Феникс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Феникс
греч. φοῖνιξ
Изображение феникса из книги Фридриха Бертуха, 1806 г.Изображение феникса из книги Фридриха Бертуха, 1806 г.
Мифология Древнегреческая мифология
Тип мифическая птица
В иных культурах

Фе́никс[* 1] (греч. φοῖνιξ, лат. phoenix) — мифологическая долгоживущая[a] птица, возрождающаяся после гибели. В древнеегипетской мифологии она называлась бенну, а в античной — связана с символом солнца[1]. Представлялась по величине и виду схожей с орлом[1][2][3], с ярко-красным или золотисто-красным оперением. По распространённой версии мифа, предвидя свою смерть, феникс осуществлял самосожжение, после чего появлялся вновь из пепла, праха (в той или иной вариации миф связывался с Гелиополем)[1][2]. Считалось, что феникс — единственная, уникальная особь своего вида[1]. В метафорическом истолковании феникс — символ вечного обновления, бессмертия.

В «Указателе мотивов народной литературы», каталоге американского фольклориста Стита Томпсона, мифы о фениксе классифицируются как мотив «B32»[4].

Происхождение феникса было приписано культуре Древнего Египта. Согласно книге немецкого религиоведа Роэля ван ден Брука «Миф о Фениксе в соответствии с классическими и раннехристианскими традициями», со временем феникс мог по-разному «символизировать как обновление в целом, так и в частности: Солнце, время, Римскую Империю, реинкарнацию, консекрацию, жизнь в раю, Иисуса Христа, Деву Марию, девственность, конкретного исключительного человека или некоторые аспекты христианской жизни вообще»[5]. Некоторые учёные утверждают, что в поэме Лактанция «De ave phoenice» мифологический мотив феникса может быть интерпретирован как символ воскресения Христа[6].

В алхимии феникс соответствует завершающей стадии Великого Делания (Opus Magnum) — получению философского камня и может считаться его символом. Эта стадия носила название «красного делания» (rubedo). По мнению К. Г. Юнга, «в алхимии… дракон считается низшей формой Меркурия, а феникс — высшей».

Феникс, «освобождённая душа», по выражению К. Г. Юнга, стал символом человеческого возрождения[7].

Мифология

Смерть феникса, сгорающего в пламени, Абердинский бестиарий

Первое письменное упоминание мифа о Фениксе встречается у Геродота (V век до н. э.). Он сообщает, что это птица из Аравии, живёт 500 лет вместе со своим родителем, а когда тот умирает, прилетает в храм бога Солнца в египетском городе Гелиополе и там хоронит тело родителя[b][2][3]. О самосожжении феникса и последующем возрождении Геродот не упоминает, а сам миф характеризует как неправдоподобный. Тацит также считает легенду в целом вымыслом, однако пишет, что в консульство Павла Фабия и Луция Вителлия (около 35 года н. э.) многие в Египте видели прилёт феникса[c][3]. В пересказе Тацита феникс раз в 500 лет рождает птенца, после чего умирает. Легенда упоминается и другими античными авторами, большинство которых уже включает в изложение акт самосожжения феникса. В некоторых древних источниках есть информация про то, что фениксы могут исчезнуть во вспышке света, а потом появиться в любом другом месте:

В христианском мире феникс символизирует триумф вечной жизни, воскрешение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскрешение из мёртвых. На Руси у феникса были аналоги: жар-птица и финист.

В иудейской каббале есть некоторые толкования событий, произошедших в Ган Эдене (Райском Саду), где говорится, что Хава (Ева) накормила плодом от Дерева познаний добра и зла мужа Адама и всех животных, и птиц и зверей. Не поддалась искушению только птица Феникс, сохранившая впоследствии из-за этого своё относительное бессмертие. Эта птица живёт вечно, через каждые тысячу лет сгорая в пламени выходящем из её гнезда, и вновь возрождается из пепла. Здесь же упоминается и о гигантской птице Зиз, которая одним своим крылом способна закрыть всё солнце. Обе эти птицы, по преданиям, были обитателями Ган Эдена (Райского Сада) во времена пребывания там Адама и Евы (Хавы).

Существует и другое предание о бессмертной птице. Во время 12-месячного пребывания праведного Ноя в Ковчеге во время потопа он кормил пребывающих там животных. Из всех обитателей ковчега только феникс лежал, скромно прикорнув в уголке, и на вопрос Ноя: «Отчего ты не требуешь себе пищи?» — отвечал: «— Я видел, как много у тебя хлопот с другими, и не решился беспокоить тебя.» — Тронутый этими словами, Ной сказал: «— Ты пожалел моего труда, соболезнуя моим огорчениям. Да пошлёт тебе Всевышний жизнь вечную!»

Наряду с фениксом данная птица в некоторых местах Библии упоминается как «Холь»[англ.] — название феникса на иврите — «Офхоль» (עופחול) (с иврита — «оф» עוף — «птица» и «холь» חול- песок, прах, пепел) и Оршина[d].

В геральдике

В немецком разделе есть отдельная статья Phönix (Wappentier)[нем.].

В геральдике феникса изображают поднимающимся из пламени; как Елизавета I, так и Мария, королева шотландцев, выбрали феникса в качестве своей эмблемы.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Не менее пятисот лет, см. «Британнику» и другие источники.
  2. Геродот. История, II, 73.
  3. Тацит. Анналы, VI, 28.
  4. См. комм. на: Зоар Хадаш, Итро 130; Тегилим 95:6; Берейшит Рабба 19; Пиркей д’Раби Элиэзер; Сангедрин 108; Берейшит 3:1-6
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Phoenix Архивная копия от 22 октября 2019 на Wayback Machine // Britannica
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Мифы народов мира
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 БРЭ (см. ниже)
  4. Thompson (2001: 581).
  5. Van der Broek, 1972, p. 9.
  6. Carolinne White. Early Christian Latin Poets. — 2000. — ISBN 978-0415187824. Архивная копия от 20 декабря 2021 на Wayback Machine
  7. Птица-феникс. // Newacropol.ru. Дата обращения: 8 февраля 2022. Архивировано 8 февраля 2022 года.

Литература

  • Максимович, Кирилл Александрович, «Птица Феникс в древнерусской литературе» (к проблеме интерпретации образа) // Герменевтика древнерусской литературы. XI—XIV вв. Т. 5. — М., 1992. С. 316—334.
  • Зибаев А. В. Ὄρνις vel Пτερόν, AVIS vel VOLUCRIS? О понимании природы феникса в античном мире // Scholia studiorum II: пространство исторического нарратива. Екатеринбург, 2018.
  • Joseph Nigg. The Phoenix: An Unnatural Biography of a Mythical Beast (2016) (англ.)
  • Thompson, Stith (2001). Motif-Index of Folk-Literature: A Classification of Narrative Elements in Folk Tales, Ballads, Myths, Fables, Mediaeval Romances, Exempla, Fabliaux, Jest-Books, and Local Legends, Volume 1; Volume 6. Indiana University Press. ISBN 978-0253340894
  • Van der Broek, R (1972), The Myth of the Phoenix, EJ Brill .