», что было переведено на русский язык как «домовой» и «инкуб»[12]. Тем не менее средневековые оккультисты отличали «коварных кобольдов» от гномов[13].
  • Саламандра — элементаль огня[2][14][15][16]. Считалось, что таким элементалем является ящерица саламандра, а если бросить её в огонь — он потухнет[15][17], что отмечалось ещё Аристотелем и Плинием[14]. Также они могут выглядеть как миниатюрные драконы или даже собаки. По другим представлениям, саламандры выглядят как люди[7], как например, в сказке Павла Бажова «Огневушка-поскакушка». Были представления, что саламандры чисты помыслами и подобны ангелам света[6]. В ближневосточной мифологии им соответствуют ифриты.
  • Сильфы (сильваны[18], «воздушные эльфы или феи»[6], см. также пикси и психея) — элементали воздуха[2][18][19]. Женских особей называют «сильфидами»[20]. Сильфы, как и прочие духи природы, по большей части относятся доброжелательно к человеку и вредят ему, лишь когда он их раздражает[2]. Они обворожительно танцуют, прекрасны, дарят поцелуи, однако своенравны и могут быть вероломны[6]. Оккультист Поль Седир писал, что по эллинским преданиям, «в каждом лесу живёт свой гений (леший), а в каждом дереве нимфа (сильван)»[21].
  • Ундины — элементали стихии Воды[2][3], в русской литературе их называют «русалками»[6][22]. Обычно изображаются как девушки, иногда с рыбьими хвостами.

Пятый элемент и связываемые с ним сущности

Четыре стихии с древности связывались с астрологией, их вариация с пятым элементом — эфиром, связывалась с тонкими телами человека (разум — манас в индуизме, чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной)[1][6][23]. Античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на четыре стихийных первоэлемента, а пятый элемент — дух — продолжает некоторое время жить[22]. Души умерших в оккультизме называются «элементёры», они ближайшие соседи «элементалей»[6]. Понятие пяти элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья и индо-китайским понятием прана, ци — то есть «дыхание, жизнь»[6]. Подобная идея была проиллюстрирована в популярном фантастическом кинофильме «Пятый элемент», где пятым элементом была девушка и её любовь[24][25].

Таким образом, к четырём стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». Её обитатель-элементаль — это душа человека, при этом душа умершего называется «элементёр»[6].

  • К подстихии «Смерть» в фэнтези причисляют нежить (оживших мертвецов), в эзотерике — элементёров[6][26], к ней также причисляются «некроманты» — персонажи, призывающие мёртвых. Подобная магическая система присутствует в играх Might and Magic[27], Diablo, Lineage 2, и многих других.
  • И напротив, персонаж, развивающийся по подстихии «Жизнь» овладевает умениями лечения, призывом элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением погибших союзников.

Существуют другие дихотомии, развившиеся и систематизированные в современном фэнтези и эзотерике: свет[28] и тьма, добро и зло (с соответствующим отделением ангелов и фей от нечистой силы), и т. п.[27] Особенно такая систематика развита в различных ролевых и коллекционных карточных играх, также прослеживается в стихиях (мастях) карт Таро и в произошедших от них игральных картах. В них классы существ разных мифологий и современного фэнтези причисляются к соответствующим стихиям или биомам.

В культуре

Вслед за Парацельсом элементали начинают появляться в литературе. В XVII веке в работах Драйдена[29] и Виллара[7]. В 1712 году Поуп писал об элементалях в своей поэме «Похищение локона». Популярной была повесть Фуке «Ундина»  (англ.) 1811 года. В начале XIX века элементалей упоминал Гёте в трагедии «Фауст»[12]. В начале ХХ века о них писал Бальмонт в стихотворении «Саламандра»[17].

В 1970-х годах в США выпускалось несколько комиксов с супергероями-элементалями[30]. В те же годы элементали появляются в ролевой игре Dungeons & Dragons[31]. Затем эта концепция развилась во множестве произведений фэнтези, и в настольных, коллекционных карточных и компьютерных играх этого же жанра.

В 1997 году вышел популярный фильм «Пятый элемент», главные роли в котором играли Брюс Уиллис и Милла Йовович. По его сюжету, четыре элемента — физические, а пятым элементом является любовь[24][25].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Агриппа, 1531.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Сильфы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 3,0 3,1 Ундины // Мифологический словарь / Гл.ред. Е. М. Мелетинский. — Москва: «Советская Энциклопедия», 1991.
  4. Carole B. Silver, Strange and Secret Peoples: Fairies and Victorian Consciousness, p. 38 ISBN 0-19-512199-6
  5. 5,0 5,1 Парацельс. Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах = Liber de Nymphis, sylphis, pygmaeis et salamandris et de caeteris spiritibus. — 1566.
    Парацельс. Philosophia Magna
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 Седир, 1907, «Магические зеркала».
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Comte de Gabalis, 1670.
  8. 8,0 8,1 Тухолка, 1907.
  9. Gnome. Encyclopaedia Britannica Online. Дата обращения: 12 марта 2008.
  10. gnome // Oxford Advanced Learner’s Dictionary
  11. 11,0 11,1 Борхес Х. Л.. Гномы Архивировано 12 декабря 2007 года. // Книга вымышленных существ
  12. 12,0 12,1 Гёте. Сцена 3. Кабинет Фауста // Фауст / пер. Н.Холодковского, 1878. — См. также примечание Холодковского: «Фауст заклинает здесь четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Саламандра в этом заклятии олицетворяет стихию огня, так как, по легенде, это пресмыкающееся не горит в огне; Сильфида олицетворяет духов воздуха, Ундина — духов воды и Домовой — духов земли.» «Incubus (лат.) — название домового, домашнего духа, хранящего клады.»
  13. Седир, 1907, «Магические зеркала»: «В подземных пещерах слышатся хрустальные молоты гномов и коварных кобольдов. В глубине невидимых кузниц пигмеи заключают чистые души в блестящие могилы из драгоценных камней», — «пигмеи» у Парацельса — синоним гномов.».
  14. 14,0 14,1 Саламандра // Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В. Л. Телицын, В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов. 2005.
  15. 15,0 15,1 Саламандра // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  16. Саламандра // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  17. 17,0 17,1 Бальмонт К. Д. Саламандра : стих // Жар-Птица. Свирель славянина. — Москва: Скорпион. — 1907.
  18. 18,0 18,1 Седир, 1909, «Магические растения».
  19. Сильф // Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 4. — 1999
  20. Сильфида // Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 4. — 1999
  21. Седир, 1909, «Магические растения», часть 13. «Волшебные деревья»
  22. 22,0 22,1 Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 170 с. — ISBN 5-87859-067-0.
  23. Бургон Т. Г. Глава V. Заключение об основных принципах. Алхимия и звёзды. // Свет Египта = The Light of Egypt : изд. 1889, пер. на рус. 1908-1914 / отв. ред. С. М. Стерденко. — М. : REFL-book, 1994. — Т. 1. — С. 208. — 624 с. — ISBN 5-87983-001-2.
  24. 24,0 24,1 Witherington B.  (англ.), Witherington A. The Lazarus Effect: A Novel. — Wipf and Stock Publishers  (англ.), 2008. — P. 148. — 270 p.
  25. 25,0 25,1 Harper G.  (англ.), Rayner J. R. Cinema and Landscape. — Intellect Books, 2010. — P. 293. — 315 p.
  26. Ледбитер, перевод Трояновского, 1908 или Ледбитер, перевод Зайцева, 2004, — глава «Неживые» с подглавами.
  27. 27,0 27,1 См., например, магическую систему в играх серии Might and Magic
  28. Афанасьев А. Н. Стихия света в её поэтических представлениях // Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1.
  29. Dryden, John. The Works of John Dryden,: Plays - The Tempest, Tyrannick Love, an Evening's Love (англ.) / Nozak, M.E.; Guffey, M.E.. — University of California Press, 1970. — P. 423—424.
  30. Elementals (Comico Comics) (англ.), Elementals (Marvel Comics) (англ.), Elementals (DC Comics) (англ.)
  31. Англ. статья en:Elemental (Dungeons & Dragons).

Литература

Ссылки