Тонкие тела
В этой статье проблемы с адекватностью изложения маргинальных теорий. |
То́нкие тела́[источник не указан 1609 дней], согласно представлениям некоторых религиозных, мистических и оккультных учений (йога, суфизм, каббала, тибетский буддизм и др.) — «психодуховные» составляющие всех живых существ. В соответствии с этими представлениями люди состоят не только из физической формы материи, но и «жизненной энергии» (см. прана, ци, оджас, аура и т. д.), существующей вокруг тела наподобие матрёшек, каждая из которых имеет своё метафизическое значение[1][неавторитетный источник?]. Такое представление было сформировано в древней индийской духовной культуре, а в конце XIX столетия распространилось через теософическое общество на Запад[1][неавторитетный источник?].
Современная наука отрицает существование физических структур, которые можно было бы отождествить с «тонкими телами»[2], и объясняет околосмертные переживания и внетелесный опыт, как поток информации (представлений), не выходящей за пределы мозга человека, но не некую нематериальную субстанцию[3].
В индуизме
В индуизме тонкое тело (sukshma sharira) определяется как триада из пранического, ментального тела и тела сознания (Пранамайа, Маномайа, Виджнянамайа). Вместе с причинным (каузальным или кармическим) тонкое тело реинкарнирует из одной жизни в другую.
В веданте тонкие тела называются кошами:[4][5][уточнить]
- Аннамайа-коша, оболочка формируемая за счёт пищи (тело);
- Пранамайа-коша, оболочка праны, как жизненной силы;
- Маномайа-коша, оболочка или «вместилище ума» (манас);
- Виджнянамайа-коша, оболочка интеллекта и чистого знания;
- Анандамайа-коша, оболочка блаженства.
Системы йоги Индии (тантра), Тибет (тантра), Китай (Даосизм, Дао, инь и ян, фэншуй) дают описания тонкой анатомии в терминах энергетических каналов (ида, пингала, сушумна, нади, меридианы), которые передают энергию жизни прану (Ци) и имеют энергетические центры (чакры). Эти невидимые каналы, чакры и аура определяют особенности функционирования видимой физической формы. Общее в этих духовных традициях — то, что особенности каждого уровня проявления определены в соответствии с особенностями более тонкого (высокого[источник не указан 3410 дней]) уровня, форма которого определяется ещё более тонким уровнем проявления. В конечном счете, все определяется[источник не указан 3410 дней] на уровне бессмертного духа (Брахман). Понимая самые тонкие уровни действительности человек начинает развиваться, прежде всего, через самопознание, самореализацию, через практику различных дыхательных и физических упражнений, с помощью медитации и визуализации. Каждый может научиться управлять и направлять потоки жизненной силы, для достижения необычных (например, в боевых искусствах) способностей или достигнуть более высокого уровня сознания, обеспечить бессмертие или освобождение души[источник не указан 3410 дней] (мокша). Эти рекомендации не всегда чётко описаны, имеется много противоречий в символике и трактовке терминов различных школ.
В каббале вопрос о тонких телах рассматривается в системе пяти миров, которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания субъекта.
См. также
- Антропософия
- Атман
- Аура человека
- Взгляд на христианский эзотеризм
- Джива
- Дух
- Душа
- Жизнь после жизни
- Исследования реинкарнаций
- Макс Гендель
- Роберт Монро
- Околосмертные переживания
- Псевдонаука
- Эммануил Сведенборг
- Регрессия прошлой жизни
- Энтелехия
- Шарлатанство
- Рудольф Штейнер
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Astral Body in Theosophy and Neo-Theosophy (A comparison) . Дата обращения: 25 мая 2009. Архивировано 3 мая 2009 года.
- ↑ Carroll R. T. Astral body Архивная копия от 9 декабря 2011 на Wayback Machine // The Skeptic’s dictionary
- ↑ Metzinger T. Why are out-of-body experiences interesting for philosophers? The theoretical relevance of OBE research Архивная копия от 21 декабря 2010 на Wayback Machine // Cortex 45, 2009. pp.256—258
- ↑ Фойерштейн Г.[англ.]. Глубинное измерение йоги / Пер. с англ. И. А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — ISBN 5-7905-4315-4.
- ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь / под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
Литература
- научная
- Eliade M. Yoga: Immortality and Freedom; transl. by W.R. Trask, Princeton University Press, 1969
- оккультная и эзотерическая
- Brennan, Barbara Ann, Hands of Light : A Guide to Healing Through the Human Energy Field, Bantam Books, 1987
- Бреннан Б. Энн, Руки света — М.:ООО «Издательство АСТ» 2000. ISBN 5-17-003833-X
- —, Light Emerging: The Journey of Personal Healing, Bantam Books, 1993
- А. Безант «Человек и его тела»
- C. W. Leadbeater, Man, Visible and Invisible
- Ч. Ледбитер «Человек видимый и невидимый»
- Sheila Ostrander and Lynn Schroeder Psychic Discoveries Behind the Iron Curtain, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall Inc., 1970.
- Poortman, J. J. Vehicles of Consciousness; The Concept of Hylic Pluralism (Ochema), vol I—IV, The Theosophical Society in Netherlands, 1978
- Powell, Arthur E. The Astral Body and other Astral Phenomena
- —, The Causal Body and the Ego
- —, The Etheric Double
- —, The Mental Body
- А. Пауэлл «Астральное тело и другие астральные явления»
- Samael Aun Weor, The Esoteric Course of Alchemical Kabbalah. Thelema Press. (1969) 2007.
- Steiner, Rudolph, Theosophy: An introduction to the supersensible knowledge of the world and the destination of man. London: Rudolf Steiner Press. (1904) 1970
- —, Occult science — An Outline. Trans. George and Mary Adams. London: Rudolf Steiner Press, 1909, 1969
- Heindel, Max, The Rosicrucian Mysteries (Chapter IV: The Constitution of Man: Vital Body — Desire Body — Mind), 1911, ISBN 0-911274-86-3
- «Из пещер и дебрей Индостана»
- «Разоблачённая Изида» (1877)
- «Тайная доктрина» («The Secret Doctrine», т. 1—2, 1888)
- «Беседы с Блаватской» — стенографическая запись ответов Блаватской на вопросы учеников (1889).
- «Голос Безмолвия» (Голос тишины) (1889)
- «Ключ к теософии» — книга для тех, кто хочет познакомиться с Теософией (1889)
- «Теософский словарь» — посмертное издание (1892)